Презентация, доклад по обществознанию (профильный уровень) Историческое развитие человечества: поиски социальной макротеории

Содержание

Цель урока: познакомить учащихся с различными вариантами социальной макротеории.Задачи урока: объяснить основные понятия и термины темы ознакомить с подходами к изучению истории, обсудить смысл и направленность общественного развития, исследовать типологию цивилизаций социальную информацию по теме, сравнивать,

Слайд 1
Уроки 30-32
Историческое развитие человечества: поиски социальной макротеории
Урок обществознания 10 класс
(профильный

уровень)
Гудзишевская Н.В.
МОУ СШ №1
г. Вилючинск

Тема: Общество и человек

Уроки 30-32 Историческое развитие человечества: поиски социальной макротеорииУрок обществознания 10 класс(профильный уровень)Гудзишевская Н.В.МОУ СШ №1г. ВилючинскТема: Общество

Слайд 2Цель урока:

познакомить учащихся с различными вариантами социальной макротеории.
Задачи урока:

объяснить

основные понятия и термины темы
ознакомить с подходами к изучению истории, обсудить смысл и направленность общественного развития, исследовать типологию цивилизаций
социальную информацию по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задания;
способствовать выработке гражданской позиции

?

Цель урока: познакомить учащихся с различными вариантами социальной макротеории.Задачи урока: объяснить основные понятия и термины темы ознакомить

Слайд 3Основные понятия и термины:

цивилизация
общественно-экономическая формация
стадиальный подход к истории

локально-цивилизационный подход к истории
культурно-исторический тип
творческое меньшинство
базис
надстройка

Основные понятия и термины: цивилизация общественно-экономическая формация стадиальный подход к истории локально-цивилизационный подход к истории культурно-исторический тип

Слайд 4 Поэт С. Есенин писал: «Лицом к лицу лица

не увидать, большое видится на расстоянии».
Можно ли применить это высказы-вание к истории или обществознанию?

?

Введение.

Поэт С. Есенин писал: «Лицом к лицу лица не увидать, большое видится на расстоянии».

Слайд 5План урока:
Понятие «цивилизация».
Теория локальных цивилизаций.
Теория общественно-экономических формаций.
Теория постиндустриального общества.
Две ветви стадиального

подхода к истории: общее и различия.

План урока:Понятие «цивилизация».Теория локальных цивилизаций.Теория общественно-экономических формаций.Теория постиндустриального общества.Две ветви стадиального подхода к истории: общее и различия.

Слайд 61. Понятие «цивилизация»

1. Понятие «цивилизация»

Слайд 7 для характеристики истории общества на сегодняшний день используется два основных

подхода: формационный и цивилизационный.
понятие «цивилизация» в научный оборот введено французскими просветителями Вольтером, Д. Дидро, Ш.-Л. Монтескье.
для характеристики истории общества на сегодняшний день используется два основных подхода: формационный и цивилизационный. понятие «цивилизация»

Слайд 8 спустя 100-150 лет цивилизационный подход стал быстро приобретать популярность благодаря

трудам
А. Вебера, О.Шпенглера, А.Тойнби, К.Ясперса.
спустя 100-150 лет цивилизационный подход стал быстро приобретать популярность благодаря трудам А. Вебера, О.Шпенглера, А.Тойнби, К.Ясперса.

Слайд 11 Цивилизация - качественное своеоб-разие взятых в единстве социально-экономических и культурных

характеристик общества на определенном этапе их развития.
Цивилизация - качественное своеоб-разие взятых в единстве социально-экономических и культурных характеристик общества на определенном этапе их

Слайд 12Характерные черты цивилизационной парадигмы:

основополагающая роль принадлежит субъектив-ным факторам

общественного развития
человек - творец истории, он стоит в центре прош-лого и настоящего
общественное историческое познание человека осуществляется через формы и продукты его труда
концентрация внимания на локально-региональном, особенном, своеобразном, неповторимом в течении истории.
Характерные черты цивилизационной парадигмы:   основополагающая роль принадлежит субъектив-ным факторам общественного развития человек - творец истории,

Слайд 13 большая роль ценностных установок в развитии человека и общества


главный жизненный принцип, обеспечивающий един-ство цивилизации, базируется на определенной фило-софии, общественно значимых ценностях, обобщенном образе мира, специфическом образе жизни.
большая роль ценностных установок в развитии человека и общества главный жизненный принцип, обеспечивающий един-ство цивилизации,

Слайд 14 исторический процесс - смена целого ряда цивили-заций, существовавших в различное

время в разных регионах планеты и одновременно существующих в настоящее время
каждая цивилизация неповторима и вносит свой отте-нок в общее многообразие
учет национальной специфики государств при изуче-нии современности
исторический процесс - смена целого ряда цивили-заций, существовавших в различное время в разных регионах планеты и

Слайд 15Типология цивилизаций

Линейно-стадиальная:
древние цивилизации
средневековая
индустриальная
и т.п.


Локальная:
египетская
китайская

древнегреческая
европейская
и т.п.

Современное обществознание

Цивилизации Востока

Цивилизации Запада

Типология цивилизацийЛинейно-стадиальная: древние цивилизации средневековая индустриальная и т.п.Локальная: египетская китайская древнегреческая европейская и т.п.Современное обществознаниеЦивилизации ВостокаЦивилизации Запада

Слайд 16Первобытность


Цивилизация:
производящее хозяй-ство
имущественная диф-ференциация населе-ния
зарождение государ-ственности


Переход
Ок. 7

тыс. лет назад
Первобытность Цивилизация:производящее хозяй-ствоимущественная диф-ференциация населе-ниязарождение государ-ственности  Переход Ок. 7 тыс. лет назад

Слайд 17 три общественных разделения труда:
разделение земледелия и скотоводства
отделение ремесла

появление торговли.
возник институт собственности. Наряду с общинной получила распространение частная собственность на движимое имущество (оружие, скот, орудия труда), затем на землю. На Востоке частной собственности на землю не было, вся земля считалась собственностью государства.

Экономическая сфера

Производящее хозяйство

Неолитическая револю-ция (7-5 тыс. лет до н.э.)

Присваивающее хозяйство

три общественных разделения труда: разделение земледелия и скотоводства отделение ремесла появление торговли. возник институт собственности. Наряду

Слайд 18 процесс имущественной, а потом и социальной дифференциации
выделение социальных групп.


Социальная сфера

Знать

Масса свободного населения (непосредственные производители)

Рабы

процесс имущественной, а потом и социальной дифференциации выделение социальных групп. Социальная сфераЗнать Масса свободного населения (непосредственные

Слайд 19 в результате «городской революции» (4-3 тыс. лет до н. э.)

возникли города (военно-административные и торгово-ремесленные центры)
формировались первые государства, имевшие форму городов-государств.
в них сложились первые системы писаного права. Среди них Кодекс царя Ур-Намму (Шумер, 3 тыс. лет до н. э.).

Политико-правовая сфера

в результате «городской революции» (4-3 тыс. лет до н. э.) возникли города (военно-административные и торгово-ремесленные центры)

Слайд 20 зарождение научных знаний,
появление письменности (древнейшие формы письменности -

клинопись, иероглифы)
сформировались религиозные системы.

Духовная сфера

зарождение научных знаний, появление письменности (древнейшие формы письменности - клинопись, иероглифы) сформировались религиозные системы.Духовная сфера

Слайд 21Периодизация всеобщей истории (линейно-стадиальный подход):

первобытность - с глубокой древности до

рубежа IV-III тысячелетий до н. э.
Древний мир - с рубежа IV-III тысячелетий до н. э. до конца V в.
Средние века - с конца V в. до конца XV в.
Новое время - с конца XV в. до конца XIX в.
• Новейшее время -с конца XIX в. по настоящее время
Эта периодизация не является универсальной.
Периодизация всеобщей истории (линейно-стадиальный подход): первобытность - с глубокой древности до рубежа IV-III тысячелетий до н. э.

Слайд 222. Теория локальных
цивилизаций

2. Теория локальных цивилизаций

Слайд 23 Задание: познакомьтесь с основными вариантами типологии цивилизаций в рамках

локальной парадигмы. Определите, что объединяет взгляды мыслителей.

?

Задание: познакомьтесь с основными вариантами типологии цивилизаций в рамках локальной парадигмы. Определите, что объединяет взгляды

Слайд 24 Типология цивилизаций по
Н.Я. Данилевскому
понятие культурно-исторического типа
цивилизация

- наиболее творческий период его развития
цивилизации имеют свою судьбу, свое предназначение, свою историю
они рождаются, расцветают, гибнут.

Русский мыслитель II пол. XIX в.
Н. Я. Данилевский «Россия и Европа»

Типология цивилизаций по Н.Я. Данилевскому понятие культурно-исторического типа цивилизация - наиболее творческий период его развития

Слайд 25Типы цивилизаций по Н.Я.Данилевскому.

Типы цивилизаций по Н.Я.Данилевскому.

Слайд 29 разграничивал понятия цивилизации и культуры
цивилизация - стадия упадка, умирания культуры,

ее окостенения, потери творческих сил

Типология культур по О. Шпенглеру

цивилизация переживает стадии:
упадка
умирания культуры
окостенения
потери творческих сил.

Немецкий философ
О. Шпенглер «Закат Европы». 1918г.

разграничивал понятия цивилизации и культурыцивилизация - стадия упадка, умирания культуры, ее окостенения, потери творческих силТипология культур

Слайд 30египетская
вавилонская
индийская
китайская
арабо-византийская
греко-римская
западная
культура инков.
культуры изолированы и самостоятельны:

египетскаявавилонскаяиндийскаякитайскаяарабо-византийскаягреко-римскаязападнаякультура инков. культуры изолированы и самостоятельны:

Слайд 31 цивилизация сопровождается процессами «омассовления», проникающими во все сферы человеческой жизни,

глобализа-ции форм и способов челове-ческого существования – хозяй-ства, политики, техники, науки и т. д.

неизбежные спутники «цивили-зации» - мировые войны, цель которых - глобальное господство над миром государства-победи-теля.

цивилизация сопровождается процессами «омассовления», проникающими во все сферы человеческой жизни, глобализа-ции форм и способов челове-ческого существования

Слайд 32Типология цивилизаций по А.Тойнби

Типология цивилизаций по А.Тойнби

Слайд 33 к сер. XX в.осталось не более 7-8 из почти 30

существовавших в истории цивилизаций (христиан-ская, исламская, буддийская, индуистская и др.)
цивилизации развиваются неза-висимо друг от друга
их гибель неизбежна, если не удастся сформировать единую высшую религию, создать на ее основе «вселенскую церковь» и «вселенское государство» (т. е. пе-рейти к «третичной цивилиза-ции»).
к сер. XX в.осталось не более 7-8 из почти 30 существовавших в истории цивилизаций (христиан-ская, исламская,

Слайд 34Основатели локально-цивилизационного подхода исходят из того, что «единицей» исторического процесса являются

самостоятельные, достаточно замкнутые (локальные) цивилизации.

Слабости данной теории:
преувеличение момента взаимной изоляции цивилизаций;
определенная биологизация фаз развития цивилизации.

Вывод:

Основатели локально-цивилизационного подхода исходят из того, что «единицей» исторического процесса являются самостоятельные, достаточно замкнутые (локальные) цивилизации.Слабости данной

Слайд 353. Теория общественно-
зкономических формаций.

3. Теория общественно-зкономических формаций.

Слайд 36 Представители: К. Маркс, Ф. Энгельс.

исторический процесс

- процесс смены общественно-экономических формаций

ключевое понятие - общественно-экономические формации, которые сменяют друг друга.
Представители: К. Маркс,  Ф.  Энгельс. исторический процесс - процесс смены общественно-экономических формаций ключевое

Слайд 37Социалистическая
Капиталистическая
Феодальная
Рабовладельческая
Первобытная ступень
Смена формаций
переход от

одной формации к другой вызван противоречиями в способе производства

противоречие принимает форму классовой борьбы, высшей формой которой является социальная революция

Социалистическая Капиталистическая Феодальная Рабовладельческая Первобытная ступень Смена формаций переход от одной формации к другой вызван противоречиями в

Слайд 38 просто и универсально объясняет процесс разви-тия общества
фатализм, безальтер-нативность
принижение

роли чело-века
многие явления прош-лого и современности не вписываются в парадигму
просто и универсально объясняет процесс разви-тия общества фатализм, безальтер-нативность принижение роли чело-века многие явления прош-лого и

Слайд 394. Теория постиндустриального
общества

4. Теория постиндустриального общества

Слайд 40 Задание: проанализировать 131-132 и материалы приложения №1, ответить на

вопросы.
Задание: проанализировать 131-132 и материалы приложения №1, ответить на вопросы.

Слайд 41Теория постиндустриального общества.

Теория постиндустриального общества.

Слайд 455. Две ветви стадиального
подхода к истории: общее
и различия

5. Две ветви стадиального подхода к истории: общееи различия

Слайд 46Сравнительная характеристика формационного и цивилизационного подходов

Сравнительная характеристика формационного и цивилизационного подходов

Слайд 48
Общее:
выделяются и обосновываются определенные крупные этапы, через которые идет развитие

человечества;
обе теории базируются на признании источником прогресса изменений в сфере материального производства и связанных с этим сдвигов в социальной сфере;
эти переходы носят характер революционных изменений.

Различия:
главные фазы, которые проходят в своем развитии люди;
роль духовных факторов.
Общее: выделяются и обосновываются определенные крупные этапы, через которые идет развитие человечества; обе теории базируются на

Слайд 49Д/задание:
§ 13

Д/задание: § 13

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть