Слайд 1Тема: Социально-гуманитарные знания и профессиональная деятельность
Урок 7-9 Философия и общественные науки
в Новое и Новейшее время
Урок обществознания
10 класс
(профильный уровень)
Гудзишевская Н.В.
МБОУ СОШ №1
г. Вилючинск
Слайд 2Цель урока:
познакомить учащихся с изменениями представлений о человеке и обществе
в Новое и Новейшее время
Задачи урока:
объяснить основные понятия и термины темы
ознакомить со средневековыми представлениями о человеке и обществе
охарактеризовать основные направления философской мысли Нового и Новейшего времени
развивать умения комплексного поиска, систематизации, сравнения, анализа и обобщения, рационального решения познавательных проблемных задач, ведения дискуссии, работы в группе с источниками социальной информации
способствовать выработке собственной гражданской позиции
?
Слайд 3Основные понятия и термины:
гуманизм
разделение властей
социалистический идеал
технократизм
экзистенциализм
социальная статика
социальная динамика
Слайд 4План урока:
Кризис средневековых представлений о человеке и обществе.
Политика и государство: новый
взгляд.
Просвещение: вера в разум и прогресс.
Становление общественных наук.
Справедливое общество и пути к нему.
Марксистское учение об обществе.
Социально-философская мысль XX в.
Слайд 5Домашнее задание:
§ 3
задания 1-4 с.36-37
Слайд 61.Кризис средневековых представлений о человеке и обществе.
Слайд 7Западноевропейское Средневековье - V-XV вв. Философское наследие античности было востребовано лишь
отчасти.
Античность
Культ красоты человека
Средневековье
Религиозная философия
отрицание
Слайд 8Средневековая европейская философия была неразрывно связана с христианским вероучением, с религиозным
монотеистическим мировоззрением. Основным и самым значимым источником для философских размышлений становилось Священ-ное Писание.
Слайд 9Периоды в развитии средневековой философии
Патристика
IV-VIIIвв.
Схоластика
VI-ХVвв.
Аврелий Августин
(354-430)
«Без веры нет
знания,
нет истины»
Фома Аквинский
(1226-1274)
Бог • Мир неподвижен •
Вера-разум
Слайд 10Патристика - это система теолого-философских взглядов «отцов церкви», обосновывающих и разрабатывающих
идеи христианства.
К числу наиболее известных деятелей патристики относятся Климент Александрий-ский, Григорий Нисский, Августин Блаженный, Иоанн Златоуст.
Слайд 11 Схоластика («школьная философия») – сово-купность теологии и философии с целью
рацио-нального, опирающегося на доводы разума обоснования веры.
Отцом схоластики и основателем теологии считают Ансельма Кентерберийского. В период расцвета схоластики, в XIII веке, работали Альберт Великий, Френсис Бэкон, Фома Аквинский, Сигер Брабантский.
Слайд 12Особенности средневековой философии:
Теоцентризм мировоззрения.
Первопричиной всего сущего возглашался
Бог. Высшим знанием считалась теология, а философия была призвана обслужи-вать ее интересы («слу-жанка» теологии).
Слайд 13принцип креационизма (создание), согласно которому Вселенная была сотворена Богом.
Слайд 14 основа мирового порядка - провиденциализм (провидение, Божий промысел) - миром
управляет божественное провидение.
основной способ познания мира - познание через божественное откровение (мистический способ).
Слайд 15Общее:
проблема соотношения разума и веры в процессе познания
исключительная роль
человека среди творений Бога
божественные качества человека – разум и воля, которые позволяют ему различать добро и зло.
Слайд 16Кризис Средневековой философии
Р.Бэкон (1214-1292)
Разум не есть вера
У.Оккам (1285-1349)
Реальность Бога нельзя доказать
М.Лютер
(1483-1546)
Критика церкви
Поледствия
Гуманизм
Успехи в развитии наук
Поиск светских обоснований
Слайд 172. Политика и государство: новый взгляд.
Слайд 19Политика и государство: новый взгляд
Слайд 22Домашнее задание:
§ 3 п. 1,2
задания 1 с.36
Слайд 233. Просвещение: вера в разум и прогресс.
Слайд 24 Просвещение - идейное течение эпохи перехода от феодализма к капитализму,
связанное с борьбой нарождавшейся буржуазии и народных масс против феодализма.
Слайд 25?
Задание: проанализируйте взгляды мыслителей эпохи Просвещения, выполните задания
карточки №3.
Вольтер
Ж.Ж.Руссо
Слайд 26Взгляды Вольтера и Ж.-Ж. Руссо
Вывод: отказ от идеи круговорота, переход к
постулату о линейном движении общества
Слайд 284. Становление
общественных наук.
В чем истоки богатства
народа?
Общество как
целостный организм
Слайд 29Сравнительная характеристика экономических учений
Слайд 30 Адам Смит формулирует основной закон товарного производства - закон
стои-мости, согласно которому товары обмениваются в соответствии с количеством труда, вложенного в их производство.
Слайд 31Социальная структура общества по А.Смиту:
Землевладельцы - рента (доход от
передаваемой в обработку земли).
Капиталисты - прибыль (доход от вложенного капитала).
Наемные рабочие - заработная плата (доход от собственного труда).
Слайд 32 конкурентные начала экономики
«невидимая рука» - механизм рынка
Поэтому излишне и неразумно стремление государства «надзирать и контролировать хозяйственную деятельность отдельных людей». Надлежащее выполнение этой функции «не по силам никакой человеческой мудрости и знанию», а кроме того, выступая в качестве контролера, государство «всегда и неизбежно будет подвергаться бесчисленным обманам».
Слайд 33Регулирующая роль государства
Защита общества от насилия и внешней агрессии
Защита жизни и
имущества граждан
Содержание армии и органов правосудия
Забота об образовании низших классов
Государство не должно быть расточительным!
Слайд 34Взгляды Адама Смита
Общественные связи между людьми на основе общественного разделения
труда.
Теория стоимости, общая теория рынка.
Каждый, работая на себя, вынужден работать на других, и наоборот, работая на других, работает на себя.
Труд - главный источник общественного богатства.
Недостатки общественного разделения труда - усиление односторонности развития людей.
Исправить это можно путем введения всеобщего образования.
Существует три условия процветания государства:
господство частной собственности;
невмешательство государства в экономику;
отсутствие препятствий для развития личной инициативы.
Слайд 35формирование общественных наук в XVIII—XIX вв связано с именами О.Конта и
Г.Спенсера
Слайд 36Задание: с.31. 2-3 абз., проанализи-ровать взгляды О.Конта и Г.Спенсера на общество,
заполнить в таблицу.
Слайд 395. Справедливое общество и пути к нему.
Слайд 40 Поиск идеала справедливого общества и путей его достижения связан с
именами социалистов – утопистов.
А.Сен-Симон
Р.Оуэн
Ш.Фурье
Слайд 41?
Задание: проанализируйте взгляды социалистов-утопистов, ответьте на вопросы карточки
№4.
Остров «Утопия» Т.Мора
Слайд 42Проект фаланстеры Ш.Фурье
Производство, наука,
просвещение
Слайд 436. Марксистское учение об обществе.
Слайд 44Факторы возникновения марксизма
Социальная основа:
утверждение капитализма в Западной Европе
рост
его противоречий
массовые выступления пролетариата во Франции и Германии в 30-40гг XIX в
Теоретические источники
немецкая классическая философия Г. Гегеля и Л. Фейербаха
английская политэкономия
Д. Рикардо и А. Смита
французский утопический социализм А. Сен-Симона и Ш. Фурье
Слайд 45Задание: проанализируйте текст учебника с.32-34, сформулируйте и запишите основные положения марксизма.
Слайд 46Основные положения марксизма:
примат общественного бытия по отношению к общественному сознанию
решающая роль материального производства в жизни общества
необходимость соответствия производственных отношений характеру и уровню производительных сил
определяющее воздействие экономического базиса на все многообразие надстроечных явлений
неизбежность перехода от одной формации к другой в результате классовой борьбы и социальной революции
Слайд 47Первобытность
Рабовладение
Феодализм
Коммунизм
Капитализм
Слайд 48Коммунистическое общество:
Отсутствие различий между умственным и физическим трудом.
Труд - первая
необходимость. От каждого по способностям, каждому по потребностям!
Отсутствие частной собственности.
Слайд 497. Социально-философская мысль XX в.
Слайд 50Марксистское учение стало одним из популярных в XX в.
Оно существовало
в разных вариантах:
радикальном - В.И. Ленин стремился убедить партию и массы в неизбежности социалистической революции на новом витке капитализма и ее возможности в России;
умеренном, реформистском - Э. Бернштейн.
Слайд 51 Одним из направлений общественной мысли стал технократизм:
решающим
фактором общественного разви-тия выступает техника, производственные технологии.
особая роль в обществе принадлежит людям, владеющим научно-техническими знаниями - технократам. Придя к власти, эти люди организуют компетентное управление общественными процес-сами
Слайд 52 Проявления такого подхода можно найти в трудах американского
экономиста
Дж. Гэлбрейта.
Основная задача общества, по мысли Гэлбрейта, - развитие производства. При этом реальная власть распределяется между специа-листами производства и управ-ления (менеджерами).
Появление компьютерной техники дало новый всплеск технократических идей
Слайд 53 Критика теории:
преувеличение роли техники и индустрии в целом
в общественном развитии послужило обоснованием варварского отношения к природе, к человеку и поставило перед современным человечеством проблему выживания
недооценка роли таких важных сторон в жизни общества, как культура
отсутствие учета воздействия на человека и социальную сферу биологических, природных факторов.
Слайд 54Влиятельное философское направление в XXв.- экзистенциализм.
Первое упоминание - конец 1920-х
гг.
Его создатели - немецкие философы М. Хайдеггер, К. Ясперс, французские философы и писатели Ж.П. Сартр, А. Камю.
А.Камю
М.Хайдеггер
Слайд 55В центре внимания экзистенциалистов - проблемы сущности и существования человека.
Ж.П.Сартр
По
мнению экзистенциалис-тов, человек внутренне свободен, его трудный удел - быть всегда в пути, постоянно заботиться об обретении своей сущнос-ти.
Но нести бремя свободы нелегко. Человек может отка-заться от нее, стать как все, но в этом случае он перестает быть личностью.
Слайд 56Домашнее задание:
§ 3 до конца
задания 2-4 с.37