Слайд 1СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА
© Н.Л. Резникова
Взаимодействие людей в различных группах и общностях
Слайд 2Социальная структура общества
Целостная совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих между собой социальных групп,
слоев и общностей
Микрогруппы
Макрогруппы
семья, трудовой коллектив, неформальное объединение
нации,
классы
небольшое число участников, которые знают друг друга, имеют общую цель
большое количество людей, не знающих друг друга, оказывают определяющее влияние на социальный процесс
Слайд 3Усложнение социальной структуры – главная тенденция изменений
Слайд 4План темы.
1. Понятие «социальная группа».
2. Подходы к классификации социальных групп:
а) по социально значимым критериям:
- демографическому;
- этническому;
- профессиональному;
- расовому;
- поселенческому;
- профессиональному;
б) по величине, численности:
- большие и малые социальные группы;
в) по форме осуществления связей
- первичные и вторичные; г) в зависимости от наличия или отсутствия социально-юридического статуса:
- формальные и неформальные.
3. Человек в группе.
Слайд 5Социальные группы – совокупность людей, объединенная
на основе совместной деятельности, общих
целей и
имеющих сложившуюся систему норм, ценностей, установок.
Демографический
Этнический
Расовый
Поселенческий
Профессиональный
Образовательный
Род, племя, народность, нация
Горожане, сельские жители)
- по возрасту; -полу; состоянии в браке; семейному положению
Европеоидная, негроидная. монголоидная расы
Врачи, учителя, ткачи
Начальное, среднее, высшее
По социально значимому критерию:
Слайд 6По величине, численности:
Семья
Класс
Об-во
книголюбов
Спорт
команда
Друзья
Большие
Малые
Профессия
Вероиспове-дание
Объединяются по одному
признаку, могут никогда не
вступать в
контакт
Малочисленная группа, члены
объединены общей
деятельностью и находятся в
непосредственном личном общении.
Слайд 7По форме осуществления связей
первичные
вторичные
Через первичные группы индивиды получают первый социальный опыт,
осваивают образцы поведения
семья
друзья
класс
Вторичная группа образуется из людей, между которыми может не быть эмоциональных отношений. Взаимодействие подчинено достижению определенных целей, определенных функций
партия
производственный
коллектив
Слайд 8В зависимости от наличия или
отсутствия официального статуса
формальные
неформальные
Строятся на основе
официальных
документов
Строятся
на основе
общности интересов
Школьный класс, производственный коллектив, воинское подразделение
Дворовая команда, дружеская компания
Слайд 9?
Трудовой коллектив – это:
макрогруппа
микрогруппа
социальная общность
страта
Слайд 10?
К биосоциальной дифференциации относится:
политическая
экономическая
демографическая
профессиональная
Слайд 11?
Одним из способов преодоления негативных последствий социального неравенства в современном
обществе служит
Слайд 12?
На основании пола и возраста в обществе определяются группы
Слайд 13?
Верны ли следующие суждения о социальных группах?
А. Малыми социальными группами
являются семья, школьный коллектив, компания друзей.
Б. Социальные группы, чья деятельность определяется посредством нормативных документов, называются формальными.
Слайд 14?
Рассмотрите диаграмму, информирующую о составе населения страны Н. Подберите
среди приведенных характеристик страны Н ту, которая отражает информацию, помещенную в диаграмме.
Слайд 15Этнос
Совокупность людей, обладающих общностью культуры и осознающих эту общность
общность территории
общность языка
Род
Слайд 16Род и племя
Род – группа кровных родственников, ведущих свое происхождение по
одной линии (материнской или отцовской) и осознающие себя потомками общего предка (реального или мифического).
Племя – объединение нескольких родов на основе кровнородственных связей.
есть:
общинная собственность,
первобытный коллективизм
нет:
частной собственности,
классов, моногамной семьи
Слайд 17Народность
возникла на основе территориальных, соседских связей
исторически сложившаяся общность людей, имеющая свой
язык, территорию, культуру, зарождающиеся экономические связи
Народности формировались на протяжении рабовладельческого и феодального обществ
Слайд 18Нации
возникли на базе становления общности экономической жизни людей
высшая форма этнической общности
людей, характеризующаяся единством территории, экономической жизни, исторического пути, языка, культуры, этнического самосознания
Национальное самосознание – сознательное отнесение себя к той или иной нации
историческая
память
родной
язык
традиции и
обычаи
национальное
достоинство
патриотизм
Слайд 19Национальные отношения в современном мире
В России более 100 этносов, в том
числе около 30 наций
Интеграция
Дифференциация
Космполитизм
Национализм
Национальный вопрос – вопрос об освобождении угнетенных
народов, их самоопределения и преодоления этнического неравенства
Слайд 20Пути решения национального вопроса
демократизация всех сторон общественной жизни
соблюдение принципов гуманизма в
решении этнических проблем
предоставление всем народам максимально широкого самоуправления
отказ национальных меньшинств от сепаратизма
постоянный поиск консенсуса, борьба с национализмом и шовинизмом
Слайд 21?
Определяющим условием формирования нации является:
общий язык
общая территория
общность экономической жизни
общность культуры
Слайд 22?
Нации возникли:
в первобытном обществе
в рабовладельческом обществе
в феодальном обществе
в буржуазном обществе
Слайд 23?
С8
Составьте план по теме:
«Нации и межнациональные отношения в современном мире».
Слайд 24?
Космополитизм – это:
А. Отказ от локальной ограниченности.
Б. Отказ от узости
национальных перспектив.
верно только А
верно только Б
верно и А, и Б
оба утверждения неверны
Слайд 25Семья
Семья как малая группа – это основанная на браке, кровном родстве
или усыновлении объединение людей, связанных общностью быта, взаимопомощью и взаимной ответственностью
Семья как социальный институт – это объединение , которое характеризуется совокупностью социальных норм, санкций и образцов поведения между супругами, родителями, детьми и другими родственниками
Слайд 26Семья
Функции семьи:
репродуктивная
воспитательная
воспроизводства рабочей силы
хозяйственно-бытовая
досуговая
эмоционально-психологической защиты
малая группа, основанная на браке и кровном
родстве
Слайд 27Этапы развития семейно-брачных отношений
Неупорядоченные половые связи
Кровнородственная семья (запрет супружеских отношений между
родителями и детьми, братьями и сестрами)
Групповая семья
Парная семья
Моногамная семья (более прочные брачные узы)
Партнерская (нуклеарная) семья
Л. Морган
(1818-1881)
Слайд 28Тенденции в развитии современной семьи
Женщины приобрели большую экономическую самостоятельность, но им
стало труднее выполнять семейные обязанности
Увеличивается число разводов
Сокращается рождаемость
Растет число гражданских браков
Слайд 29Тенденции развития семейных отношений на современном этапе
рост числа разводов и неполных
семей;
рост повторных браков;
увеличение возраста молодых людей, вступающих в брак;
увеличение семей с одним ребенком;
рост бездетных семей;
рост числа незарегистрированных фактических супружеских союзов и внебрачных рождений;
переход в экономически развитых странах от патриархальной к партнерской семье;
совмещение семейных и профессиональных ролей не только мужем, но и женой;
разделение институтов брака и семьи;
снижение выполнения семьей ее основных функций, а отсюда дефицит полноценных семейных отношений, сложность социализации детей, проблемы демографии.
Слайд 30Концепцию демографического развития РФ на период до 2015 года
увеличение размера пособий
по уходу за ребенком до полутора лет.
введение компенсации затрат на детское дошкольное воспитание;
разработка программы по материальному стимулированию устройства на воспитание в семьях сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
увеличение стоимости родовых сертификатов.
учреждение материнского капитала в размере 250 тыс. рублей с 1 января 2007 года.
регулярное повышение МРОТ и пенсий.
Слайд 31В 2000 году родилось 1267 тыс. человек, что на 722 тыс.
человек, или в 1,6 раза, меньше, чем в 1990 году. Снижение уровня рождаемости началось с конца 60-х годов. Современные параметры рождаемости в два раза меньше, чем требуется для замещения поколений: в среднем на одну женщину приходится 1,2 рождения при 2,15, необходимых для простого воспроизводства населения.
Слайд 3224 сентября 2001 г. принята Концепция демографического развития РФ до 2015
г.
улучшение жилищных условий молодых семей и семей с детьми;
совершенствование системы материальной поддержки семей с детьми;
Слайд 33
29 декабря 2006 года принят ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
«О дополнительных
мерах государственной поддержки семей, имеющих детей»
Выплата материнского капитала с 1 января 2007 (275 тыс.)
Пособие по уходу за ребенком (минимальное 1500руб)
Материальная поддержка семей, воспитывающих приемных детей (8000 тыс .)
Компенсация части родительской платы за посещение детского сада
Слайд 34?
Главная функция семьи:
воспитательная
репродуктивная
досуговая
воспроизводство рабочей силы
Слайд 35Теория стратификации Питирим Сорокин – американский социолог
Дифференциация – деление общества на
группы, характеризующиеся различными признаками. Соподчиненности между ними нет.
Стратификация- совокупность расположенных в иерархическом порядке социальных слоев = распределение социальных групп
Шкала неравенства
Слайд 36Критерии выделения страт
-доход
- власть
- образование
- престиж
Слайд 37Виды стратификации
Экономическая выражается в различии доходов, уровня жизни, в существовании богатых,
средних и бедных слоев населения
Профессиональная предполагает выделение в обществе различных групп по роду их деятельности и занятиям
Политическая предполагает деление общества на управляющих и управляемых, политических лидеров и массу
Слайд 38Социальная структура традиционного общества
Сословия – социальные группы, положение которых закреплялось законом
и передавалось по наследству
Касты – замкнутые группы людей, занимающиеся традиционным видом деятельности, связанные происхождением и правовым статусом
Россия: дворяне, духовенство, купцы, мещане, крестьяне
Индия: брахманы, кшатрии, вайшьи, шудры
типы социальной стратификации
Слайд 39Класс
К.Маркс и В.Ленин
место класса в исторически определенной системе общественного производства
роль класса
в общественной организации труда
отношение класса к собственности на средства производства
размер и доля общественного богатства, которой располагает класс
Классовая теория
Признаки
классов
рабы и рабовладельцы, крестьяне и феодалы,
рабочие и капиталисты
М. Вебер (1864-1920): между классами рабочих и капиталистов
существует многочисленный средний класс
типы социальной стратификации
Слайд 40Страты
Стратификация – процесс, в результате которого группы людей оказываются неравными друг
другу и объединяются в иерархически расположенные слои
лат. «слои»
П. Сорокин
объединение по статусным признакам: имущество, власть, образование, профессия…
М. Вебер: три компонента неравенства –
имущественное неравенство,
неодинаковый престиж,
различный объем власти
типы социальной стратификации
Слайд 41Слои в современном российском обществе
Элита (олигархи, высшая бюрократия, генералитет) – 3-5%
Средний
слой (мелкие и средние бизнесмены, работники торговли, сервиса) – 12-15%
Базовый слой (интеллигенция, технический персонал, крестьяне, рабочие) – 60-70%
Нижний слой (пожилые, инвалиды, иждивенцы, безработные, беженцы) – 10-15%
Десоциализированное дно или андеркласс (воры, бандиты, киллеры, бомжи, наркоманы, алкоголики, проститутки) – 3-5%
Слайд 42Классовая структура американского общества по Уорнеру
Верхушка высшего класса (Главные управляющие общенациональных
корпораций, совладельцы престижных юридических фирм, высшие военные чины, федеральные судьи, архиепископы, биржевики, медицинские светила, крупные архитекторы бюрократия, генералитет) – 1%
Высший класс (Главный управляющий средней фирмой, инженер-механик, газетный издатель, врач с частной практикой, практикующий юрист, преподаватель колледжа) – 2%
Верхушка среднего класса (Банковский кассир, преподаватель муниципального колледжа, управляющий среднего звена, учитель средней школы) – 12%
Средний средний класс (Банковский служащий, дантист, учитель начальной школы, начальник смены на предприятии, служащий страховой компании, управляющий универсама, квалифицированный плотник) и…
Слайд 43Классовая структура американского общества по Уорнеру
Низший средний класс (Автомеханик, парикмахер, бармен,
продавец, квалифицированный рабочий физического труда, служащий гостиницы, работник почты, полицейский, водитель грузовика) – 30%
Верхушка низшего класса (Водитель такси, среднеквалифицированный рабочий, бензозаправщик, официантка, швейцар) – 35%
7. Низший (Судомойка, домашняя прислуга, садовник, шахтер, дворник, мусорщик, обитатели подвалов, трущоб) – 20%
Слайд 44Стратификация
Высший класс
Низший
класс
Средний класс
Высший
класс
Низший
класс
Средний
класс
Какая модель характерна для европейского,
американского и российского общества?
