Слайд 2
«Глаза у нас намного выше ног
В том смысле вижу я
особый знак
Мы все сотворены , чтоб каждый мог
Все осмотреть пред тем, как сделать шаг»
Р. Гамзатов.
Слайд 3Тема урока:
«Моральный выбор»-Это ответственность
Слайд 4Цели урока:
1. Способствовать формированию умения анализировать жизненные ситуации , выстраивая алгоритм
рассуждения на основе понятий обществоведческого курса: Моральный выбор, свобода, ответственность.
2. Создать условия для понятия, что человек- существо, призванное творить самого себя.
Слайд 5Задачи урока:
1. Показать связь между свободно выбранным поступком и ответственностью за
сделанный выбор, поступок.
2. Подвести к пониманию, что только наличие ответственности делает выбор нравственным деянием.
Воспитание мотивов самосовершенствования.
Дать возможность задуматься, что значит быть человеком и стать человеком.
Слайд 6Основные понятия
Моральный выбор - Это нравственный конфликт в самом человеке.
Моральный
выбор - Это ответственность.
Свобода - уникальное духовное качество человека, заключающееся в возможности самостоятельно избирать направление своей жизни, поступков, деятельности.
Слайд 7
Предопределенность или свобода выбора?
Слайд 8Кившенко «Военный совет в Филях»
Слайд 9Притча о птичке
Одна птичка очень долго жила в клетке. Она часто
смотрела сквозь прутья клетки в окно, где виднелись деревья и луг. Она видела других птиц, которые весело летали на свободе, и часто задумывалась и том, каково это – чувствовать, как солнце пригревает спинку, ветер расправляет крылья. И, взмывая и пикируя вниз, довить на лету мошек. Когда птичка думала об этом, ее сердце начинало учащенно биться. Она садилась повыше на перекладину и, глубоко дыша, почти ощущала трепет возможного полета. Иногда другая птица садилась на карниз у окна, немного отдыхала там и рассматривала птичку, сидевшую в клетке.
Путешественница склоняла голову набок и как бы спрашивала себя, возможно ли такое. Птица в клетке!
И в эти моменты птичка чувствовала себя совсем несчастной. Ее маленькие плечики понуро опускались, в горле стоял комок, а на сердце ложилась печаль. Однажды владелец клетки оставил дверцу клетки открытой. Птичка сидела и смотрела наружу сквозь открытую дверцу. Она видела птиц, порхающих там, на свободе, видела, как солнце играет на их спинках, а ветер ворошит перышки, и почувствовала волнение. Птичка заметила, что окно открыто, и ее сердечко забилось еще быстрее. Она пыталась решить, что сделать. И она еще думала, когда на закате вернулся хозяин и запер дверь клетки. Птичка, какими бы не были
ее мотивы, предпочла безопасность свободе.
Слайд 11Предопределенность или свобода выбора?
Слайд 12Выписывают в соответствующие колонки следующие понятия:
«ответственность», «независимость от общественного мнения», «выбор»,
«долг», «независимость от чужой воли», «возможность реализовать любое желание», «строгое соблюдение законов», «уважение прав других людей», «совесть», «взаимопонимание», «сила воли», «способность к самоограничению».
Слайд 13Ситуация для анализа 1.
В выходной день ты с друзьями собираешься в
поездку на концерт любимой группы. Ты долго ждал этого момент. Оплачены билеты. Заказан транспорт. Но накануне ты узнаешь, что у родителей изменен график работы, и тебе нужно побыть с престарелой больной бабушкой.
Слайд 14Ситуация для анализа 2.
Гуляя вечером по парку с друзьями, чьим мнением
ты очень дорожишь, один из друзей предложил с целью позабавиться подрисовать краской из баллончика портреты на аллее героев. Все согласились. Как поступишь ты?
Слайд 15Ситуация для анализа 3.
На уроке во время объяснения учителя, один из
одноклассников, чтобы сорвать урок взорвал петарду. Учитель нервничает. Просит виновного признаться в содеянном поступке. Ты знаешь, кто это сделал, но боишься за последствия. Как поступить в такой ситуации?
Слайд 16Тест «Моральный выбор – это ответственность»
1. Заполните пропуск.
В «Декларации прав человека
и гражданина» (Франция, 1789)
______________________ трактуется как возможность «делать все, что не наносит вреда другому: таким образом, осуществление естественных прав каждого человека ограничено лишь теми пределами, которые обеспечивают другим членам общества пользование теми же правами».
1) свобода 3) братство
2) равенство 4) право
2. Верны ли следующие суждения о морали?
А. Мораль – это совокупность представлений о добре и зле, справедливости и несправедливости, хорошем и плохом, а также нормы поведения, основанные на этих представлениях.
Б. Мораль – это узаконенная справедливость, средство цивилизованного разрешения
противоречий.
1) верно только А 3) верны оба суждения
2) верно только Б 4) оба суждения неверны
3. Верны ли следующие суждения о морали?
А. Мораль – это особые духовные правила, которыми государство регулирует
поведение человека.
Б. Мораль – это совершенство, высшая цель человеческих стремлений,
представление о наиболее возвышенном человеке.
1) верно только А 3) верны оба суждения
2) верно только Б 4) верно только Б
Слайд 17Тест «Моральный выбор – это ответственность»
4. Определение «свободы как осознанной необходимости»
впервые дал нидерландский философ
1) Жан Жак Руссо 3) Барух (Бенедикт) Спиноза
2) Иммануил Кант 4) Карл Маркс
5. От времен Сократа и до нашего времени спорный в философии вопрос о том,
обладают ли люди реальным контролем над своими решениями и поступками
представляет собой вопрос о свободе
1) воли 3) совести
2) слова 4) вероисповедания
6. В философии понятие «свобода» связанно с наличием у человека свободы
1) воли
2) долга
3) совести
4) средства в достижении цели.