Слайд 1Актуализация знаний по теме «Межличностное взаимодействие».
Межличностная совместимость: понятие, факторы, влияющие на
межличностную совместимость.
Конформность: понятие, суть, примеры.
Какое совместное дело может увеличивать сплоченность вашего класса?
В один из зимних вечеров исследователи попросили помощников в течение 60 секунд смотреть вверх, на ничем не примечательное небо. Чем больше помощников смотрели в небо, тем больше прохожих присоединялось к группе. Объясните данный факт, опираясь на понятие конформности.
Герой фильма Э. Рязанова «Гараж», объясняя те или иные свои действия, все время повторял, что он «из большинства». Дайте ему характеристику.
Известно, что настоящий коллектив складывается постепенно. Обсудите, на какой ступени развития находится ваш класс.
Слайд 2«Счастлив тот, кто счастлив у себя дома»
Л. Н. Толстой
1. Определите автора
и название литературного произведения, фрагмент которого вы просмотрели.
2. Определить тему урока на основании услышанного и увиденного отрывка из сказки.
Слайд 3СЕМЬЯ.
Семейный кодекс РФ не допускает произвольного вмешательства кого-либо в дела семьи.
В
Семейном кодексе РФ запрещаются любые формы ограничения семейных прав и предусмотрена возможность граждан по своему усмотрению распоряжаться принадлежащими им семейными правами.
«Любить – это значит смотреть. Не друг на друга, а смотреть вместе в одном направлении».
А.де Сент –Экзюпери
«Муж с женой, что вода с мукой: сболтаешь – сболтаешь, а разболтать не разболтаешь».
(народная мудрость)
«Семья – взаимное несение тягот и школа жертвенности»
(Н.Бердяев)
Слайд 4К какой социальной группе относится семья?
Семья Сониной Влады
Слайд 6Гимн Семье.
Какой христианский праздник посвящен семье?
Какой год в России был
объявлен Президентом РФ ГОДОМ СЕМЬИ?
Чеша Даша
Слайд 8Определите цель и задачи урока.
Слайд 9Цель урока:
определить признаки семьи как малой группы, выявить тенденции развития
современной семьи, её типов, форм и функций.
Слайд 10План урока.
Особенности семьи как малой группы.
Функции семьи.
Гендерное поведение.
Воспитание в семье.
Слайд 11Притча.
Рассказывают, что после того, как
к Богу явился мужчина и заявил о своей скуке, Бог задумался:
- Из чего сделать женщину, если весь материал ушел на мужчину.
Но не желая отказывать в просьбе мужчине, Бог сотворил женщину, на что затратил: несколько ярких лучей солнца, все чарующе краски зари, задумчивую грусть луны, красоту лебедя, игривость котенка, грациозность стрекозы, ласковое тепло меха, притягательную силу магнита, и все это слепил вместе.
Посмотрел и недовольно покачал головой: больно приторной она ему показалась. И добавил холодное мерцание звезд, непостоянство ветра, слезоточивость облаков, хитрость лисы, трусость зайца, назойливость мухи, упрямство осла, ревность тигрицы, мстительность осы, ядовитость змеи, дурман опиума и вдохнул в нее жизнь.
В результате появилась настоящая женщина. Вот эту женщину Бог подарил мужчине, сказав при этом:
-Бери ее такой, какая она получилась, и не пытайся ее переделывать.
Слайд 12Что для вас семья?
Назовите ассоциации с этим словом.
Макарова Настя
Слайд 13Семья – это социальная общность, члены которой связаны брачными узами или
родственными отношениями, общим бытом и взаимной ответственностью.
Семья Ростовцева Вити
Слайд 14Поэзия о семье.
Как появилось слово “семья”?
Когда-то о нем не слыхала Земля…
Но
Еве сказал перед свадьбой Адам:
Сейчас я тебе семь вопросов задам;
“Кто деток родит мне, богиня моя”?
И Ева тихонько ответила “я”,
“Кто их воспитает, царица моя”?
И Ева тихонько ответила “я”,
“Кто пищу сготовит, о, радость моя”?
И Ева все так же ответила “я”
“Кто платье сошьет?
Постирает белье?
Меня приласкает?
Украсит жилье?
Ответь на вопросы, подруга моя!”
И Ева тихонько ответила “я”,
Сказала она знаменитых семь “я”
Вот так на земле появилась семья.
Что может быть семьи дороже?
Теплом встречает отчий дом,
Здесь ждут тебя всегда с любовью,
И провожают в путь с добром!
Отец и мать, и дети дружно
Сидят за праздничным столом,
И вместе им совсем не скучно,
А интересно впятером.
Малыш для старших как любимец,
Родители - во всем мудрей,
Любимый папа - друг, кормилец,
А мама ближе всех, родней.
Любите! И цените счастье!
Оно рождается в семье,
Что может быть ее дороже
На этой сказочной земле!
Слайд 15Какие науки изучают семью?
Почему так много наук изучают семью?
Семья Тимохиной
Леры
Слайд 16Как вы думаете, почему семья занимает во многих отношениях особое положение
по сравнению с другими социальными группами?
Макарова Настя
Сонина Влада
Слайд 17Особенности семьи как малой группы.
Слайд 18Этапы становления брачно-семейных отношений
(по Л. Моргану):
первобытное состояние (неупорядоченные половые связи);
кровно
- родственная семья (супружеские отношения исключались лишь между предками и потомками, родителями и детьми);
парная (моногамная) семья (устанавливается единобрачие)
парная демократическая \ патриархальная традиционная
Слайд 19Проблемные вопросы:
Как вы думаете, что бы случилось, если двое ваших ровесников
решили создать семью прямо сейчас?
Достаточно ли быть взрослым физически, чтобы создать семью?
Какой возраст по-вашему наиболее благоприятен для создания семьи?
Почему семья является ячейкой общества?
Вывод:
Без семьи человек не может быть счастлив. В семье сменяются поколения, воспитывается будущее страны.
Слайд 20Виды семей.
Какие виды семей вы знаете?
Сонина Влада
Слайд 21Полные и неполные семьи.
Полные (двое родителей).
Неполные (где по каким-либо причинам отсутствует
один из родителей или родительское поколение, а дети живут с бабушками-дедушками).
Слайд 22По количеству детей:
малодетные (1—2 ребенка),
многодетные семьи (3 и более детей).
Слайд 23Патриархальные и матриархальные семьи.
В патриархальных семьях главой является отец.
В матриархальных —
наивысшим авторитетом и влиянием пользуется мать.
Слайд 24Типы семейных структур:
Моногамная семья.
Моногамное супружество представляет собой брак одного мужчины с
одной женщиной.
Слайд 25
Полигамная семья.
Полигамия — брак одного супруга с несколькими людьми.
Полигамия бывает двух
видов:
полигиния — брак одного мужчины с несколькими женщинами;
полиандрия — брак одной женщины с несколькими мужчинами.
Слайд 26Патрилинеальные и матрилинеальные семьи.
В патрилинеальных семьях наследование фамилии, имущества
и социального положения ведется по отцу.
В матрилинеальных — по матери.
Слайд 27Гомогенные и гетерогенные семьи.
В гомогенных семьях супруги являются выходцами из одной
социальной страты.
В гетерогенных они происходят из разных социальных групп, каст, классов.
Слайд 28Традиционная или патриархальная семья.
Предполагает главенство мужчины.
Такая семья объединяет под одной
крышей представителей, как минимум, трех поколений.
Женщина экономически зависит от супруга, семейные роли четко регламентированы: муж (отец) — добытчик и кормилец, жена (мать) — домохозяйка и воспитатель детей.
Слайд 29Современные семьи:
нуклеарные и расширенные.
Нуклеарные семьи, состоящие из родителей и их
детей, т. е. из двух поколений. Все остальные родственники – бабушки, дедушки, дяди, тети и т.д. – относятся к периферии семьи.
Если все они живут вместе, то семья называется расширенной, многопоколенной (3-4 поколения родственников).
Слайд 30Партнерская или эгалитарная семья.
Признаки:
справедливое, пропорциональное распределение семейных обязанностей,
взаимозаменяемость супругов
в решении бытовых вопросов, обсуждение основных проблем и совместное принятие важных для семьи решений, а также эмоциональная насыщенность отношений.
Слайд 31Функции семьи
Функции семьи –
деятельность семьи, имеющая определенные социальные последствия.
Какие
функции выполняет семья?
Слайд 32Репродуктивная
функция связана с биологическим воспроизводством членов общества.
Слайд 33Воспитательная функция
новое поколение, приходящее на смену старому, должно освоить социальные
роли, получить багаж накопленных знаний, опыта, моральных и других ценностей.
Слайд 34Хозяйственно-экономическая функция
охватывает различные аспекты семейных отношений:
ведение
домашнего хозяйства и семейного бюджета;
организацию семейного потребления;
проблему распределения домашнего труда;
поддержку и опеку над престарелыми и инвалидами.
Слайд 35Эмоционально-психологическая функция -
семья помогает человеку обрести спокойствие и уверенность,
создает чувство
безопасности и психологического комфорта,
обеспечивает эмоциональную поддержку и сохранение общего жизненного тонуса.
Слайд 36Рекреационная функция
включает в себя духовно-эстетические моменты, в том числе и
организацию проведения свободного времени.
Слайд 37Социально-статусная функция
семья предоставляет своим членам социальный статус, способствуя тем самым
воспроизводству социальной структуры общества.
Слайд 38Проблемы современной семьи
Задание классу:
Современные ученые говорят о кризисе семейных
отношений.
Как вы думаете в чем причины и каковы последствия кризиса семейных отношений?
Слайд 39Кризис семьи проявляется:
в росте числа разводов;
в увеличении количества добрачных и внебрачных
детей;
во взаимном отчуждении членов семьи;
в ослаблении воспитательного воздействия родителей на детей;
в увеличении числа неполных семей.
Слайд 40Гражданский брак:
Одним из проявлений кризиса существующих семейных отношений многие считают возросшее
число гражданских браков, то есть таких, которые не признаны ни государством, ни церковью. В таких семьях мужа и жену связывают только взаимные чувства и устный договор.
Обсуждение проблемы по вопросам:
Кто и почему вступает в гражданский брак?
Когда такой брак уместен?
Каковы издержки такой формы брачного союза?
Слайд 41Гражданский брак:
за или против?
Положительные стороны гражданского брака
(по мнению его сторонников)
Это репетиция семейных отношений, позволяющая обрести опыт совместной жизни.
Гражданский брак может стать временной формой личной жизни.
Такие отношения выгоднее ранних браков, которые в большинстве случаев через 5-7 лет распадаются.
Отрицательные стороны гражданского брака
Люди, состоящие в гражданском браке, не ощущают прочности своего положения, серьезности отношений.
Они лишены определенного социального статуса.
Общественное мнение настроено против таких неофициальных союзов.
Болезненно реагируют на зыбкий статус родителей дети.
В гражданском браке не защищены имущественные и прочие права супругов и детей.
Слайд 423. Гендерное поведение
Какие ассоциации у вас возникают при слове «женщина»?
Какие ассоциации
у вас возникают при слове «мужчина»?
А теперь посмотрите, какие черты их объединяют, а какие делают совершенно различными?
Чего больше: сходства или различий? Сделайте общий вывод.
Ученые говорят о гендерных ролях. Что они понимают под ними?
1. Биологические отличия.
2. Психологические отличительные свойства.
3. Поведенческие отличительные свойства.
Понятие «гендер» (от англ. gender, от лат. gens — род).
Гендерные роли – нормативные предписания и ожидания «правильному мужскому или женскому поведению».
Выполнение соответствующей гендерной роли обусловливает гендерное поведение индивида.
Вспомните, какие социальные стереотипы воспитания мальчиков и девочек существовали в разные исторические времена и эпохи. Как они развивались на протяжении веков: что изменилось в наши дни? Что осталось неизменным?
Слайд 43Рабочие листы (задание 7).
Перед вами результаты опроса группы выпускников российских вузов.
Цель опроса – какие качества нужно воспитывать в современных мальчиках и девочках.
Для мальчиков:
1) самостоятельность,
2) ответственность,
3) любознательность.
Для девочек:
1) ответственность,
2) хорошие манеры,
3) послушание.
Прокомментируйте эти результаты. Изложите свое мнение относительно особенностей гендерного поведения современных мальчиков и девочек.
Слайд 44Что вы понимаете под словосочетанием «семейное воспитание»?
Слайд 45Семейное воспитание – это осознанное влияние на формирование личности детей, предпринимаемое
старшим поколением.
Слайд 46Какие факторы влияют на процесс воспитания?
Слайд 47Факторы, влияющие на процесс воспитания:
Личностные ресурсы семьи.
Спектр целей семейного воспитания.
Стиль воспитания.
Какие
стили воспитания в семье вы знаете?
Слайд 49Стили воспитания
Диктат в семье характеризуется:
Стремлением старших максимально подчинить своему влиянию младших.
Инициатива
детей всячески пресекается.
Родители жестко добиваются исполнения своих требований, стремясь полностью контролировать поведение, интересы и даже желания детей.
Но требования, не оправданные педагогически и нравственно, вызывают у детей отчуждение от старших, враждебность по отношению к окружающим, протест и агрессию, зачастую вместе с апатией и пассивностью.
Слайд 50Стили воспитания
Опека в семье — это система отношений,
при которых:
родители, обеспечивая удовлетворение потребностей, ограждают ребенка от всех забот, усилий и трудностей, принимая их на себя.
родители создают своим детям «оранжерейные» условия, блокируя негативное влияние внесемейной среды и вместе с тем мешая детям готовиться к реальной жизни за порогом родного дома.
Именно эти дети оказываются наименее приспособленными к жизни в коллективе.
Слайд 51Стили воспитания
Невмешательство — система межличностных отношений в семье, строящаяся на:
Признании возможности
и даже целесообразности независимого существования взрослых и детей.
Предполагается, что в семье как бы сосуществуют два мира: взрослые и дети, и ни тем ни другим не следует переходить намеченную таким образом линию.
Слайд 52Стили воспитания
Сотрудничество характеризуется:
Стремлением старших установить теплые отношения с
младшими, привлекать их к решению проблем, поощрять инициативу и самостоятельность.
Старшие, устанавливая правила и более или менее твердо проводя их в жизнь, не считают себя непогрешимыми и объясняют мотивы своих требований, поощряют их обсуждение младшими; в младших ценится как послушание, так и независимость.
Такой стиль способствует воспитанию самостоятельности, ответственности, активности, дружелюбия, терпимости.
Слайд 53Какой из стилей семейного воспитания вам кажется самым разумным?
Почему?
Слайд 54
Представьте себя в роли семейного психолога, к которому на прием
пришла молодая семейная пара и семейная пара с детьми-подростками.
Супруги не знают психологические особенности семейных взаимоотношений. Ваша задача – продумайте советы, которые вы можете дать молодым людям и зрелой семейной паре в их семейной жизни.
Слайд 55Ситуация 1.
Мужу не нравится, когда жена пользуется косметикой. Как быть?
Ситуация 2.
Муж
– сторонник здорового образа жизни, ходит дома босиком, и не только дома: на улице тоже босиком, или в сандалиях без носков (в любое время года). Может ли жена настаивать, чтобы он надевал носки?
Ситуация 3.
Муж заботится о своем здоровье и хочет, чтобы жена заботилась о своем – делала зарядку. Жене – лень. Может ли он настаивать на этом?
Ситуация 4.
Супругам надо выходить из квартиры по делам, с ними ребенок, они торопятся. Но тут жена спохватывается: «Давай переоденем маленькому рубашечку! Она не красивая!». Муж: «Нет, это не самое главное, пойдем так». Кто прав?
Ситуация 5.
Муж идет с женой в магазин, берет рюкзак. Жена: «Возьми сумку, с рюкзаком некрасиво!». Как быть?
Ситуация 6.
Мать просит сына вынести мусор. Тот не реагирует, продолжает смотреть телевизор. Когда в дверях появляется отец, сын вскакивает и выносит мусор. Как чувствовала себя мама? Что ребенок думаете в такой момент?
Ситуация 7.
Вечером дочь куда-то собирается.
Мать: «В кино, что ль, собралась? Я-то знаю с кем.»
Дочь: «А что, нельзя?»
Мать: «А ты знаешь, чем такие прогулки заканчиваются?»
Как чувствует себя в этот момент дочь? Какой выход из ситуации предложите вы?
Слайд 56Вопросы для закрепления:
Какие проблемы современного воспитания в семье вы видите?
Разъясните мысль
Л.Н.Толстого о том, что все счастливые семьи похожи друг на друга, а каждая несчастливая семья несчастлива по-своему.
Слайд 57Определите, какой возрастной и статусной группе соответствует данное выражение?
- «Яйца курицу
не учат»
-«Молодо – зелено»
- «Молодым везде у нас дорога».
Слайд 581 – родители; 2 – старшее поколение, 3 – молодежь
Домашнее задание
на листах формата А 3.
1 группа (родители) – составить портрет идеального ребенка.
2 группа – старшее поколение – составить свод правил семейного воспитания, портрет идеальной жены и идеального мужа.
3 группа – молодежь – составить портрет идеального родителя.
Слайд 60ФЕМИНИЗМ
Представьте, что вы оказались на заседании дискуссионного клуба на тему «Феминизм»:
«за» и «против». Выскажите свое мнение относительно проблемы феминизма.
Слайд 61Продолжите фразы:
На уроке я узнал………………….
На уроке я понял…………………
После изучения материала на
уроке я хочу………………………………………..
После изучения материала на уроке я могу………………………………………