Презентация, доклад по обществознанию в 10 классе, базовый курс - Мораль. Религия.

Содержание

Вопросы для повторения.Что Адам Смит называл «вершителем всех действий» человечества, согласны ли Вы с данным утверждением?Какой федеральный закон является определяющим для современного российского образования? Как в этом документе законодатель определяет образование?Ответить на вопрос № 4, 5,

Слайд 1Повторение пройденного (параграф 9 «Наука. Образование»)
Вопросы для повторения.
В чём заключается

цель науки?
В чём суть разделения науки на фундаментальную и прикладную, приведите примеры каждого вида науки?
Что такое НТП, приведите три примера её влияния на общественное развитие?
В чём выражается такая характерная черта современной науки как универсальность?





Повторение пройденного  (параграф 9 «Наука. Образование») Вопросы для повторения.В чём заключается цель науки?В чём суть разделения

Слайд 2Вопросы для повторения.
Что Адам Смит называл «вершителем всех действий» человечества, согласны

ли Вы с данным утверждением?
Какой федеральный закон является определяющим для современного российского образования?
Как в этом документе законодатель определяет образование?
Ответить на вопрос № 4, 5, 8 на стр. 99.
Прочитайте фрагмент выступления Президента РАН Ю.С.Осипова и ответить на вопросы к тексту №1,2 на стр. 98.
Вопросы для повторения.Что Адам Смит называл «вершителем всех действий» человечества, согласны ли Вы с данным утверждением?Какой федеральный

Слайд 3«МОРАЛЬ. РЕЛИГИЯ»
«Нравственность – это разум воли»

(Г. Гегель 1770-1831 г., немецкий философ)
«МОРАЛЬ. РЕЛИГИЯ» «Нравственность – это разум воли»

Слайд 4Любая профессиональная деятельность регулируется специальными инструкциями, памятками, правилами, уставами. Однако помимо

внешних правил существует немало других условий успешной работы:
Любовь к своей профессии
Желание своим трудом принести пользу людям
Накопление новых знаний
Эти регуляторы являются системой правил и норм профессиональной этики.
Так же существуют духовные регуляторы повседневных отношений между людьми в дружбе, в любви, в повседневных контактах. Таким стержнем в духовной жизни является мораль.
Любая профессиональная деятельность регулируется специальными инструкциями, памятками, правилами, уставами. Однако помимо внешних правил существует немало других условий

Слайд 5Мораль – особый тип регуляции поведения людей и отношений между ними

на основе следования определённым нормам общения и взаимодействий.

Наукой, изучающей и анализирующей состояние нравов, прогнозирующей развитие морали, является этика. Этика – философская дисциплина, теория морали.

Мораль – особый тип регуляции поведения людей и отношений между ними на основе следования определённым нормам общения

Слайд 6Форма обществен-
ного сознания
Явление культурно-историческое, классовое
Сформировалась вместе с
возникновением человеческого

общества

Предмет изучения этики

Связана со всеми сферами обществен-ной жизни

Мораль

Форма обществен-ного сознания Явление культурно-историческое, классовое Сформировалась вместе с возникновением человеческого обществаПредмет изучения этики Связана со всеми

Слайд 7

Структура морали Нравственные категории – понятия морали, которые носят всеобщий характер. (Добро, Зло, Счастье, Справедливость и т.д.) Принципы морали носят основополагающий характер, формулируют в обобщённом виде базовые моральные ценности общества. (принцип морали, справедливости , гуманизма и т.д.) Нормы морали – формы нравственного требования, определяющие поведение людей в различных ситуациях, которые фиксируются в заповедях и предписаниях. Категории долга – своеобразная точка пресечения морального сознания личности с добровольным нравственным выбором и поступком. Выбор между «я хочу» и «я должен» определяет нравственную зрелость и уровень самосознания личности.
Структура

Слайд 8Совесть –
этическая категория, выражающая высшую форму способности личности к моральному

самоконтролю

Честь –
этическая категория, включающая в себя моменты осознания индивидом своего общественного значения и признания этого значения со стороны общества

Чувство собственного достоинства – самооценка личности, осознание ею своих качеств, способностей, мировоззре-ния, выполненного долга и общественного значения

Совесть – этическая категория, выражающая высшую форму способности личности к моральному самоконтролюЧесть –этическая категория, включающая в себя

Слайд 9Категории (общие понятия) морали
Добро и зло, честь и совесть, долг и

справедливость, добродетель, достоинство, стыд, правда, ответственность и др.

Я освобождаю человека от унижающей химеры, которая называется совестью…

А. Гитлер

Совесть есть память общества, усвояемая отдельным лицом.

Л.Н. Толстой

Категории (общие понятия) моралиДобро и зло, честь и совесть, долг и справедливость, добродетель, достоинство, стыд, правда, ответственность

Слайд 10Мораль, нравственность, этика
Соотношение морали и нравственности
мораль = нравственность
Мораль
мораль ≠

нравственность

Нравственность

Это область практических поступков, практического поведения, реальных дел и действий

Это форма сознания, результат, продукт размышления о жизни, делах, поступках людей

Мораль, нравственность, этика Соотношение морали и нравственностимораль = нравственностьМораль мораль ≠ нравственность Нравственность Это область практических поступков,

Слайд 11Соотношение морали и этики
Этика






Мораль
Этика – это все моральные нормы (ценности), систематически

изложенные.

Мораль – признанные нормы (ценности), реализуемые в жизни.

Во всем, как хотите, чтобы другие поступали с вами, поступайте и вы с ними.
Библейская заповедь («золотое правило» морали)

Мораль, или нравственность, - правила поведения людей и принятые в обществе взгляды на добро и зло, честь и совесть, долг и справедливость.

Соотношение морали и этикиЭтикаМоральЭтика – это все моральные нормы (ценности), систематически изложенные. Мораль – признанные нормы (ценности),

Слайд 12Задачи морали
Оценивать
Регулировать
Воспитывать
Определять хорошее и плохое, добро и

зло, а также идеалы и ценности; уметь правильно оценивать общественное мнение

Направлять деятельность человека, общества на гуманные цели, на достижение добра, а также изменять человека или общество

Воздействовать на человека с целью развития его способностей, формирования знаний, умений, человеческих качеств, а также придания воспитанию правильной ориентации

Задачи морали Оценивать Регулировать Воспитывать Определять хорошее и плохое, добро и зло, а также идеалы и ценности;

Слайд 13Функции морали
Раскрывает духовный потенциал личности как достойного члена общества, «очеловечивает

человека»

Общество оценивает не только практические действия людей, но и их мотивы, побуждения и намерения

Формирование в каждом индивиде способности относительно самостоятельно вырабатывать и направлять свою линию поведения в обществе без повседневного внешнего контроля

Воспитание высоко нравственной личности как члена гуманного общества

Выбор морали раскрывает свободу личности

Функции морали Раскрывает духовный потенциал личности как достойного члена общества, «очеловечивает человека»Общество оценивает не только практические действия

Слайд 14Отличия морали от права
Мораль (нормы морали)
Право (нормы права)
Появилась раньше политики, права

и государства

Появилась позже морали

Выражает волю государства, государственный подход к оценке общественных явлений

Устанавливаются и фиксируются государством

Регулирует определенную область общественных отношений

Пронизывает все стороны человеческой жизни, все общественные отношения (в том числе и те, которые не подлежат правовому регулированию)

Формулируется обществом (людьми)

Выражает мнение общества

Отличия морали от праваМораль (нормы морали)Право (нормы права)Появилась раньше политики, права и государстваПоявилась позже морали Выражает волю

Слайд 15Более широки по содержанию, дают большой простор для толкования и применения
Формулируются

в письменном виде в юридических актах

Право (нормы права)

Существуют и действуют как свод неписанных правил в виде поучений и притч

В необходимых случаях реализация обеспечивается принудительными мерами государством либо потерпевшим

Обеспечивается силой привычки, убежденностью, совестью, давлением общественного мнения

Мораль (нормы морали)

Более конкретны по содержанию, характеризуются определенностью формулировок

Исполнять или нет, решает сам человек

Обязательны для исполнения всеми

Формулирует требования в абстрактной, абстрактно-всеобщей форме

Дает четкую формулировку, что можно и чего нельзя

Более широки по содержанию, дают большой простор для толкования и примененияФормулируются в письменном виде в юридических актахПраво

Слайд 16Мораль (нормы морали)
Право (нормы права)
Основывается на реальных условиях жизни
Не признает формального

равенства («Кому больше дано, с того больший спрос»)

Показывает идеал поведения, к которому необходимо стремиться человеку

Существует единая и единственная система права в каждом государстве, каждом обществе

Регулирует только поступки, действия людей

Исходит из формального равенства людей: равные требования к разным людям

Существуют различные моральные принципы и моральные установки людей, социальных групп, народов

Предъявляет требования к поступкам, мыслям и чувствам

Для оценки поведения людей используют критерии:
«честно – нечестно»,
«нравственно – безнравственно»,
«справедливо – несправедливо» и др.

Для оценки поведения использует критерии:
«правомерно – неправомерно»,
«законно – незаконно» и др.

Мораль (нормы морали)Право (нормы права)Основывается на реальных условиях жизниНе признает формального равенства («Кому больше дано, с того

Слайд 17Общее у морали и права
Регулируют общественные отношения (поведение людей)
Ориентируются на справедливость


Чтобы правовые нормы работали, они по крайней мере не должны противоречить правилам морали

Чтобы моральные нормы работали, они должны превратиться в привычку

Общее у морали и праваРегулируют общественные отношения (поведение людей)Ориентируются на справедливость Чтобы правовые нормы работали, они по

Слайд 18Десять заповедей человечности (раздумья академика Д.С. Лихачева)
Не убий и не начинай

войны.
Не помысли народ свой врагом других народов.
Не укради и не присваивай труда брата своего.
Ищи в науке только истину и не пользуйся ею во зло ради корысти.
Уважай мысли и чувства братьев своих.
Чти родителей и прародителей своих и все сотворенное ими сохраняй и почитай.
Чти природу как матерь свою и помощницу.
Пусть труд и мысли твои будут трудом и мыслями свободного творца, а не раба.
Пусть живет все живое, мыслится мыслимое.
Пусть свободным будет все, ибо все рождается свободным.
Десять заповедей человечности  (раздумья академика Д.С. Лихачева)Не убий и не начинай войны.Не помысли народ свой врагом

Слайд 19Смысл жизни – сложная система внутренних духовных ценностей, ради достижения которых

человек учится, работает, дружит и любит, создаёт семью, воспитывает детей. В смысле жизни сопряжены понятия хорошего и плохого, храбрости и трусости, верности и предательства и т.д. Противостоящие категории дают человеку возможность выбирать варианты поступков и линию поведения. Здесь оценивается побуждение к действиям и содержание деятельности других людей. Например: «Трус не играет в хоккей», «Волков бояться – в лес не ходить». Каждый человек выстраивает свое отношение к человечеству, к глобальным проблемам, к историческому развитию и т.д.
Смысл жизни – сложная система внутренних духовных ценностей, ради достижения которых человек учится, работает, дружит и любит,

Слайд 20Религия – это мировоззрение , мироощущение и определяемое ими поведение людей

на основе веры в существование сверхъестественной сферы. Это определенные взгляды и представления людей, соответствующие обряды и культы. Сердцем религии является вера.

религиозное
Убеждение в реальном существовании сверхъестественного, потустороннего, в том что источником главных ориентиров и ценностей человечества является Бог, - высшая сила в мире.

светское
Источником всех важнейших процессов в мире усматривается в посюсторонних изменениях в обществе: в накоплении культурных навыков, в бурном прогрессе наук, в разумной экологической политике.

сознание

Религия – это мировоззрение , мироощущение и определяемое ими поведение людей на основе веры в существование сверхъестественной

Слайд 21Религиоведение – специальная наука, изучающая религию как особую сферу культуры человечества.
Теология

– совокупность религиозных учений о сущности и действии Бога.
Политеизм – многобожие
Монотеизм – единобожие
Антропоморфизм - уподобление человеку, наделение человеческими свойствами (например, сознанием) предметов и явлений неживой природы, небесных тел, мифических существ.


Религиоведение – специальная наука, изучающая религию как особую сферу культуры человечества.Теология – совокупность религиозных учений о сущности

Слайд 22Особенности религии
Система религиозных обрядов, ритуалов, действий – культы, жертвоприношения, церемонии,

разнообразные мистерии.
Эмоциональное переживание верующим событий мифов и культовых действий.
Особая организация – церковь с чётким распределением обязанностей на каждом уровне её иерархии.

Особенности религии Система религиозных обрядов, ритуалов, действий – культы, жертвоприношения, церемонии, разнообразные мистерии. Эмоциональное переживание верующим событий

Слайд 23Каждая религиозная система имеет свои нравственные кодексы, нормы которых оказывали и

оказывают серьёзное влияние на судьбы людей.

ХРИСТИАНСТВО
1,5 миллиарда людей
ИСЛАМ
1 миллиард людей
ИНДУИЗМ
0,5 миллиардов людей
КОНФУЦИАНСТВО
0,5 миллиардов людей
БУДДИЗМ
300 миллионов людей

Каждая религиозная система имеет свои нравственные кодексы, нормы которых оказывали и оказывают серьёзное влияние на судьбы людей.ХРИСТИАНСТВО			1,5

Слайд 24.
МИРОВЫЕ РЕЛИГИИ
БУДДИЗМ с VI-V вв. до н.э., зародилась в Индии. В

настоящее время - 18 стран Центральной, Южной, Юго-Восточной Азии, числ. 300-350 млн.

ХРИСТИАНСТВО с I в. в Палестине и др. восточных провинциях Римской империи. В современном мире повсеместное распространение, но больше всего в Европе и Америке. Числ. 1 млрд.500 млн.

ИСЛАМ (МУСУЛЬМАНСТВО) с VII в.в Аравии. В современном мире 120 стран, из них 35 стран Северной Африки, Ближнего и Среднего Востока, Юго-Восточной и Центральной Азии мусульмане – большинство населения. Числн. 800 млн.

.       МИРОВЫЕ РЕЛИГИИБУДДИЗМ с VI-V вв. до н.э., зародилась в Индии.

Слайд 25 Национальные религии: Конфуцианство – VI-V в. до н.э., Китай Даосизм

- IV-III в. до н.э., Китай Иудаизм со II тыс.до н.э., Палестина Синтоизм - VI-VII в. , Япония Все виды влиятельных религий возникли непосредственно из моральных учений своих последователей. Каждая религия имеет свои нравственные кодексы, нормы которых оказывают влияние на людей. Каждому, кто хочет сократить зло, проявляющееся в обществе, следует способствовать утверждению позитивных нравственных норм и принципов.
Национальные религии: Конфуцианство – VI-V в. до н.э., Китай Даосизм - IV-III в. до

Слайд 26Религия

ПРИНЦИП СВОБОДЫ СОВЕСТИ

ПРОНЦИП СВОБОДЫ СОВЕСТИ
СВОБОДА СОВЕСТИ – ПРАВО ЧЕЛОВЕКА САМОСТОЯТЕЛЬНО

ФОРМИРОВАТЬ СВОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ И ОТКРЫТО ВЫРАЖАТЬ ЕГО В СОЦИАЛЬНЫХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯХ, НЕ ПРИЧИНЯЯ УЩЕРБА СВОБОДЕ ДРУГИХ ЛЮДЕЙ И ОБЩЕСТВУ В ЦЕЛОМ.
ЭТО ПРАВО ЧЕЛОВЕКА НА ДУХОВНУЮ АВТОНОМИЮ.
В ОБЩЕСТВАХ С ПРЕОБЛАДАЮЩИМ РЕЛИГИОЗНЫМ МИРОВОЗЗРЕНИЕМ СВОБОДА СОВЕСТИ МОГЛА ВЫРАЖАТЬСЯ ЛИШЬ В СВОБОДЕ ВЕРОИСПОВЕДОВАНИЯ
Религия ПРИНЦИП СВОБОДЫ СОВЕСТИПРОНЦИП СВОБОДЫ СОВЕСТИСВОБОДА СОВЕСТИ – ПРАВО ЧЕЛОВЕКА САМОСТОЯТЕЛЬНО ФОРМИРОВАТЬ СВОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ И ОТКРЫТО ВЫРАЖАТЬ

Слайд 27Религия
ПРАВОВЫЕ ГАРАНТИИ ПРИНЦИПА СВОБОДЫ СОВЕСТИ

ПРИНЦИП ОТДЕЛЕНИЯ РЕЛИГИОЗНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ОТ ГОСУДАРСТВА.
ВСЕ

РЕЛИГИИ ПРИЗНАЮТСЯ РАВНОПРАВНЫМИ.
ГОСУДАРСТВО НЕЙТРАЛЬНО В ВОПРОСАХ ВЕРЫ.

СВЕТСКИЙ ХАРАКТЕР ГОСУДАРСТВА. ЗАПРЕЩЕНА ЛЮБАЯ ФОРМА РЕЛИГИОЗНОЙ И АТЕИСТИЧЕСКОЙ ПРОПАГАНДЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ

ГОСУДАРСТВО ГАРАНТИРУЕТ ВСЕМ ВЕРУЮЩИМ ВОЗМОЖНОСТЬ СВОБОДНО ОТПРАВЛЯТЬ СВОЙ КУЛЬТ.

Религия ПРАВОВЫЕ ГАРАНТИИ ПРИНЦИПА СВОБОДЫ СОВЕСТИПРИНЦИП ОТДЕЛЕНИЯ РЕЛИГИОЗНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ОТ ГОСУДАРСТВА.ВСЕ РЕЛИГИИ ПРИЗНАЮТСЯ РАВНОПРАВНЫМИ. ГОСУДАРСТВО НЕЙТРАЛЬНО В

Слайд 28Закрепление
В чём суть морали и религии, что их объединяет и

сближает?
Какая существует связь между нравственными категориями, принципами и законами?
В отличие от норм закона правила морали крайне редко выражают на бумаге, как Вы думаете, почему, возможно ли считать этот факт её слабой стороной?
Приведите примеры религиозных взглядов, культа и церковной организации?
В чём принципиальное отличие мировых религий от национальных?
Как Вы думаете, почему Карл Маркс называл религию опиумом для народа?


Закрепление В чём суть морали и религии, что их объединяет и сближает?Какая существует связь между нравственными категориями,

Слайд 29Закрепление
Возможно ли изобразить взаимодействие морали, религии, права данной диаграммой?

Аргументируйте свою точку зрения!!!
Закрепление  Возможно ли изобразить взаимодействие морали, религии, права данной диаграммой? Аргументируйте свою точку зрения!!!

Слайд 30Домашнее задание
Прочитать параграф 10 «Мораль. Религия», стр. 100-110, приготовить устные

ответы на вопросы №1,4,6 на стр. 112.
Прочитайте фрагмент работы испанского философа Х. Ортоеги-и-Гассета на стр. 111 и сформулируйте письменно ответы на вопросы № 1,2.
Задание повышенной сложности
Прочитать задание на стр. 112-113 №3 и предложить свой вариант разрешения проблемы.

Домашнее задание Прочитать параграф 10 «Мораль. Религия», стр. 100-110, приготовить устные ответы на вопросы №1,4,6 на стр.

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть