Презентация, доклад по обществознанию (профильное) на тему Социальное познание (10 класс)

Содержание

Проблемный вопрос: в чём сложность изучения человеческого общества?План урока:Сравнительный анализ научного познания природы и обществаОсновные принципы научного социального познанияИнструменты научного социального познанияВиды социальных знанийПроблемы социальных наук и гуманитарных знаний

Слайд 1Социальное познание
Параграф 25 учить и пересказывать, сочинение «Какие сильные и слабые

стороны вы видите в социальных науках»
Выполнила учитель обществознания Вишнякова Елена Борисовна
Социальное познаниеПараграф 25 учить и пересказывать, сочинение «Какие сильные и слабые стороны вы видите в социальных науках»Выполнила

Слайд 2Проблемный вопрос: в чём сложность изучения человеческого общества?
План урока:
Сравнительный анализ научного

познания природы и общества
Основные принципы научного социального познания
Инструменты научного социального познания
Виды социальных знаний
Проблемы социальных наук и гуманитарных знаний
Проблемный вопрос: в чём сложность изучения человеческого общества?План урока:Сравнительный анализ научного познания природы и обществаОсновные принципы научного

Слайд 3Съезду историков. Александр Галич: Полцарства в крови, и в развалинах век,

И сказано было недаром: «Как ныне сбирается вещий Олег Отмстить неразумным хазарам…». И эти, звенящие медью, слова, Мы все повторяли не раз, и не два.

Но как-то с трибуны большой человек
Воскликнул с волненьем и жаром:
«Однажды задумал предатель-Олег
Отмстить нашим братьям-хазарам…»
Уходят слова, и приходят слова,
За правдою правда вступает в права.
Так помните ж, люди, и знайте вовек,
И к чёрту дурацкая смута:
«Каким-то хазарам, какой-то Олег,
За что-то отмстил, почему-то!»

И это преданье седой старины —
Пример для историков нашей страны!
Сменяются правды, как в оттепель снег,
И скажем, чтоб кончилась смута:
«Каким-то хазарам, какой-то Олег,
За что-то отмстил почему-то».
И этот марксистский подход к старине
Давно применяется в нашей стране.
Он нашей стране пригодился вполне
И вашей стране пригодится вполне,
Поскольку вы сами в таком же… лагере!
Он вам пригодится вполне!

Съезду историков. Александр Галич: Полцарства в крови, и в развалинах век, И сказано было недаром: «Как ныне

Слайд 4Среди учёных – обществоведов существуют три различных точки зрения на возможности

социального познания:

Наука должна точно описывать факты, а интерпретировать их не может, потому что объяснение и оценка всегда произвольны
Описание факта не может быто точным, так как никогда не могут быть собраны полные данные о событиях прошлого, а также потому, что разные исследователи выделяют в качестве существенных неодинаковые признаки событий. Поэтому всё зависит от интерпретации факта
Исследователь может приближаться к истине путём добросовестного изучения фактов в их связи и обоснованного их объяснения, но должен воздерживаться от оценки, так как она всегда субъективна

Среди учёных – обществоведов существуют три различных точки зрения на возможности социального познания:Наука должна точно описывать факты,

Слайд 5Прочитайте пункт 1 параграфа 25 и ответьте на вопросы:
Какие натуралистические взгляды

на процесс познания общества были развиты до начала XX века
Назовите сторонников подобного подхода и охарактеризуйте сущность их воззрений
Как Дильтей трактовал процесс усвоения социальных знаний
Проанализируйте взгляды Риккерта
В чём состоят существенные особенности познания общества, которые порождают трудности изучения социальных процессов
Что является объектом и субъектом естествознания?
Что является объектом и субъектом обществознания
Прочитайте пункт 1 параграфа 25 и ответьте на вопросы:Какие натуралистические взгляды на процесс познания общества были развиты

Слайд 6В естествознании объектом является природа, а субъектом – всё общество. То

есть субъект и объект выступают раздельно

В обществознании и объектом и субъектом является общество
То есть общество познаёт самого себя

В естествознании объектом является природа, а субъектом – всё общество. То есть субъект и объект выступают раздельноВ

Слайд 7Факт включённости в изучаемые процессы имеет положительную и отрицательные стороны:
Положительная сторона:

«изнутри» многое виднее
Отрицательная сторона: учёный не может быть безразличным к происходящему, поэтому трудно удержаться в объективной позиции, а значит появляется большая доля субъективизма
Факт включённости в изучаемые процессы имеет положительную и отрицательные стороны:Положительная сторона: «изнутри» многое виднееОтрицательная сторона: учёный не

Слайд 8Большое значение имеет несовпадение интересов больших социальных групп, государств
Социальное познания связано

со сложностью познаваемого объекта – общества и протекающих в нём процессов. Существует плюрализм мнений относительно одного и того же явления, факта, понятия
Ограниченные возможности использования некоторых методов исследования, применяемых естествоиспытателями. Так, наблюдения и эксперимент в социальных исследованиях могут быть проведены в ограниченных масштабах. Трудно проводить исследования таких явлений, как смысл, мотив, намерение
Большое значение имеет несовпадение интересов больших социальных групп, государствСоциальное познания связано со сложностью познаваемого объекта – общества

Слайд 9Основные принципы научного социального познания:

Основные принципы научного социального познания:

Слайд 10Основные принципы научного социального познания:

Основные принципы научного социального познания:

Слайд 11Чтобы глубже вникнуть в изучаемую эпоху, в естествознании часто используют научные

понятия

Идеальный тип – инструмент научного социального познания
Образ идеального позволяет:
Запечатлеть важнейшие, устойчиво повторяющиеся черты субъекта определённой эпохи
Выйти за рамки имеющейся ситуации и описать типичные характеристики
Помогает получить знания об отношениях больших групп людей
Заглянуть в будущее

Чтобы глубже вникнуть в изучаемую эпоху, в естествознании часто используют научные понятияИдеальный тип – инструмент научного социального

Слайд 12Идеальный тип как инструмент социального анализа:
Не является описанием поведения конкретного человека
Это

персонаж научной картины социального процесса
Идеальный тип как инструмент социального анализа:Не является описанием поведения конкретного человекаЭто персонаж научной картины социального процесса

Слайд 13Социальное познание – это изучение процессов, происходящих в обществе, выявление их

закономерностей, особенностей, причин и источников развития. Сфера социального познания – это деятельность человека во всех её проявлениях и формах.

Объект и субъект совпадают. Действительно, изучая общество, закономерности его развития, учёный одновременно сам является частью этого общества.
Специфика методов социального познания. Многие методы, характерные для научного познания, в данном случае либо вообще неприемлемы, либо используются в редких случаях, часто с согласия самих людей (например, наблюдение, эксперимент).
Зависимость исследователя от общества. Это может привести к необъективности тех или иных выводов. Достаточно привести в пример деятельность Сталина. Разве могли в его время критиковать политику вождя? Всё приукрашивалось и многое искажалось.
Высокая вероятность неточности исследований. Приведём пример. В школе проводится анкетирование учащихся с целью выявления их отношения к наркотикам. Можно быть уверенным, что тот, кто их уже пробовал , никогда в анкете в этом не признается , а значит, и выводы будут неточными, приблизительными.
Изучение предмета исследования в его взаимоотношениях, взаимосвязях, а не изолированно, обособленно.

Социальное познание – это изучение процессов, происходящих в обществе, выявление их закономерностей, особенностей, причин и источников развития.

Слайд 14Принципы социального познания
Исследователи рассматривают общество, процессы и законы в нём в

развитии, а не в статичности.
Все процессы , происходящие в обществе взаимосвязаны и влияют друг друга. Социальное познание основано на изучении этой взаимосвязи.
В социальном познании важен и каждый индивид в отдельности, и общество в целом, то есть происходит выявление общего и особенного.
Принципы социального познанияИсследователи рассматривают общество, процессы и законы в нём в развитии, а не в статичности.Все процессы

Слайд 15Источники социального познания
социальная действительность, её развитие на данном этапе.
Исторический опыт, знания

о процессах развития общества, накопленные человечеством.
Общественная практика, в ходе которой происходит развитие , изменение, преобразование общества.
Основана форма социального познания – это социальный и научный факт. В чём их различие?

Социальный факт – это какое-то конкретное событие, которое имело место в действительности в ту или иную эпоху и время.

2. Научный факт – событие, которое описано, изучено, с учётом конкретной ситуации, причин, последствий события на развитие общества.
Источники социального познаниясоциальная действительность, её развитие на данном этапе.Исторический опыт, знания о процессах развития общества, накопленные человечеством.Общественная

Слайд 16Объекты социального познания
Действия, поступки как отдельных лиц, так и социальных групп

и всего общества в целом.
Материальные и духовные ценности, созданные человечеством, то есть продукты деятельности.
Словесные действия людей: высказывания, точки зрения, мысли, идеи, суждения о чём-либо.
Объекты социального познанияДействия, поступки как отдельных лиц, так и социальных групп и всего общества в целом.Материальные и

Слайд 17Цели социального познания
Изучение закономерностей развития общества, сложных взаимодействий и взаимосвязей, существующих

в нём как между отдельными людьми, так и между группами.
Стремление понять место и роль человека в обществе
Изучение и постижение внутреннего мира личности, его «Я-концепции».
Цели социального познанияИзучение закономерностей развития общества, сложных взаимодействий и взаимосвязей, существующих в нём как между отдельными людьми,

Слайд 18Методы социального познания
Эмпирические
Наблюдение (может быть невключённым, то есть со стороны

изучается объект, и включённым, когда объект познания принимает участие в исследовании, изучение объекта изнутри- например, социальной группы).
Опрос (анкетирование, интервью)
Тестирование
Экспертная оценка
Социометрия (изучение и измерение межличностных отношений)
Эксперимент
Измерение социальных установок (шкала самооценок, ранжирования, например вероятность победы на выборах того или иного кандидата).

Теоретические

Анализ (анализ документов, социально-исторический анализ литературы)
Обобщение
Классификация
Умозаключение
Статистический метод
Выдвижение гипотезы
Научная абстракция

Методы социального познания Эмпирические Наблюдение (может быть невключённым, то есть со стороны изучается объект, и включённым, когда

Слайд 19Типы социального знания
Гуманитарное (предмет – субъективный мир человека)
Социально-экономическое (изучение процессов, оказывающих

значительное влияние на развитие общества – отношения собственности, распределения, обмена, потребления, то есть изучение экономической жизни)
Социально-философское (изучение наиболее общих законов развития общества).
Типы социального знанияГуманитарное (предмет – субъективный мир человека)Социально-экономическое (изучение процессов, оказывающих значительное влияние на развитие общества –

Слайд 20Социальное прогнозирование
20 веке появилась особая отрасль социальных знаний – футурология,

занимающаяся социальным прогнозированием.

Научное прогнозирование следует отличать от утопии и фантастики.

Утопия основана на вере в предполагаемое будущее, а прогноз- на возможность альтернативного развития.

Фантастика — это художественное творчество, вымысел, характеризуется конкретностью деталей, а прогноз – лишь обобщённое видение будущего.
Социальное прогнозирование 20 веке появилась особая отрасль социальных знаний – футурология, занимающаяся социальным прогнозированием.Научное прогнозирование следует отличать

Слайд 21Методы социального прогнозирования
Моделирование – создание реальной или воображаемой модели развития общества

и её дальнейшее изучение.
Экспертиза — изучение мнения экспертов по той или иной изучаемой проблеме с целью выявления наиболее вероятных вариантов развития
Экстраполяция – (лат. extra сверх, вне и polio выправляю, изменяю) изучение части или явления в целом и распространение выводов на будущее.
Методы социального прогнозированияМоделирование – создание реальной или воображаемой модели развития общества и её дальнейшее изучение.Экспертиза — изучение

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть