Слайд 1Вклад советских ученых в создание отечественной теории этносов.
Слайд 2ПРЕОБРАЖЕНСКИЙ
Петр Федорович
Годы жизни: 1894-1941 гг.
Отец: Федор Петрович Преображенский
Мать: Наталия Александровна
Виноградова
Слайд 3
1916-1919 гг. П.Ф.Преображенский состоял приват – доцентом в Московском Университете.
1919 г.
– уехал в Самару.
1921-1937 гг. – профессор МГУ.
Апрель 1921 г. – профессор факультета Общественных наук МГУ
1922-1929 член РАНИОН
1925-1930 – член Института этнографических культур
1928-1929 – профессор Промышленной академии
С 1931 г. – ученый хранитель Центрального музея народоведения.
Слайд 4
В этнографии Петр Федорович пришел как зрелый историк. Обладая обширной эрудицией,
во многих областях знаний, мысля масштабно, он пытался обхватить всемирную историю как историю всех континентов и всех народов, их населяющих.
Слайд 5
Верный своим принципам стараясь избегать европоцентризма профессор Преображенский вел семинары по
этнографии народов Средней Азии и принял участие в организации Среднеазиатской комплексной экспедиции РАНИОН, работавшей в низовьях Амударьи и районе древнего Хорезма.
Слайд 7
В духе этих теоретических построений и принципиальных тезисов написан главный этнографический
труд профессора Преображенского «Курс этнологии».
В заключение первой главы «Курса этнологии» проф. Преображенский сформулировал проблемы современной ему этнологии:
1. выявление культурного единства
2. механизм культурного взаимодействия
Слайд 8ТОЛСТОВ
Сергей Павлович
Годы жизни: 25 января 1907 - 28 декабря 1976.
Отец: Павел
Сергеевич Толстов
Слайд 9
В 1923 году поступил в МГУ на физико-математический, а затем на
историко-этнологический факультет (специальность «антропология»).
в 1943—1945 годы был деканом исторического факультета МГУ.
С 1942 — директор Института этнографии АН СССР.
В 1951—1970 годы был председателем Российского Палестинского Общества.
Слайд 10
Отличало С.П. Толстова от многих других историков, этнографов и археологов то,
что он не просто систематизировал и обобщал фактический материал, строил не только эмпирические концепции, но и от эмпирического уровня научного познания поднимался до теоретического, занимался, теоретическими изысканиями, выдвигал новые идеи и, разрабатывая их, создавал гипотезы и теории, отображающие сущность изучаемых этнологией и исторической наукой явлений.
Слайд 11Работы области теории этнографии и историологии первобытности, а также и историологии
классового общества.
"Проблемы дородового общества" 1930 г.
"Очерки первоначального ислама" 1932 г.
"Генезис феодализма в кочевых скотоводческих обществах" 1934 г.
"Военная демократия и проблема "генетической революции"" 1935 г.
"Пережитки тотемизма и дуальной организации у туркмен" 1935 г.
Слайд 12
Первая - проблема перехода от животного к человеку.
Вторая - проблема
возникновения экзогамии и рода.
Третья - проблема перехода от первобытного общества к классовому и первых форм классового общества.
Слайд 13
Помимо всего прочего С.П. Толстов ставит и по-своему решает проблему возникновение
классификационных систем родства. Он категорически отвергает господствовавший, да и сейчас продолжающий господствовать в этнографии взгляд, согласно которому классификационные термины родства возникают в результате расширения индивидуальных терминов родства. Он подчеркивает, что классификационные термины родства возникают как коллективные, групповые и не представляют собой терминов кровного родства в привычном для нас смысле слова.
Слайд 14
С.П. Толстов по существу первым попытался обосновать выделение периода перехода от
доклассового общества к классовому в качестве особой исторической эпохи, которую нельзя полностью отнести ни к собственно первобытному обществу, ни к одной из классовых общественно-экономических формаций.
Слайд 15
Пожалуй, самое важное, что содержится во всех без исключения рассмотренных выше
работах С.П. Толстова, - привлечение интереса исследователей к связям между одновременного существующими обществами
Слайд 16ТОКАРЕВ
Сергей Александрович
Годы жизни: 29 декабря 1899 — 19 апреля 1985
Слайд 17
В 1917 году начал работать преподавателем в школе
В 1921 году поступил
на факультет общественных наук
С 1927 года работал научным сотрудником Центрального музея народоведения
В 1935 году получил степень кандидата исторических наук без защиты диссертации.
В 1943 Институт этнографии
С 1961 года возглавлял сектор этнографии народов зарубежной Европы
С 1956 - 1973 год заведовал кафедрой этнографии на историческом факультете МГУ
Слайд 18
Начав с этнографии тюркоязычных народов (алтайцев, хакасов, якутов) С. А. Токарев
впоследствии заинтересовался социальной организацией и культурной историей австралийских аборигенов, индейскими народами, этнографией народов Зарубежной Европы, этногенезом, материальной и духовной культурой народов СССР.
Слайд 19
Еще одной сферой научных интересов С. А. Токарева стала история русской
и зарубежной этнографии. Итогом его многолетней работы стал ряд монографий.
Слайд 20
Вместе с коллегами С. П. Толстовым, Н. Н. Чебоксаровым, Б. О.
Долгих, В. И. Чичеровым — им сформирована система этнографического образования, благодаря которой кафедра этнографии МГУ на долгое время получила статус ведущего учебного заведения этого профиля. Токарев читал фундаментальные курсы: «История первобытного общества и основы этнографии», «История религий», «Историография этнографии», «Этнография Австралии и Океании», «Этнография Америки», «Этнография Зарубежной Европы»
Слайд 21Годы жизни: 1 октября 1928 — 11 июля 1990.
ИТС
Рудольф Фердинандович
Слайд 22
В 1950 окончил Восточный факультет Санкт-Петербургского государственного университета.
С 1954 являлся сотрудником
Института этнографии (Кунсткамера)
Возглавлял кафедру этнографии и антропологии ЛГУ.
Слайд 23Диссертации и научные труды
Народ мяо. (Историко-этнографический очерк). 1954.
Мяо: историко-этнографический очерк. 1960.
Происхождение народов Южного Китая. 1967.
Этническая история юга Восточной Азии. 1972.
Слайд 24Учебные и популярные книги
Итс Р. Ф., Смолин Г. Я. Очерки истории
Китая с древнейших времен до середины XVII века. 1961.
Кунсткамера. (Серия «Туристу о Ленинграде») 1974.
Введение в этнографию1991.
Золотые мечи и колодки невольников. 1976.
Века и поколения: Этнографические этюды. 1976.
Шепот Земли и молчание Неба: Этногр. этюды о традиц. нар. верованиях. 1990.
Слайд 25ЧЕБОКСАРОВ
Николай Николаевич
(23 апреля 1907— 1 февраля 1980)
С 1943 сотрудник Института этнографии
АН СССР.
С 1957 — заведующий сектором зарубежной Азии, Австралии и Океании.
С 1951 - 1956 — заведовал кафедрой этнографии исторического факультета МГУ.
Н. Н. Чебоксаров создал школу исследователей истории и культуры народов Зарубежной Азии и Зарубежной Европы, продолжающих дело своего учителя.
Слайд 26
Научные интересы Н. Н. Чебоксарова были разносторонни. Он изучал этнографию Китая,
Зарубежной Европы, Совместно с М. Г. Левиным разработал принципы этнографической классификации народов по хозяйственно-культурным типам.
Слайд 27
Особый интерес у ученого вызывала этническая история Китая. С 1956 по
1958 годы Чебоксаров работал в Китае, где собрал, а затем опубликовал уникальный антропологический и этнографический материал. В 1947 году вышел в свет труд «Северные китайцы и их соседи», который был удостоен премии им. Н. Н. Миклухо-Маклая и получил широкое признание.
Слайд 28БРОМЛЕЙ
Юлиан Владимирович
(1921—1990)
В 1945 г. поступает на исторический факультет МГУ.
В 1956 г.
защищает кандидатскую дисертацию
В 1965 г. защищает докторскую
Слайд 29
Основоположник дуалистической концепции этноса, Ю. В. Бромлей был противником пассионарной теории
Л. Н. Гумилева, академик пишет:
«Если судьба олигофренов действительно во многом (хотя далеко не полностью) предопределена генетически, то вопрос о деклассированных элементах гораздо сложнее. Если исходить из того, что они результат генетически унаследованного свойства меньше абсорбировать энергию, то неизбежно окажется, будто их социальный статус предопределен от рождения. Между тем подобное «натуралистское» обоснование классового неравенства уже давно исчезло из арсенала даже самых рьяных зарубежных поборников этого неравенства»
Слайд 30
Эта концепция предполагает существование этносов в 2-х смыслах:
В узком смысле этнос
получил название "этникос" и понимался как "исторически сложившаяся на территории устойчивая межпоколенная совокупность людей, обладающих не только общими чертами, но и относительно стабильными особенностями культуры (включая язык) и психики, а также сознанием своего единства и отличия от всех других подобных образований (самосознанием), фиксируемом в самоназвании (этнониме)"
Слайд 31
В широком смысле был назван "этносоциальным организмом (ЭСО)" и понимался как
этнос, существующий в пределах государства: "ЭСО - та часть соответствующего этникоса, которая размещена на компактной территории внутри одного политического (потестарного) образования и представляет, таким образом, определённую социально-экономическую целостность".