Слайд 1Подробный анализ выполнения
заданий с развернутым ответом
на экзамене ОГЭ (2020)
по обществознанию
(21-24)
Слайд 2
Каждое из четырех заданий (21 – 24) проверяет определённое умение
на
различном содержании обществоведческого курса.
Есть некоторые общие правила, соблюдение которых можно рекомендовать для успешного выполнения
заданий этой части.
Слайд 3Прежде всего, необходимо прочитать условие задания и чётко уяснить требование, в
котором указаны оцениваемые элементы ответа.
При этом важно обратить внимание не только на то, что нужно назвать (указать, сформулировать и т.п.): признаки, (черты, аргументы, примеры и т.п.),
но и определить какое количество данных элементов надо привести (один, два, три и т.д.).
Это необходимо для того, чтобы получить максимальный балл, не совершая при этом лишней работы (когда вместо трёх элементов выпускник приводит, например, пять-шесть).
Дело в том, что существует чёткая зависимость баллов от полноты правильного ответа. Ответ может быть правильным, но неполным. В таком случае получить максимальный балл будет невозможно.
Слайд 4Текст:
Мы вступаем в век,
в котором образование, знания, профессиональные навыки будут играть определяющую роль в судьбе человека. Без знаний, кстати сказать, всё усложняющихся, просто нельзя будет работать, приносить пользу… Человек будет вносить новые идеи, думать над тем, над чем не сможет думать машина. А для этого всё больше нужна будет общая интеллигентность человека, его способность создавать новое и, конечно, нравственная ответственность, которую никак не сможет нести машина… на человека ляжет тяжелейшая и сложнейшая задача быть человеком не просто, а человеком науки, человеком, нравственно отвечающим за всё, что происходит в век машин и роботов. Общее образование может создать человека будущего, человека творческого, созидателя всего нового и нравственно отвечающего за всё, что будет создаваться.
Учение — вот что сейчас нужно молодому человеку с самого малого возраста. Учиться нужно всегда. До конца жизни не только учили, но и учились все крупнейшие ученые. Перестанешь учиться — не сможешь и учить. Ибо знания всё растут и усложняются. Нужно при этом помнить, что самое благоприятное время для учения — молодость. Именно в молодости, в детстве, в отрочестве, в юности ум человека наиболее восприимчив.
Умейте не терять времени на пустяки, на «отдых», который иногда утомляет больше, чем самая тяжёлая работа, не заполняйте свой светлый разум мутными потоками глупой и бесцельной «информации». Берегите себя для учения, для приобретения знаний и навыков, которые только в молодости вы освоите легко и быстро.
И вот тут я слышу тяжкий вздох молодого человека: какую же скучную жизнь вы предлагаете нашей молодёжи! Только учиться. А где же отдых, развлечения? Что же, нам и не радоваться?
Да нет же. Приобретение навыков и знаний — это тот же спорт. Учение тяжело, когда мы не умеем найти в нём радость. Надо любить учиться и формы отдыха и развлечений выбирать умные, способные также чему-то научить, развить в нас какие-то способности, которые понадобятся в жизни…
Учитесь любить учиться!
(Д. С. Лихачёв)
Слайд 5Прочтите текст и выпишите задания
Первое задание к тексту (№ 21 в работе)
требует составить план текста, выделив его основные смысловые фрагменты и озаглавив каждый из них.
Для выполнения этого задания необходимо:
1. Внимательно прочесть текст, уяснить его содержание;
2. Выявить основные идеи.
Очень важно понимать, что названия пунктов плана не должны полностью воспроизводить отдельные фразы текста - необходимо самостоятельно кратко сформулировать основную идею каждого фрагмента.
При этом количество выделенных фрагментов может быть различным система оценивания не задаёт какого-то конкретного числа пунктов плана.
Но при этом надо понимать, что в дроблении текста на смысловые фрагменты (микротемы) должна присутствовать определенная логика именно на основе её понимания эксперт, проверяющий работу, может сделать вывод о том, что основные смысловые фрагменты выделены.
Слайд 6В нашем примере могут быть выделены, например, следующие смысловые фрагменты:
1. Роль
образования в XXI в.;
2. Нравственная ответственность человека науки;
3. Молодые годы - время учёбы;
4. Уметь найти радость в учёбе.
Возможны иные формулировки пунктов плана, не искажающие сути основной идеи фрагмента, и выделение дополнительных смысловых блоков. Корректность всех формулировок работы в процессе проверки будет определяться экспертом.
Слайд 7Два следующих задания
требуют извлечения из текста информации
Второе задание к тексту (№
22 в работе) предполагает извлечение информации, представленной в явном виде.
Требуемая информация может быть приведена
в форме прямой цитаты из текста,
причём могут быть опущены длинноты и подробности и приведён лишь узнаваемый фрагмент фразы.
Информация может быть дана в форме близкого к тексту пересказа.
Оба эти варианта выполнения
задания равноправны.
Слайд 8В нашем примере должны быть приведены следующие элементы:
роль: человек будет вносить
новые идеи, думать, над тем, над чем не сможет думать машина;
качества: общая интеллигентность человека, его способность создавать новое, нравственная ответственность;
Не исключена ситуация, что в тексте можно найти
не требуемое в задании, а большее количество единиц информации.
В этом случае обучающийся может выбрать любые из них.
Слайд 9Продолжение
Второе задание к тексту (№ 22 в работе) предполагает извлечение
и некоторую
интерпретацию информации, представленной в тексте.
В нашем примере правильный ответ должен содержать причины:
знания всё растут и усложняются;
именно в молодости ум человека наиболее восприимчив.
Слайд 10Третье задание к тексту (№ 23 в работе) предполагает выход за рамки
содержания текста и привлечение контекстных знаний обществоведческого курса, фактов общественной жизни или личного социального опыта выпускника.
Какие требования предъявляются к выполнению подобных заданий?
Слайд 11Во-первых, точность и корректность приводимых фактов (социальных фактов или моделей социальных
ситуаций), их соответствие приведённым в задании теоретическим положениям.
Во-вторых, наличие рассуждений, конкретизирующих сущность приведённого в задании теоретического положения, логическая и содержательная корректность этих рассуждений.
В-третьих, корректность отражения
в рассуждениях и фактах связей различного типа.
Слайд 12В нашем примере могут быть даны такие объяснения:
В правильном ответе должны
быть следующие элементы:
1) ответ на вопрос: автор рекомендует «умные» формы отдыха и развлечений, способные также чему-то научить, развить в нас способности, которые понадобятся в жизни;
2) два примера с указанием качеств, допустим:
– занятия в спортивной секции развивают силу, ловкость, волевые качества, умения взаимодействовать с партнёрами и соперниками;
– чтение художественных произведений развивает воображение, чувство сопереживания; расширяет представления о мире и человеке.
Элементы ответа могут быть приведены в иных,
близких по смыслу формулировках
Слайд 13Четвертое задание к тексту (№ 24 в работе) предполагает формулирование и аргументацию
выпускником собственного суждения по актуальному проблемному вопросу общественной жизни.
Данное задание непосредственно связано с содержанием текста,
но оно требует рассматривать текст в ином ракурсе.
В нашем примере правильный ответ должен содержать следующие элементы:
аргументы (объяснения):
1) в современном мире знания очень быстро устаревают, поэтому приходится их постоянно пополнять, корректировать;
2) современные люди часто меняют работу, поэтому приходится постоянно осваивать новую информацию, виды деятельности.
Могут быть приведены другие аргументы (объяснения).