Презентация, доклад по обществознанию(профильный уровень) Философия и общественные науки в Новое и Новейшее время

Содержание

Цель урока: познакомить учащихся с изменениями представлений о человеке и обществе в Новое и Новейшее времяЗадачи урока: объяснить основные понятия и термины темы ознакомить со средневековыми представлениями о человеке и обществе охарактеризовать основные направления философской мысли

Слайд 1Тема: Социально-гуманитарные знания и профессиональная деятельность
Урок 7-9 Философия и общественные науки

в Новое и Новейшее время

Урок обществознания
10 класс
(профильный уровень)
Гудзишевская Н.В.
МБОУ СОШ №1
г. Вилючинск

Тема: Социально-гуманитарные знания и профессиональная деятельностьУрок 7-9 Философия и общественные науки в Новое и Новейшее времяУрок обществознания

Слайд 2Цель урока:
познакомить учащихся с изменениями представлений о человеке и обществе

в Новое и Новейшее время

Задачи урока:
объяснить основные понятия и термины темы
ознакомить со средневековыми представлениями о человеке и обществе
охарактеризовать основные направления философской мысли Нового и Новейшего времени
развивать умения комплексного поиска, систематизации, сравнения, анализа и обобщения, рационального решения познавательных проблемных задач, ведения дискуссии, работы в группе с источниками социальной информации
способствовать выработке собственной гражданской позиции

?

Цель урока: познакомить учащихся с изменениями представлений о человеке и обществе в Новое и Новейшее времяЗадачи урока:

Слайд 3Основные понятия и термины:

гуманизм
разделение властей
социалистический идеал
технократизм
экзистенциализм

социальная статика
социальная динамика
Основные понятия и термины: гуманизм разделение властей социалистический идеал технократизм экзистенциализм социальная статика социальная динамика

Слайд 4План урока:

Кризис средневековых представлений о человеке и обществе.
Политика и государство: новый

взгляд.
Просвещение: вера в разум и прогресс.
Становление общественных наук.
Справедливое общество и пути к нему.
Марксистское учение об обществе.
Социально-философская мысль XX в.
План урока:Кризис средневековых представлений о человеке и обществе.Политика и государство: новый взгляд.Просвещение: вера в разум и прогресс.Становление

Слайд 5Домашнее задание:
§ 3
задания 1-4 с.36-37

Домашнее задание:§ 3задания 1-4 с.36-37

Слайд 61.Кризис средневековых представлений о человеке и обществе.

1.Кризис средневековых представлений о человеке и обществе.

Слайд 7Западноевропейское Средневековье - V-XV вв. Философское наследие античности было востребовано лишь

отчасти.

Античность

Культ красоты человека

Средневековье

Религиозная философия

отрицание

Западноевропейское Средневековье - V-XV вв. Философское наследие античности было востребовано лишь отчасти.Античность Культ красоты человека Средневековье Религиозная

Слайд 8Средневековая европейская философия была неразрывно связана с христианским вероучением, с религиозным

монотеистическим мировоззрением. Основным и самым значимым источником для философских размышлений становилось Священ-ное Писание.
Средневековая европейская философия была неразрывно связана с христианским вероучением, с религиозным монотеистическим мировоззрением. Основным и самым значимым

Слайд 9Периоды в развитии средневековой философии

Патристика
IV-VIIIвв.


Схоластика
VI-ХVвв.


Аврелий Августин
(354-430)
«Без веры нет

знания,
нет истины»

Фома Аквинский
(1226-1274)

Бог • Мир неподвижен •
Вера-разум

Периоды в развитии средневековой философииПатристикаIV-VIIIвв. Схоластика VI-ХVвв. Аврелий Августин(354-430)«Без веры нет знания,нет истины»Фома Аквинский(1226-1274)Бог • Мир неподвижен

Слайд 10Патристика - это система теолого-философских взглядов «отцов церкви», обосновывающих и разрабатывающих

идеи христианства.


К числу наиболее известных деятелей патристики относятся Климент Александрий-ский, Григорий Нисский, Августин Блаженный, Иоанн Златоуст.
Патристика - это система теолого-философских взглядов «отцов церкви», обосновывающих и разрабатывающих идеи христианства. К числу наиболее известных

Слайд 11 Схоластика («школьная философия») – сово-купность теологии и философии с целью

рацио-нального, опирающегося на доводы разума обоснования веры.

Отцом схоластики и основателем теологии считают Ансельма Кентерберийского. В период расцвета схоластики, в XIII веке, работали Альберт Великий, Френсис Бэкон, Фома Аквинский, Сигер Брабантский.
Схоластика («школьная философия») – сово-купность теологии и философии с целью рацио-нального, опирающегося на доводы разума обоснования

Слайд 12Особенности средневековой философии:

Теоцентризм мировоззрения.

Первопричиной всего сущего возглашался

Бог. Высшим знанием считалась теология, а философия была призвана обслужи-вать ее интересы («слу-жанка» теологии).
Особенности средневековой философии:Теоцентризм мировоззрения.   Первопричиной всего сущего возглашался Бог. Высшим знанием считалась теология, а философия

Слайд 13принцип креационизма (создание), согласно которому Вселенная была сотворена Богом.

принцип креационизма (создание), согласно которому Вселенная была сотворена Богом.

Слайд 14 основа мирового порядка - провиденциализм (провидение, Божий промысел) - миром

управляет божественное провидение.

основной способ познания мира - познание через божественное откровение (мистический способ).
основа мирового порядка - провиденциализм (провидение, Божий промысел) - миром управляет божественное провидение. основной способ познания

Слайд 15Общее:
проблема соотношения разума и веры в процессе познания
исключительная роль

человека среди творений Бога
божественные качества человека – разум и воля, которые позволяют ему различать добро и зло.
Общее: проблема соотношения разума и веры в процессе познания исключительная роль человека среди творений Бога божественные качества

Слайд 16Кризис Средневековой философии
Р.Бэкон (1214-1292)
Разум не есть вера
У.Оккам (1285-1349)
Реальность Бога нельзя доказать
М.Лютер

(1483-1546)
Критика церкви

Поледствия

Гуманизм
Успехи в развитии наук
Поиск светских обоснований

Кризис Средневековой философииР.Бэкон (1214-1292)Разум не есть вераУ.Оккам (1285-1349)Реальность Бога нельзя доказатьМ.Лютер (1483-1546)Критика церквиПоледствия ГуманизмУспехи в развитии наукПоиск

Слайд 172. Политика и государство: новый взгляд.

2. Политика и государство: новый взгляд.

Слайд 19Политика и государство: новый взгляд

Политика  и государство: новый взгляд

Слайд 20Т.Гоббс
Дж. Локк

Т.ГоббсДж. Локк

Слайд 22Домашнее задание:
§ 3 п. 1,2
задания 1 с.36

Домашнее задание:§ 3 п. 1,2задания 1 с.36

Слайд 233. Просвещение: вера в разум и прогресс.

3. Просвещение: вера в разум и прогресс.

Слайд 24 Просвещение - идейное течение эпохи перехода от феодализма к капитализму,

связанное с борьбой нарождавшейся буржуазии и народных масс против феодализма.
Просвещение - идейное течение эпохи перехода от феодализма к капитализму, связанное с борьбой нарождавшейся буржуазии и

Слайд 25?



Задание: проанализируйте взгляды мыслителей эпохи Просвещения, выполните задания

карточки №3.


Вольтер

Ж.Ж.Руссо

?  Задание: проанализируйте взгляды мыслителей эпохи Просвещения, выполните задания карточки №3.Вольтер Ж.Ж.Руссо

Слайд 26Взгляды Вольтера и Ж.-Ж. Руссо
Вывод: отказ от идеи круговорота, переход к

постулату о линейном движении общества
Взгляды Вольтера и Ж.-Ж. РуссоВывод: отказ от идеи круговорота, переход к постулату о линейном движении общества

Слайд 284. Становление
общественных наук.
В чем истоки богатства
народа?
Общество как
целостный организм

4. Становление общественных наук.В чем истоки богатства народа?Общество как целостный организм

Слайд 29Сравнительная характеристика экономических учений

Сравнительная   характеристика   экономических  учений

Слайд 30 Адам Смит формулирует основной закон товарного производства - закон

стои-мости, согласно которому товары обмениваются в соответствии с количеством труда, вложенного в их производство.
Адам Смит формулирует основной закон товарного производства - закон стои-мости, согласно которому товары обмениваются в

Слайд 31Социальная структура общества по А.Смиту:

Землевладельцы - рента (доход от

передаваемой в обработку земли).


