Слайд 1Проблема познаваемости мира
обществознание 10 класс
Учитель истории МБОУ СОШ№5 г.Пыть-Ях ХМАО-Югра
Карасавиди Е.Ю.
«Знание — сила»
Ф.Бэкон
Слайд 2Онтоло́гия — учение о сущем; учение о бытии как таковом; раздел философии,
изучающий фундаментальные принципы бытия, его наиболее общие сущности и категории, структуру и закономерности
Невозможно разрешение вопросов философских человеком, не имеющим опыта целостного осмысления как себя, так и мира.. - Карл Маркс.
Слайд 3Познаваем ли мир?
Гносеоло́гия — философская дисциплина, занимающаяся исследованиями, критикой и теориями
познания
Агностици́зм — термин в философии, теории познания и теологии. Сторонники агностицизма считают принципиально невозможным познание объективной действительности
Слайд 4Позна́ние — совокупность процессов, процедур и методов приобретения знаний о явлениях и
закономерностях объективного мира.
Познание является основным предметом гносеологии (теории познания). Устанавливая сущность познания, его формы и принципы, теория познания стремится ответить на вопрос, как возникает знание и как оно соотносится с действительностью.
Слайд 5 Знания результат особого процесса — познавательной деятельности людей.
Слайд 6 Процесс познания, как бы он ни проходил, предполагает наличие двух сторон:
познающего человека (субъекта познания) и познаваемого предмета (объекта познания) . Познающий субъект не отделен от предметного мира, а находится внутри его.
Слайд 7В процессе познания природа отвечает на наши вопросы, но ответы зависят
не только от ее устройства, но и от нашего способа постановки вопросов.
При таком подходе теория не является результатом лишь обобщения опытных фактов, не может быть и единственно правильного, абсолютного метода. Допускается существование нескольких различных теорий, объясняющих одно и то же явление.
Слайд 8Принято различать чувственное познание и рациональное познание (мышление).
Слайд 9Чувственное познание опирается на образы, возникающие в сознании в результате деятельности пяти
основных чувств человека — зрения, слуха, вкуса, обоняния и осязания.
Слайд 10 К формам чувственного познания относят:
Ощущение - элементарный
чувственный образ, отображающий отдельные, единичные свойства предмета. Можно изолированно ощущать вкус, цвет, запах, звук и т.д. Например, для лимона характерны ощущения кислоты, желтизны и т.д.;
Восприятие - отображение не отдельных свойств, а их системы, целостности. Например, мы воспринимаем лимон не как кислоту или желтизну, а как целостный предмет. Наше восприятие лимона включает в себя и его цвет, и его вкус, и его запах в неразрывном единстве: оно подразумевает не работу отдельного чувства, а согласованную деятельность нескольких или всех основных чувств;
Представление - чувственный образ предмета, который возникает в сознании в отсутствие этого предмета.
Слайд 11Рациональное познание, основанное на абстрактном мышлении, позволяет человеку выйти за ограниченные
рамки чувств.
Слайд 12 К формам рационального познания относят:
Понятие — мысль, которая отражает
предметы, явления и связи между ними в обобщенной форме;
Суждение - это отрицание или утверждение чего-либо при помощи понятий. В суждении между двумя понятиями устанавливается связь. Например, «Золото есть металл»;
Умозаключение — рассуждение, в ходе которого из одних суждений — посылок выводится другое, заключительное суждение — вывод.
Слайд 13Разделение процесса познания на два уровня имеет относительный характер; в процессе
реального мышления они взаимосвязаны.
Рациональное познание базируется на чувственном, а чувственное всегда определенным образом понятийно оформлено, ᴛ.ᴇ. несет в себе значительные элементы рационального знания.
Слайд 14ИНТУИЦИЯ – способность непосредственного постижения истины, минуя опыт и логические рассуждения.
Подлинной ценностью
является, в сущности, только интуиция. А. Эйнштейн
Слайд 15Интуиция подразделяется на несколько видов прежде всего в зависимости от специфики
деятельности субъекта. Выделяются такие виды интуиции, как техническая, научная, обыденная, врачебная, художественная и т. п.
Интуицию издавна делят на две разновидности: чувственную (предчувствие опасности, угадывание неискренности, благорасположения) и интеллектуальную (мгновенное решение практической, теоретической, художественной или политической задачи).
Слайд 16Как бы ни была велика сила воображения и интуитивного озарения, они
никак не противостоят сознательным и рациональным актам в познании и творчестве. Все эти сущностные духовные силы человека действуют в единстве, и лишь в каждом конкретном акте творчества может преобладать то одно, то другое.
Слайд 17Дополнительные термины
Скептици́зм — философское направление, выдвигающее сомнение в качестве принципа мышления, особенно
сомнение в надежности истины
Гносеологический оптимизм – убежденность в принципиальной познаваемости мира
Гносеологический пессимизм – убежденность в принципиальной непознаваемости мира
Априо́ри — знание, полученное до опыта и независимо от него (знание априори, априорное знание), то есть знание, как бы заранее известное.
Абстрагирование - метод научного познания в форме операции мысленного отвлечения от ряда свойств, связей и отношений исследуемого объекта, которые несущественны для решения поставленных задач
Слайд 18Домашнее задание §21 (электронный учебник)
Слайд 19Использованные материалы
https://ru.wikipedia.org/wiki/
https://lektsii.org/11-44110.html
https://studwood.ru/1033980/filosofiya/vidy_intuitsii
http://velib.com/read_book/buchilo_nina_fedorovna-chumakov_aleksandr_nikolaevich/filosofija/glava_2_ontologija_uchenie_o_bytii/1_filosofija_o_sushhem/