Презентация, доклад подготовка к ГИА. обществознание. 9-11 класс. Блок: Человек

Содержание

Понятие человекаЧеловек – это высшая ступень в иерархии живых организмов на ЗемлеЧеловекКак биологическое существоКак социокультурное существоЧеловек часть живой природы, обладает анатомической и физиологической системой, наличие инстинктов Человек продукт общественно-культурного развития, что подавляет его инстинкты и формирует

Слайд 1Тема 2. Человек как творец и творение культуры
Человек как биосоциальное существо.

Мышление и речь.

Происхождение человека. Способности человека (задатки, талант, гениальность, одаренность).

Деятельность человека. Виды деятельности. Формы деятельности (творчество, труд, игра, учение). Общение.

Сознание и бессознательное. Познавательная деятельность. Виды познания. Способы познания. Научное познание.

Индивид, индивидуальность, личность. Социализация. Факторы социализации. Психологические особенности.

Свобода и ответственность человека.
Тема 2. Человек как творец и творение культурыЧеловек как биосоциальное существо. Мышление и речь.Происхождение человека. Способности человека

Слайд 2Понятие человека
Человек – это высшая ступень в иерархии живых организмов на

Земле

Человек

Как биологическое существо

Как социокультурное существо

Человек часть живой природы, обладает анатомической и физиологической системой, наличие инстинктов

Человек продукт общественно-культурного развития, что подавляет его инстинкты и формирует речь и мышление

Мышление – это высшая форма отражения действительности, умственный процесс познания. Мышление облекается в языковую форму, а язык существует и реализуется через речь.

Речь – это процесс общения, коммуникационного воздействия посредством языка.

Письменная речь

Устная речь

Внутренняя речь



Понятие человекаЧеловек – это высшая ступень в иерархии живых организмов на ЗемлеЧеловекКак биологическое существоКак социокультурное существоЧеловек часть

Слайд 3Происхождение человека
Существует три теории происхождения человека: божественная (Бог создал человека), космическая

(человек из космоса), биологическая (человек произошел от обезьяны)

Антропогенез
(развитие человека)

Социогенез
(развитие общества)

Антропосоциогенез
(длился 3 – 3,5 млн. лет)

Теорию эволюции разработал Ч. Дарвин, его теорию дополнил Ф. Энгельс: труд превратил из обезьяны в человека

Более 2 млн. лет назад появились древнейшие люди (архантропы)

Около 250 тыс. лет назад появились палеоантропы (неандертальцы)

35-40 тыс. лет назад появились современные люди (Homo sapiens - человек разумный)



Происхождение человекаСуществует три теории происхождения человека: божественная (Бог создал человека), космическая (человек из космоса), биологическая (человек произошел

Слайд 4Способности человека
Способности – это индивидуальные особенности личности, позволяющие её успешно заниматься

определённого рода деятельности

Задатки

Уровни способностей:

Талант

Гениальность



Это врожденные анатомо-физиологические особенности нервной системы, составляющие индивидуально-природную основу развития способностей

Это выдающиеся способности, при которых деятельность человека отличается совершенством, оригинальностью

Это высший уровень развития способностей и талантов, она связана с созданием качественно новых, уникальных творений, открытием ранее неизвестных, неизведанных путей творчества

Сочетание различных высокоразвитых способностей называются одаренностью

Способности человекаСпособности – это индивидуальные особенности личности, позволяющие её успешно заниматься определённого рода деятельностиЗадатки Уровни способностей:ТалантГениальностьЭто врожденные

Слайд 5Деятельность человека
Деятельность – это форма активности человека, направленная на преобразование окружающего

мира и самого себя

Для человека, как и для животного, свойственно приспособительное поведение, но в отличие от животных деятельность человека является еще и преобразовательной

Субъект деятельности: отдельный индивид или общество в целом

Объект деятельности: отдельный предмет или весь окружающий мир

Структура деятельности:

Мотив (побудительная причина поведения)


Цель
(образ желаемого результата)


Средства
(все, что используется ради достижения цели)


Действия (сам процесс деятельности)

Результат (итог всей деятельности)


Деятельность человекаДеятельность – это форма активности человека, направленная на преобразование окружающего мира и самого себяДля человека, как

Слайд 6Духовная деятельность – это целостное осмысление окружающего мира
Виды деятельности
Практическая деятельность

– это материальное преобразование окружающего мира



Познавательная деятельность

Социально-
преобразовательная деятельность

Прогностическая деятельность

Материально-производственная деятельность

Материально-социальная деятельность

Все виды деятельности связаны между собой

Духовная деятельность – это целостное осмысление окружающего мира Виды деятельностиПрактическая деятельность – это материальное преобразование окружающего мираПознавательная

Слайд 7Это форма деятельности, которая направлена на освоение знаний, умений, навыков, развитие

психических процессов и способностей.

Формы деятельности

Игра

Это форма деятельности в условиях ситуации. Направлена не на результат, а на сам процесс. Развивает личность (способности, интеллект, осваивает социальные роли).

Труд

Это активная, целесообразная, осознанная форма деятельности. Направлена на достижение практически полезного результата.

Учение

Творчество

Это форма деятельности, направленная на создание качественно что-то нового, никогда не существовавшее ранее. Основывается на воображении, фантазии, интуиции, вдохновении.

1.

2.

3.

4.

Это форма деятельности, которая направлена на освоение знаний, умений, навыков, развитие психических процессов и способностей. Формы деятельностиИграЭто

Слайд 8Общение
Общение – это сложный процесс установления и развития контактов и связей

между людьми для обмена информацией с помощью языка и жестов, а также иных способов контакта

Общение

Коммуникация

Субъект = объект

Субъект ≠ объект

Содержание общения является информация

Цель общения – это удовлетворение потребностей (социальные, культурные, творческие, познавательные, эстетические)

Виды общения

Общение между реальными партнерами (родитель, друг, коллега)

Общение с воображающим партнёром (общение с собой, с Богом)

Общение с иллюзорным партнёром (общение с животным, с предметом)

Общение воображаемых партнёров (спектакль)


ОбщениеОбщение – это сложный процесс установления и развития контактов и связей между людьми для обмена информацией с

Слайд 9Сознание и бессознательное
Сознание — это сформированная в процессе общественной жизни

высшая форма психического отражения действительности в виде обобщенной и субъективной модели окружающего мира в форме словесных понятий и чувственных образов.

Познание, воля, переживания, речь, мышление самосознание, разум

Сознание



Отражение и осознание действительности модели окружающего мира

Бессознательное  — это совокупность психических процессов, в отношении которых отсутствует субъективный контроль. Формы (проявления) бессознательного: интуиция, влечение, инстинкты, сновидения, гипноз, паника, аффект, непроизвольные воспоминания.

?

Автоматизированное поведение (оговорки)

Усвоение чужого поведения и привычек

Неосознаваемое восприятие (25-й кадр)

Сознание и бессознательное Сознание — это сформированная в процессе общественной жизни высшая форма психического отражения действительности в

Слайд 10Познавательная деятельность
Познание — это процесс приобретения и развития новых знаний о явления

и закономерностях объективного мира.


Субъект

Объект

Информация

Усвоенные знания

Знания человечества

Виды познания

Миф
(древнейшее мироощущение)

Народная мудрость
(свод рецептов поведения, выработанных народом)

Искусство
(эстетическое познание)

Жизненный опит
(накопленные знания в повседневной жизни)

Научное познание
(получение истинных знаний)

Познавательная деятельностьПознание — это процесс приобретения и развития новых знаний о явления и закономерностях объективного мира.СубъектОбъектИнформацияУсвоенные знанияЗнания человечестваВиды

Слайд 11Синий цвет
Способы познания
Чувственное познание (с помощью органов чувств: зрение, слух, осязание)
Рациональное

познание (познание с помощью разума, рассудка, логики)

Ощущение
(отражение внешних свойств)

Восприятие
(целостное отражение свойств: цвет + звук = море)

Представление
(чувственный образ без непосредственного воздействия)

Море

Море

Море

Море

Понятие
(это мысль, в которой отражены признаки предмета)

Суждение
(это мысль, утверждающая или отрицающая что-то)

Умозаключение
(это логический вывод на основе нескольких суждений)

Банан – это желтый фрукт

Фрукты – съедобны,
Банан – фрукт,
Следовательно, банан – съедобен.

Все бананы есть фрукты,
но не все фрукты есть бананы



Синий цвет

Синий цветСпособы познанияЧувственное познание (с помощью органов чувств: зрение, слух, осязание)Рациональное познание (познание с помощью разума, рассудка,

Слайд 12Научное познание
Научное познание – это процесс получения объективного, истинного знания.
Уровни научного

познания

Эмпирический уровень
(получение знаний с помощью опыта, экспериментов и наблюдений)

Теоретический уровень
(получение знаний с помощью индукции, дедукции, анализа, синтеза)



Гипотеза

Закон

Эксперимент

Идеи

Концепции

Теории

Истина – это соответствие между самой действительностью и нашими мыслями о действительности

Абсолютная истина

Относительная истина

В древние времена считали, что Земля плоская

Критерии истины является общественно-историческая практика, т. е. деятельность людей по преобразованию окружающего мира.

Научное познаниеНаучное познание – это процесс получения объективного, истинного знания.Уровни научного познанияЭмпирический уровень (получение знаний с помощью

Слайд 13Индивид, индивидуальность, личность
Индивид (индивидуум) – это человек как единичный представитель человеческого

рода, поэтому «индивид» безличен, он понимается лишь в качестве носителя типичных, общих человеческих черт.

Индивидуальность – это совокупность отличительных черт, которые позволяют отличить одного человека от другого.




Биологические
(цвет кожи, черты лица)

Психологические
(характер, интересы)

Социальные
(социальный статус и роль)

Личность – это человек, являющийся субъектом социальной деятельности, обладающий совокупностью социально значимых черт, которые делают человека уникальным и не повторимым.

Тип личности

Деятель

Мыслитель

Люди чувств и эмоций

Люди милосердия

Индивид, индивидуальность, личностьИндивид (индивидуум) – это человек как единичный представитель человеческого рода, поэтому «индивид» безличен, он понимается

Слайд 14Социализация
Формирование личности происходит в процессе социализации.
Социализация – это процесс усвоения индивидом

образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний, навыков, позволяющих ему успешно функционировать в данном обществе.

Факторы влияющие на социализацию

Макрофакторы (государство, климат)

Мезофакторы (город, село, этнос)

Микрофакторы (школа, семья, СМИ)

Миллифакторы (задатки, сознание)


Личность

Индивид

Социализация

Агенты социализации

Каналы социализации


Семья, школа, СМИ, работа, политические партии

Родители, друзья, учителя, коллеги по работе

СоциализацияФормирование личности происходит в процессе социализации.Социализация – это процесс усвоения индивидом образцов поведения, психологических установок, социальных норм

Слайд 15Психологические особенности
Темперамент – это совокупность индивидуальных психических свойств человека, характеризующих динамику

протекания психических процессов и состояний.

Высокая активность, низкая реактивность, реактивность ниже активности (в этом выражается инертность).

Холерик

Высокая активность, вспыльчивость, подвижность, быстрый темп действий, экстраверт.

Сангвиник

Эмоционально выразительность, высокие темп речи и движений, пластичен, гибок, адаптирован, живая мимика, оптимизм.

Флегматик

Меланхолик

Слабый, вялый, инертный, глубокий интроверт, легко раним, чрезмерно обидчив, замкнут, осторожен, осмотрительный.

1.

2.

3.

4.

Психологи отмечают, что в чистом виде нет ни у одного из людей.

Психологические особенностиТемперамент – это совокупность индивидуальных психических свойств человека, характеризующих динамику протекания психических процессов и состояний.Высокая активность,

Слайд 16Свобода и ответственность
Свобода – это способность человека действовать в соответствии со

своими интересами и целями, опираясь на познание объективной необходимости.

«свобода – есть познанная необходимость»


Нельзя жить в обществе и быть абсолютно свободным одновременно. Свобода – это необходимость подчинение объективным законам.

Человек абсолютно свободен лишь в своих мыслях и эмоциях

Свобода человека всегда предполагает его ответственность перед обществом за свой поступок.
Ответственность — это субъективная обязанность отвечать за свои поступки и действия, а также их последствия.

Ответственность

Свобода


Свобода и ответственностьСвобода – это способность человека действовать в соответствии со своими интересами и целями, опираясь на

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть