Слайд 1МКОУ «Шаласинская СОШ»
Дахадаевский район РД
Разработка
открытого урока по обществознанию
для учащихся
6 класса
на тему:
«Потребности человека».
Подготовила
учитель обществознания
Даудгаджиева З.М.
Шаласи
2017-2018 учебный год
Слайд 2По страницам пройденного
Актуализация знаний
Слайд 3Вспомните, как называется глава, которую мы изучаем?
«Человек в социальном измерении»
Какие темы
мы уже изучили?
Человек – личность
Человек познает мир
Человек и его деятельность
Слайд 4Кто такой человек?
Что мы подразумеваем под словом «человек»?
Человек- биосоциальное существо.
Слайд 5Что значит в социальном измерении?
В общественном , социум – это общество
Слайд 6Что значит биосоциальное существо?
Это значит, что какие-то свойства передаются людям по наследству, обусловлены природой,
а другие — результат социализации, жизни в обществе.
Слайд 7Как мы называем человека с социально-значимыми качествами?
Личность
Личность - это качество, проявляющее
себя в процессах деятельности, творчества, восприятия и общения.
Слайд 8Личность способна к различной деятельности
Что такое деятельность?
Слайд 9Деятельность – это осознанное занятие человека, направленное на достижение цели, получение
результата с помощью определенных средств.
Слайд 10Чем отличаются занятия человека от занятий животных?
Определенной целью
Способностью к сознательным действиям
Слайд 11Деятельность
- это то, что присуще только людям
Деятельность отличает
человека
от животных.
Слайд 12По страницам пройденного
Стихотворение «Помогать я буду всем»
У меня сестренок семь.
Помогать
я буду всем:
С Пашей сеять,
С Дашей жать,
С Леной куклу наряжать,
С Нюрой стряпать,
С Шурой шить,
С Верой сено ворошить,
Песни петь с Марусенькой,
Самою малюсенькой. Л.Дьяконов
Какие виды деятельности здесь представлены?
Какие виды деятельности не представлены?
Слайд 13Общение, учеба-
не представлены
Представлены:
труд, творчество,игра
Слайд 14
Ну, а мы продолжаем нашу учебную деятельность и общение по изучению
главы
«Человек в социальном измерении».
Слайд 16Укажите общую для всех изображений категорию
(обобщающее понятие)
Слайд 17Корабль, на котором был Робинзон Крузо, попал в шторм. Крузо оказался
единственным выжившим. Очутившись на необитаемом острове, он:
построил себе хорошо укрытое и защищённое жилище,
научился шить одежду,
обжигать посуду из глины,
засеял поля ячменём и рисом, зерна которых принес с корабля.
Ему удалось приручить диких коз, которые водились на острове, это дало ему стабильный источник мяса и молока, а также шкуры для изготовления одежды.
Что заставило Робинзона строить жилище, высевать ячмень?
Слайд 18Как вы думаете, о чем мы
сегодня будем говорить?
Слайд 19Тема урока:
«Потребности человека».
Слайд 20Верно, человеку постоянно чего-то не хватает
Мы сегодня поговорим о потребностях человека.
На картинках тоже изображены потребности человека.
Слайд 21Укажите общую для всех изображений категорию
(обобщающее понятие)
Слайд 22
Какую цель перед собой поставим?
Какого результата мы должны добиться?
Слайд 23Изучить, узнать :
1) Что такое потребность?
2) Какие бывают потребности?
И постараемся ответить на
проблемный вопрос:
Возможно, ли удовлетворить все потребности человека?
(проблемный вопрос).
Слайд 24Проблемный вопрос
Возможно, ли удовлетворить все потребности человека?
Слайд 26
Формирование понятия «потребность»
Что же такое потребность?
Дайте определение понятию
Своими словами
Слайд 27Формирование понятия «потребность».
1. Что же такое потребность?
Обращаемся к словарю
Работа со
словарём – стр.109
Потребность
– осознаваемая человеком нужда в том, что необходимо для поддержания организма (биологические) и развития личности (социальные и духовные).
Слайд 292.Какие бывают потребности?
Биологические
(необходимы для поддержания организма)
их делят на
Физиологические
– связаны с физическим выживанием человека: пища, вода, воздух, сон, отдых.
Материальные потребности - это потребность человека в вещах: в жилище, одежде, посуде.
Слайд 302.Какие бывают потребности?
Социальные потребности –
помогают нам занять свое место обществе,
человек - существо социальное, коллективное и вне группы жить не может.
дружба, привязанность и общение, любовь и забота, помощь близких, лечение, принадлежности к какой-либо группе, участие в организациях и т.д.
Слайд 312.Какие бывают потребности?
Духовные –
это потребности в познании мира, получение знаний
и умений.
посещение театров, мечети, чтение книг ,стремление выразить творческую активность, — проявлять себя в какой-либо деятельности.
Слайд 32Составить классификацию потребностей:
Слайд 33А теперь, я предлагаю вам внимательно послушать сказку «О рыбаке и
рыбке» или «Золотая рыбка» и выписать виды потребностей старухи.
Просмотр видео.
Слайд 35
А теперь предлагаю сравнить потребности Робинзона и Старухи
Iряд:
Перечислите, какие виды
потребностей возникли у старухи?
II ряд:
Перечислите, какие виды потребностей у Робинзона?
И перечислите, какие не возникли?
Слайд 36
Потребности Робинзона Крузо:
1. Потребность в еде
2. Одежде
3. Жилище
4. В безопасности
5. Общении (Пятница друг)
6. Вернуться домой
7. В изучении острова
Слайд 37Потребности старухи
Потребность в корыте
Избе
Стать дворянкой
Царицей
Владычицей
Слайд 38Проблемный вопрос
Возможно, ли удовлетворить все потребности человека?
Слайд 39Скажите, удалось ли литературным героям удовлетворить все свои потребности?
Слайд 40В любые времена человек мечтает.
О чем мечтаете вы?
Может ли
вы получить все, о чем мечтаете?
Слайд 413.Проблемный вопрос
Не возможно, т.е. потребности не всегда соответствуют нашим возможностям. (материальные)
Возникают
вновь и вновь. (физиологические)
Ни одну свою потребность человек не может удовлетворить раз и навсегда, она возникает снова.
(духовные и социальные)
Слайд 43Чтобы нам понять насколько хорошо, вы усвоили виды потребностей, и
закрепить знания, полученные на уроке, предлагаю сыграть в игру. Я зачитываю строчки из разных стихотворений, а вы ребята должны называть потребность.
Победит та группа, которая отгадает больше потребностей и будет соблюдать дисциплину
!!!За нарушение дисциплины баллы снимаются.
Слайд 44Закрепление
“ Я лежу, болею
Сам себя жалею!”
(Потребность в медицине) –
социальные
2) “ В коридоре, в классе-ли
Всюду стены красили,
Терли краску, терли мел,
Каждый делал, что умел”
(В ремонте) – материальные
3) Вот уже стоит Егорка
У доски с мелком в руке,
Вот и первая пятерка
У Егорки в дневнике…
(Потребность в образовании) - духовные
Слайд 454) “ Муха, Муха - Цокотуха
Позолоченное брюхо.
Муха по полю
пошла,
Муха денежку нашла.
Пошла Муха на базар
И купила самовар”
( Потребность в покупке посуды) – материальные
5) Ест на завтрак яйца всмятку,
Пять картофельных котлет,
Два стакана простокваши
И тарелку манной каши –
Каша тоже не во вред!
( Потребность в пище) – биологические
6) У далекой
У заставы
Часовой в лесу не спит.
Он стоит –
Над ним зарницы,
Он глядит на облака:
Над его ружьем границу
Переходят облака.
(Потребность в безопасности) – социальные
Слайд 467)Сделать хотел грозу,
А получил козу,
Розовую козу
С желтою полосой
(потребность в творчестве) – духовные
8)М.Ю. Лермонтов написал в своем стихотворении: «И скучно и грустно, и не кому руку подать…»О какой потребности идёт речь?
- социальная.
Слайд 47Вывод:
Потребность – осознаваемая человеком нужда в том, что необходимо для
поддержания организма (биологические) и развития личности (социальные и духовные).
Удовлетворение потребностей - это цель любой деятельности человека.
Человек работает, чтобы обеспечить себе питание, одежду, развлечения.
Даже действия, на первый взгляд не приносящие никакой пользы человеку, на самом деле имеют причины. Например, милостыня для того, кто её даёт, является удовлетворением его высших духовных потребностей. Готовность из сострадания оказать помощь тому, кто в ней нуждается.
Человек без потребностей мертв.
Слайд 48Рефлексия
Что узнали нового?
Что было интересным?
- Понравился урок?
Слайд 49Домашнее задание
§ 3, составить дома пирамиду ваших потребностей (по мере возрастания
от основных к высшим).