Слайд 1Юность
как этап
социализации
10 класс
Обществознание, учебник Кравченко А.И.
Шувалова Л.П., учитель КОУ ВО «Вечерняя
(сменная) школа №1»
Слайд 2Юность как этап социализации
Слайд 3Юность как этап социализации
Слайд 4Юность как этап социализации
Слайд 6Юность как этап социализации
Слайд 7Юность как этап социализации
Слайд 8Что такое юность?
Юность завершает активный период социализации. Молодые люди (юноши и
девушки) от 13 до 19 лет считаются юными подростками –тинейджерами
Слайд 10Что такое юность?
В этом возрасте происходят физиологические изменения
( половая зрелость) и психологические сдвиги: тяга к противоположному полу, агрессивность, склонность к риску, неумение оценить опасность и отсюда склонность к суициду, стремление к независимости.
Слайд 11Что такое юность?
Осознание своего «Я» как осмысление своего места в семье,
в классе, среди друзей, в социуме.
Поиск нравственных ориентиров, связанных с поиском и переоценкой смысла жизни.
Слайд 13Трудности юношеской социализации
Психологические изменения влияют на ход
и содержание социализации. Подростковый период называют «трудным возрастом», переломным периодом. Происходит изменение в поведении подростка: от послушания в детстве к непослушанию; неповиновение родителям, отрицание их взглядов ( «вы ничего не понимаете»).
Слайд 14Трудности юношеской социализации
У подростка появляется параллельная система
ценностей и взглядов на мир через родителей и сверстников. Подростки становятся более восприимчивы к негативным оценкам окружающих, особенно это касается одежды. Внешности, манер поведения. Для многих подростков «хорошо» или «плохо» только то, что нравится им.
Слайд 15Трудности юношеской социализации
Подростки сконцентрированы на самих себе, но они способны к
проявлениям АЛЬТРУИЗМА, то есть бескорыстной заботе о благе других людей, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается.
Внимание подростков может легко переключаться с одного предмета на другой. Но подросток может иногда часами сосредотачиваться на том, что ему интересно.
Слайд 16Трудности юношеской социализации
Подростки могут быть бесчувственными, жестокими,
невнимательными, но в то же время могут показать свою любовь и проявлять готовность помочь. Бросание «из стороны в сторону» – суть подросткового возраста.
Слайд 17Главные трудности социализации в юности
Несовпадение между высоким уровнем притязаний и низким
социальным статусом ( желание стать героем, прославиться и т.д.)
Несовпадение старого стиля родительства и новых потенциальных возможностей (для родителей подросток – по прежнему ребенок, а подросток хочет вырваться из -под этой опеки).
Слайд 18Главные трудности социализации в юности
Противоречие между усилившейся ориентацией на самостоятельность и
усилившейся зависимостью от мнения и поведения сверстников ( не хочу быть «белой вороной», но не хочу быть похожим на всех).
В связи с этим появляется ролевое бесправие тинейджеров, то есть меньший объем прав и обязанностей по сравнению со взрослыми. Недостаток жизненного опыта приводит к тому, что подростки делают много ошибок, по сравнению со взрослыми, стариками или детьми.
Слайд 19Главные трудности социализации в юности
А последствия этих ошибок: наркотики, алкоголизм, половая
распущенность, преступления, насилие, жестокость и т.д.
Эти ошибки – попытка подростков играть во взрослых и, как следствие, уход из школы, где их считают детьми.
Слайд 20Почему подростки начинают курить?
Слайд 21Главные трудности социализации в юности
Современная молодежь
разбивается на несколько поколений, где нормы поведения и ценности одного поколения не соответствуют нормам и ценностям другого. У подростка 14 – 16 лет свой ролевой набор: ребенок, мужчина, женщина, гражданин, ученик, покупатель и т.д.
Слайд 22
Группа сверстников
Социальную защиту и эмоциональную привязанность ребенок получает в семье, но,
вырастая, он стремится выйти за эти рамки, приобретая свободу действий. Группа сверстников включает людей одного возраста, где они выступают судьями поступков других. Подросток смотрит на себя глазами других. Вся взрослая жизнь проходит в окружении множества групп: на работе, в быту, на досуге.
Слайд 23Стать взрослыми
В возрасте 15 – 17
лет формируется собственное мировоззрение подростка, система ценностей, образ своего «Я», образ будущего. В группе сверстников подросток самоутверждается. Неумение найти свою группу приводит к комплексу неполноценности. Для подростка стать взрослым и стать личностью – это одно и то же. Им очень хочется казаться взрослыми. Подростки начинают вести «взрослые» разговоры, давать оценки и т.д.
Слайд 24Стать взрослыми
Но объективной взрослости еще нет. Она
проявляется в развитии чувства взрослости и тенденции к взрослости:
Эмансипация от родителей;
Новое отношение к учению;
Романтические отношения с другим полом;
Внешний облик и манера одеваться.
Слайд 25 Сегодня наблюдается тенденция: ускорение психофизического развития детей и замедление
их нравственного развития. Первый процесс –АКСЕЛЕРАЦИЯ;
второй – ВЗРОСЛЕНИЕ.
Акселерация и взросление
Слайд 26Акселерация и взросление
Акселерация – ускорение физиологического созревания
детей и подростков, их умственного развития по сравнению с предшествующими поколениями. Она особенно видна за последние 100 – 150 лет: более высокий рост, половая зрелость в более раннем возрасте.
Слайд 27Самостоятельность
Подросток тянется к самостоятельности и независимости. Социологическим критерием
разграничения молодежного и зрелого периодов служит экономическая, социальная и политическая самостоятельность.
Слайд 28 Чтобы претендовать на статус взрослого, молодой человек должен:
обеспечивать
себя средствами к существованию;
распоряжаться деньгами независимо от других;
- быть самостоятельным в выборе образа жизни;
проживать отдельно от родителей, быть независимым от них;
быть способным отвечать перед законом;
иметь право участвовать в голосовании на выборах;
- вступать в брак.
Слайд 30Самостоятельность
Подростки сравнивают то, что есть, с тем, что могло
бы быть, и превращаются в бунтарей –идеалистов.
Слайд 32 Фалес, древнегреческий философ, в VI веке до н.э. сказал:
«Помните,
что дети ваши будут обходиться с вами так же, как вы обходитесь со своими родителями.»