Слайд 1ТОЛЕРАНТНОСТЬ
ДЕМОКРАТИЯ
СОВРЕМЕННАЯ
МОЛОДЕЖЬ
ПРЕЗЕНТАЦИЯ
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА
МАКЕЕВКИ
МЕТОДИЧЕСКИЙ ЦЕНТР
МАКЕЕВСКАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ШКОЛА I-III СТУПЕНЕЙ №50
Ефанова Татьяна Степановна, учитель
высшей категории МОШ I-III ступеней №50
Слайд 2
Цель мероприятия:
учебная – расширение и обогащение знаний о различных аспектах
толерантности, формулирование самого понятия «толерантности»;
развивающая – развивать интерес обучающихся к пониманию различных аспектов толерантности; развивать образное мышление, память;
воспитательная – воспитывать у обучающихся активную жизненную позицию, направленную на утверждение общечеловеческих ценностей построение государства – Донецкой Народной республики; способствовать воспитанию уважения к человеческой личности как высшей ценности.
Слайд 3
Компетентности: формирование
информационно-коммуникативной компетентности через применение информационно-коммуникативных технологий на уроке;
социальной – через
формирование способности личности продуктивно сотрудничать в команде;
предметной – через приобретение определенных знаний по теме урока в пределах содержания предмета «Обществознание».
Слайд 4
Основные ведущие идеи:
быть готовым к тому, что все люди разные -
не лучше и не хуже, а просто разные;
научиться воспринимать людей такими, какие они есть, не пытаясь изменить в них то, что нам не нравится;
ценить в каждом человеке личность и уважать ее мысли, чувства, убеждения независимо от того совпадают они с нашими;
сохранять свое лицо, стремиться найти себя и при любых обстоятельствах оставаться собой.
Слайд 5
Ожидаемые результаты:
После занятия учащиеся смогут:
сформулировать, что такое толерантность, почему необходимо
быть толерантным;
выяснять сущность различных видов социальных отношений, их взаимозависимость и личное отношение к ним;
не только конкретизировать для себя отдельные понятия, но и услышать других, понять их.
Слайд 6Форма проведения:
занятие-тренинг с элементами дискуссии и групповыми методами самостоятельной работы.
Слайд 7Инструментарий:
интерактивная, мультимедийная доска
презентация
приложение 1: информационная карта
высказывания известных людей
приложение 2:
«Шаг за шагом»
приложение 3: «Оцените ситуацию»
приложение 4: «Особенности толерантной личности»
компьютеры
Слайд 8ХОД ЗАНЯТИЯ
Организационный момент
II. Мотивация учебной деятельности
История о мудреце
Однажды к мудрецу
пришли два человека, которые не могли решить спор.
- Мудрец, ты знаешь, как восходит солнце и почему появляется месяц. Ты знаешь, почему вспыхивают звезды и почему дует ветер! Ты знаешь людей и их проблемы, ты сможешь рассудить нас - кто из нас прав, а кто - нет.
Слайд 9 Мудрец согласился и начал внимательно слушать сначала первого из них. В
конце рассказа он сказал: «Да, я выслушал тебя. Ты совершенно прав! ».
Тогда начал доказывать свою позицию второй селянин. Когда он закончил, мудрец, поразмышляв, сказал: «Что с тобой я согласен!».
Тогда не выдержал писарь, который записывал интересные истории из жизни людей: «Мудрец, ты, наверное, ошибся, не может быть двух победителей в споре». Мудрец, внимательно посмотрев на писаря, спокойно ответил на замечание: «Да, и ты можешь быть прав».
Слайд 10
Обсуждение:
Скажите, могут ли в споре правы двое?
2. Почему так решил
проблему мудрец?
3. Могли бы эти люди без мудреца решить свои проблемы и что для этого нужно было сделать?
4. Спрогнозируйте, чем закончилась эта история.
Слайд 11 Учитель. Недаром говорят: сколько людей, столько и мнений. Уважение к
мнению других, толерантное отношение друг к другу - вот тот путь, который ведет общество к миру, спокойствию и гармоничному развитию.
Поэтому тема нашего занятия сегодня звучит так:
«Толерантность, демократия, современная молодежь»
вопрос
♦ Как вы считаете, какие задачи мы должны решить?
Слайд 12 III. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Определение понятия «толерантность»
Учитель. В последнее время слово «толерантность»
приобрело популярность. Что это значит? Что такое толерантный человек или толерантный подход?
Понятие толерантности неоднозначно в разных культурах, оно зависит от исторического опыта народов.
Слайд 13 Работа с информационной карточкой, с плакатами с высказываниями людей о толерантности
На
основе представленной информации, высказываний известных людей сформулируйте свое определение понятия «толерантность» (см. Приложение 1).
Учитель. Толерантность предполагает готовность принять других такими, какие они есть, и взаимодействовать с ними на основе договоренности.
Слайд 14 ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Термин «толерантность» происходит от латинского слова tolerantia, то
есть терпение.
На английском языке, согласно с Оксфордским словарем, толерантность - «готовность и способность без протеста воспринимать личность или вещь». Французский - «уважение свободы другого, его образа мыслей, поведения, политических и религиозных взглядов». На китайском языке быть толерантным значит «позволять, допускать, проявлять великодушие в отношении других». Персидском языке это означает «терпение, терпимость, выносливость, готовность к примирению».
В научной литературе толерантность рассматривается прежде всего как уважение и признание равенства, отказ от доминирования и насилия, признание многомерности и разнообразия человеческой культуры, норм, верований и отказ от возведения этой многообразия к единообразию или преобладание какого-то одного взгляда.
Слайд 15 ВЫСКАЗЫВАНИЯ ИЗВЕСТНЫХ ЛЮДЕЙ
Успех в отношениях с другими зависит от намерений
выяснить для себя точку зрения другого человека. Английский поэт Т. Гуд
Человеческая сущность проявляется лишь в общении, в единстве человека с человеком, в единстве, основанные только на различия между Я и ТЫ. Немецкий философ Л. Фейербах
Ваше мнение для меня глубоко неприемлема, но за Ваше право выразить ее я готов отдать свою жизнь. Французский философ Вольтер
Ограниченность нашего ума ведет к упрямства, мы неохотно верим тому, что выходит за пределы нашего мировоззрения. Французский писатель и мыслитель Ларошфуко
Не считай, что другие думают так же, как ты. Древнеримский поэт Гораций
Слайд 16 Жизни общества, как и жизнь отдельного человека, основывается на воздействии идей,
взглядов, теорий. Многие из них слишком влияли на сознание людей, призывая с баррикад, приводя к войнам и формирование «образа врага» из другого народа и тому подобное. Но с развитием общества люди начали понимать, что Земля - наш общий дом, который надо беречь, что все люди - соседи. А для того чтобы объединить усилия, надо находить общий язык в безбрежном море разнообразных культур, мыслей, идей. На помощь должен прийти «спасательный круг толерантности».
Взаимоотношения между людьми бывают разными: положительными и отрицательными. Это часто зависит от обстоятельств, но чаще - от самих участников, их умение и желание позитивного взаимодействия. Эти отношения могут развиваться как по восходящей, так и по нисходящей, как в более позитивных, конструктивных, так и к отрицательным, деструктивных.
Слайд 17 Упражнение «Шаг за шагом»
Ученики объединяются в группы и работают над решением
задачи (см. Приложение 2).
1. Перед вами - Ступени, одной из которых является «терпимость».
2. По лестнице можно двигаться вверх, а значит, развивать отношения в направлении улучшения, а можно идти вниз, что будет означать ухудшение отношений.
3. Вам предложено 10 различных понятий и типов отношений, поведения, отношений. Расположите их по ступенькам вверх и вниз таким образом, чтобы на верхней ступеньке было слово, которое для вас означает позитивный вид отношений, а в последнее внизу было понятие, которое, по вашему мнению, характеризует негативные отношения.
4. Во время работы руководствуйтесь принципом: каждый следующий вид отношений зависит от предыдущего, то есть невозможно без него.
5. Учтите, что свободных ступенек 10, а предлагаемых понятий 9. Это означает, что один термин должен быть предложен вами самостоятельно. Объясните выбранный вами вариант размещения понятий на ступеньках.
Слайд 18 Упражнение «Шаг за шагом»
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Слайд 19 Вопрос
1. пользовались вы когда-нибудь ступеньками? Куда легче двигаться - вверх или
вниз?
2. Можно ли то же самое сказать и о движении «ступеньками взаимоотношений»?
Учитель. Для того чтобы добиться успеха в жизни, не тратить сил на конфликты, «бытовые войны», целесообразно выработать в себе толерантность как черту характера.