Слайд 45Стратификация
Высший класс
Низший
класс
Средний класс
Высший
класс
Низший
класс
Средний
класс
Характерна для стран «третьего мира»
Характерна для развитых стран
Слайд 46Слои в современном российском обществе (результаты соц. исследования 90-х гг.)
Элита (политики,
олигархи, высшая бюрократия, бизнес-элита) – 1%
Верхний класс (собственники и управляющие крупных предприятий, банков) – 5-7%
Средний слой (мелкие и средние бизнесмены, высококвалифицированные специалисты, высшее и среднее офицерство) – 12-15%
Базовый слой (интеллигенция, технический персонал, крестьяне, рабочие, рядовые работники сферы обслуживания) – 60-70%
Нижний слой (пенсионеры, инвалиды, иждивенцы, безработные, беженцы) – 10%
Десоциализированное дно или андеркласс (воры, бандиты, киллеры, бомжи, наркоманы, алкоголики, проститутки) – 3-5%
Слайд 47Слои в современном российском обществе (результаты соц. исследования 2004 г.)
Элита
Верхний средний
класс - «Белые воротнички – 1»
«Синие воротнички - 1»
3. Средний средний класс – «Белые воротнички – 2»
4. Нижний средний класс – «Синие воротнички – 2»
«Голубые воротнички- 1»
5. Низший класс – «Серые воротнички – 3»
«Голубые воротнички- 2»
6. Низший низший класс
Слайд 48
«Белые воротнички»
Менеджеры
Уровень семейного
дохода – 15-35 тысяч рублей в месяц.
Это самая образованная группа населения – 60% менеджеров имеет высшее образование (это даже выше, чем в интеллигентской среде) и охотно получают дополнительную квалификацию.
По уровню дохода и образования "белые воротнички" делятся на две группы:
Чуть б. 7 % 10 млн. чел.
Слайд 49«Голубые воротнички»
«интеллигенция», работники сферы образования и здравоохранения
Исходя из степени
квалификации, качества образования и размеров дохода возникла двухуровневая конфигурация:
Слайд 50«Синие воротнички»
КВАЛИФИЦИРОВАННЫЕ РАБОЧИЕ
Это самая большая из активных групп населения России.
К этой
категории отнесены люди, сфера деятельности – преимущественно физический труд. Трудятся они не только в сырьевом секторе, но также в строительстве и транспортной отрасли. Уровень дохода колеблется от 10 до 15 тысяч рублей. Абсолютное большинство «синих» не имеет даже высшего образования и даже не стремится его получить!
Исходя из уровня квалификации этих рабочих, их уровня образования и дохода
19 %, 27 млн. чел.
Слайд 51«Серые воротнички»
рабочие низкой квалификации
Низкоквалифицированный физический труд.
По уровню дохода делятся
15 %,
Слайд 52Средний класс
Граждане, обладающие
экономической
независимостью
Собственники предприятий,
представители высокооплачиваемых
профессий
Делают общество
стабильным
Возникающие проблемы решают
через институты гражданского
общества
Составляют 60-80%
населения
В России 12-15%
типы социальной стратификации
Слайд 53«Средний класс».
Что их всех объединяет?
ориентированы на достижение жизненного успеха,
стремятся к личной свободе и богатству,
ценят интеллект, трудолюбие и уверенность в себе.
выступают за сильное государство, порядок и законность в стране.
Слайд 54Вставьте из списка слова на место пропусков.
Социальная _____(А) отражает социальное различие,
неравенство и в соответствии с этим положение людей в обществе. В первобытном обществе _____(Б) было незначительным, поэтому стратификация там почти отсутствовала. В сложных обществах социальный статус общественной группы зависит от величины _______(В), уровня образования, доступа к власти, ______(Г) занимаемой позиции. Возникли касты, затем сословия, а позже – классы.
В одних обществах переход из одной социальной _______(Д) в другую запрещен. Есть общества, где такой переход ограничен, и есть общества, где он полностью разрешен. Свобода социальной _______(Е) определяет то, каким является общество – закрытым или открытым.
1) мобильность
2) привилегии
3) обязанности
4) престиж
5) авторитет
6) доход
7) расслоение
8) страта
9) стратификация
Слайд 55Тенденции в развитии социальной структуры российского общества
дифференциация (появление новых слоев и
групп)
интеграция (сближение условий труда)
маргинализация (увеличение числа людей, занимающих промежуточное положение между основными социальными слоями)
люмпенизация (увеличение количества людей, опустившихся на дно общественной жизни)
поляризация (увеличение числа людей, живущих за чертой бедности)
Слайд 56Маргиналы (marginalis- находящийся на краю, на границе) – это социальные группы,
занимающие промежуточное положение между устойчивыми общностями.
Люмпены (нем.lumpen - лохмотья) – люди, опустившиеся на дно общества.
Слайд 57Молодежь как социальная группа
потенциальная сила (способность совершенствовать социальную структуру)
специфика сознания (преобладание
побудительно-мотивационной направленности)
формирование внутреннего мира личности
главные приоритеты – образование и получение профессии
включенность в различные объединения по интересам
наличие собственной субкультуры
от 16 до 25 лет
Слайд 58
Социальная мобильность
Ввел термин П. Сорокин в 1927 г.
перемещение отдельных людей
или социальных групп из одного слоя в другой
место человека в системе общественных отношений
Виды мобильности
Вертикальная
(повышение или понижение статуса)
Горизонтальная
(не ведет к изменению социального статуса)
Нисходящая
Восходящая
Слайд 59Социальная мобильность
Виды мобильности:
Добровольная (в связи с изменением места работы, должности, места
жительства…)
Вынужденная (под влиянием структурных изменений в обществе – индустриализация, компьютеризация...)
Индивидуальная
Групповая (например, после буржуазной революции класс феодалов уступает господствующие позиции классу буржуазии)
Слайд 60Факторы социальной мобильности
система общественного устройства (традиционное / индустриальное общество)
изменения технологии общественного
производства (появление новых профессий)
социальные потрясения (войны, революции)
образование
социальный статус семьи
семья
школа
армия
церковь
Лифты
(каналы)
П. Сорокин
Слайд 61?
Главным признаком классов является:
место в исторически определенной системе общественного производства
роль
в общественной организации труда
отношение к собственности на средства производства
размер и доля общественного богатства, которой располагает класс
Слайд 62?
Проявлением вертикальной социальной мобильности выступает:
переезд из одного района в другой
выход
на пенсию
повышение в должности
рождение ребенка
Слайд 63?
В экономически развитых странах большую часть населения составляют(-ет)
Крупные собственники
Средний класс
«синие воротнички»
интеллигенция
Слайд 64?
Какая социальная стратификация основана на распределении дохода и собственности?
Кастовая
Профессиональная
Экономическая
Политическая
Слайд 65?
Средневековая пословица «Однажды крестьянин – навсегда крестьянин» отражает
Глубокое социальное расслоение общества
Высокий
престиж крестьянского труда
Классовый тип социальной стратификации
Низкую степень социальной мобильности
Слайд 66?
Верны ли следующие суждения о социальном неравенстве?
А. Социальное неравенство возникло с
переходом общества в индустриальную стадию развития
Б. Социальное неравенство выражается в неодинаковом доступе социальных групп к общественным благам
Верно только А
Верно только Б
Верны оба суждения
Оба суждения неверны
Слайд 67?
К высшему классу в экономически развитых странах относятся
Собственники крупных предприятий
Инженерно-технические работники
Профессура
высших учебных заведений
Сотрудники научных учреждений
Слайд 68?
Выражением социальной стратификации является
Различие типов экономических систем
Разнообразие культурных традиций
Сословное деление общества
Идейный
плюрализм
Слайд 69?
Государство принимает закон, препятствующий получать образование выходцам из низших классов. Это
способ
Ограничить восходящую мобильность
Уменьшить социальные различия
Ограничить нисходящую мобильность
Расширить горизонтальную мобильность
Слайд 70?
Выражением социальной стратификации является
Многоукладность экономики
Разнообразие культурных традиций
Сословное деление общества
Идейный плюрализм
Слайд 71?
Касты, сословия, классы – это
Типы социальной стратификации
Этапы развития государств в
новое время
Социальные группы, присущие средневековому обществу
Элементы социального статуса личности
Слайд 72?
Человек, вышедший из одной страты, но не занявший устойчивого положения в
другой, относится к
Маргиналам
Социальным низам
«синим воротничкам»
пролетариям
Слайд 73?
Современное понимание социального равенства
Равенстве всех перед законом
Отсутствии привилегий для отдельных
групп
Уравнительном распределении материальных благ
Одинаковом уровне природных задатков людей
Слайд 74?
Данный статус передается по наследству. Его обладатель наделен определенными социальными привилегиями.
Это статус
Чиновника
Финансиста
Аристократа
Предпринимателя
Слайд 75?
Пример задания С5
Назовите любые три причины объединения людей
в группы.
Слайд 76?
Ответ
Группы удовлетворяют потребность человека в социальной принадлежности
В группе человек удовлетворяет тот
или иной интерес
В группе человек осуществляет ту деятельность, которую не может осуществить в одиночку
Слайд 77?
Пример задания С7
После окончания технического колледжа молодой человек устроился консультантом в
фирму по производству компьютеров. Спустя некоторое время он поступил на курсы повышения квалификации. Изменения произошли и в его личной жизни: он женился на дочери совладельца компании. Завершение учебы на курсах совпало с его назначением главным менеджером предприятия. Иллюстрацией какого социального процесса может служить данный сюжет? Какие факторы сыграли здесь решающую роль? Как они называются в социологии?
Слайд 78?
Пример задания В3
Установите соответствие
Слайд 79?
Среди факторов восходящей социальной мобильности социолог П. Сорокин выделял
Родственные связи
Накопленный опыт
Расширение
состава семьи
Получение образования
Слайд 80Статус – основной элемент социальной структуры
Слово «статус» пришло из латинского языка
(в Древнем Риме так обозначалось правовое положение юридического лица). В XIX веке понятие «статус» трансформировалось в обозначение социального положения человека в обществе(демографические свойства человека, его профессия, политическое и экономическое положение).
Каков статус инженера Василия Ивановича Смирнова. 58 лет, работающего на заводе и получающего среднюю заработную плату. Он член РКП.
Слайд 81Виды статусов
место человека в системе общественных отношений
Предписанные
(от рождения):
пол, национальность,
возраст, социальное
происхождение
Непредписанные
(приобретенные):
профессия,
образование,
должность
Престижные
Непрестижные
Достигаемый статус
требует принятия самостоятельного решения и самостоятельных действий.
Слайд 82Виды статусов
Личный
положение, которое
человек занимает в малой (или
первичной) группе,
в зависимости
от того, как он оценивается
по своим индивидуальным
качествам.
Групповой
положение человека,
которое он автоматически
занимает как представитель
конкретной социальной группы
(профессиональной,
классовой, национальной и т.д.).
Например, негры в США были ниже по общественному положению, чем белые.
Бытует мнение, что с руководящей работой женщина справится хуже мужчины
Слайд 83Виды статусов
Групповой
положение человека,
которое он автоматически
занимает как представитель
конкретной социальной
группы
(профессиональной,
классовой, национальной и т.д.).
Например, негры в США были ниже по общественному положению, чем белые.
Бытует мнение, что с руководящей работой женщина справится хуже мужчины
Слайд 84Виды статусов
Смешанный
сочетание достигаемого или предписанного
статуса с положением в обществе, которое
занимает индивид
вопреки собственному желанию, своему выбору или
если на занятие той или иной должности накладываются
социально - демографические ограничения, в результате
которых занимаемое положение перестает выступать
в качестве достигаемого статуса.
