Слайд 1КАФЕДРА КБ-13 «Правовое обеспечение национальной безопасности»
Москва, 2016
Административное судопроизводство
Для второго курса, группы
БОСО-01-16
По направлению подготовки
40.05.01 «Правовое обеспечение национальной безопасности»
Слайд 2Содержание:
Производство по административным делам об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в
судах общей юрисдикции.
Общие положения.
Возбуждение производства по административному делу об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости и подготовки дела к судебному разбирательству.
Москва, 2016
Слайд 3Работу выполнил:
Студент 2 курса, группы БОСО 01-16
Спесивцев Александр
Слайд 5
Процедура оспаривания результатов определения кадастровой стоимости направлена на защиту прав
и законных интересов владельцев объектов недвижимости, включая владельцев земельных участков и объектов капитального строительства (зданий, строений, сооружений). Изначально поводом к оспариванию кадастровой стоимости стал п. 12 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утв. Постановлением Правительства РФ от 8 апреля 2000 г. N 316, согласно которому споры, возникающие при проведении государственной кадастровой оценки земель, подлежали рассмотрению в судебном порядке. Актуальности этой норме добавил п. 3 ст. 66 ЗК, принятого в 2001 г., который предусматривал правило установления кадастровой стоимости земельного участка в процентах от его рыночной стоимости. При этом размер этих процентов нигде в нормативных источниках закреплен не был, что породило немало споров как теоретического, так и практического характера.
Слайд 6
Землевладельцы и землепользователи стали обращаться в суды с заявлениями в
порядке производства по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений, с требованиями об оспаривании актов субъектов РФ, утверждавших результаты государственной кадастровой оценки. Впервые правовую определенность применительно к судебному порядку оспаривания результатов государственной кадастровой оценки внес Президиум ВАС РФ, когда им было принято Постановление от 28 июня 2011 г. N 913/11 по делу N А27-4849/2010.
Слайд 7Основные правовые позиции коснулись двух утверждений. Во-первых, спор о кадастровой стоимости
земельного участка должен был рассматриваться в порядке искового производства. Во-вторых, основанием удовлетворения иска о признании кадастровой стоимости земельного участка равной рыночной являлось определение рыночной стоимости этого участка без проверки правильности и достоверности расчета кадастровой стоимости. Указанное Постановление способствовало развитию позитивной арбитражной практики защиты прав собственников, владельцев и арендаторов земельных участков, подавляющее большинство дел завершалось удовлетворением заявленных исковых требований.
Слайд 8
В Кодексе административного судопроизводства Российской Федерации (КАС РФ) содержится отдельная
глава (25), посвященная особенностям рассмотрения дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости. Тем самым, вроде как, создано условие для устранения возникавших ранее вопросов о том, по правилам какого производства эти дела должны рассматриваться. Вместе с тем выбор способа защиты права или оснований оспаривания результатов определения кадастровой стоимости может повлиять на то, по правилам какого именно производства, предусмотренного КАС РФ, будет рассматриваться конкретное требование об оспаривании. Так, согласно ч. 5 ст. 245 КАС РФ административное исковое заявление об оспаривании решения комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости рассматривается по правилам главы 22, а не 25 КАС РФ.
Слайд 9
Представляется, что проблему обеспечения единообразия судебной практики по делам об
оспаривании результатов определения кадастровой стоимости можно было бы решить иначе, без значительного увеличения числа дел, рассматриваемых судами общей юрисдикции, за счет дел, ранее подведомственных арбитражным судам. В АПК РФ можно было бы внести изменения и установить порядок рассмотрения таких дел, аналогичный предусмотренному КАС РФ, а Верховный Суд РФ обеспечивал бы единообразие практики их рассмотрения судами общей юрисдикции и арбитражными судами.
Слайд 10
Отнесение соответствующих споров независимо от их субъектного состава к подведомственности
судов общей юрисдикции было вызвано, по всей видимости, главным образом тем, что если раньше результаты проведенных государственных кадастровых оценок объектов недвижимости затрагивали в основном интересы юридических лиц, то теперь значительное число граждан, квартиры, жилые дома которых подлежат обложению налогом на имущество по кадастровой стоимости, также потенциально заинтересованы ее оспорить.
Слайд 11С одной стороны, рассмотрение дел данной категории только судами общей юрисдикции
позволяет обеспечить единообразие практики их рассмотрения, поскольку ранее практику их рассмотрения судами общей юрисдикции и арбитражными судами нельзя было признать единообразной. В связи с этим Президиум ВАС РФ в рамках производств по отдельным делам данной категории сформировал целый ряд важных правовых позиций, касающихся особенностей их рассмотрения. Некоторые из этих позиций были позднее учтены при внесении изменений и дополнений в Закон об оценочной деятельности. Однако тенденция формирования единообразия практики рассмотрения таких дел арбитражными судами была прервана. Ввиду отнесения этих споров к подведомственности исключительно судов общей юрисдикции, а также принимая во внимание последние изменения, внесенные в Закон об оценочной деятельности, практика производства по этим делам стала формироваться по существу заново.
Слайд 12
Отнесение дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости к подсудности
судов общей юрисдикции уровня субъектов Российской Федерации, а не районных судов, сложно признать оправданным. Весьма значительное число лиц потенциально заинтересовано в оспаривании результатов определения кадастровой стоимости принадлежащей им недвижимости. Поэтому нагрузка на соответствующие суды будет возрастать.
Слайд 13
В 2014 году произошло переосмысление взглядов на вид судопроизводства, в
котором подлежат рассмотрению споры о результатах определения кадастровой стоимости. Принятый в 2015году КАС закрепил правило рассмотрения этих споров в порядке административного судопроизводства, что нашло отражение в гл. 25 данного Кодекса. При этом отдельные вопросы оспаривания результатов определения кадастровой стоимости освещены в Постановлении Пленума ВС РФ "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости".
Слайд 14
Платность использования земли в Российской Федерации относится к одному из
принципов земельного законодательства (подп. 7 п. 1 ст. 1 ЗК). Формами платы за землю являются арендная плата и земельный налог. При этом независимо от формы внесения платы отправной величиной, из которой производятся расчеты, является кадастровая стоимость земельного участка. Согласно п. 3 ст. 66 ЗК в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Слайд 15
Применительно к отдельным видам объектов капитального строительства кадастровая стоимость является
базой для начисления физическим лицам налога на имущество физических лиц (ст. 402 и 403 НК) и юридическим лицам - налога на имущество организаций (п. 2 ст. 375, 378.2 НК). Исходя из общих положений налогового законодательства налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными.
Слайд 16
Кадастровая стоимость рассчитывается в процедуре массовой оценки недвижимости, т.е. в
процессе определения стоимости при группировании объектов оценки, имеющих схожие характеристики, в рамках которого используются математические и иные методы моделирования стоимости на основе подходов к оценке. Это приводит к тому, что кадастровая стоимость каждого конкретного объекта в отдельности может не учитывать его уникальных особенностей, оказывающих существенное влияние на величину стоимости. В связи с этим ст. 24.18 Закона об оценочной деятельности устанавливает основания для оспаривания результатов определения кадастровой стоимости, а КАС - судебную процедуру.
Слайд 17
В соответствии со статьей 24.11. Закона об оценочной деятельности под
государственной кадастровой оценкой для целей Закона об оценочной деятельности понимается совокупность действий, включающих в себя:
— принятие решения о проведении государственной кадастровой оценки;
— формирование перечня объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке;
— отбор исполнителя работ по определению кадастровой стоимости (далее — исполнитель работ) и заключение с ним договора на проведение оценки;
— определение кадастровой стоимости и составление отчета об определении кадастровой стоимости;
— экспертизу отчета об определении кадастровой стоимости;
— утверждение результатов определения кадастровой стоимости;
— внесение результатов определения кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости.
Слайд 18
Из абзаца 9 статьи 24.11 Закона об оценочной деятельности следует,
что рассмотрение споров о результатах определения кадастровой стоимости осуществляется с учетом особенностей, установленных Законом об оценочной деятельности.
В рамках реформы, связанной с принятием Закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 05.02.2014 № 2-ФКЗ «О Верховном Суде Российской Федерации и прокуратуре Российской Федерации», были внесены изменения в целый ряд федеральных законов, так или иначе касающихся деятельности арбитражных судов, в том числе и в Закон об оценочной деятельности.