Слайд 20
Упражнение «Оцените ситуацию»
Проанализируйте в группах ситуации (см. Приложение 3), выберите вариант
ответа и объясните его. Попробуйте дать определение понятию «предел терпимости».
Учитель. Чтобы толерантно подойти к решению проблемы, нужно подобрать соответствующие слова, высказывания, чтобы не обидеть человека.
Вопрос
Какие черты характера человека должны соответствовать именно толерантному поведению?
Слайд 21
Упражнение «Оцените ситуацию»
1-Я СИТУАЦИЯ
Дмитрий имеет нетипичную для парня прическу - слишком
длинные волосы. Как вести себя тем, кому такой стиль не нравится?
варианты:
а) постоянно демонстрировать свое негативное отношение настойчиво советовать сменить прическу;
б) учитывать, что человек имеет право на самовыражение и может делать что-либо со своими волосами;
в) требовать соблюдать общего стиля одежды и прически на занятиях в школе.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Слайд 22
Упражнение «Оцените ситуацию»
2-Я СИТУАЦИЯ
Оксана часто пропускает уроки без уважительных причин. Как
относиться к этому?
варианты:
а) осуждать такое поведение ученицы;
б) считать, что это - личное дело Оксаны и не вмешиваться;
в) с пониманием отнестись к проблемам Оксаны, постепенно поощрять ее к учебе.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Слайд 23
Упражнение «Оцените ситуацию»
3-Я СИТУАЦИЯ
Вы - сторонник здорового образа жизни. Ваш младший
брат не делает зарядку, много ест, курит. Что вы сделаете?
варианты:
а) сделаю вид, будто ничего не замечаю;
б) расскажу родителям: пусть они решают, что делать;
в) объясню преимущества здорового образа жизни и буду привлекать его к совместным занятиям спортом.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Слайд 24
Упражнение «Оцените ситуацию»
4-Я СИТУАЦИЯ
Ваша подруга надела на вечеринку наряд, который ей
не подходит и неуместно на таком мероприятии. Что вы сделаете, чтобы ваша подруга не имела забавный вид?
варианты:
а) поставлю ультиматум: или она переодевается, или уйдет сама;
б) намекну, что она одета неуместно;
в) корректно замечу, что ей не совсем подходит этот наряд.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Слайд 25
Упражнение «Оцените ситуацию»
5-Я СИТУАЦИЯ
Вадим постоянно проявляет неуважение к своим товарищам. Что
делать?
варианты:
а) избегать общения с Вадимом;
б) ответить грубостью на грубость;
в) «глотать» обиды и проводить с учеником разъяснительную работу.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Слайд 26
Упражнение «Черты толерантной личности»
Установите черты характера в порядке важности для толерантного
отношения к другим (см. Приложение 4).
Свой выбор объясните.
Слайд 27
Упражнение «Черты толерантной личности»
ОСОБЕННОСТИ ТОЛЕРАНТНОЙ ЛИЧНОСТИ
Отношение к другим. (
)
Снисходительность. ( )
Терпение. ( )
Чувство юмора. ( )
Отзывчивость. ( )
Доверие. ( )
Умение владеть собой. ( )
Доброжелательность. ( )
Умение не осуждать других. ( )
Гуманизм. ( )
Умение слушать. ( )
Любознательность. ( )
Способность к сопереживанию. ( )
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
Слайд 28 Учитель. Впрочем, помимо нашей воли еще существуют источники нетерпимости, которые приводят
к войнам и конфликтам.
Источники нетерпимости:
• военное и силовое решение проблем;
• нетерпимость друг к другу, нежелание выслушать друг друга;
• неуважение к мнению других;
• ограничение свобод и прав человека.
Слайд 29 Учитель. Все эти проявления приводят к хаосу, конфликтам, безответственности за свои
поступки.
А для того чтобы преодолеть эти проявления нетерпимости, мы должны:
• свободно и спокойно общаться, слушать друг друга;
• пытаться понять;
• воспринимать людей такими, какие они есть, с их культурой, языком, традициями.
И тогда мы сможем сохранить нашу землю и общий дом.
Слайд 30 IV. ИТОГИ ЗАНЯТИЯ
Создаем «спасательный круг толерантности». Все участники занятия
берутся за руки, образуя круг, и выражают свое мнение по отношению к понятиям, информации, о которых они узнали во время занятия, о том, оправдались ли их ожидания, произносят пожелания.