Слайд 1МОБУ «Потанинская основная общеобразовательная школа»
Творческая работа
по профессиональной ориентации
Учащихся 9 класса
Учитель:
Ефремова
Галина Викторовна
МОЯ БУДУЩАЯ ПРОФЕССИЯ.
УЧИТЕЛЬ
НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ
2014 год
Слайд 2
«Посредственный учитель излагает.
Хороший учитель объясняет.
Выдающийся учитель показывает.
Великий учитель вдохновляет.»
Уильям Артур Уорд,
писатель
Учитель начальных классов. Описание профессии
Это самая гуманная, творческая и нужная профессия, которая является фундаментом всем остальным профессиям в мире.
Специалист этого профиля играет важную роль в формировании личности каждого ученика. Поэтому каждый из нас помнит своего первого учителя – руководителя начальных классов. Он – педагог, воспитатель, психолог, музыкальный руководитель в одном лице. Учитель начальных классов – это человек, который первым встречает первоклашку в школе, помогает ему адаптироваться среди сверстников и влиться в процесс учебы.
Слайд 3 Тип и класс профессии
Профессия «Учитель начальных классов» относится к типу «Человек-человек». Основное содержание профессии составляют взаимоотношения, как с учащимися младшего школьного возраста, так и с их родителями, направленные на то, чтобы наилучшим образом организовать учебный и воспитательный процесс в начальной школе.
Профессия «Учитель начальных классов» относится к классу творческих (эвристических), т.к. приятие решения в каждой отдельной ситуации требует индивидуального подхода.
Содержание деятельности
Учитель начальных классов осуществляет обучение и воспитание учеников, реализует образовательные программы, обеспечивает уровень подготовки, соответствующий требованиям государственного стандарта, ведет всю учебную документацию, соблюдает права и свободы обучающихся, согласно Закону «Об образовании в РФ», Конвенции о правах ребенка, обеспечивает охрану жизни и здоровья обучающихся в период образовательного процесса.
Слайд 4
Учитель стремиться развить в
детях любознательность,
привычку преодолевать трудности. Формирует у них потребность
в знаниях. Выступает для малышей в роли воспитателя,
прививая им навыки общения и поведения в социальной среде.
Профессиональная обязанность учителя – проведение уроков, в процессе которых он обеспечивает изучение учениками новой информации, повторение и закрепление пройденного ранее, контроль и выставление оценок, а также организует самостоятельную работу.
Цель образования – не только собственно обучение, но и развитие, воспитание ученика.
Учитель занимается воспитательной работой — проводит с обучающимися различные интересные и полезные мероприятия, индивидуально оказывает помощь ученикам, испытывающим затруднения.
Основное внимание в подготовке учителя начальной школы уделяется педагогике, возрастной психологии и методике работы с детьми. Особую значимость имеет общекультурный уровень педагога. Чтобы достигнуть
успеха в учительской работе, необходим высокий уровень
способностей (интеллектуальных, коммуникативных,
организаторских), обстоятельная подготовка, а также личностные
качества, располагающие к данной работе.
Специфика профессии
Работа учителя многопланова и включает в себя следующие
функции:
1) объяснение нового материала доступными для определенного возраста
средствами; 2) контроль за усвоением материала: опрос и оценка знаний учащихся; 3) проверка классных и домашних работ; 4) консультирование учеников и их родителей по подбору необходимых для обучения книг, пособий, рабочих тетрадей; 5) классное руководство; 6) проведение воспитательной работы с детьми; 7) помощь в раскрытии творческого потенциала, способностей и возможностей учащихся; 8) выявление интересов и склонностей учеников для адекватного подбора программ и методов обучения; 9) изучение индивидуальных особенностей детей и оказание эффективного психолого-педагогического воздействия на них; 10) формирование личности ученика; 11) развитие у учеников стремления к освоению новых знаний; 12) организация внеклассных
групповых мероприятий, ведение дискуссий, диспутов, собраний;
13) объяснение текущих социальных событий и явлений;
14) участие в разработке и внедрении образовательных программ;
15) составление тематических и урочных планов;
16) оформление документации (журналов, отчетов).
Слайд 6
«Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаешь, и любить
тех, кому преподаёшь»
Василий Осипович Ключевский, историк, профессор МГУ
Личные качества
склонность к работе с детьми;
наблюдательность: умение увидеть тенденции в развитии ребенка, способности для формирования его умений, навыков;
умение заинтересовать учеников;
высокая степень личной ответственности; ораторские и организаторские способности; высокий уровень коммуникативных способностей;
способность уделять внимание нескольким объектам одновременно;
психическая и эмоциональная уравновешенность; выдержка, самоконтроль и самообладание; умение урегулировать конфликты; терпение;
интерес и уважение к другому человеку; стремление к самопознанию, саморазвитию;
оригинальность, находчивость, тактичность, целеустремленность, энтузиазм, артистизм; требовательность к себе и другим.
наблюдательность (способность) увидеть тенденции в развитии, формировании его умений, навыков, зарождение новых потребностей и интересов).
Слайд 7
Образование
Среднее педагогическое образование. Педагогические колледжи. Первой ступенью профессионального педагогического образования в
России являются педагогические колледжи, дающие среднее профессиональное образование для преподавания в начальной школе. Специальности: «Преподавание в начальных классах», «Коррекционная педагогика в начальном образовании».
Высшее педагогическое образование. Педагогические университеты, академии и институты Второй ступенью профессионального педагогического образования являются высшие учебные заведения, в которых можно получить высшее педагогическое образование. Бакалавриат и магистратура – это два уровня высшего педагогического образования. Специальность:
«Педагогика и методика начального
образования»
Слайд 8
Образование
Послевузовское образование. Аспирантура.
Третьим уровнем подготовки педагогов является аспирантура
и докторантура, которые выпускают
научно-педагогические кадры
высшей квалификации для подготовки педагогов в высших учебных заведениях.
Постдипломное образование и самообразование. Повышение квалификации, профессиональная переподготовка
Учитель – это специалист, который осуществляет свою деятельность в режиме непрерывного самообразования, постдипломного образования и повышения квалификации. В соответствии с Законом об образовании в Российской Федерации учитель обязан повышать свою квалификацию и обучаться на курсах повышения квалификации или профессиональной переподготовки не реже, чем 1 раз в 3 года.
Слайд 9 Профессиональные компетентности:
понимание сущности и социальной значимости своей будущей
профессии, проявление к ней устойчивого интереса; организация
собственной деятельности, определение методов решения профессиональных
задач, оценивание их эффективности и качества; оценивание рисков и принятие решений в нестандартных ситуациях; осуществление поиска, анализа и оценки информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития; использование информационно-коммуникационных технологий для совершенствования профессиональной деятельности; работа в коллективе и команде, взаимодействие с руководством, коллегами и социальными партнерами; постановка целей, мотивирование деятельности обучающихся, организация и контроль их работы с принятием на себя ответственности за качество образовательного процесса; самостоятельное определение задач профессионального и личностного развития, самообразование, планирование повышения квалификации; осуществление
профессиональной деятельности в условиях обновления ее целей,
содержания и смены технологий; осуществление профилактики
травматизма, обеспечение охраны жизни и здоровья детей;
владение методикой преподавания; умение организовывать внеурочную деятельность и общение младших школьников;
осуществление классного руководства;
ведение работы с родителями и умение координировать деятельность сотрудников образовательного учреждения, работающих с классом;
создание в учебном кабинете предметно-развивающей среды;
выбор учебно-методического комплекта, разработка учебно-методических материалов (рабочих программ, учебно-тематических планов) на основе образовательного стандарта с учетом вида образовательного учреждения, особенностей класса/группы и отдельных обучающихся;
участие в исследовательской и проектной деятельности в области начального образования
Слайд 10
Профессиональные компетентности:
умение организовывать внеурочную деятельность и общение
младших школьников; осуществление классного
руководства; ведение
работы с родителями и умение координировать деятельность сотрудников образовательного учреждения, работающих с классом; создание в учебном кабинете предметно-развивающей среды; выбор учебно-методического комплекта, разработка учебно-методических материалов (рабочих программ, учебно-тематических планов) на основе образовательного стандарта с учетом вида образовательного учреждения, особенностей класса/группы и отдельных обучающихся; участие в исследовательской и проектной деятельности в области начального образования.
Место работы
образовательные учреждения (школы);
социальные организации (детские дома, приюты, интернаты, детские центры творчества и досуга);
подготовительные курсы для дошкольников;
работа в правоохранительных органах (детские приемники-распределители, колонии);
городские и муниципальные учебно-методические центры;
репетиторская деятельность.
Слайд 11
Карьера
Учитель начальных классов может пройти курсы повышения
квалификации, продолжить обучение в аспирантуре и тем самым продвинуться по административной лестнице. Учитель может стать завучем или директором школы, перейти на руководящую работу в Отдел образования администрации города или района.
Перспектива карьерного роста учителей связана с повышением уровня педагогического мастерства, победой в конкурсах профессиональных достижений, подготовкой успешных учеников (победителей предметных Олимпиад). Опытные, успешные и нацеленные на рост карьеры педагоги могут в перспективе открыть собственный бизнес по оказанию
образовательных услуг, организовать свою
частную школу.
Размер заработной платы учителя начальных классов складывается из
нескольких сумм:
Должностной оклад учителя. На сегодняшний день базовый должностной оклад учителя составляет 7450,00 рублей. С учетом уровня профессионального образования работника должностной оклад умножается на межуровневый коэффициент, который составляет 1,8 для педагогов, имеющих среднее профессиональное образование и 2,0 для имеющих высшее профессиональное образование. Таким образом, должностной оклад работника может составлять 13410,00 рублей и 14900,00 рублей соответственно.
Компенсационные выплаты. К этим выплатам относится оплата проверки тетрадей по русскому языку – 20%, по математике – 15%, по иностранному языку – 10%. А также выплаты за квалификационную категорию педагога, полученную им в результате аттестации. Выплаты составляют 30% - за высшую
квалификационную категорию и 20% - за первую квалификационную
категорию. В среднем, эта выплата у учителя начальных классов
варьируется от 3990,00 рублей до 5920,00 рублей
Слайд 13
Заработная плата
Стимулирующие выплаты. Это широкий спектр выплат,
к которым относятся
выплаты за работу, не входящую в круг
основных обязанностей работника, за дополнительную работу по
специальности, за высокое качество и напряженность деятельности педагога,
за результативность, участие в профессиональных конкурсах, за инновационную деятельность и т.д. Решение о размере стимулирующих выплат работнику принимает работодатель, как правило, по итогам учебного года, полугодия, четверти и т.п. У педагогических работников размер стимулирующих выплат обычно бывает от 30% до 80%, что может составлять от 4020,00 рублей до 11920,00 рублей.
Таким образом учитель начальных классов при нагрузке 18 часов в неделю (1 ставка) может заработать от 21420,00 рублей до 32740,00 рублей в месяц.
На сегодняшний день средняя заработная плата в России составляет 26000,00 рублей.
Слайд 14
Востребованность профессии
Представители профессии «Учитель начальных классов» являются достаточно востребованными на рынке труда. Несмотря
на то, что вузы выпускают большое количество специалистов в этой области, многим образовательным организациям постоянно требуются квалифицированные учителя начальных классов.
Уникальность профессии
Большинство считает, что профессию «Учитель начальных классов» нельзя назвать редкой, в нашей стране она достаточно распространена. Уже несколько лет на рынке труда наблюдается спрос на представителей профессии учителя начальных классов, несмотря на то, что специалистов каждый год выпускается немало.
Слайд 15Плюсы профессии.
творческая работа, предполагающая постоянный рост;
возможность подработки репетиторством;
возможен неполный рабочий день;
радуют успехи учеников;
высокий авторитет успешного педагога и благодарность учеников;
длинный 2-месячный отпуск – гарантированно летом;
работа с молодежью заряжает энергией, оптимизмом.
Минусы профессии
нервная работа, требующая колоссального терпения;
подготовка к завтрашнему уроку, проверка тетрадей отнимают много личного свободного времени;
большой объем общественной работы;
повторение одной и той же информации из года в год;
профессиональное выгорание при работе свыше 10 лет.