Слайд 1Правосознание и правовая культура
Подготовила: учитель истории и права Степанцева И.В.
Слайд 2Правовое сознание
Форма осознания права как специфического явления и жизни человека и
общества.
Совокупность взглядов, идей, представлений, оценок, а также чувств и настроений, выражающих отношение людей к праву, действующему законодательству и юридической практике.
Ядро правосознания – знание права.
Слайд 3Правосознание – это знание законов
Слайд 4Выразите свое мнение:
«Человеку невозможно не иметь правосознания; его имеет каждый, кто
сознает, что, кроме него, на свете есть другие люди. Человек имеет правосознание независимо от того, знает он об этом или не знает, дорожит этим достоянием или относится к нему с пренебрежением. Вся жизнь человека и вся его судьба слагается при участии правосознания и под его руководством…»
Слайд 6Правосознание
Правовая идеология – совокупность идей, взглядов, теорий, оценок, которая находит отражение
в отношении человека к праву.
Правовая психология – элемент правосознания, представляющий собой совокупность переживаний, настроений, связанных с восприятием права и всех производных от него явлений.
Слайд 7Взаимодействие права и правосознания
Правосознание оказывает влияние на правотворчество и через него
на содержание права
Правосознание влияет на процесс правоприменения
Уровень правосознания способствует соблюдению и исполнению права
Право формирует правосознание каждого из нас, способствует внедрению в наше сознание правовых идей.
Слайд 9Правовая культура
Правовая культура личности – уровень знания права каждым из нас,
уважительное отношение к праву.
Правовая культура общества – достигнутый уровень развития правосознания и правовой активности общества.
Современная правовая культура – правовая культура гражданского общества и правового государства, где высшей ценностью являются права и своды человека.
Слайд 10Черты современной правовой культуры
Осознание определяющего значения прав и свобод человека и
гражданина в обществе;
Утверждение в массовом правосознании чувства уважения к закону и правопорядку;
Правовая активность граждан в осуществлении своих прав;
Активная законотворческая, правозащитная и правоприменительная деятельность всех органов государства, местного самоуправления, должностных лиц, общественных объединений, граждан.
Слайд 11Пути формирования правовой культуры
Слайд 12Правовой нигилизм
Недооценка и неуважительное отношение к праву до его полного отрицания
и игнорирования.
Последствия правового нигилизма: нарушение законов, нарушение прав человека, массовое несоблюдение правовых норм, рост преступности, неэффективность работы органов государственной власти и др.
Слайд 14Обсудите пословицы и дайте собственную оценку отношения людей к праву
«Закон что
дышло: куда повернешь, туда и вышло» (русская)
Где закон, там и обида» (русская)
«Что мне законы, коли судьи знакомы» (русская)
«Закон топтать нельзя, а вокруг ходить (русская)можно» (русская)
«Закон – это столб: перелезть нельзя, но можно обойти» (английская)
Слайд 15Правовое воспитание
Целенаправленная систематическая деятельность государства, его органов, общественных объединений, правозащитных движений
по формированию и повышению правосознания и правовой культуры.
Слайд 16Основные формы правового воспитания
Обучение праву
Правовая пропаганда
Юридическая практика
Самовоспитание
Дополните список вышеперечисленных
форм правового воспитания, существует ли в Вашей школе правовое воспитание? Каким образом оно осуществляется?
Слайд 17Закрепление:
«Закон – на улице натянутый канат,
Чтоб останавливать прохожих средь дороги,
Иль их
сворачивать назад,
Или им путать ноги.
Но что ж? Напрасный труд! Никто назад нейдет!
Никто и подождать не хочет!
Кто ростом мал – тот вниз проскочит,
А кто велик – перешагнет!» (В.А. Жуковский)
О каком явлении общественной жизни идет речь? Свой ответ поясните. Как вы понимаете смысл последних двух строк?
Слайд 18Домашнее задание:
П. 17 стр. 153-163
Задание стр. 163 написать эссе на одно
из высказываний