Слайд 1ПРИРОДА ЧЕЛОВЕКА.
Врождённые и приобретённые качества
Выполнил
Лянгузов Глеб
Слайд 21. Философские представления о социальных качествах человека.
Слайд 3Проблема человека – одна из основных в философии.
Теория происхождения и
развития человека называется антропогенезом
Слайд 4Подходы к решению вопроса о происхождении человека
Название теории
Религиозная (теологическая)
Космическая
Эволюционная (Ч.Дарвина)
Трудовая
(Ф.Энгельса)
Сущность теории
Человек – творение Бога.
Ч. – существо внеземное, пришелец из космоса.
Ч. – продукт естественного отбора в процессе эволюции.
Труд создал Ч. сформировалось сознание, язык, творческие способности
Слайд 5?
Какая из теорий вам кажется наиболее убедительной?
Почему?
Слайд 6Человек – биосоциальное существо
Биологическое существо
Человек – часть живой природы;
Тело и мозг
– результат деятельности природы;
Наличие инстинктов;
Анатомия и физиология, биологические потребности.
Биологические свойства жёстко не запрограммированы,
что ведёт к возможности приспосабливаться
Социальное существо
Подавление и регулирование инстинктов;
Формируется в обществе речь, мышление, навыки;
Не мыслит себя вне общества.
Слайд 7?
Каковы отличия человека от животного?
Слайд 8Признаки (критерии) человека
Прямохождение
Мышление
Развитие руки
Речь
Умение изготавливать орудия труда и целенаправленно их использовать
в производстве
Слайд 9Человек существо
Уникальное (неповторим),
Универсальное (способен к любому виду деятельности),
Целостное (совокупность физического, психического,
духовного начала)
Слайд 10Человек
высшая ступень в иерархии живых организмов на Земле
представитель рода человеческого.
Слайд 11Индивид
Отдельный человек в среде других людей,
единичный представитель рода человеческого
Слайд 12Индивидуальность
отличия человека от других людей (внешний облик, совокупность социально значимых
качеств).
Индивидуальность – неповторимое своеобразие человека, набор его уникальных свойств.
Индивидуален каждый человек
Слайд 13Личность
- человек с социально значимыми качествами:
Разум
Целеустремлённость
Доброта
Работоспособность;
Учёный
Семьянин
Студент и др.
Слайд 14Факторы формирования личности
Наследственные
Социальные
- Микросреда
- Макросреда
Природно-географическая среда.
Слайд 15?
1.Из списка предложенных ниже слов выберите одно, подходящее к данному предложению.
Человек как отдельный представитель человеческой общности, носитель индивидуально особенных черт называется:
а) лидер;
б) деятель;
в) индивид;
г) человек;
д) личность.
2. На знание основных признаков, характеризующих личность:
Из перечня признаков выберите те, которые характеризуют человека как личность:
а) победитель конкурса эрудитов;
б) человек высокого роста;
в) “душа” коллектива;
г) готов прийти на помощь в любую минуту
Слайд 16Развитие общества – результат деятельности людей
Деятельность – человеческая форма активности, направленная
на преобразование окружающей среды.
Слайд 17Различия деятельности человека и активности животного
Активность животных
Приспособление к условиям природы
Задаётся инстинктом,
целесообразная
Использование готовых природных материалов
Деятельность человека
Приспособление и преобразование природных и социальных условий
Задаётся инстинктом и ставится самим человеком
Целесообразное и целеполагающее
Слайд 18Основные компоненты деятельности
Субъект деятельности – это тот, кто осуществляет деятельность
(
человек, коллектив, общество)
Объект деятельности – это то, на что направлена деятельность
( предмет, процесс, явление, внутреннее состояние человека)
Мотив
Цель
Методы и средства
Процесс
Результат
(процесс)
Слайд 19Мотив – совокупность внешних и внутренних условий, вызывающих активность субъекта и
определяющих направленность деятельности.
В качестве мотивов могут выступать :
потребности;
социальные установки;
убеждения;
интересы;
влечения и эмоци и др.
Слайд 20
Цель – осознанный образ желаемого результата, на достижение которого направлено действие
человека.
Действие – активность, направленная на достижение цели.
Слайд 21Средства. Результат.
Средства – всё, что используется для достижения цели.
Результат – реализованная
на практике цель.
Может быть - материальным (предметы…)
- идеальным (знания…)
Слайд 23Виды деятельности
По объектам:
Практическая (материально-предметная). Направлена на изменение природы, общества
Духовная.
Связана с преобразованием сознания людей.
познавательная,
ценностно-ориентированная,
прогностическая.
Слайд 24Виды деятельности (продолжение)
По результатам:
Созидательная – деятельность во благо. Результат – «вторая
природа»(культура).
Разрушительная – деятельность во зло. (Последствия войны, бесхозяйственности и т.п.)
По субъектам:
Индивидуальная
Коллективная
Слайд 25Виды деятельности (продолжение)
По соответствию социальным нормам:
Законная (незаконная)
Моральная (аморальная)
По соотношению с социальным
прогрессом:
Прогрессивная (реакционная)
Созидательная (разрушительная)
Слайд 26Виды деятельности (продолжение)
По сфере общественной жизни:
Экономическая
Социальная
Политическая
Духовная
По характеру:
Репродуктивная – повторяющая достигнутое
Продуктивная (творческая)
–
порождающая новое
Слайд 27Виды деятельности, формирующие его как личность, обеспечивающие существование
1. Игра – форма
деятельности в условных ситуациях.
Направлена не на результат, а на процесс, на усвоение общественного опыта.
2. Обучение – целенаправленная деятельность по усвоению знаний, умений, навыков, накопленных предками.
3. Труд – направлен на достижение цели,
практически полезного результата .
4. Общение – передача информации, эмоций,
настроений.
Слайд 28Виды общения
Непосредственное – осуществляется при помощи органов чувств
Опосредованное – осуществляется с
использованием специальных приспособлений или изобретённых средств (газета, компакт-диск и т.п)
Прямое – личный контакт
Косвенное – через других людей
Слайд 29Функции общения
Социализации – формирование и развитие межличностных отношений
Познавательная – получение новой
информации
Психологическая – определённое воздействие на психическое состояние человека
Отождествления – выражение причастности человека к группе (свой, чужой)
Организационная – распределение
обязанностей, установление правил.
Слайд 30Общение
- это элемент любой деятельности,
один из видов деятельности.
Слайд 31Мышление
активный процесс отражения объективного мира в понятиях, суждениях, теориях и
т.п.
совершается в коре головного мозга
неразрывно связано с языком
Слайд 32Этапы процесса мышления
1 этап
Наличие:
потребности (материальной, духовной) или необходимости понять,
узнать, объяснить;
интереса к новому, неизвестному в мире;
умения отделить новое, необычное от известного;
стремления узнать, понять, раскрыть
новое, неизвестное.
Формулирование задачи: определение
предмета мышления и направления
мыслительного процесса.
Слайд 33Этапы процесса мышления
2 этап
Решение поставленной задачи (мыслительный процесс).
Используют методы анализа и
синтеза, различные умственные операции:
сравнение,
классификацию,
систематизацию,
обобщение,
конкретизацию и пр.
Слайд 34Этапы процесса мышления
3 этап
Достижение нового знания, которым раньше не владел человек.
Слайд 35Типы мышления
Образное – наглядное, в конкретной форме.
Понятийное (теоретическое) – использование понятий,
теоретических знаний.
Знаковое – использование
искусственных, знаковых языков.
Слайд 36В процессе мышления человек делает открытия, что позволяет активно воздействовать на
природу, общественную жизнь.