Слайд 1РЕБЕНОК - ТЫ КТО?!
Ротарь М. А.
Слайд 2юноша или девушка в переходном
от детства к юности возрасте.
дети
от 6 до 14 лет
НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЙ
ПОДРОСТОК
МАЛОЛЕТНИЙ
РЕБЕНОК
Ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста, если по закону, применимому к данному ребенку, он не достигает совершеннолетия ранее.
подросток от 14 до 18 лет
Слайд 3ПРАВОВОЙ СТАТУС РЕБЕНКА
ЗАКРЕПЛЕН В КОНСТИТУЦИИ РОССИИ
Слайд 4ПРАВОВОЙ СТАТУС РЕБЕНКА
ОБЯЗАННОСТИ
ПРАВА И СВОБОДЫ
ГАРАНТИИ
+
+
=
Слайд 5ПРАВОВОЙ СТАТУС ЛИЧНОСТИ – СОВОКУПНОСТЬ ПРАВ, ОБЯЗАННОСТЕЙ, ГАРАНТИЙ И ОТВЕТСТВЕННОСТИ СООТВЕТСТВУЮЩЕГО
СУБЪЕКТА ПРАВООТНОШЕНИЙ.
Право человека – это охраняемая, обеспечиваемая государством, узаконенная возможность что-то делать, осуществлять.
Свобода человека – это отсутствие каких-либо ограничений, стеснений в чем-то (деятельности, поведения).
Обязанность - это конституционно закрепленные и охраняемые правовой ответственностью требования, предъявляющиеся к каждому человеку и гражданину, связанные с необходимостью его участия в обеспечении интересов общества, государства и других граждан.
Гарантии - совокупность средств и условий, с помощью которых обеспечивается практическая реализация основных прав, свобод и обязанностей граждан, а также их охрана
и защита.
Слайд 6ПОЛНОМОЧИЯ ГАРАНТА ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА ВОЗЛОЖЕНЫ НА ПРЕЗИДЕНТА
РФ (Ч.2СТ.80КРФ).
Слайд 7ЕДИНСТВО ПРАВ И ОБЯЗАННОСТЕЙ СОСТАВЛЯЕТ ОСНОВУ ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ.
МЕРА
ВОЗМОЖНОГО
ПОВЕДЕНИЯ
Право
Обязанность
МЕРА
ДОЛЖНОГО
ПОВЕДЕНИЯ
Слайд 8
КОНВЕНЦИЯ ООН О ПРАВАХ РЕБЕНКА - МЕЖДУНАРОДНЫЙ ПРАВОВОЙ ДОКУМЕНТ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЙ ПРАВА
ДЕТЕЙ НА ОБРАЗОВАНИЕ, ПОЛЬЗОВАНИЕ ДОСТИЖЕНИЯМИ КУЛЬТУРЫ, ПРАВОМ НА ОТДЫХ И ДОСУГ, И ОКАЗАНИЕ ИНЫХ УСЛУГ ДЕТЯМ ГОСУДАРСТВАМИ-ЧЛЕНАМИ ООН /ПРИНЯТА РЕЗОЛЮЦИЕЙ 44/25 ГЕНЕРАЛЬНОЙ АССАМБЛЕИ ОТ 20 НОЯБРЯ 1989 Г. (ПОДПИСАЛИ 187 СТРАН). ВСТУПИЛА В СИЛУ 2 СЕНТЯБРЯ 1990 ГОДА/.
Слайд 9Недискриминация - все дети имеют равные права, независимо от расы, цвета
кожи, пола, языка, религии, убеждений, национального, социального и иного положения (ст.2);
Во всех действиях первоочередное наилучшее обеспечение интересов ребенка (ст.3);
Право на жизнь, выживание и развитие – каждый ребенок имеет неотъемлемое право на жизнь (ст.6);
Каждый ребенок имеет право на имя (ст.7);
Каждый ребенок имеет право на приобретение гражданства (ст.7);
Право на сохранение индивидуальности (ст.8);
Право на уважение взглядов и мнение ребенка (ст.12, 13);
Право на свободу мысли совести и религии (ст.14);
Право на свободу ассоциации и мирных собраний (ст.15);
Право на личную, семейную жизнь, а также тайну частной жизни (ст.16);
Право на достоверную информацию (ст.17);
Право не подвергаться пыткам или другим жестоким бесчеловечным и унижающим достоинство видам обращения или наказания (п. а ст.37);
Каждый ребенок вправе получить статус беженца в соответствии с применяемым правом и процедурами (ст.22).
ОСНОВНЫЕ ПРАВА И СВОБОДЫ
Гражданские права и свободы – базисные, основные: право на жизнь, на имя, на равенство в осуществлении прав и др.:
Слайд 10Права, обеспечивающие семейное благополучие ребенка и альтернативный уход: обязывают родителей заботиться
о детях, государство – помогать детям, оставшимся без родителей и т.д.
право родителей управлять и руководить ребенком (ст.5);
ответственность родителей (п.1,2 ст. 18);
разлучение с родителями (ст.9);
воссоединение семьи (ст.10);
незаконное перемещение и невозвращение детей из-за границы (ст.11);
восстановление содержания ребенка родителями (п.4 ст. 27);
дети, лишенные своего семейного окружения, имеют право на защиту и помощь государства (ст.20);
усыновление с учетом интересов ребенка (ст.21);
защита от злоупотреблений и отсутствия заботы (ст.19), включая физическое и психологическое восстановление и социальную реинтеграцию (ст.39);
периодическая оценка условий, связанных с попечением о ребенке (ст.25).
Слайд 11Право на свободное развитие личности ребенка: право свободно выражать свое мнение,
объединяться в ассоциации, иметь свободу мысли, совести и религии.
Существуют два ограничения:
Ребенок не должен унижать честь, достоинство и права другого человека;
Ребенок не должен разглашать государственные тайны и государственные секреты, нарушать общественный порядок, угрожать здоровью и нравственности населения.
Слайд 12Право ребенка свободно выражать свои взгляды и мнения по всем вопросам,
его затрагивающим (ст.12, 13).
Предоставляется ребенку с 10 лет по вопросам, касающимся непосредственно его интересов, и принимаются во внимание взгляды ребенка в соответствии с его возрастом и зрелостью /ребенок (представитель) может быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства/.
Воспринимая это право буквально, можно подумать о вседозволенности, что приведет к обыкновенной недисциплинированности, особенно если мал опыт цивилизованного, демократического взаимоотношения детей со взрослыми.
При реализации этого права необходимо помнить, что права одного человека кончаются там, где начинаются права другого человека. Следовательно, критикуя сверстника, педагога, руководителя учебного заведения, учащийся должен учитывать и их права на уважительное, корректное отношение к ним. Полезно чаще вспоминать как о своем достоинстве, так и достоинстве окружающих. Каждый имеет право на уважение его достоинства. Взаимоотношения «взрослые – дети» должны строиться в духе демократизма и бесконфликтности.
Слайд 13Право искать, получать и передавать информацию (необходимую для развития) и идеи
любого рода, независимо от границ и форм: устной, письменной, печатной и др. (ст.13);
Свобода мысли, совести и религии (ст.14);
Свобода ассоциаций и мирных собраний (ст.15);
Право на личную и семейную жизнь, честь и репутацию, тайну корреспонденции и неприкосновенность жилища (ст.16);
Право участвовать в играх, развивающих мероприятиях в соответствии с возрастом ребенка (ст.31).
Слайд 14Права, обеспечивающие здоровье детей, т.е. право детей на выживание (ст.6): право
на пользование наиболее совершенными услугами системы здравоохранения и т.д.:
«Каждый ребенок имеет неотъемлемое право на жизнь, и государство максимально должно обеспечить достойные условия жизни ребенка».
Эта категория прав содержит нормы о праве на жизнь:
Право на охрану и восстановление здоровья (ст.24, 25):
«Ребенок имеет право на первоочередное получение медицинской помощи (при аварии первым вынимают из разбитой машины ребенка, при отсутствии инвалидной книжки или полиса, если вопрос стоит о жизни ребенка, помощь обязаны оказать)».
Право на социальное обеспечение (ст.20, 26):
«Дети, лишенные возможности быть окруженными заботой родителей, находятся под опекой государства»;
Соцобеспечение, службы и учреждения по уходу за детьми (ст.23 и п.3 ст.18);
Право на достойный уровень жизни, необходимый для всестороннего физического, умственного, нравственного, духовного и социального развития ребенка (ст.27);
Право на отдых и досуг, соответствующие возрасту и потребностям ребенка (ст.31);
Право неполноценного ребенка вести полноценный образ жизни (ст.23)
(к сожалению, наше государство пока не может это право обеспечить).
Слайд 15Права, способствующие образованию детей и их культурному развитию: право на бесплатное
образование, на пользование культурой и т.д.
Это право обеспечивают родители и образовательные учреждения (которые должны работать в определенной системе, для чего необходимо знать цели, во имя которых идет работа коллектива).
Право на получение образования, включая профессиональную подготовку и оказание консультационных услуг (ст.28, 29)
«Государства обязуются дать бесплатное начальное образование»
Слайд 16ЦЕЛИ ОБРАЗОВАНИЯ (ст.29 Конвенции):
Развитие личности, талантов, умственных и физических способностей ребенка
в их самом полном объеме (т.е. важно дать не сумму знаний, а увидеть в ребенке личность и дать возможность этой личности развиться).
2. Воспитание уважения к правам человека и его основным свободам, а также к принципам, которые были провозглашены Уставом ООН.
3. Воспитание у ребенка уважения к родителям, его культурной самобытности, языку и ценностям той страны, в которой ребенок родился и в которой ребенок проживает, а также цивилизациям, отличным от его собственной (понимание, восприятия себя как части человечества).
4. Подготовка ребенка к сознательной жизни в свободной стране в духе понимание мира и равноправия мужчин и женщин, а также всех лиц, в ней проживающих.
5. Воспитание у ребенка уважения к окружающей среде.
Право на отдых, досуг и культурную деятельность (ст.31).
Слайд 17Права детей на защиту от экономической и другой эксплуатации, от привлечения
к производству и распространению наркотиков, от античеловеческого содержания и обращения в местах лишения свободы и т.д. (это право в большей степени относится к семье).
Право ребенка знать своих родителей и не разлучаться с ними (ст.7; 9);
Право ребенка на заботу со стороны родителей (ст.5);
Право ребенка на сохранение своей индивидуальности (ст.8; 20);
Право ребенка на воссоединение с семьей и право ребенка поддерживать контакты с родителями (ст. 9; 10);
Права детей, принадлежащих к меньшинствам или группе коренного народа, на свой язык, культуру, религию (ст.30);
Право ребенка на защиту от экономической эксплуатации и от работы, наносящей ущерб развитию ребенка (ст. 32);
Слайд 18 Право ребенка на защиту от наркомании и токсикомании (ст. 33);
Защита от сексуальной эксплуатации и сексуального совращения (ст.34);Право ребенка на защиту от похищения, контрабанды и торговли в любой форме (ст. 35);
Право ребенка на защиту от всех других форм эксплуатации (ст.36);
Право ребенка на защиту от физического, психологического и сексуального насилия (ст. 19; 43).
Дети, находящиеся в чрезвычайных ситуациях, дети-беженцы, дети, затрагиваемые вооруженными конфликтами, имеют право на защиту (ст.38);
Дети не должны подвергаться пыткам или другим жестоким бесчеловечным и унижающим достоинство видам обращения или наказания (п. а ст.37);
Осуждение несовершеннолетних, в частности запрещение смертной казни и пожизненного заключения (п. а ст. 37);
Максимальное содействие физическому и психологическому восстановлению и социальной реинтеграции ребенка, подвергшегося эксплуатации, в условиях, обеспечивающих его здоровье, самоуважение и достоинство (ст. 39);
Дети, нарушающие закон: отправление правосудия в отношении несовершеннолетних, презумпция невиновности (ст. 40);
Дети, лишенные свободы, включая любую форму задержания, тюремного заключения или помещения под стражу (законно и как крайняя мера), имеют право на достойное и гуманное обращение (п. б, с, д ст.37).
Слайд 19ПРАВО РЕБЕНКА НА ЗАБОТУ И ВОСПИТАНИЕ
(СТ. 54 СК РФ)
Слайд 22Малолетние дети от рождения до 6 лет полностью недееспособны, все сделки
за них осуществляют их родители, усыновители, опекуны
(ч.1 ст.28 ГК РФ);
2. Малолетние дети от 6 до 14 лет обладают частичной дееспособностью
(2 ст.28 ГК РФ):
мелкие бытовые сделки, получение недорогих подарков;
сделки по распоряжению средствами (т.н. карманные деньги), предоставленными родителями (законными представителями);
по всем сделкам малолетних детей отвечают родители (законные представители);
3. Несовершеннолетние дети от 14 до 18 лет обладают неполной дееспособностью (ст.26 ГК РФ):
мелкие бытовые сделки;
распоряжаются заработком, стипендией, другими доходами;
осуществляют права авторства;
вносят и распоряжаются денежными вкладами;
с 16 лет может быть членом кооператива;
несовершеннолетний, достигший 16 лет, может быть объявлен полностью дееспособным (эмансипация), если он работает по трудовому договору (контракту) или с согласия родителей (законных представителей) занимается предпринимательской деятельностью (ст.27 ГК РФ);
остальные сделки с письменного согласия родителей (законных представителей);
несовершеннолетние самостоятельно отвечают по всем сделкам своим имуществом (у родителей субсидиарная /дополнительная/ ответственность);
4. Полная дееспособность: по достижении 18 лет, при регистрации брака – с 16 (в некоторых регионах с 15 лет) до 18 лет, с 16 лет при институте эмансипации.
Слайд 23ОСНОВНЫЕ КОНСТИТУЦИОННЫЕ ОБЯЗАННОСТИ ГРАЖДАН РФ:
Соблюдение Конституции Российской Федерации и других нормативно
правовых актов (ч.2 ст. 15КРФ)
Уважение прав и свобод других лиц (ч. 3 ст. 17 КРФ)
Забота о детях и нетрудоспособных (пенсионерах, имеющих заболевание и т.д.) родителях (ч. 2, 3 ст. 38 Конституции РФ)
Получение среднего (полного) общего образования (это право и обязанность одновременно) (ч. 4 ст. 43 Конституции РФ)
Забота о памятниках истории и культуры (ч. 3 ст. 44 Конституции РФ)
Платить законно установленные налоги и сборы (ст. 57)
Сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (ст. 58 Конституции РФ)
Обязанность и долг гражданина Российской Федерации защищать Отечество (ч.1 ст.59 Конституции РФ)
Гражданин Российской Федерации несет воинскую или альтернативную гражданскую службу в соответствии с федеральным законом (ч. 3 ст. 59 Конституции РФ)
Слайд 24ВСЕ ПОРОКИ ОТ БЕЗДЕЛЬЯ.
Народная мудрость
Административная ответственность (деликтоспособность) за появление в состоянии
опьянения несовершеннолетних, а равно распитие ими пива и напитков, изготовляемых на его основе, алкогольной и спиртосодержащей продукции, потребление ими наркотических средств или психотропных веществ в общественных местах (ТАМ, ГДЕ БОЛЕЕ ОДНОГО ЧЕЛОВЕКА): данное деяние посягает на общественный порядок, общественную безопасность, здоровье несовершеннолетних.
Слайд 25Мелкое хулиганство (ст. 20.1 КоАП РФ) – нарушение общественного порядка, и
выражающее явное неуважение к обществу: нецензурная брань, распитие спиртных напитков, курение, отправление естественных потребностей человека в местах, специально не приспособленных для этого, оскорбительное приставание к гражданам, а равно уничтожение или повреждение чужого имущества и другие подобные действия, нарушающие порядок и спокойствие граждан - наказывается штрафом от 500 до 1000 рублей или административным арестом на 15 суток, арест применяется только с 18 лет.
Также посягает на общественный порядок и общественную безопасность демонстрирование фашистской атрибутики или символики.
Памятник жертвам фашистских репрессий
Слайд 26БАСНЯ ЭЗОПА «МАЛЬЧИК – ВОР И ЕГО МАТЬ»
МАЛЬЧИК В ШКОЛЕ УКРАЛ
У ТОВАРИЩА ДОЩЕЧКУ И ПРИНЕС МАТЕРИ.
А ТА НЕ ТОЛЬКО ЕГО НЕ НАКАЗАЛА, НО ДАЖЕ ПОХВАЛИЛА.
ТОГДА В ДРУГОЙ РАЗ ОН УКРАЛ ПЛАЩ И ПРИНЕС ЕЙ,
А ОНА ПРИНЯЛА ЭТО ОХОТНЕЕ.
ВРЕМЯ ШЛО, МАЛЬЧИК СТАЛ ЮНОШЕЙ И ВЗЯЛСЯ ЗА КРАЖИ ПОКРУПНЕЕ.
НАКОНЕЦ ПОЙМАЛИ ЕГО ОДНАЖДЫ С ПОЛИЧНЫМ И, СКРУТИВ ЛОКТИ,
ПОВЕЛИ НА КАЗНЬ, А МАТЬ ШЛА СЛЕДОМ И КОЛОТИЛА СЕБЯ В ГРУДЬ.
И ВОТ ОН СКАЗАЛ, ЧТО ХОЧЕТ ЧТО-ТО ШЕПНУТЬ ЕЙ НА УХО;
ПОДОШЛА ОНА, А ОН РАЗОМ УХВАТИЛ ЗУБАМИ И ОТКУСИЛ ЕЙ КУСОК УХА.
СТАЛА МАТЬ КОРИТЬ ЕГО, НЕЧЕСТИВЦА: «МАЛО ЕМУ ВСЕХ ЕГО ПРЕСТУПЛЕНИЙ,
ТАК ОН И РОДНУЮ МАТЬ ЕЩЕ УВЕЧИТ!»
ПЕРЕБИЛ ЕЕ СЫН: «КАБЫ НАКАЗАЛА ТЫ МЕНЯ,
КОГДА Я ПЕРВЫЙ РАЗ ТЕБЕ КРАДЕНУЮ ДОЩЕЧКУ ПРИНЕС; НЕ ДОКАТИЛСЯ БЫ Я ДО ТАКОЙ СУДЬБЫ И НЕ ВЕЛИ БЫ МЕНЯ СЕЙЧАС НА КАЗНЬ».