Слайд 1Урок повторения в 9 классе
по теме «Право. Правоотношения.»
Учебник Обществознание. 9 класс/
Л.Н. Боголюбов, А.И. Матвеев, Е.И. Жильцова и др. М.: Просвещение, 2010
Д.З. повторить разделы политика и право,
подготовиться к итоговому тесту
Слайд 2Проверка домашнего задания
Заполните схему:
ООН
Генеральный секретарь
?
?
?
?
Специализированные учреждения (ЮНЕСКО, МАГАТЭ и др.)
?
?
Слайд 4Яндекс новости 16.05.2014
Парламентская газета 16.05.2014
Слайд 5Что такое легитимность?
Какое отношение имеет этот термин к нашему сегодняшнему уроку?
Слайд 6Проблемная ситуация:
К вам подошел ваш друг и попросил помочь составить план
выступления на тему «Правоотношения»
Продолжите предложение:
«Основы права необходимо знать каждому человеку потому что…»
цель
Слайд 7Цель урока – написать план выступления «Правоотношения»
Трудовые правоотношения
Слайд 8Давайте вспомним что называют правоотношением.
Запишите определение себе в тетрадь.
Административные правоотношения
Слайд 9Проверим
Правоотношение – социальное отношение, регулируемое нормами права, участники которого имеют
юридические права и обязанности, обеспечиваемые силой государства.
Слайд 10Следующая работа будет выполняться в группах
Задания каждой группы будут аналогичны, отличие
их будет лишь в содержании.
Задача каждой группы – выполнить задание, применив свои знания по конкретной теме.
Распределение заданий внутри группы допустимо.
На выполнение задания группам отводится 6 минут.
Выполненные задания представляются аудитории, на выступление отводится 3 минуты
Каждое выполненное задание оценивается в 1 балл
Для получения оценки «5» группе необходимо набрать 3 балла, «4» – 2 балла, «3» – 1 балл
Слайд 11Темы для групп
Основы конституционного строя РФ
Гражданские правоотношения
Трудовые правоотношения
Семейные правоотношения
Административные правоотношения
Уголовно-правовые отношения
Слайд 12Виды заданий
Восстановление текста
Задача
Задача
Слайд 13Задания по теме
«Основы конституционного строя РФ»
Восстановление текста:
Конституция – ___________ закон
государства, обладающий высшей ____________ силой. Первая Конституция в нашей стране была принята в 1918 году. Действующая Конституция была принята на референдуме __ декабря ______г. В ней Россия провозглашена ________ _________ правовым государством. Кроме того, по Конституции Россия – федеративное государство с ________________ формой правления, все субъекты которой равноправны. Другой основополагающий принцип – государственная целостность (это не союз государств, а единое государство). РФ ставит перед собой цель обеспечить гражданам достойную жизнь и свободное развитие каждого, что доказывает, что Россия ________________ и светское государство.
Слайд 14Задача №1
ООО «Чебурашка» принимало на работу только лиц исповедующих православие. Гражданин
К., исповедующий буддизм, получил отказ в соискании на должность контролера. Он обратился в конституционный суд РФ с жалобой о нарушении его прав.
Правомерны ли действия ООО «Чебурашка»?
Какие права гражданина К. были нарушены?
Принимает ли Конституционный суд РФ жалобы от граждан?
Слайд 15Задача №2
У гражданина Великобритании Г. и гражданки России В. родился сын
на территории США.
Может ли сын стать гражданином России?
Какие способы получения гражданства вам известны?
Слайд 16Задания по теме
«Гражданские правоотношения»
Восстановление текста:
Гражданское право – отрасль права регулирующая
имущественные и _______________ ________ отношения граждан. Участниками (субъектами) гражданских правоотношений могут быть ___________ и ____________ лица. К юридическим лицам приравниваются также Российская Федерация, ее субъекты и муниципальные образования, если они вступают в гражданско-правовые отношения. ___________ гражданских правоотношений могут быть материальные и нематериальные блага. В Гражданском кодексе РФ фиксируется несколько десятков видов договоров (сделок). Они могут фиксироваться в ___ и ____________ форме. Гражданско-правовой договор – это взятые на себя обязательства, умение распоряжаться своими правами и надлежащим образом исполнять ______________.
Слайд 17Задача №1
В крупном торговом центре стояли две девушки-промоутера. Они обращались к
прохожим со словами «У меня для Вас есть подарок». Подарок представлял из себя набор косметики для тела. Гражданин О. остановился, и после фразы о подарке взял его и ушел.
Правомерны ли его действия? Почему?
Имеет ли право промоутер забрать у Гражданина О. «подарок»?
Слайд 18Задача №2
12-летний гражданин Р. Очень долго просил Гражданку А. – его
маму купить ему планшетный компьютер. Накануне его дня рождения А. согласилась, но обещала это сделать через 3 дня, т.к. у нее не было времени. Мальчик выразил желание самостоятельно отправиться в магазин за покупкой. А. дала ему необходимую сумму и отпустила в магазин. Продавец отказал мальчику в покупке.
Правомерны ли действия продавца?
Как следует поступить Р.?
Слайд 19Задания по теме
«Трудовые правоотношения»
Восстановление текста:
Трудовые правоотношения- это отношения основанные на
соглашении между _____________ и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции. Согласно закону, граждане имеют право на выбор места работы путем прямого обращения к работодателю или бесплатное посредничество ____________ ______________. Работодателями являются физические или юридические лица. К правам работника относятся: право на предоставление ему работы, обусловленной трудовым договором; своевременную выплату в полном объеме _________ _____________; отдых; профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации; создание профессиональных ____________ и членство в них. В обязанности работника входит: выполнять требования трудового договора; соблюдать трудовую ______________; бережно относиться к имуществу работодателя и других работников.
Слайд 20Задача №1
Гражданин Л. является работником ООО «Парус». 29 апреля гражданин Е.
– директор ООО «Парус» издал приказ об участии Л. и 9 его коллег в демонстрации 1 мая.
Правомерно ли поведение гражданина Е.?
Как следует поступить гражданину Л.?
Слайд 21Задача №2
17-летний гражданин У. обучающийся СОШ №1111 устраивается на работу в
ЗАО «Маркер». Директор ЗАО «Маркер» – гражданин Ц. Предложил подписать договор со следующими условиями: трудовая неделя составляет 35 часов, испытательный срок – 3 месяца, отпуск 14 календарных дней в год.
Какие права У. нарушает данный трудовой договор?
Слайд 22Задания по теме
«Семейные правоотношения»
Восстановление текста:
Семья в социальном плане – это
___________ группа члены которой состоят в _______ и родстве. В юридическом смысле семья – это союз лиц, соединенных правами и обязанностями вытекающими из ___________ ___________ брака. Семейные правоотношения – это общественные отношения урегулированные нормами ______________ __________, выраженные в правах и обязанностях членов семьи. Их разделяют на личностные и __________. Супругам принадлежит право на личную и совместную собственность. Семейные правоотношения регулируют не только отношения между супругами, но и отношения между _____________.
Слайд 23Задача №1
Гражданин Ф. и гражданка И. вступили в брак. Через год
гражданин Ф. предложил гражданке И. заключить брачный договор. Он хотел включить в него такие пункты:
После развода все имущество переходит в собственность Ф.
И. обязана ежедневно готовить ужин из 3 блюд
Через 5 лет Ф. и И. развелись. Ф наряду с совместно нажитым имуществом претендовал на дорогое колье, которое подарила И. ее мама.
Возможно ли заключить брачный договор после заключения брака?
Какие отношения регулирует брачный договор?
Может ли колье перейти Ф.?
Слайд 24Задача №2
Гражданин Н. и гражданка Д. решили вступить в брак. Они
пошли в ЗАГС для того чтобы подать заявление. В тот момент когда они оформляли заявление в кабинет ворвался гражданин У. со справкой о тяжелом психическом заболевании Н. Сотрудники ЗАГСа отказались принять заявление Н. и Д.
Правомерны ли действия сотрудников ЗАГСа?
Перечислите условия вступления в брак в РФ.
Слайд 25Задания по теме
«Административные правоотношения»
Восстановление текста:
Нормы административного права охватывают все сферы
жизни общества – ________, _______, __________, _____________. К субъектам административного права относят государственные органы, органы местного самоуправления, организации, _____________ лица и отдельных граждан. Административное правонарушение посягает на _____________ порядок, собственность, права и свободы граждан и порядок управления. Административное правонарушение еще называют __________. Основным регулятором административных правоотношений является КоАП – _____________________________________
Слайд 26Задача №1
Гражданин К. проехал перекресток на красный сигнал светофора. Из-за действий
К. никто не пострадал.
Должны ли быть применены по отношению к К. меры наказания и какие они будут?
Приведите пример условия, при котором К. не понесет ответственности.
Слайд 27Задача №2
Гражданка Е. работает бухгалтером в ООО «Спецназ». Направляясь на работу,
она увидела в витрине магазина красивые туфли. Достаточной суммой для их покупки Е. не располагала и «позаимствовала» средства ООО «Спецназ».
Совершила ли Е. правонарушение?
Если да, то каким может быть наказание?
Слайд 28Восстановление текста:
Уголовные правоотношения регулируют номы ____________ права. В круг преступных деяний
входят: хищение, убийство, незаконное производство и сбыт _____________, акты терроризма и другие преступления против ____________ и общественной безопасности. Участниками уголовных правоотношений являются лица, совершающие ______________ деяния и государство в лице _________ органов. Особенность уголовных правоотношений заключается в том, что единственным источником уголовного права является ____________________.
Задания по теме
«Уголовные правоотношения»
Слайд 29Задача №1
Гражданка С. согласилась провезти в поезде посылку от гражданина У.
из Москвы в Чебоксары. В дороге посылка взорвалась.
Привлекут ли гражданку С. к уголовной ответственности и почему?
Слайд 30Задача №2
Поздним вечером гражданин Г. Возвращался домой. В темном переулке на
него напали несколько молодых людей. Угрожая ножами они требовали, чтобы Г. Отдал им все свои ценные вещи. Г. схватил камень и ударил им одного из нападавших.
Понесет ли Г. уголовную ответственность и почему?
Слайд 31Вернемся к нашей проблемной ситуации
Составьте в тетради план выступления на тему
«Правоотношения». Состоящий минимум из 3 пунктов, не менее чем 2 пункта должны быть детализированы в подпунктах.
Слайд 32Рефлексия
(обращение внимания на самого себя)
Закончите предложения:
Сегодняшний урок мне понравился/не
понравился тем, что….
На уроке я научился…