Слайд 1Наука и образование
Кунц М.г.-учитель истории и обществознания
Слайд 2Что такое наука?
Наука - форма духовной деятельности людей, направленная на производство
знаний о природе, обществе и о самом познании, имеющая непосредственную цель-постижение истины и открытие объективных законов
Слайд 3Этапы становления науки:
1.Родина науки – Древняя Греция.
2.Наука в современном понимании возникает
в 17-18 вв.
3. Современная наука 20 век
Слайд 4Этапы становления науки:
Начались реализовываться две основные функции науки:
- познавательная
(теоретическое проникновение в сущность реальных явлений)
- практически действенная участие в преобразующей деятельности человека, общества)
Отсюда и разделение науки на фундаментальные и прикладные.
В 17 в. появляются академии наук. Научная работа превращается в профессию, а наука в социальный институт.
Слайд 5Этапы становления науки:
В 20 в. бурное развитие науки связано с НТП
(научно-техническим прогрессом. В начале 20 в. – 100 тыс. учёных, в конце 20 в. – свыше 5 миллионов. Мировая научная информация удваивается в 20 в. каждые 10-15 лет. 90% всех предметов создано в 20 в.
Слайд 6Этапы становления науки:
В 20 в. бурное развитие науки связано с НТП
(научно-техническим прогрессом. В начале 20 в. – 100 тыс. учёных, в конце 20 в. – свыше 5 миллионов. Мировая научная информация удваивается в 20 в. каждые 10-15 лет. 90% всех предметов создано в 20 в.
Слайд 7Черты современной науки:
Универсальность – наука исследует все стороны человеческой деятельности во
всех сферах общественной жизни.
2.Безграничность – появление самых различных научных школ, сочетание индивидуального и коллективного научного поиска.
3.Дифференциация и интеграция исследований.
4. Сближение науки с потребностями общества
Слайд 8Черты современной науки:
Термин «дифференциация» означает выделение определенной части чего-либо из общего
числа (объектов или значений) по некоторым признакам.
Или, дифференциация - это разделение системы, которая первоначально состоит из одинаковых элементов, на равные по качеству части.
Интеграция наук - связывание одной науки с другими науками, возникновение пограничных дисциплин.
Слайд 9Функции науки:
Культурно-мировоззренческая
Помогает человеку не только объяснить известные ему знания о
мире, но и выстроить
их в целостную систему, рассмотреть явления окружающего мира в их единстве и
многообразии, выработать свое мировоззрение, научные представления – часть общего образования , культуры
Слайд 10Функции науки
2.Познавательно-объяснительная. Осуществляет познание и объяснение устройства мира и законов его
развития
3.Прогностическая. Осуществляет прогнозирование последствий изменения окружающего мира, раскрывает возможные опасные тенденции развития общества, формулирует рекомендации по их преодолению.
Слайд 11Классификация наук:
1.По предмету и методу познания:
- Естествознание: учение о природе, естественные
науки
- Технознание: учение о технике, технические науки
- Человековедение: учение о человеке, гуманитарные науки.
Слайд 12Классификация наук:
2.По связи с практикой:
- фундаментальные (отсутствует прямая ориентация на
практику)
- прикладные (результаты научного познания применяются для решения производственных и социальных проблем)
Слайд 13Этика науки:
1.Не навреди. Ученый должен соблюдать общечеловеческие нормы нравственности, и спрос
с него в этом отношении должен быть выше, чем с обычных людей.
2.Стремление к истине. Нацеленность на поиск нового знания и его честного, полного обоснования без подлогов, погони за дешевой сенсацией, плагиата.
3.Добросовестность научных исследований. Высокая социальная ответственность и за результаты своих исследований, и в еще большей степени за их
Слайд 14Образование
Образование - получение людьми знаний, приобретение умений, навыков развития умственно-познавательных и
творческих способностей через систему социальных институтов- семья, школа, СМИ.
Или, образование – целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства («Закон об образовании»):
Слайд 15Ориентиры образования
1.Первый ориентир – личностный. Личностный ориентир исходит из признания человека
высшей ценностью. А права на образование – одним их фундаментальных прав личности.
Факторы личностной значимости образования:
- образование – процесс социализации
- образование обеспечивает знаниями
- образование вводит человека в культурную жизнь
- образование определяет гражданскую позицию
- образование определяет интеллектуальный человеческий капитал. (От уровня образования прямо зависит продвижение по службе, заработок, социальный статус. Однако, в нашей стране образованность не является гарантией благополучия
Слайд 16Ориентиры образования
2.Второй ориентир –социальный (образование в интересах общества и государства):
- образование
как величайшая ценность народа
- образование положительно влияет на социальные процессы
- образование влияет на демократические процессы
- образование влияет на национальную безопасность: укреп
Слайд 17Функции образования:
Передача знаний от поколения к поколению и распространение культуры;
Освоение
социальных и культурных норм общества, обеспечение профессиональной ориентации и профессионального образования молодежи и др.
Слайд 18Основные элементы системы образования в РФ (согласно Закона «Об образовании»):
- Общеобразовательная:
1)
дошкольное образование (до 6 лет)
2) начальное образование (1-4 кл.)
3) общее основное образование (9 кл.)
4) среднее общее образование (11 кл.)
Слайд 19Основные элементы системы образования в РФ (согласно Закона «Об образовании»):
-Профессиональная:
1) начальное
профобразование (училища, лицеи)
2) среднее профобразование (техникумы, колледжи)
3) высшее профобразование (институты, университеты, академии)
4) послевузовское профобразование (аспирантура, академии и т.д.).
Слайд 20Институты образования
Основным институтом современного образования является школа.
Слайд 21Тенденции развития образования в современном мире:
1.Направление, развитие.
2.Образование должно соответствовать мировому уровню
культуры
3.Появляются ростки тенденции «работать на опережение», т.е. готовить людей к производственным и общественным инновациям.
4.Тенденция непрерывного образования. Связано с учениями о духовном совершенствовании личности. Развитие непрерывного образования стало общемировой тенденцией со второй половины 20 в. и связана с НТП.
5.Развитие непрерывного образования способствует распространению тенденции совершенствования общего образования.
Слайд 22Тенденции развития образования в современном мире:
Общему образованию содействуют:
- общеобразовательные проблемы,
- информационные
технологии,
- дистанционные технологии,
- самообразование,
- функции НП (научного прогресса):
Слайд 23Тенденции развития образования в современном мире:
а) компенсирующая (восполнение в базовом
образовании)
б) адаптивная (оперативная подготовка и переподготовка в условиях меняющейся социальной и производственной ситуации),
в) развивающая (удовлетворение духовных запросов личности, потребностей творческого роста
Слайд 24Российское образование на путях модернизации:
1.Принципиальные изменения в мире требуют подготовки людей
к жизни в быстро меняющихся условиях.
2.Изменения в системе образования связаны с социально-экономическим и политическими трансформациями в стране.
3.Практическая реализация принципа приоритета образования.