Презентация, доклад по обществознанию (профильный уровень) Происхождение человека и становление общества

Содержание

Цель урока: объяснить особенности человечества как результата биологической и социальной эволюцииЗадачи урока: объяснить основные понятия и термины темы ознакомить с теориями происхождения человека и становления общества, основными этапами антропосоциогенеза развивать у учащихся умения осуществлять комплексный поиск,

Слайд 1
Урок 17-19
Происхождение человека и становление общества
Урок обществознания 10 класс
(профильный

уровень)
Гудзишевская Н.В.
МБОУ СШ №1
г. Вилючинск

Тема: Общество и человек

Урок 17-19 Происхождение человека и становление общества Урок обществознания 10 класс(профильный уровень)Гудзишевская Н.В.МБОУ СШ №1г. ВилючинскТема: Общество

Слайд 2Цель урока:

объяснить особенности человечества как результата биологической и социальной эволюции
Задачи

урока:

объяснить основные понятия и термины темы
ознакомить с теориями происхождения человека и становления общества, основными этапами антропосоциогенеза
развивать у учащихся умения осуществлять комплексный поиск, систематизировать социальную информацию по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задания
способствовать выработке собственной гражданской позиции

?

Цель урока: объяснить особенности человечества как результата биологической и социальной эволюцииЗадачи урока: объяснить основные понятия и термины

Слайд 3Основные понятия и термины:

человечество
антропогенез
социальная память
гоминиды
социогенез
антропосоциогенез

тотем
исторический тип
культура
Основные понятия и термины: человечество антропогенез социальная память гоминиды социогенез антропосоциогенез тотем исторический тип культура

Слайд 4Диоген, ищущий человека.
Худ. Я.Йорданс.
Кто же есть человек?
В чем его

особенности?
Диоген, ищущий человека. Худ. Я.Йорданс.Кто же есть человек? В чем его особенности?

Слайд 5Платон (428/427-348/347)
Человек – это двуногое без перьев.
Это - человек?

Платон (428/427-348/347)Человек – это двуногое без перьев.Это - человек?

Слайд 6План урока:

Наука о происхождении человека.
Становление общества.
Человечество как результат биологической и социокультурной

революции.
Становление культуры - неотъемлемая часть становления человека и человечества.
План урока:Наука о происхождении человека.Становление общества.Человечество как результат биологической и социокультурной революции.Становление культуры - неотъемлемая часть становления

Слайд 7Наука о происхождении человека.

Наука о происхождении человека.

Слайд 8Гипотезы возникновения
жизни на Земле
Витализм:

невоспроизводимость жизни
и всего живого

самозарождению

жизни
способствует «жизненная
сила», присутствующая везде

Механицизм:

физико-химические основы
жизни идентичны и тождественны
базисным основам неживой
(косной) материи

Теория биогенеза:
все живое происходит
только от живого

Теория абиогенеза:
возможность происхождения
живого из неживого (мертвого)

Гипотезы возникновения жизни на ЗемлеВитализм: невоспроизводимость жизни и всего живого самозарождению жизни способствует «жизненная сила», присутствующая вездеМеханицизм:

Слайд 9Направления исследования процесса становления человека
уточнение вет-вления различных линий от общего

предка
выделение ста-дий возникно-вения человека современного


Исследование би-ологических пред-посылок и генети-ческих механиз-мов трансформа-ции предков чело-века и формиро-вания отличитель-ных свойств чело-века

уточнение общей теории антропоге-неза
изучение социо-генеза и антро-посоциогенеза

Направления исследования процесса становления человека уточнение вет-вления различных линий от общего предка выделение ста-дий возникно-вения человека современногоИсследование

Слайд 10 Социогенез - процесс становления общества.
Антропогенез -

процесс выделения человека из мира животных

Антропосоциогенез - двуединый процесс развития человека и общества.

Социогенез - процесс становления общества.   Антропогенез - процесс выделения человека из мира животных

Слайд 11 Некоторые из воззрений на природу человека:

Гомо сапиенс - человек

разумный.
Звери, мы с вами одной стаи.
Человек - общественное животное.
Человек - образ и подобие Бога.

Некоторые из воззрений на природу человека: Гомо сапиенс - человек разумный. Звери, мы с вами одной

Слайд 12?
Какие вы помните мифы, объясняющие происхождение человека?

?   Какие вы помните мифы, объясняющие происхождение человека?

Слайд 13Версии происхождения человека:

Теологическая:
божественное
происхождение
(сотворение Богом)

Современный
вариант:
человек произошел
из обезьяны по воле Бога

Версии происхождения человека:Теологическая:божественное происхождение(сотворение Богом)Современный вариант:человек произошелиз обезьяны по воле Бога

Слайд 14Версии происхождения человека:
Эволюционная:

человек –продукт
естественного
отбора в процессе
эволюции

Версии происхождения человека:Эволюционная:человек –продукт естественного отбора в процессе эволюции

Слайд 15Версии происхождения человека:
Космическая:

иноземное проис-
хождение (теория
палеовизита)

Версии происхождения человека:Космическая:иноземное проис-хождение (теория палеовизита)

Слайд 16 Человек возник на Земле в ходе длительного и

неравномерного эво-люционного процесса — антропогенеза, многие этапы которого до конца не ясны.

Основные положения теории антропогенеза:

Человек возник на Земле в ходе длительного и неравномерного эво-люционного процесса — антропогенеза, многие

Слайд 17 Задание: прочитайте текст учебника п.1.§ 7 включая 1 абз.с.72,

заполните таблицу «Этапы антропогенеза».
Задание: прочитайте текст учебника п.1.§ 7 включая 1 абз.с.72, заполните таблицу «Этапы антропогенеза».

Слайд 18Этапы антропогенеза

Этапы антропогенеза

Слайд 19Этапы антропогенеза
Австралопитек

Этапы антропогенезаАвстралопитек

Слайд 20Чоппер – орудие труда «человека умелого».
Череп «человека умелого».

Чоппер – орудие труда «человека умелого». Череп «человека умелого».

Слайд 21Синантроп. Реконструкция М.Герасимова.

Синантроп. Реконструкция М.Герасимова.

Слайд 22Неандерталец.
Реконструкция М.Герасимова.
Кроманьонец (40-10 тыс. лет назад) - возможный предок европеоидной расы.


Неандерталец.Реконструкция М.Герасимова.Кроманьонец (40-10 тыс. лет назад) - возможный предок европеоидной расы.

Слайд 23 Задание: продолжить анализ текста учебника с.72-73, выписать факторы, повлиявшие,

по мнению ученых, на антропогенез.
Задание: продолжить анализ текста учебника с.72-73, выписать факторы, повлиявшие, по мнению ученых, на антропогенез.

Слайд 24Факторы, оказавшие влияние на антропогенез:

усиление солнечной активности и проникновения ионизирующей

радиации космического происхождения
тектонические, вулканические, сейсмические, радиационные катаклизмы
изменение структуры медиальной стороны больших полушарий головного мозга ( в результате травмы) – дифференциация функций полушарий
стресс, вызванный комплексом внешних и внутренних факторов
трудовая деятельность
Факторы, оказавшие влияние на антропогенез: усиление солнечной активности и проникновения ионизирующей радиации космического происхождения тектонические, вулканические, сейсмические,

Слайд 25Теория космической природы жизни.

Теория противостоит общепринятой концепции, утверждавшей возможность спонтанного

возникновения жизни из неживой материи ( теория абиогенеза). Только под влиянием экспериментов Л. Пастера теория самостоятельного зарождения жизни была подвергнута сомнению.
Теория космической природы жизни. Теория противостоит общепринятой концепции, утверждавшей возможность спонтанного возникновения жизни из неживой материи (

Слайд 26Наиболее вероятной гипотезой происхождения жизни является идея, согласно которой жизнь на

нашей планете никогда не зарождалась, а была занесена из космоса. Когда космические споры и бактерии попали на Землю, то ее условия, особенно наличие воды, оказались настолько благоприятными, что они дали начало биологической эволюции. Это произошло в интервале между 4,6 и 3,89 млрд лет тому назад.
Наиболее вероятной гипотезой происхождения жизни является идея, согласно которой жизнь на нашей планете никогда не зарождалась, а

Слайд 272. Становление общества.

2. Становление общества.

Слайд 28Что же было раньше - человек или общество?», - такой вопрос

задают себе ученые. Как вы думаете, какое основное противоречие человека заложено в этом вопросе?

Как назывался первый коллектив людей? Дайте ему характеристику.
Какие факторы повлияли на дальнейшее формирование и усложнение общества?

?

Что же было раньше - человек или общество?», - такой вопрос задают себе ученые. Как вы думаете,

Слайд 29Человек
Существо биологическое
Существо социальное
Первые коллективы - человеческое стадо:
непостоянный коллектив
сходны

с поведением высших социальных животных
вместе охотятся
воспитывают потомство
Человек Существо биологическое Существо социальное Первые коллективы - человеческое стадо:непостоянный коллективсходны с поведением высших социальных животныхвместе охотятсявоспитывают

Слайд 30Постепенное усложнение человеческого общества.

Факторы усложнения:
усложнение трудовой дея-тельности
влияние обычаев
система табу -

запреты на совершение определенных дей-ствий, которая обуздывает ес-тественные инстинкты индиви-дуумов, подчиняет их интересам коллектива
влияние тотемов

Постепенное усложнение человеческого общества. Факторы усложнения:усложнение трудовой дея-тельностивлияние обычаевсистема табу - запреты на совершение определенных дей-ствий, которая

Слайд 31 Переход от присваивающего к произво-дящему хозяйству

Переход от присваивающего к произво-дящему хозяйству

Слайд 32Переход к оседлому образу жизни.

Увеличение численности людей на Земле, необ-ходимость управления

жизнью человеческого об-щества.
Переход к оседлому образу жизни.Увеличение численности людей на Земле, необ-ходимость управления жизнью человеческого об-щества.

Слайд 33Создаются ценности, которые не под силу создать одному человеку - язык,

искусство, мораль, наука, религия и др.
Все это передавалось из поколения в поколение.
Создаются ценности, которые не под силу создать одному человеку - язык, искусство, мораль, наука, религия и др.

Слайд 343. Человечество как результат биологической и социокультурной революции.

3. Человечество как результат биологической и социокультурной революции.

Слайд 35?
Какие ассоциации возникают у вас при слове «человечество»?

Запишите 3-5 ассоциаций.
?   Какие ассоциации возникают у вас при слове «человечество»?   Запишите 3-5 ассоциаций.

Слайд 36 Человечество - общность наро-дов, населяющих Землю, объе-диняющая всех

представителей человека разумного.
Человечество - общность наро-дов, населяющих Землю, объе-диняющая  всех  представителей   человека разумного.

Слайд 37 Задание: систематизируйте данные текста учебника § 7, п.3 в

таблице «Взгляды философов на человечество».
Задание: систематизируйте данные текста учебника § 7, п.3 в таблице «Взгляды философов на человечество».

Слайд 38Взгляды философов на человечество

Взгляды философов на человечество

Слайд 39Взгляды философов на человечество

Взгляды философов на человечество

Слайд 40Ж.Ж.Руссо
И.Кант

Ж.Ж.РуссоИ.Кант

Слайд 41Н.Я.Данилевский
В.С.Соловьев

Н.Я.ДанилевскийВ.С.Соловьев

Слайд 434. Становление культуры - неотъемлемая часть становления человека и человечества.

4. Становление культуры - неотъемлемая часть становления человека и человечества.

Слайд 44 «Человек - самое эксцентричное создание на Земле».
Эрих Фромм.
?

В чем заключается смысл сказанного?
«Человек - самое эксцентричное создание на Земле». Эрих Фромм.?  В чем заключается смысл сказанного?

Слайд 45?
В чем, на ваш взгляд, выражается уникальность человека?

?  В чем, на ваш взгляд, выражается уникальность человека?

Слайд 47Человек одновременно «настроен» на несколько программ

Человек одновременно «настроен» на несколько программ

Слайд 48 Биологическая программа противоречит социальной, сознательное - бессознательному, инстинкты –

культуре.
Биологическая программа противоречит социальной, сознательное - бессознательному, инстинкты – культуре.

Слайд 49 Человек - единственное на земле существо, способное жить в ситуации

абсурда.
Он, например, может быть захвачен страстью, которую умом отвергает, а его волевое решение иногда всего лишь голос влечения или инстинкта.
Человек - единственное на земле существо, способное жить в ситуации абсурда.  Он, например, может быть

Слайд 50 Однако как можно говорить об уникальности человека, если

он произошел от обезьяны? У нас почти все гены такие же, как у наших животных предков. Но именно человек создал культурные традиции, моральные нормы.
Однако как можно говорить об уникальности человека, если он произошел от обезьяны? У нас

Слайд 512-4% совокупности
генов человека
отличается от
обезьяньей

2-4% совокупности генов человека отличается от обезьяньей

Слайд 52 Человек - единственное в природе существо, преодолевшее свою генетическую

программу инстинктов.
В отличие от генетической памяти, память социальная наследует не биологические признаки, а совокупность знаний, ценностей и идеалов, форм деятельности общественного человека.
Человек - единственное в природе существо, преодолевшее свою генетическую программу инстинктов. В отличие от генетической

Слайд 53Немецкий просветитель Иоганн Гердер назвал че-ловека «вольноотпущен-ником природы», а Артур Шопенгауэр

- ее «дезер-тиром»...

Русский философ Н. А. Бердяев писал: «Человек есть принципиальная новизна в природе».

Немецкий просветитель Иоганн Гердер назвал че-ловека «вольноотпущен-ником природы», а Артур Шопенгауэр - ее «дезер-тиром»... Русский философ Н.

Слайд 54Утратив укорененность в инстинкте, человек оказался вынужденным заново приобщаться к окружающему

миру. Люди создали общество, новую форму коллективной, совместной жизни - социальную. Так и родился феномен, которого нет в природе.
Культурные ценности - вот что отличает человека в окружающей среде.
Люди никогда не жили вне культуры. Нет смысла искать человека в докультурной эпохе.
Утратив укорененность в инстинкте, человек оказался вынужденным заново приобщаться к окружающему миру. Люди создали общество, новую форму

Слайд 55 не существует и куль-туры, не связанной с чело-веком, не рожденной

им или же сохраняющей автоном-ность по отношению к человеку.
культура - это общест-венное достояние, которое получают люди и передают дальше.
социальная жизнь всегда культурна по своему характеру.
Культура - свидетельство человеческих усилий и результат целенаправленного труда.
не существует и куль-туры, не связанной с чело-веком, не рожденной им или же сохраняющей автоном-ность по

Слайд 56Река - это природа
Гранд канал - культура
Кусок кварца - природа, наконечник

стрелы - культура.
Река - это природаГранд канал - культураКусок кварца - природа, наконечник стрелы - культура.

Слайд 57Вой природен, слово - достояние культуры.
Запах - природа, аромат и парфюмы

- культура.
Вой природен, слово - достояние культуры.Запах - природа, аромат и парфюмы - культура.

Слайд 58Камень отвалился от скалы и лежит в долине. Это природный объект.


Первобытный человек поднял с земли этот предмет и привязал к палке. Так родилось орудие. Здесь уже происходит рождение культуры.
Камень отвалился от скалы и лежит в долине. Это природный объект. Первобытный человек поднял с земли этот

Слайд 59Природные блага достаются людям непреднамеренно и бессознательно. Человек дышит воздухом, но

не испытывает чувства благодарности к природе, потому что этот дар естественен. Однако дарами культуры никто не может овладеть без приложения собственных усилий.
Природные блага достаются людям непреднамеренно и бессознательно. Человек дышит воздухом, но не испытывает чувства благодарности к природе,

Слайд 60 Культура - это специфика исключительно челове-ческой деятельности, то, что характеризует

человека как вид.
Культура есть «вторая природа», она всегда социальна.
Выражая формы человеческой деятельности, культура в то же время - арсенал обретенных знаний, образов самопознания и символических обозначений окружающего мира.

Что же произошло с человеком, когда он создал культуру? Он отделился от природы или, наоборот, шагнул ей навстречу, привнося упорядоченность?

Культура - это специфика исключительно челове-ческой деятельности, то, что характеризует человека как вид. Культура есть «вторая

Слайд 61
Что же произошло с человеком, когда он

создал культуру? Он отделился от природы или, наоборот, шагнул ей навстречу, привнося упорядоченность?

Послушайте притчу, определите её смысл.


?

Что же произошло с человеком, когда он создал культуру? Он отделился от природы

Слайд 63Домашнее задание:
§ 7

Домашнее задание:§ 7

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть