Презентация, доклад по обществознанию Правовой статус несовершеннолетних

Содержание

"несовершеннолетний" - не достиг­ший совершеннолетия;"совершеннолетие" - возраст, по достижении которого человек становится дееспособным гражданином;"совершен­нолетний" - достигший совершеннолетияправа́ челове́ка — такие правила поведения, которые с помощью правового государства обеспечивают защиту достоинства и свободы каждого отдельного человека. В своей совокупности основные права образуют

Слайд 1


Слайд 2"несовершеннолетний" - не достиг­ший совершеннолетия;
"совершеннолетие" - возраст, по достижении которого человек

становится дееспособным гражданином;
"совершен­нолетний" - достигший совершеннолетия

права́ челове́ка — такие правила поведения, которые с помощью правового государства обеспечивают защиту достоинства и свободы каждого отдельного человека. В своей совокупности основные права образуют основу правового статуса личности. правоспосо́бность — установленная законом способность лица или организации быть носителем субъективных прав и юридических обязанностей. Способность быть субъектом права как такового принято называть «общей правоспособностью»; которая признается за гражданами с момента их рождения; правовой статус несовершеннолетнего гражданина – это совокупность юридических прав и обязанностей граждан, не достигших полной деес­пособности, обусловленных их возрастом, реализация ко­торых обеспечивается экономическими, правовыми и организационны­ми гарантиями со стороны государства и органов местного самоуправ­ления


Слайд 3Уровни Нормативно-правовых актов по защите прав ребёнка: I) Международный: * Декларация прав ребёнка

1959г. * Конвенция о правах ребёнка 1989г. II) Государственный(региональный): * Конституция Российской Федерации 1993г.; * Семейный кодекс Российской Федерации 1995г.; * Гражданский кодекс Российской Федерации (некоторые разделы); * Трудовой кодекс РФ 2001г.; * Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» 2012г.; * Конституция Республики Башкортостан 1993г.; * Семейный кодекс Республики Башкортостан 1996г.; * Закон Республики Башкортостан «Об образовании в Республике Башкортостан» 2013г. III) Федеральная президентская программа «Дети России», в составе которой целевые программы «Дети-инвалиды», «Дети-сироты», «Дети Севера», «Дети Чернобыля», «Планирование семьи», «Одарённые дети» утверждена Указом Президента РФ от 18.08.1994г. * Федеральный Закон «О государственной поддержке молодёжных и детских общественных объединений» - принят 28.06.1995г. * Федеральный закон от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». * Федеральный Закон «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации», действует в редакции от 21.12.2004г.; * Федеральный закон от 24.04.2008 № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве»
Уровни Нормативно-правовых актов по защите прав ребёнка: I) Международный: * Декларация прав ребёнка 1959г. * Конвенция о

Слайд 7Уровни Нормативно-правовых актов по защите прав ребёнка: I) Международный: * Декларация прав ребёнка

1959г. * Конвенция о правах ребёнка 1989г. II) Государственный(региональный): * Конституция Российской Федерации 1993г.; * Семейный кодекс Российской Федерации 1995г.; * Гражданский кодекс Российской Федерации (некоторые разделы); * Трудовой кодекс РФ 2001г.; * Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» 2012г.; * Конституция Республики Башкортостан 1993г.; * Семейный кодекс Республики Башкортостан 1996г.; * Закон Республики Башкортостан «Об образовании в Республике Башкортостан» 2013г. III) Федеральная президентская программа «Дети России», в составе которой целевые программы «Дети-инвалиды», «Дети-сироты», «Дети Севера», «Дети Чернобыля», «Планирование семьи», «Одарённые дети» утверждена Указом Президента РФ от 18.08.1994г. * Федеральный Закон «О государственной поддержке молодёжных и детских общественных объединений» - принят 28.06.1995г. * Федеральный закон от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». * Федеральный Закон «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации», действует в редакции от 21.12.2004г.; * Федеральный закон от 24.04.2008 № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве»
Уровни Нормативно-правовых актов по защите прав ребёнка: I) Международный: * Декларация прав ребёнка 1959г. * Конвенция о

Слайд 8Условно права ребенка можно разделить на 6 основных групп:
к первой группе

можно отнести такие права ребенка, как право на жизнь, на имя, на равенство в осуществлении других прав и т.п.;
ко второй группе относятся права ребенка на семейное благополучие;
к третьей группе относятся права ребенка на свободное развитие его личности;
четвертая группа прав призвана обеспечить здоровье детей;
пятая группа прав ориентирована на образование детей и их культурное развитие (право на образование, на отдых и досуг, право свободно участвовать в культурной жизни и заниматься искусством);
шестая группа прав направлена на защиту детей от экономической и другой эксплуатации, от привлечения к производству и распространению наркотиков, от античеловеческого содержания и обращения с детьми в местах лишения свободы
Условно права ребенка можно разделить на 6 основных групп:к первой группе можно отнести такие права ребенка, как

Слайд 18 ОБЯЗАННОСТЬ - безусловные для выполнения действия, по общественным требованиям или внутренним

побуждениям; В отличие от правоспособности, возникновение обязанностей у несовершеннолетнего зависит от его дееспособности и деликтоспособности: ДЕЕСПОСО́БНОСТЬ — способность лица, своими действиями приобретать и осуществлять права и обязанности. Согласно ст. 60 Конституции РФ в полном объеме дееспособность возникает у лица по достижении им совершеннолетия (малолетние граждане в возрасте до 6 лет являются полностью недееспособными, граждане с 14 до 18 лет являются частично дееспособными). Дееспособность граждан — это способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их, возникающая с наступлением совершеннолетия, то есть по достижении восемнадцатилетнего возраста (ГК РФ ст.21). Следует учитывать, что за исключением некоторых случаев и в порядке, предусмотренном законом, никто не может быть ограничен как в правоспособности, так и в дееспособности. Дееспособность предполагает осознанность лицом своих действий; ДЕЛИКТОСПОСОБНОСТЬ — способность лица самостоятельно нести ответственность за вред, причинённый его противоправным деянием (действием либо бездействием). Является элементом дееспособности. Выражается в способности субъекта самостоятельно осознавать свой поступок и его вредоносные результаты, отвечать за свои противоправные деяния и нести за них юридическую ответственность. Наступает с 16 лет, хотя согласно статье 20 Уголовного кодекса РФ существуют преступления, ответственность за которые наступает в 14 лет (против личности, собственности и т. п.).
ОБЯЗАННОСТЬ - безусловные для выполнения действия, по общественным требованиям или внутренним побуждениям;

Слайд 19 Обязанности несовершеннолетних: 1) Каждый

гражданин (ребёнок) обязан соблюдать законы своей страны, 2) Каждый ребёнок обязан учиться в школе, не пропускать занятия без причины, получить основное общее образование (Законы РФ, РБ «Об образовании»); 3) Каждый ребёнок обязан соблюдать дисциплину в школе; 4) Каждый ребёнок обязан не нарушать порядок в общественных местах (на улице, в помещении, общественном транспорте); 5) Каждый ребёнок обязан сохранять природу и беречь окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам; 6) Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры (Конституция РФ, РБ) 7) Каждый ребёнок обязан уважать и слушаться старших; 8) Каждый ребёнок должен помогать родителям, младшим братьям и сёстрам; 9) Каждый ребёнок обязан выполнять указания, требования родителей и учителей;
Обязанности несовершеннолетних: 1) Каждый гражданин (ребёнок) обязан соблюдать законы

Слайд 22

Учащиеся обязаны: * подчиняться требованиям педагогов; * обязаны заботиться о младших; * обязаны соблюдать правила гигиены, иметь аккуратный вид; * обязаны поддерживать чистоту в классах, в других помещениях; * обязаны бережно относиться к имуществу образовательного учреждения. Более того, практически все уставы содержат положения в соответствии с которыми учащимся запрещается совершать определенные действия. Например, учащимся школ, гимназий, лицеев и т.д. запрещается: * приносить, передавать или употреблять в школе спиртные напитки, токсические, * наркотические вещества и оружие, табачные изделия; * использовать любые средства, которые могут привести к взрывам и возгораниям; * применять физическую силу для выяснения отношений; * применять психическое насилие (например, в форме различного вида угроз); * заниматься вымогательством, а также осуществлять любые действия, очевидно влекущие за собой опасные последствия для окружающих (например, толкать кого-либо, бить кого-либо или бросать в кого-либо предметы и т.п.). Практически все образовательные учреждения содержат в своих уставах положения, которые запрещают: * сквернословить в учебных учреждениях, * пропускать обязательные занятия в учебном учреждении без уважительной причины. За неисполнение без уважительных причин обязанностей, а также за нарушение норм запретов к учащимся могут быть применены дисциплинарные меры воздействия, которые также содержаться в уставах образовательных учреждений. Чаще всего к ним относят: * объявление выговора, * возложение обязанности возместить вред или принести публичное извинение, вызов родителей (законных представителей) на собеседование, * и самое строгое взыскание - исключение из образовательного учреждения.

Слайд 25 ОБЯЗАННОСТИ ШКОЛЬНИКОВ (ст.43 ФЗ «Об образовании

в РФ»): - посещать школу; - выполнять Устав Школы; правила (кодекс) поведения для обучающихся; распоряжения администрации; требования техники безопасности в школе; - добросовестно учиться; в установленные сроки выполнять все требования и задания учителей; предусмотренные учебным планом и программами; - бережно относиться к имуществу школы; - уважать достоинство обучающихся,, работников школы. И каждый должен помнить, что все мы несём ответственность перед родителями, воспитателями, учителями. Каждый из нас обязан уважать права других ребят.
ОБЯЗАННОСТИ ШКОЛЬНИКОВ   (ст.43 ФЗ «Об образовании в РФ»):  - посещать

Слайд 27 Анкета для родителей

«Что Вы знаете о правах своего ребёнка?» 1. Какие права своего ребёнка Вы знаете? 2. Задают ли Вам дети вопросы о своих правах? 3. Применяете ли Вы физические наказания к своему ребёнку? 4. Надо ли рассказывать о правах и обязанностях детей в СМИ? 5. В каком возрасте ребёнок должен получить права наравне со взрослыми? Анкета для детей «Знаешь ли ты свои права?» 1. Что ты считаешь своими гражданскими правами и какими из них ты можешь воспользоваться? 2. Соблюдаются ли твои права? 3. Какие документы о правах ребёнка ты знаешь? 4. В каком возрасте ребёнок должен получить права наравне со взрослыми? «Знаешь ли ты, что такое обязанности?» 1. Что ты считаешь своими обязанностями? 2. Выполняешь ли ты свои обязанности? 3. Если не выполняешь, то по какой причине? 4. Как ты думаешь, написано ли в каких-либо документах об обязанностях?
Анкета для родителей

Слайд 28Диаграмма №1. «Какие права своего ребенка Вы знаете?» Диаграмма №2. «Задают ли

Вам дети вопросы о своих правах?»      
Диаграмма №1. «Какие права своего ребенка Вы знаете?»

Слайд 29 Диаграмма №3. «В каком возрасте ребёнок должен получить права наравне со

взрослыми?»
Диаграмма №3. «В каком возрасте ребёнок должен получить права наравне со взрослыми?»

Слайд 30
Что ты считаешь своими гражданскими правами и какими из них ты

можешь воспользоваться?
Что ты считаешь своими гражданскими правами и какими из них ты можешь воспользоваться?

Слайд 31Диаграмма №5. Диаграмма №6.

Диаграмма №5.            Диаграмма №6.

Слайд 32Диаграмма №7. «В каком возрасте ребёнок должен получить права наравне со

взрослыми?» (в %) Диаграмма №8. Что ты считаешь своими обязанностями?
Диаграмма №7. «В каком возрасте ребёнок должен получить права наравне со взрослыми?» (в %)

Слайд 33Диаграмма №9. Диаграмма №10. Как ты думаешь, написано ли в каких-либо документах

об обязанностях?(в %)
Диаграмма №9.              Диаграмма №10.

Слайд 34

Развитие правосознания через игры-инсценировки детских популярных сказок (для начальных классов) 1. Схватив крысу Шушеру за хвост, Буратино нарушил ее право на…… (личную неприкосновенность) 2. Подарив Буратино азбуку и отправив его в школу, папа Карло надеялся, что Буратино воспользуется своим правом на……………..(получение бесплатного образования) 3. Лягушка из сказки В.Гаршина «Лягушка путешественница», отправившись в Путешествие, воспользовалась своим правом на……(свободное передвижение) 4. Полицейские из сказки А.Толстого «Золотой ключик», силой ворвавшись в каморку папы Карло нарушили его право на ……(неприкосновенность жилища) 5. Балда из сказки А.Пушкина «Сказание о попе и о его работнике Балде», нанявшись на работу к попу, воспользовался своим правом на…….(труд) 6. Царевич Иван из сказки «Иван- царевич и серый волк», украв Жар-птицу у царя Берендея, нарушил его право на….(владение имуществом) 7. В сказке «Иван-царевич и серый волк» братья убили Ивана, нарушив его право на…….. (жизнь и личную неприкосновенность) 8. Буратино хотел попасть в театр, потому что у него было право…………(пользоваться учреждениями культуры) 9. Напавшие на Буратино кот Базилио и лиса Алиса, пытались отнять у него деньги, что является покушением на право Буратино……(иметь имущество и собственность) 10. Когда Буратино, лиса Алиса и кот Базилио отправились в Страну дураков, они воспользовались правом…..( уехать из своей страны и вернуться на родину) 11. Волк, обманувший козлят, и проникший в их жилище, проглотил козлят, тем самым нарушил их право на……..(неприкосновенность жилища, проникновение в дом путем мошенничества, лишивший козлят права на жизнь) 12. Волк, узнавший у Красной шапочки куда она направляется, обманом проникший в жилище к бабушке и проглотивший её…… (введение в доверие и выведавший цель ее прогулки, лишение жизни бабушки) и др.
Развитие правосознания через игры-инсценировки детских

Слайд 35

Викторина 1.Форма высшего непосредственного выражения власти народа, предусмотренная Конституцией. (Референдум) 2.Кто является главой Российской Федерации? (Президент) 3.Когда отмечается День прав человека? (10 декабря) 4.Чем по национально-государственному устройству является Россия? (Федерация) 5.Отдельный гражданин как субъект гражданского права. (Физическое лицо) 6.К субъектам Федерации не относится республика, Москва, область или район? (Район) 7.В каком году была принята ныне действующая Конституция? (1993) 8.Провозглашение основных принципов, правовой документ, имеющий силу рекомендации (Декларация) 9.Какой статус имеет Республика Башкортостан как субъект Российской Федерации? (Республика) 10.Государственным языком на всей территории России является…(Русский), а на территории Республики Башкортостан ….. (Башкирский и Русский) 11.Когда была принята Конституция Республики Башкортостан? (24 декабря 1993г) 12.Когда мы отмечаем День Суверенитета Республики Башкортостан? (11 октября) Возникновение ответственности и основные возрастные вехи в жизни ребенка 1. Становится полностью дееспособным (совершеннолетним) и может своими действиями приобретать любые права / с 18 лет/. 2. Несет уголовную ответственность за любые преступления / с16 лет /. 3. Может быть членом кооператива, акционерного общества /с 16 лет /. 4. Имеет право на получение паспорта. /14 лет /. 5. Подлежит уголовной ответственности за некоторые преступления (убийство, разбой, кража, вымогательство и др.) /с 14 лет /. 6. Допускается поступление на работу (на легкий труд не более 4 часов в день) с согласия одного из родителей /с 14 лет/. 7. Вправе распоряжаться самостоятельно своим заработком, стипендией, иными доходами /с14 лет/. 8. Дает согласие на изменение своего имени или фамилии /с10 лет/. 9. Вправе самостоятельно заключать мелкие бытовые сделки /с 6лет/. 10. Вправе посещать школу /с 6 лет/. 11. Имеет право жить и воспитываться в семье, знать своих родителей, получать от них защиту своих прав и законных интересов /с рождения/. 12. Имеет право на имя, отчество и фамилию / с рождения /.

Слайд 36

«Продолжи фразу» “Чтобы быть свободным, нужно / подчиняться законам /” (античная мудрость) “Закон суров, но / это закон /!” (древнеримское изречение) “Высший закон - /благо народа /” (древнеримское изречение) “Право ребенка быть тем, / кто он есть /” (Я. Корчак, педагог) “Обязанность без права есть /рабство/; право без обязанности - / анархия/” ( Г.Ламене, богослов, философ) “Свобода есть право делать все, что /дозволено законом/” (Монтескье, философ) “Во всех действиях в отношении детей первоочередное внимание уделяется /наилучшему обеспечению интересов ребенка/” (Конвенция о правах ребенка, ст. 3) “Государства-участники принимают все необходимые меры для обеспечения того, чтобы школьная дисциплина поддерживалась с помощью методов, отражающих /уважение человеческого достоинства ребенка/” (Конвенция о правах ребенка, ст.28)  

Слайд 37 «Сказка ложь, да в ней намек» Необходимо вспомнить сказки и посмотреть на

них глазами юриста. 1.В какой сказке личность во всех отношениях серая осуществляет план убийства двух лиц и лишь благодаря своевременному вмешательству общественности все кончается благополучно? (Красная шапочка) 2. В этой сказке Пушкина должностное лицо грубо нарушило принцип «от каждого по способности, каждому - по труду» и присвоило зарплату труженика. Труженик учинил самосуд, причинив должностному лицу тяжкие телесные повреждения, приведшие к смерти. («Сказка о попе и о работнике его Балде») 3. Назовите сказку, в которой лицо с дурной репутацией под вывеской милой личности совершило покушение на семь несовершеннолетних душ, но было разоблачено и жестоко наказано». (« Волк и семеро козлят»). 4. Назовите сказку, где две невестки царя посягают на имущество третьей, крадут одеяние невесты младшего сына царя и сжигают его. («Царевна Лягушка») 5. В этой сказке добрая птица уступила свою собственность двум лицам, пожелавшим разделить ее на части, но не сумевшим это сделать. В итоге – богатство было случайно уничтожено мелкой серой личностью.(«Курочка Ряба») 6. В этой сказке речь идет о некоем спортсмене, который без хорошей физической подготовки отправился на соревнование с препятствиями. Хитрость и выдержка позволили ему подойти к самому финишу. Финал трагичен: герой, нарушив правила техники безопасности, погиб.(«Колобок»)
«Сказка ложь, да в ней намек»  Необходимо вспомнить сказки и посмотреть на них глазами юриста.

Слайд 39Уровни Нормативно-правовых актов по защите прав ребёнка: I) Международный: * Декларация прав ребёнка

1959г. * Конвенция о правах ребёнка 1989г. II) Государственный(региональный): * Конституция Российской Федерации 1993г.; * Семейный кодекс Российской Федерации 1995г.; * Гражданский кодекс Российской Федерации (некоторые разделы); * Трудовой кодекс РФ 2001г.; * Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» 2012г.; * Конституция Республики Башкортостан 1993г.; * Семейный кодекс Республики Башкортостан 1996г.; * Закон Республики Башкортостан «Об образовании в Республике Башкортостан» 2013г. III) Федеральная президентская программа «Дети России», в составе которой целевые программы «Дети-инвалиды», «Дети-сироты», «Дети Севера», «Дети Чернобыля», «Планирование семьи», «Одарённые дети» утверждена Указом Президента РФ от 18.08.1994г. * Федеральный Закон «О государственной поддержке молодёжных и детских общественных объединений» - принят 28.06.1995г. * Федеральный закон от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». * Федеральный Закон «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации», действует в редакции от 21.12.2004г.; * Федеральный закон от 24.04.2008 № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве»
Уровни Нормативно-правовых актов по защите прав ребёнка: I) Международный: * Декларация прав ребёнка 1959г. * Конвенция о

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть