Презентация, доклад Познание как вид деятельности и его особенности

Содержание

Основные понятия теории познанияПознание – процесс деятельности человека, отражение объективной реальности в сознании и получение новых знаний об окружающем мире.Гносеология – часть философии, теория познания.Истина – знание, соответствующее своему предмету. Полное достоверное знание о предмете.Знание –

Слайд 1Познание как вид деятельности и его особенности


Садокова Татьяна Николаевна,
учитель истории и

обществознания
МБОУ «СОШ №16» г.Череповца

Познание как вид деятельности и его особенностиСадокова Татьяна Николаевна,учитель истории и обществознания МБОУ «СОШ №16» г.Череповца

Слайд 2Основные понятия теории познания
Познание – процесс деятельности человека, отражение объективной реальности

в сознании и получение новых знаний об окружающем мире.
Гносеология – часть философии, теория познания.
Истина – знание, соответствующее своему предмету. Полное достоверное знание о предмете.
Знание – результат процесса познания

Субъект познания – человек, коллектив или общество в целом, познающий
окружающий мир
Объект познания – окружающий мир, общество (социальное познание) или
сам человек (самопознание)
Цель – достижение истинных знаний
Результат – полученное знание

Структура процесса познания

-субъект – объект – цель – результат-

Основные понятия теории познанияПознание – процесс деятельности человека, отражение объективной реальности в сознании и получение новых знаний

Слайд 3Формы познания: чувственное и рациональное

Формы познания: чувственное и рациональное

Слайд 4Формы познания: чувственное и рациональное

Формы познания: чувственное и рациональное

Слайд 5формы познания






суждение

Умозаключение 2. Чувственное 3. Ощущение 4. Представление
5. Понятие

6. рациональное 7. Восприятие
формы познаниясуждениеУмозаключение 2. Чувственное  3. Ощущение  4. Представление5. Понятие  6. рациональное 7. Восприятие

Слайд 6формы познания
чувственное
рациональное
ощущение
представление
восприятие
понятие
суждение
умозаключение

формы познаниячувственноерациональноеощущениепредставлениевосприятиепонятиесуждениеумозаключение

Слайд 7Философы – о процессе познания.
Эмпиризм (сенсуализм) – истинное знание может быть

получено только
с помощью чувственного опыта


Рационализм – истинное знание может быть получено только с опорой на разум.

2 противоположные точки зрения

Диалектический путь процесса познания:
Чувственное и логическое – две ступени единого процесса познания.
Чувственное познание – низшая ступень, а логическое – высшая ступень процесса познания.

Факторы, влияющие на процесс познания

Интуиция (от лат. «взгляд. «вид») – способ познания – постижение истины в результате
«озарения», без логических обоснований и доказательств.

Эмоции и чувства – влияют на формирование устойчивых интересов и целей познания, вступают как мотивационные факторы.

Философы – о процессе познания.Эмпиризм (сенсуализм) – истинное знание может быть получено только с помощью чувственного опытаРационализм

Слайд 8Истина и её критерии
Истина – знание, которое соответствует изучаемому объекту, отражает

его
объективные свойства и реальную сущность

Свойства истины

Объективность – содержание знаний.
не зависящее от человека

Относительность – знание неполное, неточное, соответствующее определённому уровню развития общества, зависит от конкретных условий его получения

Абсолютная истина –
достоверное, исчерпывающее
знание, которое не может быть опровергнуто

Критерии истины

то, что позволяет удостоверить истину и подтвердить её.


Рациональная приемлемость знания
(согласованность с более общей системой знания)
Использование на практике
Соответствие законам логики

Истина и её критерииИстина – знание, которое соответствует изучаемому объекту, отражает его объективные свойства и реальную сущностьСвойства

Слайд 9Практика как критерий истины
Практика (узк.смысл) – практическая деятельность человека;

(шир.смысл) – целостная система материальной деятельности людей,
направленная на преобразование окружающего мира.

Роль практики в процессе познания:
Источник познания
Основа познания
Критерий истинности знания
Цель познания

Практика как критерий истинности знаний:
Основной критерий
Универсальный критерий
Ведущий критерий, который требуется
Дополнить другими

Практика – это
Материальное производство
Научный эксперимент
Преобразование природы
Социальное действие

Практика как критерий истиныПрактика (узк.смысл) – практическая деятельность человека;        (шир.смысл)

Слайд 10Проблема познаваемости мира
Вопрос «познаваем ли мир?» - одна из главных проблем

философии

«познаваем ли мир?»

ДА

НЕТ

Гносеология – теория познания

Агностицизм – философское
направление, отрицающее
возможность познания мира

Гностицизм – философское
направление, допускающее
возможность познания мира

КАК можно познать мир?


Эмпиризм (сенсуализм) – истинное знание может быть получено только
с помощью чувственного опыта

Рационализм – истинное знание может быть получено только с опорой на разум.

Проблема познаваемости мираВопрос «познаваем ли мир?» - одна из главных проблем философии «познаваем ли мир?»ДАНЕТГносеология – теория

Слайд 11Научное познание
Характерные черты:
Стремление к объективности открываемых истин
Воспроизводимость результата в одних и

тех же условиях
Доказательность положений
Системность и логичность положений
Открытость рациональной критике любой теории и идеи
Использование специальных методов познания
Использование особого языка, терминов, понятий

Ненаучное познание

Миф
Искусство
Народная мудрость
Здравый смысл
паранаука

Научное  познаниеХарактерные черты:Стремление к объективности открываемых истинВоспроизводимость результата в одних и тех же условияхДоказательность положенийСистемность и

Слайд 12Научное познание
Уровни научного познания
Эмпирический уровень
Теоретический уровень
наблюдение
эксперимент
описание
формализация
научный факт
проблема
гипотеза
теория

Научное познаниеУровни научного познанияЭмпирический уровеньТеоретический уровеньнаблюдениеэкспериментописаниеформализациянаучный фактпроблемагипотезатеория

Слайд 13Научное познание











1. Проблема 2. Уровни научного познания 3. Научный
факт 4. Эмпирический

уровень 5. Гипотеза
6. Теория 7. Теоретический уровень 8. Наблюдение
9. Формализация 10. Эксперимент 11. Описание
Научное познание1. Проблема 2. Уровни научного познания 3. Научныйфакт 4. Эмпирический уровень  5. Гипотеза  6.

Слайд 14Методы научного познания
Эмпирические:
Наблюдение
Эксперимент
Измерение
Классификация
Систематизация
Описание
сравнение
Теоретические:
Единство исторического и логического;
Восхождение от абстрактного к конкретному;
Формализация;
Математизация.
Универсальные
Анализ
Синтез
Индукция
Дедукция
Аналогия
Моделирование
Абстрагирование
Идеализация

Методы научного познанияЭмпирические:НаблюдениеЭкспериментИзмерениеКлассификацияСистематизацияОписаниесравнениеТеоретические:Единство исторического и логического;Восхождение от абстрактного к конкретному;Формализация;Математизация.УниверсальныеАнализСинтезИндукцияДедукцияАналогияМоделированиеАбстрагированиеИдеализация

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть