Слайд 1
Урок 17-19
Происхождение человека и становление общества
Урок обществознания 10 класс
(профильный
уровень)
Гудзишевская Н.В.
МБОУ СШ №1
г. Вилючинск
Тема: Общество и человек
Слайд 2Цель урока:
объяснить особенности человечества как результата биологической и социальной эволюции
Задачи
урока:
объяснить основные понятия и термины темы
ознакомить с теориями происхождения человека и становления общества, основными этапами антропосоциогенеза
развивать у учащихся умения осуществлять комплексный поиск, систематизировать социальную информацию по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задания
способствовать выработке собственной гражданской позиции
?
Слайд 3Основные понятия и термины:
человечество
антропогенез
социальная память
гоминиды
социогенез
антропосоциогенез
тотем
исторический тип
культура
Слайд 4Диоген, ищущий человека.
Худ. Я.Йорданс.
Кто же есть человек?
В чем его
особенности?
Слайд 5Платон
(428/427-348/347)
Человек – это двуногое без перьев.
Это - человек?
Слайд 6План урока:
Наука о происхождении человека.
Становление общества.
Человечество как результат биологической и социокультурной
революции.
Становление культуры - неотъемлемая часть становления человека и человечества.
Слайд 7Наука о происхождении человека.
Слайд 8Гипотезы возникновения
жизни на Земле
Витализм:
невоспроизводимость жизни
и всего живого
самозарождению
жизни
способствует «жизненная
сила», присутствующая везде
Механицизм:
физико-химические основы
жизни идентичны и тождественны
базисным основам неживой
(косной) материи
Теория биогенеза:
все живое происходит
только от живого
Теория абиогенеза:
возможность происхождения
живого из неживого (мертвого)
Слайд 9Направления исследования процесса становления человека
уточнение вет-вления различных линий от общего
предка
выделение ста-дий возникно-вения человека современного
Исследование би-ологических пред-посылок и генети-ческих механиз-мов трансформа-ции предков чело-века и формиро-вания отличитель-ных свойств чело-века
уточнение общей теории антропоге-неза
изучение социо-генеза и антро-посоциогенеза
Слайд 10 Социогенез - процесс становления общества.
Антропогенез -
процесс выделения человека из мира животных
Антропосоциогенез - двуединый процесс развития человека и общества.
Слайд 11 Некоторые из воззрений на природу человека:
Гомо сапиенс - человек
разумный.
Звери, мы с вами одной стаи.
Человек - общественное животное.
Человек - образ и подобие Бога.
Слайд 12?
Какие вы помните мифы, объясняющие происхождение человека?
Слайд 13Версии происхождения человека:
Теологическая:
божественное
происхождение
(сотворение Богом)
Современный
вариант:
человек произошел
из обезьяны по воле Бога
Слайд 14Версии происхождения человека:
Эволюционная:
человек –продукт
естественного
отбора в процессе
эволюции
Слайд 15Версии происхождения человека:
Космическая:
иноземное проис-
хождение (теория
палеовизита)
Слайд 16 Человек возник на Земле в ходе длительного и
неравномерного эво-люционного процесса — антропогенеза, многие этапы которого до конца не ясны.
Основные положения теории антропогенеза:
Слайд 17 Задание: прочитайте текст учебника п.1.§ 7 включая 1 абз.с.72,
заполните таблицу «Этапы антропогенеза».
Слайд 19Этапы антропогенеза
Австралопитек
Слайд 20Чоппер – орудие труда «человека умелого».
Череп «человека умелого».
Слайд 21Синантроп. Реконструкция М.Герасимова.
Слайд 22Неандерталец.
Реконструкция М.Герасимова.
Кроманьонец (40-10 тыс. лет назад) - возможный предок европеоидной расы.
Слайд 23 Задание: продолжить анализ текста учебника с.72-73, выписать факторы, повлиявшие,
по мнению ученых, на антропогенез.
Слайд 24Факторы, оказавшие влияние на антропогенез:
усиление солнечной активности и проникновения ионизирующей
радиации космического происхождения
тектонические, вулканические, сейсмические, радиационные катаклизмы
изменение структуры медиальной стороны больших полушарий головного мозга ( в результате травмы) – дифференциация функций полушарий
стресс, вызванный комплексом внешних и внутренних факторов
трудовая деятельность
Слайд 25Теория космической природы жизни.
Теория противостоит общепринятой концепции, утверждавшей возможность спонтанного
возникновения жизни из неживой материи ( теория абиогенеза). Только под влиянием экспериментов Л. Пастера теория самостоятельного зарождения жизни была подвергнута сомнению.
Слайд 26Наиболее вероятной гипотезой происхождения жизни является идея, согласно которой жизнь на
нашей планете никогда не зарождалась, а была занесена из космоса. Когда космические споры и бактерии попали на Землю, то ее условия, особенно наличие воды, оказались настолько благоприятными, что они дали начало биологической эволюции. Это произошло в интервале между 4,6 и 3,89 млрд лет тому назад.
Слайд 28Что же было раньше - человек или общество?», - такой вопрос
задают себе ученые. Как вы думаете, какое основное противоречие человека заложено в этом вопросе?
Как назывался первый коллектив людей? Дайте ему характеристику.
Какие факторы повлияли на дальнейшее формирование и усложнение общества?
?
Слайд 29Человек
Существо биологическое
Существо социальное
Первые коллективы - человеческое стадо:
непостоянный коллектив
сходны
с поведением высших социальных животных
вместе охотятся
воспитывают потомство
Слайд 30Постепенное усложнение человеческого общества.
Факторы усложнения:
усложнение трудовой дея-тельности
влияние обычаев
система табу -
запреты на совершение определенных дей-ствий, которая обуздывает ес-тественные инстинкты индиви-дуумов, подчиняет их интересам коллектива
влияние тотемов
Слайд 31 Переход от присваивающего к произво-дящему хозяйству
Слайд 32Переход к оседлому образу жизни.
Увеличение численности людей на Земле, необ-ходимость управления
жизнью человеческого об-щества.
Слайд 33Создаются ценности, которые не под силу создать одному человеку - язык,
искусство, мораль, наука, религия и др.
Все это передавалось из поколения в поколение.
Слайд 343. Человечество как результат биологической и социокультурной революции.
Слайд 35?
Какие ассоциации возникают у вас при слове «человечество»?
Запишите 3-5 ассоциаций.
Слайд 36 Человечество - общность наро-дов, населяющих Землю, объе-диняющая всех
представителей человека разумного.
Слайд 37 Задание: систематизируйте данные текста учебника § 7, п.3 в
таблице «Взгляды философов на человечество».
Слайд 38Взгляды философов на человечество
Слайд 39Взгляды философов на человечество
Слайд 434. Становление культуры - неотъемлемая часть становления человека и человечества.
Слайд 44 «Человек - самое эксцентричное создание на Земле».
Эрих Фромм.
?
В чем заключается смысл сказанного?
Слайд 45?
В чем, на ваш взгляд, выражается уникальность человека?
Слайд 47Человек одновременно «настроен» на несколько программ
Слайд 48 Биологическая программа противоречит социальной, сознательное - бессознательному, инстинкты –
культуре.
Слайд 49 Человек - единственное на земле существо, способное жить в ситуации
абсурда.
Он, например, может быть захвачен страстью, которую умом отвергает, а его волевое решение иногда всего лишь голос влечения или инстинкта.
Слайд 50 Однако как можно говорить об уникальности человека, если
он произошел от обезьяны? У нас почти все гены такие же, как у наших животных предков. Но именно человек создал культурные традиции, моральные нормы.
Слайд 512-4% совокупности
генов человека
отличается от
обезьяньей
Слайд 52 Человек - единственное в природе существо, преодолевшее свою генетическую
программу инстинктов.
В отличие от генетической памяти, память социальная наследует не биологические признаки, а совокупность знаний, ценностей и идеалов, форм деятельности общественного человека.
Слайд 53Немецкий просветитель Иоганн Гердер назвал че-ловека «вольноотпущен-ником природы», а Артур Шопенгауэр
- ее «дезер-тиром»...
Русский философ Н. А. Бердяев писал: «Человек есть принципиальная новизна в природе».
Слайд 54Утратив укорененность в инстинкте, человек оказался вынужденным заново приобщаться к окружающему
миру. Люди создали общество, новую форму коллективной, совместной жизни - социальную. Так и родился феномен, которого нет в природе.
Культурные ценности - вот что отличает человека в окружающей среде.
Люди никогда не жили вне культуры. Нет смысла искать человека в докультурной эпохе.
Слайд 55 не существует и куль-туры, не связанной с чело-веком, не рожденной
им или же сохраняющей автоном-ность по отношению к человеку.
культура - это общест-венное достояние, которое получают люди и передают дальше.
социальная жизнь всегда культурна по своему характеру.
Культура - свидетельство человеческих усилий и результат целенаправленного труда.
Слайд 56Река - это природа
Гранд канал - культура
Кусок кварца - природа, наконечник
стрелы - культура.
Слайд 57Вой природен, слово - достояние культуры.
Запах - природа, аромат и парфюмы
- культура.
Слайд 58Камень отвалился от скалы и лежит в долине. Это природный объект.
Первобытный человек поднял с земли этот предмет и привязал к палке. Так родилось орудие. Здесь уже происходит рождение культуры.
Слайд 59Природные блага достаются людям непреднамеренно и бессознательно. Человек дышит воздухом, но
не испытывает чувства благодарности к природе, потому что этот дар естественен. Однако дарами культуры никто не может овладеть без приложения собственных усилий.
Слайд 60 Культура - это специфика исключительно челове-ческой деятельности, то, что характеризует
человека как вид.
Культура есть «вторая природа», она всегда социальна.
Выражая формы человеческой деятельности, культура в то же время - арсенал обретенных знаний, образов самопознания и символических обозначений окружающего мира.
Что же произошло с человеком, когда он создал культуру? Он отделился от природы или, наоборот, шагнул ей навстречу, привнося упорядоченность?
Слайд 61
Что же произошло с человеком, когда он
создал культуру? Он отделился от природы или, наоборот, шагнул ей навстречу, привнося упорядоченность?
Послушайте притчу, определите её смысл.
?