Презентация, доклад по обществознанию Наука. Основные особенности научного мышления. Естественные и социально-гуманитарные науки

Содержание

Форма духовной деятельности людей, направленная на производство знаний о природе, обществе и о самом познании, имеющая непосредственную цель постижения истины и открытия объективных законовНаукапотребности развития общества;материально-техническая база общества.ОбществоВнутренние законы наукипреемственность;чередование относительно спокойных периодов развития и научных

Слайд 1АЛЕКСЕЙ НЕКРАСОВ
Наука. Основные особенности научного мышления.
Естественные и социально-гуманитарные науки
МОДУЛЬ 1. ЧЕЛОВЕК

И ОБЩЕСТВО
АЛЕКСЕЙ НЕКРАСОВНаука. Основные особенности научного мышления.Естественные и социально-гуманитарные наукиМОДУЛЬ 1. ЧЕЛОВЕК И ОБЩЕСТВО

Слайд 2
Форма духовной деятельности людей, направленная на производство знаний о природе, обществе

и о самом познании, имеющая непосредственную цель постижения истины и открытия объективных законов

Наука

потребности развития общества;
материально-техническая база общества.

Общество

Внутренние законы науки

преемственность;
чередование относительно спокойных периодов развития и научных революций;
сочетание процессов дифференциации и интеграции;
углубление и расширение процессов математизации и компьютеризации.

Форма духовной деятельности людей, направленная на производство знаний о природе, обществе и о самом познании, имеющая непосредственную

Слайд 3Наука
(в форме научных представлений, понятий, теорий), приведённая в целостную систему на

основе определённых принципов

Особая система общественных организаций, учреждений, вырабатывающих, хранящих, распространяющих и внедряющих знания (НИИ, вузы, академические институты, Академия наук РФ и др.)

Институт общества

Отрасль духовного производства

Система знаний

Опытно-конструкторские изыскания

Система научных исследований

Основная продукция

Понятия, законы, теории

Наука(в форме научных представлений, понятий, теорий), приведённая в целостную систему на основе определённых принциповОсобая система общественных организаций,

Слайд 4модели развития научного знания
истоки любого нового знания можно найти в прошлом,

а работа учёного должна сводиться лишь к внимательному изучению работ своих предшественников.

Постепенное развитие науки

1

модели развития научного знанияистоки любого нового знания можно найти в прошлом, а работа учёного должна сводиться лишь

Слайд 5модели развития научного знания
периодически любая наука должна переживать коренную смену господствующих

в ней представлений и переходить от «этапа спокойного развития» к «этапу кризиса и смены парадигм».

Развитие науки через
научные революции

2


Господствующая система идей и теорий, которая служит эталоном мышления в конкретный исторический период и позволяет учёным и обществу успешно решать стоящие на повестке дня мировоззренческие и практические задачи
(от гр. paradeigma — пример, образец)

модели развития научного знанияпериодически любая наука должна переживать коренную смену господствующих в ней представлений и переходить от

Слайд 6модели развития научного знания
за эталон принимаются теоретические построения и методы естествознания,

прежде всего — физики;
отсюда и критерии любого научного знания: точность, доказательность, экспериментальная проверяемость.

Развитие науки через приближение к познавательным стандартам естествознания

3

модели развития научного знанияза эталон принимаются теоретические построения и методы естествознания, прежде всего — физики;отсюда и критерии

Слайд 7модели развития научного знания
строить систему знания на основе извлечения её элементов

из различных научных дисциплин: использования теории и методов других наук.

Развитие через интеграцию научного знания

4

модели развития научного знаниястроить систему знания на основе извлечения её элементов из различных научных дисциплин: использования теории

Слайд 8Функции современной науки

Функции современной науки

Слайд 9Научное познание. Особенности

Особый вид познавательной деятельности, направленный на выработку объективных, системно

организованных и обоснованных знаний о природе, человеке и обществе

объективность добываемого знания

развитость понятийного аппарата

рациональность, связанная с непротиворечивостью, доказательностью и системностью

проверяемость

использование специальных способов и методов познавательной деятельности

универсальность: предметом исследования может быть любой феномен

исследование изучаемого предмета со стороны закономерностей и причин

высокий уровень обобщения знаний

Научное познание. ОсобенностиОсобый вид познавательной деятельности, направленный на выработку объективных, системно организованных и обоснованных знаний о природе,

Слайд 10Уровни научного познания
выявление объективных фактов, как правило, со стороны их очевидных

связей

Эмпирический

выявление фундаментальных закономерностей, обнаружение за видимыми проявлениями скрытых, внутренних связей и отношений

Теоретический

Уровни научного познаниявыявление объективных фактов, как правило, со стороны их очевидных связейЭмпирическийвыявление фундаментальных закономерностей, обнаружение за видимыми

Слайд 11Формы научного познания
отражение объективного факта в человеческом сознании, т. е. описание

посредством некоторого языка.

Научный факт

1


(от лат. factum — сделанное, совершившееся)

Формы научного познанияотражение объективного факта в человеческом сознании, т. е. описание посредством некоторого языка.Научный факт1(от лат. factum

Слайд 12Формы научного познания
объективная, существенная, конкретно-всеобщая, повторяющаяся, устойчивая связь между явлениями и

процессами.

Эмпирический закон

2

Формы научного познанияобъективная, существенная, конкретно-всеобщая, повторяющаяся, устойчивая связь между явлениями и процессами.Эмпирический закон2

Слайд 13Формы научного познания
осознанная формулировка вопросов, возникающих в ходе познания и требующих

ответа;
научная проблема выражается в наличии противоположных позиций в объяснении каких-либо явлений, объектов, процессов и требует адекватной научной теории для её разрешения.

Проблема

3


(от гр. problema — задача, задание)

Формы научного познанияосознанная формулировка вопросов, возникающих в ходе познания и требующих ответа;научная проблема выражается в наличии противоположных

Слайд 14Формы научного познания
научное предположение, сформулированное на основе ряда фактов, истинное значение

которого неопределённо, носит вероятностный характер и нуждается в доказательстве, проверке, обосновании;
в ходе проверки гипотезы:

Гипотеза

4


(от гр. hypothesis — основа, предположение)

отбрасываются как заблуждение

уточняются и конкретизируются

превращаются в теории

Формы научного познаниянаучное предположение, сформулированное на основе ряда фактов, истинное значение которого неопределённо, носит вероятностный характер и

Слайд 15Формы научного познания
наиболее развитая форма научного знания, дающая целостное отображение закономерных

и существенных связей определённой области действительности;
система законов.

Теория

5


(от гр. theoria — наблюдение, рассмотрение, исследование)

Логика и методология

Идеализированный объект

Исходные основания

Законы
и утверждения

Формы научного познаниянаиболее развитая форма научного знания, дающая целостное отображение закономерных и существенных связей определённой области действительности;система

Слайд 16Методы научного познания

Понимается как орудие, средство познания.
В методе познания объективная

закономерность превращается в правило действия субъекта (исследователя)
(от гр. methdos — путь исследования)

объективность

строгость

Методы научного познанияПонимается как орудие, средство познания. В методе познания объективная закономерность превращается в правило действия субъекта

Слайд 17Методы научного познания
целенаправленное и организованное восприятие внешнего мира, доставляющее первичный материал

для научного исследования;
отсутствие преобладающего воздействия субъекта познания на объект исследования;
возможность использования приборов и инструментов в целях компенсации естественной ограниченности человеческих органов чувств.

Наблюдение

1

Методы научного познанияцеленаправленное и организованное восприятие внешнего мира, доставляющее первичный материал для научного исследования;отсутствие преобладающего воздействия субъекта

Слайд 18Методы научного познания
исследование какого-либо явления путём активного воздействия на него при

помощи создания новых условий, соответствующих целям исследования, или же через изменение течения процесса в нужном направлении;
наличие преобладающего воздействия субъекта познания на объект исследования;
создание необходимых условий, включая устранение всех мешающих факторов;
материальные воздействия на объект или условия;
измерения с применением соответствующих технических устройств.

Эксперимент

2


(от лат. experimentum — проба, опыт)

Методы научного познанияисследование какого-либо явления путём активного воздействия на него при помощи создания новых условий, соответствующих целям

Слайд 19Методы научного познания
процесс мысленного или фактического разложения целого на составные части.
Анализ
3

(от

гр. analysis — разложение)
Методы научного познанияпроцесс мысленного или фактического разложения целого на составные части.Анализ3(от гр. analysis — разложение)

Слайд 20Методы научного познания
процесс мысленного или фактического воссоединения целого из частей;
связь анализа

и синтеза.

Синтез

4


(от гр. synthesis — соединение)

Методы научного познанияпроцесс мысленного или фактического воссоединения целого из частей;связь анализа и синтеза.Синтез4(от гр. synthesis — соединение)

Слайд 21Методы научного познания
путь опытного изучения явлений, в ходе которого от отдельных

фактов совершается переход к общим положениям;
отдельные факты как бы наводят на общее положение.

Индукция

5


(от лат. inductio — наведение)

Методы научного познанияпуть опытного изучения явлений, в ходе которого от отдельных фактов совершается переход к общим положениям;отдельные

Слайд 22Методы научного познания
доказательство или выведение утверждения (следствия) из одного или нескольких

других утверждений (посылок) на основе законов логики, носящее достоверный характер.

Дедукция

6


(от лат. deductio — выведение)

Методы научного познаниядоказательство или выведение утверждения (следствия) из одного или нескольких других утверждений (посылок) на основе законов

Слайд 23Методы научного познания
сходство нетождественных объектов в некоторых сторонах, качествах, отношениях;
в современной

науке развитой областью систематического применения аналогии выступает так называемая теория подобия, широко используемая в моделировании.

Аналогия

7


(от гр. analogia — соответствие)

Методы научного познаниясходство нетождественных объектов в некоторых сторонах, качествах, отношениях;в современной науке развитой областью систематического применения аналогии

Слайд 24Методы научного познания
воспроизведение характеристик некоторого объекта на другом объекте (модели), специально

созданном для их изучения;
потребность в моделировании возникает тогда, когда исследование непосредственно самого объекта невозможно, затруднительно, дорого, требует слишком длительного времени и т. д.

Моделирование

8


(от фр. modele, от лат. modulus — образец, мера)

Методы научного познаниявоспроизведение характеристик некоторого объекта на другом объекте (модели), специально созданном для их изучения; потребность в

Слайд 25Методы научного познания
один из универсальных методов познания, заключающийся в мысленном отвлечении

от ряда свойств предметов и отношений между ними в выделении какого-либо свойства или отношения;
в качестве результатов процесса абстрагирования выступают различные понятия и категории.

Абстракция

9


(от лат. abstractio — отвлечение)

Методы научного познанияодин из универсальных методов познания, заключающийся в мысленном отвлечении от ряда свойств предметов и отношений

Слайд 26Методы научного познания
мыслительный акт, связанный с образованием некоторых абстрактных объектов, принципиально

не осуществимых в опыте и действительности;
примерами идеализированных объектов могут быть: «прямая», «точка» (в математике), «абсолютно твёрдое тело», «идеальный газ» (в физике) и т. д.

Идеализация

10

Методы научного познаниямыслительный акт, связанный с образованием некоторых абстрактных объектов, принципиально не осуществимых в опыте и действительности;

Слайд 27Методы научного познания
связан с освещением различных этапов развития объектов в их

хронологической последовательности, в конкретных формах проявления;
описание исторического процесса во всём его многообразии, с учётом его неповторимых, индивидуальных особенностей.

Исторический метод

11

Методы научного познаниясвязан с освещением различных этапов развития объектов в их хронологической последовательности, в конкретных формах проявления;описание

Слайд 28Методы научного познания
связан с воспроизведением в теоретической форме, в системе абстракций

сущности, основного содержания исторического процесса;
отражение объекта одновременно в самых его существенных связях и истории его развития: воспроизведя объект в высшей, зрелой его форме, включающей как бы в снятом виде предыдущие его ступени, осуществляется познание и главных вех его истории.

Логический метод

12

Методы научного познаниясвязан с воспроизведением в теоретической форме, в системе абстракций сущности, основного содержания исторического процесса;отражение объекта

Слайд 29Методы научного познания
уточнение содержания познания, осуществляемое посредством того, что изучаемые объекты,

явления, процессы сопоставляются с некоторыми материальными конструкциями, позволяющими выявлять и фиксировать существенные и закономерные стороны рассматриваемых объектов.

Формализация

13


(от лат. forma — вид, образ)

Методы научного познанияуточнение содержания познания, осуществляемое посредством того, что изучаемые объекты, явления, процессы сопоставляются с некоторыми материальными

Слайд 30Методы научного познания
использование различных способов измерения, позволяющих приписывать материальным объектам и

их свойствам определённые числа, а затем вместо трудоёмкой работы с объектами действовать с числами по определённым математическим правилам.

Математизация

14

единство всех методов обеспечивает их объективную истинность

Методы научного познанияиспользование различных способов измерения, позволяющих приписывать материальным объектам и их свойствам определённые числа, а затем

Слайд 31Классификация наук

Классификация наук

Слайд 32Классификация наук

Классификация наук

Слайд 33социальное и гуманитарное знания
XIX в.
Общественные изменения
Прогресс естествознания
потребность в лучшем понимании социальных

процессов и возможном управлении ими

стремление создать научную социологию по образцу естественных наук

Социальные науки

изучение фактов, законов, зависимостей общественно-исторического процесса

изучение целей и мотивов деятельности человека, его духовных ценностей, личностного восприятия мира

Результат исследования

Социальное знание

Гуманитарное знание

анализ общественных процессов и выявление в них закономерных, повторяющихся явлений

анализ целей, мотивов, ориентаций человека и понимание его помыслов, побуждений, намерений

социальное и гуманитарное знанияXIX в.Общественные измененияПрогресс естествознанияпотребность в лучшем понимании социальных процессов и возможном управлении имистремление создать

Слайд 34социальное и гуманитарное знания
сложность объекта познания — общества, которое находится в

постоянном развитии

социальное знание всегда нагружено оценкой, это ценностное знание

субъект и объект познания совпадают

социально-гуманитарное знание всегда связано с интересами субъектов познания

ограничена возможность применения такого метода, как эксперимент

установление только относительных истин

открытые социальные законы носят вероятностный характер

социальные науки рассматривают определяющую область общественной жизни

социальное и гуманитарное знаниясложность объекта познания — общества, которое находится в постоянном развитиисоциальное знание всегда нагружено оценкой,

Слайд 35социально-гуманитарные науки
наука, изучающая прошлое человеческого общества.
История
1

(от гр. historia — рассказ о

прошедшем, об узнанном)
социально-гуманитарные наукинаука, изучающая прошлое человеческого общества.История1(от гр. historia — рассказ о прошедшем, об узнанном)

Слайд 36социально-гуманитарные науки
комплексная гуманитарная наука, охватывающая всю совокупность знаний о культуре.
Культурология
2

(от лат.

cultura — возделывание, обрабатывание и гр. logos — учение, слово)
социально-гуманитарные наукикомплексная гуманитарная наука, охватывающая всю совокупность знаний о культуре.Культурология2(от лат. cultura — возделывание, обрабатывание и гр.

Слайд 37социально-гуманитарные науки
наука, объектом изучения которой является многообразие политической жизни (институты, структуры,

культура, процессы, поведение людей и групп в политике) как отдельных обществ, так и мирового сообщества в целом.

Политология

3


(от гр. politik — права гражданства, политический порядок и гр. logos — учение, слово)

социально-гуманитарные наукинаука, объектом изучения которой является многообразие политической жизни (институты, структуры, культура, процессы, поведение людей и групп

Слайд 38социально-гуманитарные науки
наука, изучающая право как особую систему социальных норм и различные

аспекты правоприменительной деятельности.

Правоведение

4

социально-гуманитарные наукинаука, изучающая право как особую систему социальных норм и различные аспекты правоприменительной деятельности.Правоведение4

Слайд 39социально-гуманитарные науки
наука о закономерностях развития и функционирования социальных систем как глобальных

(общество в целом), так и частных.

Социология

5


(от гр. societas — общество и гр. logos — учение, слово)

социально-гуманитарные наукинаука о закономерностях развития и функционирования социальных систем как глобальных (общество в целом), так и частных.Социология5(от

Слайд 40социально-гуманитарные науки
наука о наиболее общих законах развития природы, общества и познания.
Философия
6

социально-гуманитарные наукинаука о наиболее общих законах развития природы, общества и познания.Философия6

Слайд 41социально-гуманитарные науки
наука, которая исследует, как люди в условиях ограниченности ресурсов удовлетворяют

постоянно растущие потребности.

Экономика

7


(от гр. oikos — домашнее хозяйство и гр. nomos — правило)

социально-гуманитарные наукинаука, которая исследует, как люди в условиях ограниченности ресурсов удовлетворяют постоянно растущие потребности.Экономика7(от гр. oikos —

Слайд 42социально-гуманитарные науки
наука о закономерностях эстетического освоения человеком мира, о сущности и

формах творчества по законам красоты.

Эстетика

8


(от гр. aisthetikos — чувствующий, чувственный)

социально-гуманитарные наукинаука о закономерностях эстетического освоения человеком мира, о сущности и формах творчества по законам красоты.Эстетика8(от гр.

Слайд 43социально-гуманитарные науки
одна из древнейших теоретических дисциплин, объектом изучения которой является мораль.
Этика
9

(от

гр. ethos — привычка, обычай)
социально-гуманитарные наукиодна из древнейших теоретических дисциплин, объектом изучения которой является мораль.Этика9(от гр. ethos — привычка, обычай)

Слайд 44задание
Установите соответствие между компонентами и уровнями научного познания
наблюдение
гипотеза
формализация
эмпирический
теоретический
А
Б
В
Г
Д
1
научный факт
описание
КОМПОНЕНТЫ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ
УРОВНИ

НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ

2

1

2

2

1

1

заданиеУстановите соответствие между компонентами и уровнями научного познаниянаблюдениегипотезаформализацияэмпирическийтеоретическийАБВГД1научный фактописаниеКОМПОНЕНТЫ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯУРОВНИ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ212211

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть