Презентация, доклад по обществознанию (профильный уровень) Сущность человека как проблема философии

Содержание

Цель урока: рассмотреть основные положения философ-ской антропологииЗадачи урока: объяснить основные понятия и термины темы ознакомить с социальной сущностью деятельности человека; выяснить роль и значение мышления в жизни человека; развивать у учащихся умения осуществлять комплексный поиск, систематизировать

Слайд 1
Урок 20-21
Сущность человека как проблема философии
Урок обществознания 10 класс
(профильный уровень)
Гудзишевская

Н.В.
МОУ СШ №1
г. Вилючинск

Тема: Общество и человек

Урок 20-21 Сущность человека как проблема философииУрок обществознания 10 класс(профильный уровень)Гудзишевская Н.В.МОУ СШ №1г. ВилючинскТема: Общество и

Слайд 2Цель урока:

рассмотреть основные положения философ-ской антропологии
Задачи урока:

объяснить основные понятия

и термины темы
ознакомить с социальной сущностью деятельности человека;
выяснить роль и значение мышления в жизни человека;
развивать у учащихся умения осуществлять комплексный поиск, систематизировать социальную информацию по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задания; раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия социально-гуманитарных наук; участвовать в дискуссии, работать с документами;
способствовать выработке гражданской позиции

?

Цель урока: рассмотреть основные положения философ-ской антропологииЗадачи урока: объяснить основные понятия и термины темы ознакомить с социальной

Слайд 3Основные понятия и термины:

человек
субъект
деятельность
мышление
язык
философская антропология

субъектность
философия жизни
Основные понятия и термины: человек субъект деятельность мышление язык философская антропология субъектность философия жизни

Слайд 4 Русский философ А.Ф. Лосев написал, что «человек - вечная

проблема, которая вечно решается и которая никогда не будет решена».




Более того, хорошо известен следующий афоризм: «Человек есть постоянная проблема для самого себя».

Русский философ А.Ф. Лосев написал, что «человек - вечная проблема, которая вечно решается и которая

Слайд 5План урока:

Великая тайна - человек.
Человек - биосоциальная система.
Социальная сущность деятельности.
Мышление и

деятельность. Мышление и язык.
План урока:Великая тайна - человек.Человек - биосоциальная система.Социальная сущность деятельности.Мышление и деятельность. Мышление и язык.

Слайд 6Великая тайна - человек.
Человек есть мера
всех вещей.
Протагор.

Великая тайна - человек.Человек есть мера всех вещей.Протагор.

Слайд 7Пессимисты:

биологическая животная сущность человека
Один знаменитый немецкий философ

писал, что человек - это дикое, страшное животное, инстинкты которого укротила цивилизация, но который проявляет свое истинное лицо тогда, когда слабеют цепи законного порядка и наступает анархия.
Пессимисты: биологическая животная сущность человека  Один знаменитый немецкий философ писал, что человек - это дикое, страшное

Слайд 8 Философу вторит поэт:
«Как ты ничтожен, человек, при всем величии

твоем, в сравнении со Вселенной!»
Философу вторит поэт: «Как ты ничтожен, человек, при всем величии твоем, в сравнении со Вселенной!»

Слайд 9Поэты и писатели воспевают человека:
«Какое величие являет собою человек!

Какое благородство в его уме, бесконечность в способностях, прелесть в формах, - это дух небесный, украшение света, образчик остальной природы».

«Человек - это звучит гордо!»

Оптимисты:

человек – существо духовное, наделенное сознанием, стремящееся к истине.

Поэты и писатели воспевают человека: «Какое величие являет собою человек! Какое благородство в его уме, бесконечность в

Слайд 10Сущность человека

Сущность человека

Слайд 11Сущность человека – это предмет особой науки -

философской антропологии.

Античные мыслители– основоположники философской антропологии.

Сущность человека – это предмет  особой  науки  -  философской  антропологии.Античные мыслители– основоположники

Слайд 12 Как вы думаете, чем философская антропология отличается от общей,

биологической антропологии?
Связаны ли между собой эти две науки?

?

Как вы думаете, чем философская антропология отличается от общей, биологической антропологии?  Связаны ли между

Слайд 13 Философская антропология -
в широком смысле — философское

учение о природе и сущности человека;
в узком — направление в западно-европейской философии (преимущественно немецкой).
Философская антропология - в широком смысле — философское учение о природе и сущности человека; в

Слайд 14 Запишите в столбик все, что вам известно о человеке. Выделите

главное, остальные характеристики ранжируйте по степени значимости.

?

Запишите в столбик все, что вам известно о человеке. Выделите главное, остальные характеристики ранжируйте по степени

Слайд 15Человек
Главное родовое отличие – орудийная деятельность
Способность абстрактно мыслить
Способность непрерывно творчески

осваивать культуру с каждым новым поколением, т.е. проходить социализацию
Человек Главное родовое отличие – орудийная деятельностьСпособность абстрактно мыслитьСпособность непрерывно творчески осваивать культуру с каждым новым поколением,

Слайд 16Философская антропология
XIX век
Проблема:
Что первично в деятельности человека – природа или

социум

Причины появления

?

Задание: сравните взгляды двух выдающихся представителей философской антропологии.
Чья точка зрения точнее отражает сущность человека? Выбор аргументируйте.

Философская антропология XIX векПроблема:Что первично в деятельности человека – природа или социумПричины появления?  Задание: сравните взгляды

Слайд 17Представители философской антропологии
И.Кант
Человек – цель, а не средство для другого

человека.


Л.Фейербах
Человек – универсальный и высший предмет философии.
Сущность человека – мир эмо-ций, жизнь ума и сердца, тела и души.

Представители философской антропологии И.КантЧеловек – цель, а не средство для другого человека.Л.ФейербахЧеловек – универсальный и высший предмет

Слайд 18Концепция философской антропологии:

Изначальная биологическая незащищенность человека порождает его активность, связь

с миром, себе подобными.

Человек обречен на вечный поиск, странствия, стремление к самосовершенствованию.

Человек - существо многомерное, непостижимое, нуждающееся в других.

Человек - центр пересечения двух начал - «порыва» и «духа».

Их единство и образует сущность человека.
Концепция философской антропологии: Изначальная биологическая незащищенность человека порождает его активность, связь с миром, себе подобными. Человек обречен

Слайд 192. Человек - биосоциальная система.

2. Человек - биосоциальная система.

Слайд 20?
Согласны ли вы с утверждением, что человек – биосоциальная

система?
?  Согласны ли вы с утверждением, что человек – биосоциальная система?

Слайд 21Человек
Субъект общественно-исторической деятельности и культуры
Биосоциальное
существо
Сознание
Членораздельная речь
Обладает
Нравственные качества
Способен


изготавливать орудия труда
Человек Субъект общественно-исторической деятельности и культуры Биосоциальное существоСознаниеЧленораздельная речьОбладает Нравственные качестваСпособен изготавливать орудия труда

Слайд 22Человеческий индивид
Биологическое существо:
часть живой природы
тело и мозг – результат

деятельности природы
наличие инстинктов
анатомия и физи-ология
биологические потребности

Социальное существо:
подавление и регули-рование инстинктов
формируются в об-ществе: речь, мыш-ление, навыки
не мыслит себя вне общества

Биологическое и социальное в человеке связано!!!

Это существо биосоциальное!!!

Человеческий индивидБиологическое существо: часть живой природы тело и мозг – результат деятельности природы наличие инстинктов анатомия и

Слайд 23Индивид


Индивидуальность


Личность
Человек – высшая ступень в иерархии живых

организмов на Земле (понятие биологическое).

Индивид – человек как единичный представитель рода человеческого и как член какой-то социальной группы (понятие биологическое и социальное).
Индивидуальность – неповторимое своеобразие от-дельного человека (биологические и социальные особен-ности.)

Индивид ИндивидуальностьЛичность   Человек – высшая ступень в иерархии живых организмов на Земле (понятие биологическое).

Слайд 24Личность
( термин Карамзина)
Понятие социальное (социально-историчес-кое), т.к. личностями не рождаются, а

становятся в обществе)

Понятие характеризует человека как общественное существо

Личность( термин Карамзина) Понятие социальное (социально-историчес-кое), т.к. личностями не рождаются, а становятся в обществе) Понятие характеризует человека

Слайд 25Определение личности
Личность через сущност-ные характеристики, т.е. социально значимые чер-ты характера индивида:

разум
целеустремленность
доброта
работоспособность
др.

Личность через набор функций (ролей) в обществе:

работник
семьянин
спортсмен
ученик
родитель
ученый
музыкант
др.

Любой ли человек
является личностью?

Определение личностиЛичность через сущност-ные характеристики, т.е. социально значимые чер-ты характера индивида: разум целеустремленность доброта работоспособность др.Личность через

Слайд 26Факторы формирования личности
Наследствен-ные:
особенности физиологии высшей нервной деятельности
анатомо-физиологичес-кие особенности
Социальные:

макросреда
микросреда
трудовая (общественно-полезная дея-тельность)
общение
организован-ное воспитание
самовоспита-ние

Природно-географическая среда

Факторы формирования личностиНаследствен-ные: особенности физиологии высшей нервной деятельности анатомо-физиологичес-кие особенности Социальные: макросреда микросреда трудовая (общественно-полезная дея-тельность) общение

Слайд 273. Социальная сущность деятельности.

3. Социальная сущность деятельности.

Слайд 28 Задание: проанализируйте опреде-ление деятельности, выделите её сущностные характеристики.
?

Задание: проанализируйте опреде-ление деятельности, выделите её сущностные характеристики.?

Слайд 29 Деятельность - специфическая человеческая форма активного отношения к

окружающему миру, его целесообразное изменение и преобразование.
Деятельность - специфическая человеческая форма активного отношения к окружающему миру, его целесообразное изменение и

Слайд 30

механическая
активность физическая
биологическая
социальная и др.

взаимодействие с окружающей средой

сознательное и целенаправленное изменение человеком мира и самого себя



Слайд 32 Как вы считаете, субъективные или объективные аспекты воздействуют

на человеческую деятельность? Аргумен-тируйте свой ответ.

?

Как вы считаете, субъективные или объективные аспекты воздействуют на человеческую деятельность? Аргумен-тируйте свой ответ.?

Слайд 33 деятельность - основа человеческого существо-вания:

добывание средств к жизни
развитие

как личности
формирование как общественного существа
реализация своих способностей и расширение возможностей.
деятельность - основа человеческого существо-вания: добывание средств к жизни развитие как личности формирование как общественного существа

Слайд 34 Человек создан для действия. Не действовать и не существовать для

человека одно и то же.
Вольтер.

Назначение человека — в разумной деятельности.
Аристотель.

Человек создан для действия. Не действовать и не существовать для человека одно и то же.

Слайд 354. Мышление и деятельность. Мышление и язык.

4. Мышление и деятельность. Мышление и язык.

Слайд 36?
Как вы думаете, связаны ли они между собой?


И если да, то каким образом.

Деятельность.
Мышление.
Речь.

?   Как вы думаете, связаны ли они между собой? И если да, то каким

Слайд 37
Мышление - взаимодействие субъекта с окружающим миром, в

ходе которого осуществляется аналитико-синтетическая деятельность (опосредованное и обобщен-ное отражение в мозгу человека сущест-венных свойств, причинных отношений и закономерных связей вещей).
Мышление - взаимодействие субъекта с окружающим миром, в ходе которого осуществляется аналитико-синтетическая деятельность (опосредованное

Слайд 38 Задание: прочитайте текст «Мышление и деятельность» с.86-87.

Как они соотносятся? Приве-дите конкретные примеры.
Задание: прочитайте текст «Мышление и деятельность» с.86-87.   Как они соотносятся? Приве-дите конкретные

Слайд 39 Речь — исторически сложившаяся форма общения людей посредством языковых

конструкций, создаваемых на основе определённых правил.

Процесс речи предполагает, с одной стороны, формирование и формулиро-вание мыслей языковыми (речевыми) средствами, а с другой стороны — восприятие языковых конструкций и их понимание.
Речь — исторически сложившаяся форма общения людей посредством языковых конструкций, создаваемых на основе определённых правил.

Слайд 40 Важнейшим достижением человека, позволившим ему использовать общечеловеческий опыт,

как прошлый, так и настоящий, явилось речевое общение, которое развива-лось на основе трудовой деятельности. Речь это язык в действии.

Функции языка

Средство существования, переда-чи и усвоения общественно – исто-рического опыта

Средство общения (коммуникации)

Орудие интеллектуальной дея-тельности (восприятия, памяти, мышления, воображения)

Важнейшим достижением человека, позволившим ему использовать общечеловеческий опыт, как прошлый, так и настоящий, явилось

Слайд 41Возьми трубку!
Миленькое платье.
Ты тоже неплохо выглядишь.
Рада вас видеть.
Опять занято! Сколько можно

болтать!

Можно подписывать договор.

Речь имеет внешнее и внутреннее выражение. Внутренний беззвучный речевой процесс, при помощи которого мы мыслим, называется внутренней речью.

Возьми трубку!Миленькое платье.Ты тоже неплохо выглядишь.Рада вас видеть.Опять занято! Сколько можно болтать!Можно подписывать договор.Речь имеет внешнее и

Слайд 42Домашнее задание:

§ 8

Домашнее задание:§ 8

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть