Презентация, доклад по обществознанию (профильное) на тему Многообразие путей познания мира

Содержание

Проблемный вопрос: какую роль играет фантазия в процессе познания истины?Миф и познание мира«И опыт, сын ошибок трудных…»Народная мудрость и здравый смыслПознание средствами искусстваТам, где кончается наука

Слайд 1Многообразие путей познания мира
Параграф 23 учить и пересказывать, подберите отрывок из

литературного произведения, в котором наглядно демонстрируется справедливость утверждения Гесиода: «Музы говорят ложь, которая похожа на правду»
Выполнила учитель обществознания Вишнякова Елена Борисовна
Многообразие путей познания мираПараграф 23 учить и пересказывать, подберите отрывок из литературного произведения, в котором наглядно демонстрируется

Слайд 2Проблемный вопрос: какую роль играет фантазия в процессе познания истины?
Миф и

познание мира
«И опыт, сын ошибок трудных…»
Народная мудрость и здравый смысл
Познание средствами искусства
Там, где кончается наука
Проблемный вопрос: какую роль играет фантазия в процессе познания истины?Миф и познание мира«И опыт, сын ошибок трудных…»Народная

Слайд 3В истории рассматривались различные виды знаний: рациональное и чувственное, логичное и

алогичное, научное и ненаучное, обыденное и художественное, нравственное и философское

Всякая молитва. Говорил И.С. Тургенев, сводится к одному: «Господи, сделай так, чтобы дважды два не было четыре»

Нужна ли человечеству вера в чудеса?
Помогает ли искусство лучше понять мир?

В истории рассматривались различные виды знаний: рациональное и чувственное, логичное и алогичное, научное и ненаучное, обыденное и

Слайд 4Попытки человека создать картину универсума осуществлялись сначала в виде мифов. Долгое

время миф считали фантастическим вымыслом, сказкой, созданной невежественными дикарями

Миф – это слово, предание
По определению Н.А. Бердяева, миф есть десакрализация (снятие святости, мистичности) тайных, магических знаний
Миф – это слово, которое устанавливает связь между реальным миром и миром тайным, священным
Миф осмысливает, упорядочивает мир, делает мир управляемым и гармоничным

Попытки человека создать картину универсума осуществлялись сначала в виде мифов. Долгое время миф считали фантастическим вымыслом, сказкой,

Слайд 5В наши дни стало ясно, что древнейшие формы постижения мира не

только не остаются у истоков истории, но продолжают жить

Мифологическое сознание способно образовывать новые кольца на живом древе культуры, новые ветви и давать неожиданные плоды
Привнесение смыслов из тайных глубин человеческой души, в которую даже наука не может заглянуть, легко осуществляется мифом

В наши дни стало ясно, что древнейшие формы постижения мира не только не остаются у истоков истории,

Слайд 6Миф – первая форма познания и объяснения общества
Основные тематические циклы мифов:
Космогонические

мифы – мифы о происхождении мира и Вселенной
Антропогонистические мифы – мифы о происхождении человека и человеческого общества
Мифы о культурных героях – мифы о происхождении и введении тех или иных культурных благ
Эсхатологические мифы – мифы о «конце света», конце времени
Биографические мотивы – рождение, посвящение в полновозрастной статус, брак, смерть мифологических героев
Миф – первая форма познания и объяснения обществаОсновные тематические циклы мифов:Космогонические мифы – мифы о происхождении мира

Слайд 7Роль и значение мифов:
Черпаем знания о принятой в данном обществе системе

правил и ценностей
Создаём картину целостной жизни народа
Мифы сохраняют жизненный опыт народов
Постигая мифы, человек соотносит свой личный опыт с родовым опытом коллектива, сообщества людей
Обеспечивает преемственность культурного опыта
Передаёт лучшие нравственные качества героев и предлагает им следовать последующим поколениям
Роль и значение мифов: Черпаем знания о принятой в данном обществе системе правил и ценностейСоздаём картину целостной

Слайд 8Человека узнаешь, когда с ним пуд соли ложкой расхлебаешь
Портной без кафтана,

сапожник без сапог, а плотник без дверей
Покупатель дома нахваливает, а купец в лавке
Домашняя копейка лучше заезжего рубля
За речкой телушка полушку, да рубль перевоз
Не красна изба углами, а красна пирогами
Все девушки хороши, отколь берутся злые жёны
Человека узнаешь, когда с ним пуд соли ложкой расхлебаешьПортной без кафтана, сапожник без сапог, а плотник без

Слайд 9«И опыт, сын ошибок трудных…»
Опыт повседневной жизни (жизненная практика) – особый

способ познания мира
Его особенность – получение знаний не самоцель, а «побочный продукт»
Способ формирования практического знания – трудовая деятельность
Практические знания не претендуют на теоретическое обоснование и обходятся без него
Практическому знанию свойственен свой язык: «чуть-чуть», «на глазок»
Приобретаются не только практические знания, но и оценки, нормы поведения (духовно-практические)
«И опыт, сын ошибок трудных…»Опыт повседневной жизни (жизненная практика) – особый способ познания мираЕго особенность – получение

Слайд 10Народная мудрость и здравый смысл выражена в сказках и пословицах на

социально-бытовые темы

Не спрашивай старого, спрашивай бывалого
Иному горе – ученье, иному – мученье
Не испортив дела, мастером не станешь
В людях живал, свету видал; топор на ногу обувал, топорищем подпоясывался
Лучше жить бедняком, чем разбогатеть грехом

Народная мудрость и здравый смысл выражена в сказках и пословицах на социально-бытовые темыНе спрашивай старого, спрашивай бывалогоИному

Слайд 11Отличительная черта народной мудрости – свод рецептов поведения для разных случаев

жизни

Здравый смысл – стихийно складывающиеся взгляды людей на окружающую действительность и самих себя под воздействием повседневного опыта

Отличительная черта народной мудрости – свод рецептов поведения для разных случаев жизниЗдравый смысл – стихийно складывающиеся взгляды

Слайд 12Перед вами картина С.В. Иванова «В приказе московских времён»
Какие знания вы

можете почерпнуть о политической системе XVII века, глядя на неё?
Перед вами картина С.В. Иванова «В приказе московских времён»Какие знания вы можете почерпнуть о политической системе XVII

Слайд 13Картина наглядно повествует нам о работе приказной системы 17 века. С

раннего утра в приказах на Ивановской площади уже стояла очередь из самых разных слоев того общества, каждый из которых пришёл со своим прошением. На картине они столпились вдоль стены, ждут пока судья освободится. Судья же восседает в центре стола, видимо занятый очередным делом. Рядом сидят помощники – дьяки и главный секретарь приказа. На столе лежат свитки, должно быть это Соборное уложение 1649 года, или Указная книга, ими советники должны были руководствоваться при решении вопросов с которыми к ним обращались.

У дверей в красном кафтане с золотой вышивкой важно стоит пристав, он решает пропустить просителя или нет. Работа кипит полным ходом, свитки все длиннее – значит дело затянулось, идет "приказная волокита". В глаза бросается начало стола – кучей лежат различные приборы для записей: чернильницы, столбцы, перья, горшок с клеем, которыми подклеивали листы чтобы, получались свитки, сургуч, воск для печати, горшочки с красной киноварью чтобы писать первую заглавную букву.
Беспорядок говорит о том, что рабочий процесс закончится не скоро, важно решить как можно больше просьб, а дьяки не успевают. Один пишет на колене, а чернильница весит у него на шее, второй вырисовывает буквы скорописью, а третий взяв в рот перо разговаривает с просящим, остальные сосредоточившись на своем деле зацепив перо за ухом. Гусь в палате, и двое мужей что – то держат в руках "поминку" (взятку), без которой договорится с приказом было невозможно.

Картина наглядно повествует нам о работе приказной системы 17 века. С раннего утра в приказах на Ивановской

Слайд 14После посещения парижского кладбища Сен-Женьев де Буа, где похоронены многие участники

белого движения, Р. Рождественский написал такие стихи:

Я прикасаюсь ладонью к истории.
Я прохожу по Гражданской войне...
Как же хотелось им в Первопрестольную
Въехать однажды на белом коне!..
Как они после — забытые, бывшие
Всё проклиная и нынче и впредь,
Рва́лись взглянуть на неё — победившую,
Пусть непонятную, пусть непростившую,
Землю родимую, и умереть...

Полдень. Берёзовый отсвет покоя.
В небе российские купола.
И облака, будто белые кони,
Мчатся над Сент-Женевьев-де-Буа.

После посещения парижского кладбища Сен-Женьев де Буа, где похоронены многие участники белого движения, Р. Рождественский написал такие

Слайд 15Произведения искусства помогают ощутить дух времени
Особенность этой формы познания – художественное

обобщение, образ
Они помогают представить идеальную мысль через реальное воплощение и понять это воплощение через выражение мысли
Художественный образ создаёт гипотезу окружающего мира или его частей
Произведения искусства помогают ощутить дух времениОсобенность этой формы познания – художественное обобщение, образОни помогают представить идеальную мысль

Слайд 16Паранормальная наука
получение информации в качестве ответа на мысленно поставленные вопросы о

текущих событиях или определенных объектах;
получение информации о местонахождении и состоянии человека/объекта по его фотографиям или связанным с ним предметам;
получение информации, недоступной для непосредственного зрительного восприятия, включая видение внутренних органов живых существ;
диагностирование состояния живых существ через восприятие их жизненной энергии; получение информации о событиях прошлого;
получение информации о событиях будущего.
Паранормальная наукаполучение информации в качестве ответа на мысленно поставленные вопросы о текущих событиях или определенных объектах;получение информации

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть