Презентация, доклад по обществознанию : Познание мира для 11 класса

Содержание

познаниеПознание – это отражение и воспроизведение действительности в мышлении субъекта, результатом которого является знание о мире; процесс поиска истины.Знание – результат познания, верное отражение действитель-ности в мышлении человека; научные сведения.Процесс познания предполагает наличие двух сторон:Субъект познания

Слайд 1Познание мира

Познание мира

Слайд 2познание
Познание – это отражение и воспроизведение действительности в мышлении субъекта, результатом

которого является знание о мире; процесс поиска истины.
Знание – результат познания, верное отражение действитель-ности в мышлении человека; научные сведения.
Процесс познания предполагает наличие двух сторон:
Субъект познания – человек, познающий предмет или явление.
Объект познания – предмет или явление, которые изучаются человеком.
познаниеПознание – это отражение и воспроизведение действительности в мышлении субъекта, результатом которого является знание о мире; процесс

Слайд 3Объект познания
Субъект познания
Фрагмент природного мира
Социальный мир
Человек
«Идеальный объект»

Человек
Группа
Общество
Человечество в целом
Объект познанияСубъект познания Фрагмент природного мира Социальный мир Человек «Идеальный объект» Человек Группа Общество Человечество в целом

Слайд 4Творческий характер познания

Творческий  характер познания

Слайд 6организованный

ученики на уроке химии проводят опыты; ученый-биолог исследует поведение животных
стихийный



ребенок, играя мячом, разбил стекло  узнал, что стекло хрупкое

Пути приобретения знаний

ВАЖНО! Результаты познавательной деятельности отражают не только свойства изучаемого предмета, но и то, как мы организуем процесс изучения (средства и способы познания), и особенности нас самих (наши позиции, пристрастия, ранее накопленный опыт и т.д.).

организованный ученики на уроке химии проводят опыты; ученый-биолог исследует поведение животныхстихийный ребенок, играя мячом, разбил стекло 

Слайд 7Проблема познаваемости мира





Познавательный оптимизм


Познавательный пессимизм

Скептицизм

«Мир познаваем, но достоверность

знания сомнительна»

Агностицизм

«Сущность мира познать невозможно»

«Мир принципиально познаваем»

Проблема познаваемости мира  Познавательный оптимизмПознавательный пессимизмСкептицизм«Мир познаваем, но достоверность знания сомнительна» Агностицизм«Сущность мира познать невозможно»«Мир принципиально

Слайд 8Формы познания
Чувственное познание

осуществляется с помощью органов чувств: зрения, слуха, осязания,

обоняния и вкуса

Рациональное познание

осуществляется с помощью мышления, разума.


Формы  познанияЧувственное познаниеосуществляется с помощью органов чувств: зрения, слуха, осязания, обоняния и вкусаРациональное познаниеосуществляется с помощью

Слайд 9Элементы чувственного опыта:
Ощущения
(возникают в результате непосредственного воздействия предмета на органы

чувств);
Восприятие
(целостный образ предмета, сформированный из множества самых разных его свойств);
Представление
(чувственный образ предмета, сохраняемый в сознании без его непосредственного воздействия).

Чувственное познание

Элементы чувственного опыта:Ощущения (возникают в результате непосредственного воздействия предмета на органы чувств);Восприятие (целостный образ предмета, сформированный из

Слайд 10
Элементы рационального познания:
Понятие
(отражение предметов в их общих и существенных признаках);
Суждение


(мысль, в которой через связь понятий утверждается или отрицается что-либо);
Умозаключение
(выводы из логически связанных суждений).

Рациональное познание

Элементы рационального познания:Понятие (отражение предметов в их общих и существенных признаках);Суждение (мысль, в которой через связь понятий

Слайд 11

.
Единство форм познания
Сенсуалисты
(лат. «sensus» – чувство):

решающая роль принадлежит

чувственному опыту; ощущения и восприятия – основа познания.

Рационалисты
(греч. «ratio» – разум):


разум – главная форма достоверного познания.



ВАЖНО! Обе ступени познания находятся в единстве, взаимно дополняя друг друга. Одно без другого не ведет к объективно верному знанию, к истине

.Единство  форм  познанияСенсуалисты (лат. «sensus» – чувство):решающая роль принадлежит чувственному опыту; ощущения и восприятия –

Слайд 12Интуиция. Воображение
Неразрывная связь чувственного и рационального познания проявляются в интуиции

и воображении.
Интуиция – это способность постижения истины путем прямого ее усмотрения без обоснования с помощью доказательства.
Она служит основой для многих гипотез, которые должны быть проверены другими методами исследования.
Воображение – создание в процессе мышления новых образов на основе прошлых восприятий и имеющихся понятий.

ВАЖНО! Интуиция и воображение занимают промежуточное положение между восприятием и мышлением, мышлением и памятью.

Интуиция.  ВоображениеНеразрывная связь чувственного и рационального познания проявляются в интуиции и воображении. Интуиция – это способность

Слайд 13Задание для неленивых!
Попробуйте справиться с предложенными задачами. Они несложные, но для

их решения нужно использовать и логику, и интуицию, и воображение - ведь все эти виды познания, как мы выяснили, неразрывно связаны между собой. Удачи!
В один ряд стоят три наполненных водой стакана и три пустых. Каким образом сделать так, чтобы полные и пустые стаканы чередовались, если можно взять в руки только один стакан?
Мальчик говорит: позавчера мне еще было 10 лет, а в следующем году мне исполнится 13. Может ли такое быть?
 Даниель, Клод и Лу - друзья. Даниель - брат Клода. Клод - брат Лу. Лу - не брат Даниеля. Объясните ситуацию.
Человек разглядывает портрет. "Чей это портрет вы рассматриваете?" — спрашивают у него, и человек отвечает: "В семье я рос один, как перст, один. И все же отец того, кто на портрете, — сын моего отца". Чей портрет разглядывает человек?
Задание для неленивых!Попробуйте справиться с предложенными задачами. Они несложные, но для их решения нужно использовать и логику,

Слайд 146. Определите, какие из следующих утверждений являются истинными и какие ложными.

1. Лишь одно утверждение в этом списке ложно.
2. Лишь два утверждения в этом списке ложны.
3. Только три утверждения в этом списке ложны.
4. Только четыре утверждения в этом списке ложны.
5. Только пять утверждений в этом списке ложны.
6. Только шесть утверждений в этом списке ложны.
7. Только семь утверждений в этом списке ложны.
8. Только восемь утверждений в этом списке ложны.
9. Только девять утверждений в этом списке ложны.
10. Все десять утверждений в этом списке ложны.
7. Однажды Алиса повстречала Льва и Единорога, отдыхавших под деревом. Странные это были существа. Лев лгал по понедельникам, вторникам и средам и говорил правду во все остальные дни недели. Единорог же вел себя иначе: он лгал по четвергам, пятницам и субботам и говорил правду во все остальные дни недели. Они высказали следующие утверждения:
Лев: Вчера был один из дней, когда я лгу.
Единорог: Вчера был один из дней, когда я тоже лгу.
Из этих двух высказываний Алиса сумела вывести, какой день недели был вчера. Что это был за день?
6. Определите, какие из следующих утверждений являются истинными и какие ложными.     1. Лишь

Слайд 15Истина
«Истина – это соответствие между самой действительностью и нашими мыслями о

действительности»
(Аристотель)

Истина – это знание соответствующее своему объекту, совпадающая с ним.

Истина«Истина – это соответствие между самой действительностью и нашими мыслями о действительности»

Слайд 16Свойства истины
Объективность – т.е. истина это такое знание, которое

воспроизводит реальность такой, какова она есть сама по себе, вне и независимо от сознания, познающего субъекта.
Субъективность – т.е. носителем и производителем истины является субъект
Конкретность – т.е.всегда относится к определенной конкретной области действительности в определенное время
Свойства   истиныОбъективность – т.е. истина это такое знание, которое воспроизводит реальность такой, какова она есть

Слайд 17Относительная истина

неполное, условное, приблизительное, незавершенное знание.

Абсолютная истина


полное, исчерпы- вающее знание о предмете, которое не может быть опровергнуто.

Объективная истина

Относительная истинанеполное, условное,  приблизительное,    незавершенное знание.Абсолютная истина полное, исчерпы- вающее знание о предмете,

Слайд 18ЗАБЛУЖДЕНИЕ
- знание, не соответствующее реальности, но принимаемое
за истинное
Либо ,

либо , либо

Объективная истина – знание, соответствующее реальности

Ложь – намеренное искажение истины

ЗАБЛУЖДЕНИЕ - знание, не соответствующее реальности, но принимаемое за истинноеЛибо , либо , либоОбъективная истина – знание,

Слайд 19КРИТЕРИИ ИСТИНЫ
Непротиворечивость – истинное знание должно выражаться в логически непротиворечивых

формах.

Когерентность (системность) – новое знание должно быть согласовано с теми результатами, которые уже оцениваются как истинные.

Общезначимость –истинным признается то, что считается верным многими людьми.

Простота – «бритва Оккама».
КРИТЕРИИ  ИСТИНЫНепротиворечивость – истинное знание должно выражаться в логически непротиворечивых формах.Когерентность (системность) – новое знание должно

Слайд 20Критерии истины
Полезность – знание, которое обеспечивает успех, следует рассматривать как

истинное независимо от его содержания.

Авторитетность – знание, которое мы получаем из абсолютно достоверного источника, священное, сакральное знание.

Критерии  истиныПолезность – знание, которое обеспечивает успех, следует рассматривать как истинное независимо от его содержания. Авторитетность

Слайд 21Критерии истины
Важнейший критерий истинности знания:
общественно-историческая практика – материальная предметно-чувственная

деятельность человека, направленная на реальное преобразование мира – природного и социального.

Критерии  истиныВажнейший критерий истинности знания: общественно-историческая практика – материальная предметно-чувственная деятельность человека, направленная на реальное преобразование

Слайд 22
3. Критерий, мерило проверки истинности результатов познания
1. Исходный источник познания, его

движущая сила

Роль практики в познании

2. Сфера приложения знаний. Цель познания.

3. Критерий, мерило проверки истинности результатов познания1. Исходный источник познания, его движущая сила Роль практики в познании

Слайд 23С П О С О Б Ы П О З

Н А Н И Я

Чувственное познание
(с помощью пяти основных чувств)

Ощущения

Восприятие

Представление

Понятие

Суждение

Умозаключение

Сенсуализм
(эмпирики)

Рационализм
(рационалисты)

П о в т о р и м :

Рациональное познание
(с помощью мышления, разума)

Две стороны познания

Субъект познания

Объект познания

Пути приобретения знаний

Организованный

Стихийный

С П О С О Б Ы  П О З Н А Н И ЯЧувственное познание(с

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть