Слайд 1СОЦИАЛЬНАЯ СУЩНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА
Лекция 4
4.1. Мыслители прошлого об обществе и человеке
4.2. Человек.
Индивид. Личность.
Слайд 2ЧЕЛОВЕК
Центральная тема и основная проблема всех философских школ и направлений
Подходы к
изучению природы человека
Слайд 3МИФОЛОГИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ
На ранней стадии общественного развития основным способом понимания мира является
мифология.
«Миф» (от греч. Mythos) — сказание, предание.
Мифологическое сознание – рассмотрение человека как части сообщества, а сообщества – как части природы. При этом мир природы наделяется человеческими характеристиками.
Слайд 4ТЕМЫ МИФОЛОГИЧЕСКИХ ЦИКЛОВ
Мифы о происхождении мира (космогония)
Мифы о происхождении человека и
общества (антропогонистические)
Мифы о героях
Мифы о конце света (эсхатология)
Слайд 5МИФОЛОГИЧЕСКИЕ ИДЕИ ПРОИСХОЖДЕНИЯ МИРА И ЧЕЛОВЕКА
Слайд 6ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ МИФОЛОГИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ
Миф – организация такого мира, в котором нет
непонятного и бессмысленного. Смысл делает предметы понятными и близкими, вписывает их в систему жизни человека и систему культуры.
Борьба хаоса и космоса (изначального беспорядка и порядка, организованного творцом)
Цикличность времени
Одушевление всех явлений окружающего мира
Все, что непосредственно воздействовало на ум, чувство и волю, было реальным.
Слайд 8ДРЕВНЯЯ ИНДИЯ
Веды — сборник самых древних священных писаний индуизма на санскрите
(наиболее ранняя разновидность древнеиндийского языка )
Являются первым известным нам источником мудрости.
Составлялись на протяжении нескольких столетий (1200- 600 г.г до н.э.).
Слайд 9Учение о вечном круговороте жизни и законе воздаяния – КАРМА
Четкая иерархическая
структура общества – КАСТЫ
Тот, кто совершал благие действия, жил в согласии с действовавшей моралью, родится в будущей жизни в высшей касте
Тот, чьи действия не были правильны, может в будущей жизни родиться членом низшей касты или животным – РЕИНКАРНАЦИЯ – учение о переселении души
Слайд 12БУДДИЗМ
Буддизм – философское учение, направленное на поиск путей духовного освобождения человека.
Буддизм
называют атеистической религией – это скорее учение.
Будда – просветленный, учитель.
Слайд 15ДАОСИЗМ
ДАО – путь
Учение возникло в Древнем Китае
Основателем считается Лао-Цзы
Слайд 16ЧЕЛОВЕК ОБЪЕДИНЯЕТ В СЕБЕ:
ИНЬ – темное начало, пассивное ожидание, женское начало
ЯН
(ЯНЬ) – активное, мужское начало, освящающее путь познания
Слайд 17Эти начала должны находиться между собой в гармонии, ибо они рождают
«дэн» («дзэн») – сочетание начал – Неба, Земли, Человека.
Слайд 18Лучшее поведение для человека – следование естественному ходу вещей, действовать без
нарушения меры.
Бездействие, недеяние (принцип «у вэй») – одна из главных идей даосизма.
Слайд 19ЧЕЛОВЕК ДОЛЖЕН СЛЕДОВАТЬ
ДВУМ ЦЕЛЯМ:
Оберегать
себя от
опасности
Стараться
прожить
как можно
дольше
Слайд 20КОНФУЦИАНСТВО
Основатель философской школы - Конфуций (551-479 гг. до н.э.)
Разработал учение о
«благородном муже» - человеке, который интересы общества и государства ставит на первое место, пренебрегая своими личными
Слайд 21ИДЕАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВО, ПО МНЕНИЮ МЫСЛИТЕЛЯ, ДОЛЖНО БАЗИРОВАТЬСЯ НА ТРЁХ ПРИНЦИПАХ:
Гуманность
Соблюдение
ритуалов
и обрядов
Практическое
воплощение
нравственных
форм жизни
Слайд 22Поведение человека
должно отражать
законы, на основе
которых существует
вселенная
Основу образования
должно составлять
изучение традиций и
мудрости предков
Человек должен
осознавать
собственную судьбу,
которую ему не
дано изменить
Человек должен
сосредотачивать
свои усилия на том,
что подвластно
его воле
Суть учения
Слайд 23ЗОЛОТОЕ ПРАВИЛО НРАВСТВЕННОСТИ
«Не делай другим того, чего не желаешь себе».
Слайд 24ОБЩИЕ ЧЕРТЫ ФИЛОСОФСКИХ ШКОЛ ДРЕВНЕГО КИТАЯ
Невмешательство в естественный ход вещей (природа
и общество);
Строгая иерархия (социальная и возрастная);
Почитание старших;
Преобладание интересов государства над личностью;
Гуманность и милосердие лежат в основе взаимоотношений между людьми.
Слайд 26Человек – микрокосм.
«Человек есть мера всех вещей»
Протагор
«Человек – социальное животное»
Аристотель
«Познай самого себя»
Сократ
Слайд 28МИЛЕТСКАЯ ШКОЛА VI век до н.э.
Философия (греч.) – любовь
к мудрости
Главный вопрос философии – поиск первоначала.
Фалес
Демокрит
Гераклит
Слайд 30Согласно Гесиоду, не принадлежавшему ни к одной из школ, первоначалом был
Хаос, из которого возникли Земля (Гея), подземное царство (Тартар) и любовное влечение (Эрос).
Затем из Хаоса родились Ночь и Тьма, а из Тьмы и Ночи в результате их любовного союза появились День и Эфир. Процесс формирования мира Гесиод подробно описал в поэме «Теогония».
Слайд 32ПЛАТОН (427 – 347 гг. до н. э.)
Первый греческий мыслитель, основавший
философскую школу
Платоновская Академия просуществовала почти 900 лет
Приравнивал общество к государству
Слайд 33 Платон выделял
3 стадии
общественного
развития
Династия -
состояние общества без
бедных и
богатых, без писанных
законов, властью распоряжались
старейшины родов и передавали её
по наследству
Аристократия –
эпоха, когда возникают
большие поселения
людей, существует
законодательство
и выборная власть.
В этот период появляется
государство
Идеальное государство,
основанное на принципе
справедливости
Слайд 34МОДЕЛЬ ИДЕАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА
ПО ПЛАТОНУ
Слайд 35АРИСТОТЕЛЬ (384 – 322 гг. до н. э.)
Ученик Академии Платона, систематизатор
всех накопленных к его времени научных знаний
Основатель собственной философской школы – Ликей (лицей)
Учитель Александра Македонского
Главный философский труд – «Политика»
Слайд 36ИДЕАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВО
ПО АРИСТОТЕЛЮ:
Основная задача государства – защита имущественных интересов граждан.
Необходимо сохранение частной собственности, так как потребность в собственности свойственна человеку по природе.
Предпочтительная форма правления – АРИСТОКРАТИЯ
(При аристократии власть находится в руках немногих, обладающих личными достоинствами, и она возможна там, где личные достоинства ценятся народом).
Слайд 39Древнегреческие мыслители отстаивали идею первенства государства перед личностью.
В их трудах
государство обладало широкими правами по отношению к человеку, вопрос же о правах человека по отношению к государству вообще не ставился.
Платон на фреске Рафаэля Санти
Бюст Аристотеля, римская копия оригинала Лисиппа
Слайд 40СРЕДНИЕ ВЕКА
Средние века – временной промежуток между двумя эпохами: античностью
и Ренессансом.
Периоды Средневековья:
Раннее (5-11 вв.)
Расцвет (11-13 вв.)
Позднее (14-16 вв.)
Слайд 41ОСНОВНАЯ ИДЕЯ
Человек – существо, соединившее в себе две природы: божественную, высшую
и животную, греховную, между которыми идет вечная борьба.
Подчинение Богу, так как причастность к Богу есть высшая ценность.
Слайд 42АВГУСТИН БЛАЖЕННЫЙ
Жил в IV-Vвв.
Создал «Учение о божественном предопределении»:
Человек действует свободно, но
все, что он делает, делает через него Бог. Главная цель человеческого существования переносится в загробный мир, земная жизнь – лишь подготовительный этап.
Слайд 43ФОМА АКВИНСКИЙ
Фома Аквинский (XIII) –выдающийся преподаватель схоластики, выдвинул принцип «справедливой середины»
Умеренная
забота о приобретении и умеренное пользование богатством.
Этот принцип разрешал заботу о земных благах, но и включал богословско-философскую систему схоластики. Схоластика (от лат. Schola) – наука , оторванная от жизни, наблюдений и опытов – «мертвая наука»
Слайд 44ЭПОХА ВОЗРОЖДЕНИЯ
XIV – XVI века, период небывалого подъема в области культуры
и науки.
Эпоха «титанов» - деятелей культуры, которые своей деятельностью охватывают все известные на тот момент науки и искусства.
Гуманизм – светская образованность, признание интересов и прав личности.
Человек – центр внимания и интереса писателей, поэтов, философов.
Человек – творец, и в своем творчестве подобен Богу.
Джордано Бруно и Николо Макиавелли– (итальянские философы, XVI – XVII) утверждают, что жизнь на земле единственная.
Слайд 45ЭПОХА ПРОСВЕЩЕНИЯ
(НОВОЕ ВРЕМЯ)
XVII в. – век гениев.
Френсис Бэкон, Томас
Гоббс – осознание ценности разума, науки, общественного блага.
«Мыслю, следовательно существую» Р. Декарт
Мышление – единственно достоверное свидетельство человеческого существования.
Слайд 46ТЕОРИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО ДОГОВОРА
Авторы - английские мыслители
Томас Гоббс и Джон Локк
Т.
Слайд 47Государство –
результат договора
граждан, сознательно
ограничивших часть
своих прав, добровольно
передавая их
государству, с целью
сохранения остальных
прав
Слайд 48Вольтер (1694 - 1778) - французский философ-просветитель, поэт, прозаик, историк, публицист,
правозащитник; был сторонником
Равенства
граждан перед
законом
Свободы слова
Неприкосновенности
частной
собственности
Ввёл термин
«философия
истории»
Конституционной
монархии
Слайд 49 Вольтер осуждал католическую церковь – «раздавите эту гадину, разрушьте
здание обмана».
«Если бы бога не было, то его следовало бы выдумать».
Вольтер
Слайд 50Жан Жак Руссо (1712 - 1778) - французский писатель, мыслитель, композитор
Считал,
что
причина перехода
к гражданскому
состоянию – частная
собственность и
имущественное
неравенство
Выступа за
защиту
мелкой
собственности
Сторонник
республики
Слайд 51 «Республика более всего приближает людей к равенству»
«Когда-то
люди жили в гармонии с природой, но с появлением частной собственности всё изменилось»
Ж. Ж. Руссо
Слайд 52САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА:
Трудовое общество А. Смита
Утопический социализм конца 18 – начала 19
веков
Гражданское общество Г. Гегеля
И. Кант о человеке и обществе
Социология О. Конта
Теория эволюции общества Г. Спенсера
Русская религиозная философия (н. 20 в.) об обществе и человеке