Капиталисты - прибыль (доход от вложенного капитала).


Наемные рабочие - заработная плата (доход от собственного труда).
Социальная структура общества по А.Смиту:  Землевладельцы - рента (доход от передаваемой  в обработку земли).

Слайд 32 конкурентные начала экономики

«невидимая рука» - механизм рынка

Поэтому излишне и неразумно стремление государства «надзирать и контролировать хозяйственную деятельность отдельных людей». Надлежащее выполнение этой функции «не по силам никакой человеческой мудрости и знанию», а кроме того, выступая в качестве контролера, государство «всегда и неизбежно будет подвергаться бесчисленным обманам».
конкурентные начала экономики «невидимая рука» - механизм рынка   Поэтому излишне и неразумно стремление государства

Слайд 33Регулирующая роль государства
Защита общества от насилия и внешней агрессии
Защита жизни и

имущества граждан

Содержание армии и органов правосудия

Забота об образовании низших классов

Государство не должно быть расточительным!

Регулирующая роль государстваЗащита общества от насилия и внешней агрессииЗащита жизни и имущества гражданСодержание армии и органов правосудияЗабота

Слайд 34Взгляды Адама Смита
Общественные связи между людьми на основе общественного разделения

труда.
Теория стоимости, общая теория рынка.
Каждый, работая на себя, вынужден работать на других, и наоборот, работая на других, работает на себя.
Труд - главный источник общественного богатства.
Недостатки общественного разделения труда - усиление односторонности развития людей.
Исправить это можно путем введения всеобщего образования.
Существует три условия процветания государства:
господство частной собственности;
невмешательство государства в экономику;
отсутствие препятствий для развития личной инициативы.
Взгляды Адама  СмитаОбщественные связи между людьми на основе общественного разделения труда.Теория стоимости, общая теория рынка.Каждый, работая

Слайд 35формирование общественных наук в XVIII—XIX вв связано с именами О.Конта и

Г.Спенсера



формирование общественных наук в XVIII—XIX вв связано с именами О.Конта и Г.Спенсера

Слайд 36Задание: с.31. 2-3 абз., проанализи-ровать взгляды О.Конта и Г.Спенсера на общество,

заполнить в таблицу.
Задание: с.31. 2-3 абз., проанализи-ровать взгляды О.Конта и Г.Спенсера на общество, заполнить в таблицу.

Слайд 395. Справедливое общество и пути к нему.

5. Справедливое общество и пути к нему.

Слайд 40 Поиск идеала справедливого общества и путей его достижения связан с

именами социалистов – утопистов.

А.Сен-Симон

Р.Оуэн

Ш.Фурье

Поиск идеала справедливого общества и путей его достижения связан с именами социалистов – утопистов.А.Сен-СимонР.ОуэнШ.Фурье

Слайд 41?



Задание: проанализируйте взгляды социалистов-утопистов, ответьте на вопросы карточки

№4.


Остров «Утопия» Т.Мора

?  Задание: проанализируйте взгляды социалистов-утопистов, ответьте на вопросы карточки №4.Остров «Утопия» Т.Мора

Слайд 42Проект фаланстеры Ш.Фурье
Производство, наука,
просвещение

Проект фаланстеры Ш.ФурьеПроизводство, наука,просвещение

Слайд 436. Марксистское учение об обществе.

6. Марксистское учение об обществе.

Слайд 44Факторы возникновения марксизма


Социальная основа:
утверждение капитализма в Западной Европе
рост

его противоречий
массовые выступления пролетариата во Франции и Германии в 30-40гг XIX в


Теоретические источники

немецкая классическая философия Г. Гегеля и Л. Фейербаха

английская политэкономия
Д. Рикардо и А. Смита

французский утопический социализм А. Сен-Симона и Ш. Фурье

Факторы возникновения марксизма Социальная основа: утверждение капитализма в Западной Европе рост его противоречиймассовые выступления пролетариата во Франции

Слайд 45Задание: проанализируйте текст учебника с.32-34, сформулируйте и запишите основные положения марксизма.

Задание: проанализируйте текст учебника с.32-34, сформулируйте и запишите основные положения марксизма.

Слайд 46Основные положения марксизма:

примат общественного бытия по отношению к общественному сознанию

решающая роль материального производства в жизни общества
необходимость соответствия производственных отношений характеру и уровню производительных сил
определяющее воздействие экономического базиса на все многообразие надстроечных явлений
неизбежность перехода от одной формации к другой в результате классовой борьбы и социальной революции

Основные положения марксизма: примат общественного бытия по отношению к общественному сознанию решающая роль материального производства в жизни

Слайд 47Первобытность
Рабовладение
Феодализм
Коммунизм
Капитализм

Первобытность Рабовладение Феодализм Коммунизм Капитализм

Слайд 48Коммунистическое общество:

Отсутствие различий между умственным и физическим трудом.
Труд - первая

необходимость. От каждого по способностям, каждому по потребностям!
Отсутствие частной собственности.

Коммунистическое	общество: Отсутствие различий между умственным и физическим трудом. Труд - первая необходимость. От каждого по способностям, каждому

Слайд 497. Социально-философская мысль XX в.

7. Социально-философская мысль XX в.

Слайд 50Марксистское учение стало одним из популярных в XX в.
Оно существовало

в разных вариантах:
радикальном - В.И. Ленин стремился убедить партию и массы в неизбежности социалистической революции на новом витке капитализма и ее возможности в России;

умеренном, реформистском - Э. Бернштейн.
Марксистское учение стало одним из популярных в XX в. Оно существовало в разных вариантах:радикальном - В.И. Ленин

Слайд 51 Одним из направлений общественной мысли стал технократизм:
решающим

фактором общественного разви-тия выступает техника, производственные технологии.
особая роль в обществе принадлежит людям, владеющим научно-техническими знаниями - технократам. Придя к власти, эти люди организуют компетентное управление общественными процес-сами
Одним из направлений общественной мысли стал технократизм: решающим фактором общественного разви-тия выступает техника, производственные

Слайд 52 Проявления такого подхода можно найти в трудах американского

экономиста
Дж. Гэлбрейта.
Основная задача общества, по мысли Гэлбрейта, - развитие производства. При этом реальная власть распределяется между специа-листами производства и управ-ления (менеджерами).

Появление компьютерной техники дало новый всплеск технократических идей

Проявления такого подхода можно найти в трудах американского экономиста Дж. Гэлбрейта.  Основная задача

Слайд 53 Критика теории:

преувеличение роли техники и индустрии в целом

в общественном развитии послужило обоснованием варварского отношения к природе, к человеку и поставило перед современным человечеством проблему выживания
недооценка роли таких важных сторон в жизни общества, как культура
отсутствие учета воздействия на человека и социальную сферу био­логических, природных факторов.
Критика теории: преувеличение роли техники и индустрии в целом в общественном развитии послужило обоснованием варварского отношения

Слайд 54Влиятельное философское направление в XXв.- экзистенциализм.

Первое упоминание - конец 1920-х

гг.

Его создатели - немецкие философы М. Хайдеггер, К. Ясперс, французские философы и писатели Ж.П. Сартр, А. Камю.

А.Камю

М.Хайдеггер

Влиятельное философское направление в XXв.- экзистенциализм. Первое упоминание - конец 1920-х гг. Его создатели - немецкие философы

Слайд 55В центре внимания экзистенциалистов - проблемы сущности и существования человека.
Ж.П.Сартр
По

мнению экзистенциалис-тов, человек внутренне свободен, его трудный удел - быть всегда в пути, постоянно заботиться об обретении своей сущнос-ти.
Но нести бремя свободы нелегко. Человек может отка-заться от нее, стать как все, но в этом случае он перестает быть личностью.
В центре внимания экзистенциалистов - проблемы сущности и существования человека. Ж.П.СартрПо мнению экзистенциалис-тов, человек внутренне свободен, его

Слайд 56Домашнее задание:
§ 3 до конца
задания 2-4 с.37

Домашнее задание:§ 3 до концазадания 2-4 с.37

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть