Слайд 1Урок 100-101
Конфликт в межличностных отношениях
Обществознание 10 класс
(профильный уровень)
МБОУ СШ
№1
Гудзишевская Н.В.
Тема: Личность Межличностные отношения
Слайд 2Цель урока:
Задачи урока:
рассмотреть проблемы межличностного конфликта, определить пути конструктивного
разрешения конфликта
развивать у учащихся умения осуществлять комплексный поиск, систематизировать социальную информацию по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задания
способствовать выработке гражданской позиции учащихся.
?
проанализировать ситуацию конфликта
Слайд 3Основные понятия и термины:
конфликтная ситуация
инцидент
соперничество
компромисс
избегание
приспособление
переговоры
конфликт
Слайд 5 Оцените две точки зрения на конфликт.
С
какой из них вы бы
согласились и почему?
?
Слайд 6 Для группы конфликт между двумя или несколькими ее членами -
помеха нормальному общению и совместному труду... Возникает необходимость погасить конфликты. Желательно, по крайней мере, «перемирие» враждующих, причем на основе такого компромисса между ними, который бы не шел вразрез с общими нормами нравственности и не ущемлял человеческое достоинство обеих сторон.
Конфликты существовали и будут существовать, они неотъемлемая часть человеческих отношений, и нельзя говорить о том, что конфликты бесполезны. Они - нормальное явление в нашей жизни...
Слайд 7План:
Структура и динамика межличностного конфликта.
Поведение личности в конфликте.
Как успешно разрешать
конфликты?
Слайд 8Структура и динамика
межличностного
конфликта.
Слайд 9Виды конфликтов
Внутриличностный конфликт
Межличностный конфликт
Межгрупповой конфликт
Слайд 10 Что такое по-вашему «конфликт»?
?
Слайд 11 Конфликт - столкновение, предельное обострение противоречий, ситуация, когда
одна сторона противостоит другой.
Слайд 12 Предположите, какие причины могут привести к конфликту?
?
Слайд 13 Чтобы ситуация из потенциально возможной переросла в реальный, актуальный
конфликт, необходим инцидент - открытое столкновение противоборствующих сторон, цель которого - получение позитивного результата только для одной стороны.
Слайд 16Участники конфликта
Прямые участники
Непосредственные участники
Те, чьи интересы и цели оказались недостижимы-ми
в неизменном виде в результате сложившейся конфликтной ситуации.
Те, кто своими непосред-ственными действиями вовлечены в конфликт взаимодействий.
Слайд 17 Задание: проанализируйте материал учебника с.402 п.абз.-403, заполните таблицу «Этапы
конфликта».
Слайд 192. Поведение личности
в конфликте.
Слайд 20 Вспомните, какие виды взаимодействия в общении выделяют психологи?
?
кооперация (сотрудничество)
конкуренция (соперничество)
Слайд 21Основные стратегии взаимодействий в конфликте
Слайд 23 Проанализируйте данные таб-лицы, соотнесите представлен-ные тексты девизов с названием стилей
Слайд 24Девизы:
«Никто не выигрывает в конфликте, поэтому я ухожу от него».
«Чтобы я
победил, ты должен проиграть».
«Чтобы ты выиграл, я должен проиграть».
«Чтобы каждый из нас что-то выиграл, каждый из нас должен что-то проиграть».
«Чтобы выиграл я, ты должен тоже выиграть».
Стили поведения в конфликте:
Избегание.
Конкуренция.
Приспособление.
Компромисс.
Сотрудничество.
Слайд 25Конфликтогенная личность( типы)
Особенности характера и поведения конфликтогенной личности.
Демонстративный
Хочет быть
в центре внимания
Любит (стремится)хорошо выглядеть в глазах других
Его отношение к людям определяется тем, как они к нему относятся
Ему легко даются поверхностные конфликты - любуется своей стойкостью и страданием
Хорошо приспосабливается к различным ситуациям
Слайд 26Рациональное поведение выражено слабо, склонность к эмоциональному восприятию событий
Планирование своей деятельности
осуществляет ситуативно - слабо воплощает его в жизнь
Избегает кропотливой систематической работы
Не уходит от конфликтов. В ситуации конфликтного взаимодействия чувствует себя неплохо
Часто оказываясь источником конфликта, не считает себя таковым
Слайд 27Ригидный
Подозрителен, обладает завышенной самооценкой
Постоянно требует подтверждения собственной значимости
Часто не
учитывает изменения ситуации и обстоя-тельств
Прямолинеен и негибок
С большим трудом принимает точку зрения окружаю-щих, не очень считается с их мнением
Выражение недоброжелательства со стороны окружаю-щих воспринимается им как обида
Слайд 28 Выражение почтения со стороны окружающих воспри-нимается им как должное
Малокритичен
по отношению к своим поступкам
Болезненно обидчив и повышенно чувствителен по отношению к мнимым или действительным несправедливостям
Слайд 29Неуправляемый
Импульсивен, недостаточно контролирует себя, поведение такого человека плохо предсказуемо
В экстремальных ситуациях
чаще всего ведет себя агрессивно, вызывающе
Часто в запале не обращает внимания на общепринятые нормы поведения
Характерен высокий уровень притязаний, не самокритичен
Слайд 30Во многих неудачах и неприятностях в первую очередь склонен обвинять других
Не
всегда способен грамотно спланировать свою дея-тельность или последовательно претворить планы в жизнь
Недостаточно развита способность соотносить свои поступки с целями и обстоятельствами
Из прошлого опыта, даже горького, извлекает мало пользы на будущее
Слайд 31Сверхточный
Скрупулезное (сверхтщательное) отношение к работе
Предъявляет повышенные требования к себе и к
окружающим, причем в такой форме, что многим это кажется придирками
Обладает повышенной тревожностью
Чрезмерно чувствителен к деталям (частностям), склонен придавать излишнее значение замечаниям окружающих
Иногда вдруг порывает отношения с друзьями, знакомыми потому, что ему кажется , что его обидели
Страдает от себя самого. Переживает свои просчеты, не-удачи, иногда расплачиваясь за них болезнью (бессон-ница)
Сдержан во внешних, особенно эмоциональных, прояв-лениях
Не очень хорошо чувствует реальные взаимоотношения в группе
Слайд 32Конфликтная личность бесконфликтного типа
Неустойчив в оценках и мнениях
Обладает легкой внушаемостью
Внутренне противоречив
Характерна
некоторая непоследовательность поведения
Ориентируется на сиюминутный успех в ситуации
Недостаточно хорошо видит перспективу
Зависит от мнения окружающих, особенно лидеров
Излишне стремится к компромиссу
Не обладает достаточной силой воли
Не задумывается глубоко над последствиями своих поступков и причинами поступков окружающих
Слайд 333. Как успешно
разрешать конфликты.
Слайд 34Пути конструктивного разрешения конфликта
Переговоры
Медиация
Арбитраж
Слайд 35 Переговоры - процесс, при котором стороны пытаются разрешить конфликт
путем непосредственного обсуждения между собой. Сильная сторона переговорного процесса состоит в том, что все зависит только от самих сторон - как сам процесс, так и результат.
Слайд 36 Медиация - вступает третья сторона - посредник, цель которой
помочь первым двум договориться. Выслушивая стороны и помогая их общению, медиаторы стараются способствовать нахождению сторонами решения типа «выигрыш-выигрыш». И хотя медиатор берет на себя ответственность за процесс, оппоненты все же контролируют предмет дискуссии и ее исход.
Слайд 37 Арбитраж - третья сторона контролирует не только процесс, но
и исход. Арбитры решают, что именно сторонам необходимо сделать для разрешения их конфликта, и, обычно, наделены властью, способной принудить стороны выполнить соответствующее решение. В спорах между детьми арбитрами часто выступают родители.
Слайд 38
Преимущества медиации:
Медиация признает, что конфликты между сторонами могут быть решены только
в случае, если стороны этого сами захотят (чувства нельзя отменить приказом свыше).
Медиация признает, что если стороны пришли для того, чтобы разрешить трения, которые между ними имеются, им необходимо чувствовать себя комфортно, в безопасности (медиатор вызывает доверие, обеспечивает конфиденциальность).
Слайд 39
Медиация признает важность поощрения доверия и уважения, открытого обмена информацией между
сторонами (разрушает барьеры).
Медиация признает, что именно сторонам лучше всего судить о том, что же будет являться разрешением конфликта (стороны сами создают свое решение).
Медиация признает, что стороны, скорее всего, будут склонны к реализации именно тех соглашений, в создании которых они принимали непосредственное участие.
соглашение
примирение
Результат
Слайд 40Алгоритм действий медиатора:
Первый этап. Выступление сторон.
Второй этап.
Прояснение интересов.
Третий этап. Формулирование повестки дня.
Четвертый этап. Выдвижение предложений.
Пятый этап. Выбор решения.
Слайд 41Модель выхода из конфликта:
1.Взять под контроль эмоции (сделать попытку, осознать причины
своего страха, обиды или гнева)
2.Понять истинные причины и цели конфликта (чего хочет мой оппонент и чего добиваюсь я)
3.Локализовать конфликт ( не выдвигать нескольких причин, не вспоминать прошлых обид)
4.Внимательно выслушать оппонента и понять его позицию, попросить высказывать факты, а не домыслы
5. Установить доброжелательный тон разговора
Слайд 426.Разобрать конфликт пункт за пунктом, пытаясь не переубедить (бесполезно), а прийти
к согласию
7.Мыслить позитивно, т.е. найти общность взглядов и интересов (эффект ассимиляции)
8.Согласиться с тем, в чем человек прав
9.Необходимо помнить, что ничто так не разоружает оппонента, как создание ему условий почётного отступления
10.При необходимости прибегнуть к услугам третейского судьи - авторитета для обоих (т.к. если 9 пп. не сработали - вы в состоянии психологической несовместимости)