Слайд 1Человек и общество.
Моральный выбор. Совесть.
Слайд 2Задания на повторение:
Задание 1. Что такое общество?
Человек эмигрировал в другую страну
и принял новое гражданство. Ему приходится приспосабливаться не только к иному климату и государству, но и к обществу.
Какой смысл в данном примере вкладывается в выделенные слова?
Слайд 3 Задание 1. Озаглавь текст.
Общество весьма полезно и в высшей
степени необходимо не только для того, чтобы обезопасить жизнь от врагов, но и для сбережения многих вещей, В самом деле, если бы люди не желали оказывать взаимопомощь друг другу, та им не хватило бы ни умения, ни времени поддерживать и сохранять себя, насколько это возможно. Ведь не все одинаково ко всему способны, и не каждый был бы в состоянии приготовить себе то, в чем он один больше всего нуждается. Сил и времени, говорю, ни у кого не хватило бы, если бы он один должен был пахать, сеять, жать, молоть, варить, ткать, шить и делать многое другое для поддержания жизни. Не говорю уже об искусствах и науках, которые также в высшей степени необходимы для совершенства человеческой природы и для ее блаженства. (Б. Спиноза (1632—1677), нидерландский мыслитель)
1) В чем проявляется значение общества для человека?
2) Какие факты являются основанием мнения Б, Спинозы о значимости общества для человека?
3) В чем состоит различие понятий «индивид», «личность» и «индивидуальность»? Почему формирование личности невозможно вне общества?
4) Искусства и науки «в высшей степени необходимы для совершенства человеческой природы и для ее блаженства». Объясни, как ты понимаешь эту мысль.
Слайд 41) Для обозначения совокупности социально значимых качеств человека традиционно используют понятие
___________________.
личность
Слайд 52) Древнегреческий мыслитель Диоген средь бела дня зажег фонарь и стал
ходить по самым людным улицам Афин. На вопрос «Что ты делаешь?» он отвечал: «Ищу человека». В каком значении Диоген употреблял слово «человек»? Свой ответ поясни.
Слайд 6 Определи ступень развития общества в каждом примере, заполни таблицу.
А) В
обществе А большинство населения живет в крупных городах. Во всех сферах жизни общества широко используются компьютерные технологии, интенсивно развивается наука.
Б) N — небольшое островное государство, в котором активно развивается массовое промышленное производство, увеличивается численность рабочего класса, появляются новые города.
В) государстве В крайне ограничено число образованных людей, школы существуют только для тех, кто принадлежит к высшим сословиям.
Г) В государстве С активно развиваются средства коммуникации и транспорт, резко увеличивается удельный вес рабочих в составе населения, растет число городов.
Ступени развития общества
(типы обществ)
Слайд 7 В жизни общества N ведущую роль играют наука, знания, информация.
Человек с его индивидуальностью, запросами и возможностями рассматривается как центр цивилизации.
К какому типу относится общество N?
а) к традиционному в) к индустриальному
б) к аграрному г) к постиндустриальному
Верны ли следующие суждения о типах общества?
А. Для индустриального общества свойственно выдвижение на первый план сферы услуг.
Б. Для информационного общества свойственна стабильность и неподвижность социальной структуры.
К каким сферам общества относятся перечисленные слова?
а) племена, народности,
б) республика, монархия,
В) философия, религия ,
г) издержки, прибыль,
д) выборы главы государства,
е) съезд правящей партии,
ж) церковное богослужение,
з) предоставление кредита.
Слайд 8 Чем различаются эволюционное и революционное развитие общества?
Сформулируй два преимущества
и два недостатка каждой из форм преобразования общества.
Современное общество переживает информационную революцию. Что это за процесс? Укажи несколько его проявлений.
Формы преобразования общества
Слайд 9Что такое глобализация. Назови три-четыре характерные черты глобальных проблем.
Верны ли
следующие суждения о глобализации?
А. Глобализация предполагает усиление связей и взаимозависимостей людей, народов и государств.
Б. Глобализация проявляется исключительно в экономической сфере.
В. Двойственное отношение общества к глобализации вызвано противоречивостью ее последствий.
Г. В результате глобализации разрыв в уровнях экономического развития стран Запада и «третьего мира» только усиливается.
Почему ни одно государство не может на своей территории решить глобальные проблемы?
Какие проблемы называют глобальными? Приведите примеры глобальных проблем:
экологические
политические
социальные
экономические
Слайд 10Слово «глобальный» происходит от латинского слова
globes - шар.
Зная происхождение
и значение слова, назовите важнейшие черты глобальных проблем. Что делает проблемы, стоящие перед странами и народами, глобальными?
ГЛОБАЛЬНЫЕ
ПРОБЛЕМЫ
НОСЯТ
ПЛАНЕТАРНЫЙ
ХАРАКТЕР
УГРОЖАЮТ
ГИБЕЛЬЮ
ВСЕМУ
ЧЕЛОВЕЧЕСТВУ
ТРЕБУЮТ
КОЛЛЕКТИВНЫХ
УСИЛИЙ
МИРОВОГО
СООБЩЕСТВА
Слайд 11
В период с 1945 по 1985 г. было потреблено столько сырья,
только за всю предшествующую историю человечества. В этом проявляется проблема
а) неравномерного развития регионов мира
б) истощения природных ресурсов
в) загрязнения окружающей среды
г) роста населения
Слайд 12 Заполни пропуски в схеме.
Как ты понимаешь смысл этих
строк?
Мы во власти мятежного, страстного хмеля; Пусть кричат нам: «Вы палачи красоты!»
Во имя нашего Завтра — сожжем Рафаэля, Разрушим музеи, растопчем искусства цветы.
Духовная
жизнь общества
Язык
Право
Философия
Религия
Слайд 13Однажды Диогена спросили, почему он не любит людей — ни плохих,
ни хороших. Философ ответил: «Плохих — за то, что творят зло, хороших — за то, что позволяют им это делать.
Оцени ответ
Диогена с позиций
морали.
Приведи пример потенциального добра и доброго поступка. Выдели в поступке побуждение (мотив), цель, средства и результат.
Слайд 14Верны ли следующие суждения о моральных ценностях?
А. Согласно гуманистическому идеалу,
лишь благо государства может быть критерием справедливости общества.
Б. Гуманизм признает ценность человека как индивидуальности.
В. Патриотизм проявляется в искренних душевных переживаниях за судьбу Родины. Г. Патриотизм исключает критическое отношение к существующему политическому строю.
Д. Гражданственность связана с уважением национальных ценностей, святынь и культуры.
Слайд 15Вспомни определения:
Мораль
Нравственность
Гуманизм
Патриотизм
Гражданин, гражданство, гражданственность
Долг
Совесть
Честь
Как соотносятся понятия «долг» и «совесть»?
Долг
А) способность личности к моральному самоконтролю
2) Совесть Б) осознание человеком своего значения и признание этого значения обществом
3) честь В) совокупность объективно необходимых обязанностей человека
Слайд 16Во время блокады Ленинграда ученые Всесоюзного института растениеводства сберегли уникальную коллекцию
семян. Сотрудники института и их близкие умирали от голода, хотя рядом были коробки с пшеницей, гречихой, фасолью и рисом. Оцени поступок ученых, используя нравственные категории «общественный долг».
Человек, выпив немного алкоголя, садится за руль автомобиля. Законы некоторых государств допускают такое поведение. Оцени поведение такого человека, используя категории «долг» и «совесть».
Долг врача — помогать больному. Как быть со своей совестью, если врачу приходится оказывать помощь террористу, повинному в гибели многих людей?
Слайд 17Объясни смысл высказываний.
1) «Долг — это уважение к праву другого» (И.
Кант).
2) «Совесть — это память общества, усвоенная отдельным лицом» (Л. Н. Толстой).
3) «Будь хозяином своей воли и слугой своей совести» (М. Эбнершенбах (1830—1916), австрийская писательница).
Слайд 18 Моральный выбор — это ответственность.
Наташа и Вика дружат с детства.
Еще зимой они решили, что проведут летний отпуск на берегу моря. Девушки планировали отдых, покупали красивые наряды. Билеты и путевки были уже куплены, но Вика сломала ногу. Наташа очень переживала за подругу, но отказываться от своих планов не собиралась: она очень много работала и хотела отдохнуть. Девушка не знала, как сказать об этом подруге, когда пришла ее навещать. Но Вика сама предложила Наташе не менять планов. Наташа уехала на юг.
Объясни с нравственной точки зрения поступок каждой из девушек.
Слайд 19Среди множества конфликтов выбора, с которыми сталкивается человек, пожалуй, один из
самых острых и коварных, особенно в детском и юном возрасте, — это выбор между «можно» и «нельзя». Нарушение запрета, отказ от «нельзя» может привести к изменению судьбы, серьезно повлиять на будущее человека. Человек же, не принимающий запретов, не привыкший к ним, живущий по принципу «все дозволено», в конце концов вступает в противоречие с устоявшимися основами жизни и становится или антисоциальным типом, или глубоко несчастным. Но, с другой стороны, молчаливая покорность запретам лишает человека свободы и делает его конформистом. Еще более сложной проблемой является столкновение внутреннего «хочу» и внешнего «надо»...
В зависимости от того, с какой легкостью мы выбираем между «хочу» и «надо», можно судить о силе воли и степени внутренней свободы или несвободы. Причем степени эти могут быть разными: 1) моральные требования воспринимаются как внешнее принуждение — отсутствие свободы; 2) моральные требования осознаются как долг — внутреннее принуждение, также делающее человека несвободным; 3) моральные требования сливаются с внутренними потребностями личности — свободный выбор. Конечно, даже свободный выбор связан с самоограничением, но это не означает утраты свободы, а, напротив, выступает показателем подлинной свободы воли, фактором самоутверждения личности.(Т. В. Мишапгкина, современный ученый)
Слайд 201) Озаглавь текст.
2) Автор называет выбор между «можно» и «нельзя» «одним
из самых острых и коварных». Почему?
3) Автор характеризует три степени внутренней свободы (несвободы). Назови их и приведи по одному примеру, иллюстрирующему каждую из них.
А)
Б)
В)
4. Ответь на вопросы, связанные с понятиями «свобода» и «ответственность».
1) Как ты думаешь, что такое свобода?
2) Изменяются ли с возрастом границы свободы человека? Почему?
3) В чем проявляется ответственность человека:
а) перед самим собой:
б) перед семьей:
в) перед обществом: