Слайд 1Методика организации работы по написанию эссе
Слайд 2Понятие «Эссе»
ЭССЕ (франц.) – «опыт, проба, попытка, набросок, очерк».
«Эссе – жанр
философской, литературно-критической, историко-биографической, публицистической прозы, сочетающий подчеркнуто индивидуальную позицию автора с непринужденным, часто парадоксальным изложением, ориентированным на разговорную речь». (БЭС)
Слайд 3Понятие «Эссе»
«Эссе – прозаическое сочинение небольшого объема и свободной композиции, трактующее
частную тему и представляющее попытку передать индивидуальные впечатления и соображения, так и ли иначе с нею связанные». (Краткая литературная энциклопедия)
«Эссе – «разновидность очерка, в котором главную роль играет не воспроизведение факта, а изображение впечатлений, раздумий, ассоциаций». (Краткий словарь литературоведческих терминов)
Слайд 4Аргументированное эссе
Аргументированное эссе – это сочинение-рассуждение небольшого объема, написанное на спорную
тему.
Слайд 5Цели написания аргументированного эссе:
убедить аудиторию в определенной точке зрения и склонить
ее на свою сторону (при этом большое внимание уделяется критике противоположной позиции);
сформулировать доказательства, почему предпочтительна данная позиция, а не другая.
Слайд 6Требования к написанию эссе по обществознанию
Учащийся знает основные обществоведческие термины, распознает
их в различном контексте и правильно использует в письменной форме
Умеет сравнивать социальные объекты, выявлять их отличие от всех других и сходство определенного объекта с родственными
Способен характеризовать социальные объекты и процессы раскрывать свойственные им значимые признаки
Объясняет социальные явления и процессы, раскрывает их устойчивые существенные связи, как внутренние, так и внешние
Приводит собственные примеры, поясняет, аргументированно раскрывает теоретические положения и социальные нормы на соответствующих фактах
Дает оценку социальных объектов и процессов, высказывает суждения об их ценности, уровне и назначении
Слайд 7Задание для слушателей
Задание: Сформулируйте цель вашей работы
Я пишу, чтобы…………………………………………………………………………………………………………………………
Слайд 8Задание для слушателей
Задание: Попытайтесь определить, кто будут ваши будущие читатели____________________________
Внимание: данный
подход поможет определить, как следует изложить информацию, чтобы сделать ее интересной, ясной, убедительной, оригинальной и конкретной для ваших читателей и воздействовать на них в соответствии с целью, которую вы поставили.
Слайд 9Инструкция для эксперта
Максимальный балл за полный ответ: 4.
Представлена собственная точка зрения
(позиция, отношение) при раскрытии проблемы;
проблема раскрыта на теоретическом уровне, в связях и обоснованиях, с корректным использованием обществоведческих терминов и понятий в контексте ответа;
дана аргументация своего мнения с опорой на факты общественной жизни или личный социальный опыт.
Слайд 10Особенности эссе
Для эссе характерна ярко выраженная авторская позиция, в основе содержания
эссе лежат личные впечатления, взгляды, представления, мысли и чувства, информация. Они могут быть представлены в форме аналогий, ассоциаций, предположений, рассуждений, суждений, аргументов, доводов.
Слайд 11Отличительные признаки эссе
Наличие конкретной темы или вопроса
Личностный характер восприятия проблемы и
ее осмысления
Небольшой объем
Свободная композиция
Непринужденность повествования
Парадоксальность
Внутреннее смысловое единство
Открытость (не претендует на полный, законченный анализ)
Слайд 12Тип эссе
С точки зрения содержания
Философское
Литературно-критическое
Историческое
Художественное
Художественно-публицистическое
Духовно-религиозное
Слайд 13Тип эссе
С точки зрения литературной формы
Рецензия
Лирическая миниатюра
Заметка
Страничка из дневника
письмо
Слайд 14Тип эссе
С точки зрения композиционного построения
Описательное
Повествовательное
Рефлексивное
Критическое
Аналитическое
Слайд 15Общие рекомендации по написанию эссе
Соберите всю важную информацию
Систематизируйте информацию и свои
мысли
Определите структуру работы
Выберите способ изложения и подход
Слайд 16Структура эссе
Кольцевая композиция эссе: вступление, тезис, аргументы, тезис, аргументы, тезис, аргументы,
заключение (вывод). Количество тезисов и аргументов зависит от плана, логики развития мысли автора. Схематично изображая структуру эссе, можно получить следующую цепочку:
В-Т-АА-Т-АА-В
Слайд 17Вступление
Вступление сообщает (явно или неявно) о цели работы. Это привлечет внимание,
представит тему, позволит заявить позицию.
Внимание: рекомендуется отвести на вступление около 50 из 500 слов, составляющих текст эссе.
Слайд 18Основная часть
Основная часть является последовательным изложением темы; представляет позицию, взгляды, представления
автора; развивает основные идеи.
Внимание: рекомендуется отвести на основную часть около 400 из 500 слов, составляющих текст эссе: примерно 200 слов – на основные идеи, примерно 200 слов – на аргументы и примеры.
Слайд 19Заключение.
Заключение. Автор подводит итоги, поясняет содержание основной части, делает ссылки на
вступление, усиливая смысл и значение написанного.
Внимание: рекомендуется отвести на заключение около 50 из 500 слов, составляющих текст эссе.
Слайд 20Выбор темы эссе на экзамене
определяется указанием на базовую науку, в рамках
которой она должна быть раскрыта
Экономика
Социология
Политология
Правоведение
Культурология
Философия
Тема должна быть раскрыта в контексте экономического,……., философского знания (т.е. с привлечением терминов, понятий, теоретических положений, примеров из общественной жизни и личного опыта)
Слайд 21Выбор темы предусматривает
знания базовой науки;
понимание смысла высказывания (возможно не согласие, но
понимание);
готовность выразить свое отношение к утверждению автора
владение обществоведческими терминами;
умение привести примеры из истории, общественной жизни, собственного жизненного опыта.
Слайд 22Экзаменационный вариант
Экономика «Экономика – это искусство удовлетворить безграничные потребности при помощи
ограниченных ресурсов». (Л.Питер)
Социология «Займите место и положение, подобающее вам, и все признают это».(Р.Эмерсон)
Политология «Демократию мы выбираем не потому, что она изобилует добродетелями, а чтобы избежать тирании». (К.Поппер)
Правоведение «Праву потребны достоинства, добродетели. Силе надобны тюрьмы, железы, запоры». (Д.Фонвизин)
Культурология «Чтение стоит у порога духовной жизни, оно может ввести нас в нее, но оно ее не составляет» (М.Пруст)
Философия «Без общества человек был бы жалок, испытывал недостаток в побуждениях к совершенствованию». (У.Годвин)
Слайд 23Критерии оценивания эссе
представление собственной точки зрения (позиции, отношения) при раскрытии проблемы,
проявление индивидуальности;
раскрытие проблемы на теоретическом (в связях и с обоснованиями) или на бытовом уровне с корректным использованием или без использования обществоведческих понятий в контексте ответа, образность;
дискуссионность и диалогичность;
внутреннее смысловое единство;
аргументация своей позиции с опорой на факты общественной жизни или собственный опыт, оригинальность решения проблемы
Слайд 24Литература:
Алехина Ю. Сочинение по обществознанию? Почему бы и нет.// История и
обществознание для школьников. 2002 №2
Зимин Ю.Сочинение-эссе по обществознанию:Первый опыт. // История и обществознание для школьников. 2002 №3
Карнаух Н.Л., Щербина Н.В. Письменные работы по литературе: 9-11 кл. М., 2002.
Киприянова Е.В. Как научиться писать эссе по обществознанию на «отлично»?// Преподавание истории и обществознания в школе. 2003.№9
Смелкова З.С. Риторические основы журналистики. М., 2002.
Цитович Т.Г. Формирование навыка написания эссе на уроках обществознания. »?// Преподавание истории и обществознания в школе. 2003.№7
http: www. gramma. ru
http: www. krugosvet. ru