Слайд 1«Государство и политический конфликт»
Слайд 2Цель - изучить особенности политического конфликта и проблемы его управления.
В
процессе написания работы, были выдвинуты следующие задачи:
1. изучить теоретические подходы исследования политического конфликта;
2. проанализировать особенности и виды политических конфликтов;
3. рассмотреть основные пути решения политических конфликтов.
Объектом исследования является политический конфликт.
Слайд 3Предмет исследования: теоретические подходы к исследованию политических конфликтов.
Методы исследования:
изучение, обработка
и анализ научных источников по проблеме исследования;
анализ научной литературы, учебников и пособий по международным отношениям, политологии, социологии, психологии, конфликтологии.
Слайд 4Под политикой вообще обычно понимают главным образом деятельность социальных групп и
индивидов по реализации своих противоречивых интересов с помощью государственной власти. Политика появляется там и тогда, где и когда общество расслаивается, дифференцируется на различные группы с несовпадающими интересами.
Слайд 5Государство - политическая организация, представляющая собой систему учреждений, обладающих верховной властью
на определенной территории.
Главное назначение государства — обеспечивать целостность социума путем регуляции взаимоотношений между социальными группами, а также индивидами.
Сущность политического процесса, в конечном счете, и составляет борьба различных социальных групп за завоевание и использование государственной власти. Вокруг нее и разворачиваются все политические конфликты.
Слайд 6Понятие конфликта.
Структура и субъекты
политического конфликта.
Конфликт – противостояние – оппозиция
– столкновение индексно-противоположных целей, интересов, мотивов, позиций, мнений, замыслов, критериев или же концепций субъектов – оппонентов в процессе общения – коммуникации
Слайд 7Различают три стадии конфликта: предконфликтная, конфликт, разрешение его.
Первая – это
стадия на которой стороны не могут договорится, т.е. возникает разногласие по какому-либо вопросу и происходит отчуждение.
Вторая стадия – это сам конфликт. Ведение его индивидуально для каждой конфликтующей группы.
Третья стадия- это разрешение конфликта.
Слайд 8 Конфликты несут серьезную угрозу стабильности общества, однако они выполняют и позитивные
функции. Конфликт препятствует застою и окостенению социальный системы. Постоянное решение конфликтов вызывает обновление и прогрессивное изменение системы, т.е. конфликт играет творческую роль. Иногда специально для сплочения общества создается «образ врага», на который направляется внимание всех членов общества, что действует как предохранительный клапан, направляет недовольство и агрессивность масс на внешнего врага.
Слайд 9По мнению представителя конфликтологической школы немецкого политолога Р. Дарендорфа, конфликт –
естественный и необходимый фактор общественного развития, более того, без конфликта это развитие невозможно. Любое общество демонстрирует признаки несогласия, потенциального столкновения и даже насилия.
Слайд 10Политический конфликт — столкновение субъектов политики в их взаимном стремлении реализовать свои
интересы и цели, связанные прежде всего с достижением власти или ее перераспределением, а также с: изменением их политического статуса в обществе.
Слайд 11 Источник политических конфликтов универсален — это все то же удовлетворение базовых потребностей
социальных групп и индивидов, которое в сложно структурированном обществе не может быть обеспечено без согласования и централизованной координации усилий, чем и занимается государственная власть.
По большому счету политическая власть для группы — не самоцель, а средство гарантировать удовлетворение фундаментальных потребностей. Главным движущим мотивом таких людей и групп становится “жажда власти”.
Слайд 12 В качестве объекта политических конфликтов выступает специфический социальный ресурс — государственная власть,
а также политический статус социальных групп и политические ценности (патриотизм, гражданственность, права и свободы и пр.).
Субъектами политических конфликтов обычно признают либо социальные группы, либо представляющие их политические институты
Слайд 13Особенности и виды
политических
конфликтов
1) Преимущественно открытый характер, большая проявленность столкновения интересов.
склонность к внешним эффектам, известная театральность политической жизни.
2) Непременная публичность. любой конфликт в этой по-настоящему профессиональной среде предполагает апелляцию к массам (непрофессионалам), активную мобилизацию их на поддержку той или иной стороны.
3) Повышенная частота. Конфликтов в политической сфере сегодня много больше, чем в остальных.
Слайд 14Особенности и виды
политических
конфликтов
4) Всеобщая значимость. Каким бы частным или локальным ни
был политический конфликт, но завершается он принятием решения на государственном уровне, а оно обязательно для всех членов общества.
5) “Господство – подчинение” как осевой принцип. Поскольку политические конфликты разворачиваются в социальном пространстве, где доминирующей осью является вертикаль государственной власти, их главной целью неизбежно становится установление политического господства оказавшейся сильнее стороны.
6) Возможность использования силовых ресурсов как средства разрешения конфликта. Поскольку государство как политический институт является непременным участником практически всех политических конфликтов, всегда существует большой соблазн в качестве последнего аргумента использовать силу, причем на совершенно законных основаниях
Слайд 15Традиционно наиболее общими основаниями выделения политических конфликтов разного типа выступают:
сфера распространения
(различают внутриполитические и внешнеполитические (межгосударственные) конфликты)
тип политической системы (конфликты тоталитарных и демократических политических систем)
характер предмета конфликта (конфликты интересов, статусно - ролевые, а также конфликты ценностей и идентификации)
Слайд 16Межгосударственные конфликты и национальные интересы
Смысл разделения политических конфликтов на внутри- и
внешнеполитические более чем очевиден. В последних в качестве субъектов конфликта выступают государства (или коалиции государств). Отношения между ними всегда характеризовались взаимной конкуренцией, которая с печальной периодичностью принимала самые острые формы (военные). Принято считать, что государствами движут так называемые национальные интересы. Их основу составляют важнейшие для существования народа-нации потребности: в безопасности, контроле и использовании природных ресурсов, сохранении культурной целостности и национальной специфики. Естественными ограничителями национально-государственных интересов выступают ограниченность ресурсов и национальные интересы других стран.
Слайд 17Политические
конфликты тоталитарных и демократических систем.
Суть внутриполитических конфликтов в значительной мере
определяется характером политических систем. Своеобразие же политическим системам придают политические режимы, т. е. совокупность конкретных методов осуществления политической власти определенной социальной группой.
Таких “совокупностей” политические науки выделяют как правило три.
Слайд 18Тоталитари́зм (от лат. totalis — весь, целый, полный; лат. totalitas — цельность, полнота) — политический режим,
стремящийся к полному (тотальному) контролю государства над всеми аспектами жизни общества.
Слайд 19Авторитари́зм (от лат. auctoritas — власть, влияние) — форма правления — власть, влияние) — форма правления
(политический режим — власть, влияние) — форма правления (политический режим), при которой носитель власти — власть, влияние) — форма правления (политический режим), при которой носитель власти (например, диктатор — власть, влияние) — форма правления (политический режим), при которой носитель власти (например, диктатор, группа людей, руководитель предприятия) провозглашает сам себя имеющим право на власть. Обоснованием для существования такой власти является исключительно мнение на этот счёт носителя данной власти.
Слайд 20Демокра́тия (др.-греч. (др.-греч. δημοκρατία — «власть народа», от δῆμος — «народ» и κράτος —
«власть») — политический режим (др.-греч. δημοκρατία — «власть народа», от δῆμος — «народ» и κράτος — «власть») — политический режим, в основе которого лежит метод коллективного принятия решений (др.-греч. δημοκρατία — «власть народа», от δῆμος — «народ» и κράτος — «власть») — политический режим, в основе которого лежит метод коллективного принятия решений с равным воздействием участников на исход процесса или на его существенные стадии. Хотя такой метод применим к любым общественным структурам (др.-греч. δημοκρατία — «власть народа», от δῆμος — «народ» и κράτος — «власть») — политический режим, в основе которого лежит метод коллективного принятия решений с равным воздействием участников на исход процесса или на его существенные стадии. Хотя такой метод применим к любым общественным структурам, на сегодняшний день его важнейшим приложением является государство (др.-греч. δημοκρατία — «власть народа», от δῆμος — «народ» и κράτος — «власть») — политический режим, в основе которого лежит метод коллективного принятия решений с равным воздействием участников на исход процесса или на его существенные стадии. Хотя такой метод применим к любым общественным структурам, на сегодняшний день его важнейшим приложением является государство, так как оно обладает большой властью.
Слайд 21Конфликты тоталитарных режимов.
1) Статусно-ролевой конфликт
Основан на принижении значимости человека и на
неуважении со стороны партнера.
2) Скрытый конфликт – это конфликт, мотив которого тщательно маскируется за поводом, по которому якобы он возник.
3) Конфликт идеологический конфликтное Противоборство в сфере идеологии, в процессе которого одна социальная группа, общность или система стремится одержать победу в идеологической борьбе против другой группы, общности или системы и осуществить экспансию своей идеологии на территорию соперника.
4) Искусственный конфликт - конфликт, созданный людьми для реализации определенных целей
Слайд 22Конфликты
демократического общества.
1) Открытый конфликт – это конфликт, когда ясны его
мотивы и противоборствующие стороны его не скрывают
2) конфликты не распространяются на частную жизнь граждан, не подчиняют себе развитие экономики, не определяют “правило функционирования духовной сферы.
3) конфликтные ситуации характеризуются меньшей напряженностью.
4) Статусно - ролевые политические конфликты имеют относительно меньшее значение, чем конфликты интересов и ценностей.
5) отработанность четких процедур, правил локализации и регулирования политических конфликтов.
Слайд 23Политические конфликты интересов.
Позиции участников политических конфликтов выстраиваются ныне по трем разделительным линиям:
1)
разделение властей — исполнительная против законодательной;
2) разделение фракций в парламенте (Федеральном Собрании);
3) разделение полномочий федеральных и региональных властей.
Слайд 24Конфликты ветвей власти.
Разделение властей (на законодательную, исполнительную и судебную) — один из
базовых демократических институтов.
В устоявшейся демократической системе выгоды применения принципа разделения властей перевешивают издержки его перманентной конфликтности.
В России нет сколько-нибудь длительной традиции рассредоточения власти. Политическая власть всегда была жестко централизованной. Да и сам институт представительной власти появился в нашем отечестве только в 1905г. Принятая вслед октябрьским событиям новая российская Конституция перераспределила часть властных полномочий в пользу президента и тем самым сделала менее вероятной открытую конфронтацию сторон. Но снять ее вообще невозможно, ибо для этого надо ликвидировать либо парламент, либо президентскую власть. К настоящему времени этот конфликт приобрел характер вялотекущего, что, наверное, означает шаг вперед по сравнению с 1993 г.
Слайд 25Конфликты партийной системы.
Второй линией разлома российских политических конфликтов стала фракционная борьба
в нижней палате Федерального Собрания — Государственной Думе. Это, пожалуй, наиболее явное выражение представительства различных групп интересов во власти. Их можно, пусть и крайне расплывчато, определить по социальному составу голосующих за ту или иную партию на выборах.
Слайд 26Пути и методы разрешения
политических конфликтов.
Поиск технологии регулирования конкретных взаимоотношений неизбежно
опирается на решение ряда универсальных задач:
1. Воспрепятствовать возникновению конфликта либо его разрастанию и переходу в такую фазу и такое состояние, которое значительно увеличивает социальную цену за его урегулирование.
2. Вывести все теневые, латентные, неявные конфликты в открытую форму с тем, чтобы уменьшить неконтролируемые процессы и следствия данного взаимодействия, избежать внезапных обвальных потрясений, на которые невозможно будет правильно и оперативно отреагировать.
Слайд 27Пути и методы разрешения
политических конфликтов.
3. Минимизировать степень социального возбуждения, вызываемого
течением политического конфликта в смежных областях политической(общественной) жизни, чтобы не сдетанировать более широкие дополнительные потрясения, на регулирование которых будет необходимо тратить дополнительные ресурсы и энергию.
Слайд 28Пути урегулирования конфликтов.
В политической практике существуют различные пути урегулирования социальных конфликтов,
т.е. снижение их остроты, прекращение открытых враждебных действий сторон. Все их можно свести к следующим четырем:
1. Отрицание, замалчивание имеющихся конфликтов.
2. Применение репрессивных мер по отношению к одной или всем конфликтующим сторонам.
3. Осуществление реформ, призванных частично устранить предпосылки, приведшие к открытому столкновению.
4. Попытки коренного разрешения конфликтов путем устранения их непосредственных причин.
Слайд 29Консенсус как средство решения конфликта.
Консенсус (от латинского consensus - согласие, единодушие)
- состояние согласия основных социальных сил относительно распределения власти, ценностей, статусов, прав и доходов в обществе, а также поиск и принятие взаимоприемлемых решений, удовлетворяющих все заинтересованные стороны. Он представляет своего рода форму связи граждан между собой и с обществом в целом. Принцип консенсуса предполагает учет
мнений как большинства, так и
меньшинства и базируется на
признании неотъемлемых прав
личности. Попытки игнорировать
консенсус как метод решения
спорных вопросов в плюралистическом обществе неизбежно порождает противоборство сторон, приводят к конфронтации.
Слайд 30Современная политическая наука выделяет следующие пути и методы управления конфликтами.
стратегические, ориентированные
на предупреждение конфликтов и кризисов на основе научного прогноза и упреждающего создание правовых, политических, экономических и социально-психологических институтов и условий для стабильного развития социальной системы.
тактические, включающие контроль и урегулирование возникающих конфликтов с использованием силовых средств по отношению к их участникам посредствам налаживания переговорного процесса.
оперативные, которые предполагают разовые действия по ограничению конфликта и устранению его последствий.
Пути урегулирования конфликтов.
Слайд 31Как подчеркивал Р.Дарендроф, позитивная роль конфликтов особенно заметна в современную эпоху,
поскольку непримиримые конфликты относятся к политическому контексту XIX века. Нынешнее же столетие не только исчерпало условия, в которых собственность превратилась бы в предмет непримиримых противоречий между людьми, но и вооружило последних могучими средствами обуздания агрессивных политических сил. И подлинными знамениями нашего времени становятся гуманизация, постепенный переход приоритетов от групповых к индивидуальным ценностям, увеличивающие предпосылки для согласования и примирения позиций конфликтующих сторон.