Слайд 19
Законный интерес в уменьшении кадастровой стоимости до размеров рыночной, а
следовательно, и право на подачу административного искового заявления имеют следующие субъекты (административные истцы):
собственники объекта недвижимости;
лица, владеющие объектом недвижимости на праве постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения;
органы государственной власти, органы местного самоуправления - в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности;
арендаторы недвижимого имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, - в случаях, когда арендная плата исчисляется исходя из кадастровой стоимости объекта недвижимости;
арендаторы недвижимого имущества, находящегося в собственности граждан и (или) юридических лиц, если арендная плата рассчитывается исходя из кадастровой стоимости этого недвижимого имущества и если согласие собственника на такой пересмотр выражено в договоре либо в иной письменной форме.
Слайд 20
Надлежащим административным истцом может быть не только текущий собственник объекта
недвижимости на дату подачи иска, но и бывший собственник. Он вправе обратиться с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости, если результатами кадастровой оценки затрагиваются права и обязанности такого лица как налогоплательщика, в налоговом периоде, в котором подано заявление. Например, имеют место случаи, когда налогоплательщик уже произвел отчуждение земельного участка, но еще не заплатил налог за соответствующий налоговый период.
Слайд 21
Надлежащий административный ответчик зависит от выбранного административным истцом предмета административного
иска, основания оспаривания результата определения кадастровой стоимости. Если в качестве предмета административного иска заявлено требование об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере, равном его рыночной стоимости, то в таком случае надлежащими административными соответчиками являются:
(1) государственный орган или орган местного самоуправления, утвердившие результаты определения кадастровой стоимости;
(2) государственный орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке.
Слайд 22
Если в качестве предмета административного иска заявлено требование об оспаривании
решений, действий (бездействия) комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, то надлежащими административными ответчиками являются указанная комиссия и государственный орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, при котором она создана.
Слайд 23
По рассматриваемой категории дел помимо административного истца и административного ответчика
в производстве по делу принимают участие и иные лица. Суд привлекает к участию в деле таких лиц, если их права и обязанности могут быть затронуты решением суда, например собственника, сособственника, бывшего собственника, соарендатора объекта недвижимости.
Слайд 24
Свидетелем по рассматриваемой категории дел может быть привлечен оценщик, проводивший
государственную кадастровую оценку, а также оценщик, составивший отчет о рыночной стоимости спорного объекта недвижимости, эксперт саморегулируемой организации оценщиков, давший положительное заключение на соответствующий отчет.
Данная возможность соответствует ч. 6 ст. 69 КАС, которая предусматривает статус свидетеля для лиц, участвовавших в составлении документа, исследуемого судом как письменное доказательство.
Слайд 25Возбуждение производства по административному делу об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости
и подготовки дела к судебному разбирательству.
Слайд 26
Разрешение споров о результатах определения кадастровой стоимости относится к компетенции
комиссий по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости и судов. Комиссии создаются Росреестром при его территориальном органе в соответствующем субъекте РФ. В каждом субъекте РФ создается одна постоянно действующая комиссия. Деятельность комиссий регулируется Порядком создания и работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, утв. Приказом Минэкономразвития России от 4 мая 2012 г. N 263.
Слайд 27
Действующее законодательство устанавливает обязательный досудебный порядок рассмотрения споров о результатах
определения кадастровой стоимости, который не является обязательным лишь для физических лиц, включая индивидуальных предпринимателей. Этот досудебный порядок закреплен в абзаце 1 ст. 24.18 Закона об оценочной деятельности и действует для юридических лиц, органов государственной власти и органов местного самоуправления. В связи с этим к заявлению об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости должны прилагаться документы, подтверждающие его соблюдение.
Слайд 28
О соблюдении досудебного порядка свидетельствуют решение комиссии об отказе в
удовлетворении заявления о пересмотре кадастровой стоимости либо документы, подтверждающие факт обращения в комиссию и не рассмотрение ею заявления в установленный законом срок. Если заявление не было принято комиссией к рассмотрению (например, в связи с отсутствием отчета о рыночной стоимости, правоустанавливающих документов), то такое обращение не свидетельствует о соблюдении досудебного порядка урегулирования спора.
Слайд 29
Анализ действующего законодательства приводит к выводу о том, что независимо от
оснований оспаривания результатов определения кадастровой стоимости вопрос о недостоверности и несостоятельности самих расчетов и методик определения кадастровой стоимости не ставится и не исследуется ни в комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, ни в суде. Это, в частности, исключает возможность предъявления каких-либо исков собственников и владельцев недвижимости против исполнителя работ по государственной кадастровой оценке и уполномоченного органа государственной власти, реализующего свои властные полномочия по контролю этих работ, утверждению их результатов.
Слайд 30
Основания для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости установлены в ст.
24 Закона об оценочной деятельности и продублированы в ч. 1 ст. 248 КАС:
недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости;
установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Слайд 31
Основания оспаривания кадастровой стоимости влияют на формирование предмета доказывания, предопределяют относимые
к делу доказательства. Независимо от основания оспаривания кадастровой стоимости к административному исковому заявлению должны быть приложены документы, указанные в ст. 126 КАС, а также:
кадастровая справка о кадастровой стоимости объекта недвижимости, содержащая сведения об оспариваемых результатах определения кадастровой стоимости;
нотариально заверенная копия правоустанавливающего документа на объект недвижимости в случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости подается лицом, обладающим правом на объект недвижимости;
документы и материалы, подтверждающие соблюдение установленного федеральным законом досудебного порядка урегулирования спора, за исключением случая, если административное исковое заявление подано гражданином, в том числе имеющим статус индивидуального предпринимателя.
Слайд 32
В п. 11 Постановления Пленума ВС РФ "О некоторых вопросах,
возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" даны разъяснения, что кадастровая справка о кадастровой стоимости должна содержать не только сведения об оспариваемых результатах определения кадастровой стоимости, но и сведения о дате, на которую определена кадастровая стоимость объекта недвижимости (сведения о дате также могут содержаться в отчете об определении кадастровой стоимости, составленном по результатам проведения государственной кадастровой оценки, в акте определения кадастровой стоимости и в иных документах). При этом следует учитывать, что административный истец сам не может определять содержание справки о кадастровой стоимости. Форма и содержание такой справки утверждены Приказом Минэкономразвития России от 1 октября 2013 г. N 566 "Об утверждении формы кадастровой справки о кадастровой стоимости объекта недвижимости".
Слайд 33
Если оспаривание кадастровой стоимости производится по основанию установления в отношении
объекта недвижимости его рыночной стоимости, то к административному исковому заявлению должны быть дополнительно приложены:
отчет об определении рыночной стоимости объекта недвижимости, составленный на бумажном носителе и в форме электронного документа;
положительное экспертное заключение на бумажном носителе и в форме электронного документа, подготовленное экспертом (экспертами) той саморегулируемой организации оценщиков, в которой состоит оценщик, составивший отчет, о соответствии отчета требованиям законодательства Российской Федерации, федеральных стандартов оценки (ФСО), иных подзаконных нормативных правовых актов.
Слайд 34
Если оспаривание кадастровой стоимости производится по основанию недостоверности сведений об
объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, то к административному исковому заявлению должны быть дополнительно приложены документы, подтверждающие недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, в том числе подтверждающие наличие кадастровой и (или) технической ошибки.
Слайд 35
Судебный срок по рассматриваемой категории дел составляет пять лет, он
исчисляется с даты внесения в Государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости. Срок истекает досрочно в случае внесения в государственный кадастр недвижимости новых результатов определения кадастровой стоимости, полученных при проведении очередной государственной кадастровой оценки, или сведений, связанных с изменением качественных (количественных) характеристик объекта недвижимости, повлекших изменение его кадастровой стоимости (ч. 3 ст. 245 КАС).
Слайд 36
В случае утверждения и внесения в ходе рассмотрения дела в
государственный кадастр недвижимости результатов очередной кадастровой оценки, применимых к спорному объекту недвижимости, заявитель не вправе изменить требования в порядке ч. 1 ст. 46 КАС и оспорить результаты очередной кадастровой оценки. В таком случае заявитель вправе обратиться в суд с самостоятельным требованием при условии соблюдения досудебного порядка урегулирования спора, когда это установлено законом, и представления соответствующих доказательств.
Слайд 37
По делам о пересмотре кадастровой стоимости, лица, участвующие в деле,
обязаны доказать обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений. Обязанность доказать недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, а также величину рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой, лежит на административном истце (ч. 1 ст. 248 КАС).
Слайд 38
Если административный ответчик возражает против удовлетворения заявления, он обязан доказать
достоверность сведений об объекте, использованных при определении его кадастровой стоимости, недостоверность сведений о величине рыночной стоимости, представленных административным истцом, а также иные обстоятельства, подтверждающие его доводы. При этом в случае возникновения у суда сомнений в обоснованности доводов административного истца эти обстоятельства выносятся на обсуждение, даже если административный ответчик на них не ссылался (ст. 62 КАС).
Слайд 39Большинство дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости производятся по основанию
установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости, т.е. в ситуации, когда кадастровая стоимость превышает рыночную. По таким делам ключевым доказательством является отчет об определении рыночной стоимости объекта недвижимости.
Слайд 40
Пленум ВС РФ в п. 20, 22 Постановления "О некоторых
вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" ориентировал нижестоящие суды на проявление процессуальной активности в части выявления недостатков представленных административным истцом документов. Во-первых, исследуя отчет об оценке объекта недвижимости, суд проверяет его на соответствие законодательству об оценочной деятельности, в том числе федеральным стандартам оценки (ст. 1, 20 Закона об оценочной деятельности). Фактически суд первой инстанции должен продублировать деятельность эксперта саморегулируемой организации оценщиков, даже несмотря на то, что не имеет специального образования в сфере оценочной деятельности. Во-вторых, суду надлежит выяснить, отвечает ли лицо, составившее отчет о рыночной стоимости, требованиям законодательства об оценочной деятельности, предъявляемым к оценщикам.
Слайд 41Исходя из положений абз. 1 ст. 4, ст. 15, абз. 4
ст. 15.1, ст. 24.7 Закона об оценочной деятельности отсутствие в отчете сведений об обязательном страховании гражданской ответственности оценщика и непредставление иных доказательств, подтверждающих такие обстоятельства, свидетельствуют о том, что данное лицо не является субъектом оценочной деятельности, а составленный им отчет не может расцениваться как допустимое доказательство.
Слайд 42В-третьих, в случае возникновения сомнений в обоснованности отчета об оценке и
достоверности определения рыночной стоимости суд должен вынести эти обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на них не ссылались. В-четвертых, экспертное заключение саморегулируемой организации оценщиков на отчет об оценке не имеет для суда заранее установленной силы и оценивается наравне с другими доказательствами.
Слайд 43
Для установления всех значимых по делу обстоятельств суд вправе привлечь
к участию в деле специалиста для получения консультаций, пояснений и оказания иной технической помощи при исследовании доказательств, в том числе для решения вопроса о необходимости проведения экспертизы. При этом в качестве специалиста не может быть привлечено лицо, находящееся в служебной или иной зависимости от лиц, участвующих в деле, например член комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости (ст. 33 КАС).
Слайд 44
В целях устранения неясности положений отчета об оценке суд разрешает
вопрос о вызове в качестве свидетеля оценщика, проводившего государственную кадастровую оценку и (или) составившего отчет о рыночной стоимости спорного объекта недвижимости, а также эксперта саморегулируемой организации оценщиков, давшего положительное заключение на соответствующий отчет. В случае возникновения вопросов, требующих специальных знаний в области оценочной деятельности, суд по ходатайству лица, участвующего в деле, или по своей инициативе назначает экспертизу, определяя круг вопросов, подлежащих разрешению при ее проведении (ст. 77, 78 КАС).
Слайд 45
Как указано в Постановлении Пленума ВС РФ "О некоторых вопросах,
возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости", экспертиза должна быть направлена на установление рыночной стоимости объекта недвижимости и включать проверку отчета на соответствие требованиям законодательства об оценочной деятельности. Суд может поставить перед экспертом вопрос об установлении рыночной стоимости, а также о том, допущены ли оценщиком нарушение требований федеральных стандартов оценки, предъявляемых к форме и содержанию отчета, главные вопросы касающиеся экспертизы это : является ли информация, использованная оценщиком, достоверной, достаточной, проверяемой.
Слайд 46
Несмотря на детализацию в КАС и Постановлении Пленума ВС РФ
"О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" процедуры оспаривания кадастровой стоимости, основным недостатком остается отсутствие у суда процессуальной задачи выявить главное обстоятельство, имеющее значение для правильного рассмотрения дела, - превышение кадастровой стоимости объекта недвижимости над размером рыночной. В связи с этим часты случаи, когда суд отказывает в удовлетворении административного иска по причине недостатков представленных административным истцом документов, например несоответствия по мнению суда отчета об оценке требованиям федеральных стандартов оценки. При этом суд не выясняет действительную стоимость объекта недвижимости и ее соотношение с кадастровой стоимостью.