пример. Звание академика сначала является достигаемым статусом, но позже оно превращается в приписываемый, так как считается пожизненным, хотя и ненаследуемым. Пожизненным является звание олимпийского чемпиона, а вот звание чемпиона мира могут "отобрать" те, кто показал лучшие результаты на новых мировых чемпионатах. Это - переходящее звание.
Допустим, в 30 лет человек стал инвалидом. Его социально - экономическое положение существенно изменилось: если раньше он самостоятельно зарабатывал себе на хлеб, то теперь он полностью зависит от помощи государства. 0 каком статусе здесь идет речь? Достигаемым назвать его трудно, поскольку по собственной воле никто не желает стать инвалидом. Его можно было бы считать приписываемым, но 30-летний калека не является инвалидом от рождения. Он стал инвалидом в результате стечения обстоятельств, которые были вне его контроля.
Слайд 85
Смешанный статус
Допустим, в 30 лет человек стал инвалидом. Его социально
- экономическое положение существенно изменилось: если раньше он самостоятельно зарабатывал себе на хлеб, то теперь он полностью зависит от помощи государства.
0 каком статусе здесь идет речь?
Достигаемым назвать его трудно, поскольку по собственной воле никто не желает стать инвалидом.
Его можно было бы считать приписываемым, но 30-летний калека не является инвалидом от рождения. Он стал инвалидом в результате стечения обстоятельств, которые были вне его контроля.
Слайд 86Любой человек занимает несколько позиций, так как участвует во множестве групп
и организаций.
Например, Н. - мужчина, человек средних лет, преподаватель, кандидат наук, ученый, секретарь научного совета, заведующий кафедрой, член профсоюза, член республиканской партии, православный, избиратель, муж, отец, дядя и т.д.
Каждого человека можно охарактеризовать статусным набором. .
Статусный набор - совокупность всех статусов, занимаемых данным индивидом.
Слайд 87?
С7
При устройстве на работу гражданка А. заполняла
анкету, в которой указала, что она специалист с высшим образованием, происходит из семьи служащих, замужем, имеет двух детей.
Назовите один предписанный и два достигнутых статуса гражданки А., которые она отметила в анкете. На примере одного из названных достигнутых статусов укажите статусные права и обязанности.
Слайд 89Социальная роль
ожидаемое поведение человека, ассоциируемое с его статусом
Профессор
ученый
преподаватель
администратор
воспитатель
Обязанности предписывают то,
что
исполнитель должен делать
Права говорят о том, что человек может
свободно позволять себе или допускать
в отношении других людей
одно предполагает другое
Слайд 90Социальный контроль
Система средств и приемов, регулирующих поведение людей в обществе и
препятствующих его отклонению
Самоконтроль – внутреннее соотнесение своих действий
и поступков с принятыми обществе правилами
Социальная саморегуляция – механизм
поддержания общественного порядка
Нормы
Санкции
Слайд 91Нормы
Обычаи и традиции
Правовые нормы
Политические нормы
Моральные нормы
Религиозные нормы
предписания того, как надо вести
себя в обществе
установившийся порядок поведения
то, что унаследовано от
предшественников
закрепляются в законах, соблюдение обеспечивается силой государства
находят свое отражение в законах, международных договорах, политических принципах, моральных нормах
носят оценочный характер, соблюдение обеспечивается силой общественного мнения
соблюдение поддерживается моральным сознанием верующих, верой в наказание за грехи
Слайд 92Санкции
формальные позитивные
неформальные позитивные
формальные негативные
неформальные негативные
средства поощрения или наказания, стимулирующие людей соблюдать
социальные нормы
публичное одобрение со стороны официальных организаций: награды, звания, титулы…
публичное одобрение со стороны общественности: дружеская похвала, комплимент, аплодисменты…
наказания, предусмотренные официальными инстанциями: тюремное заключение, лишение гражданских прав, отлучение от церкви…
наказания, не предусмотренные официальными инстанциями: замечание, упрек, насмешка, прозвище…
Если у нормы нет санкции, то она
перестает регулировать поведение людей
Слайд 93?
Верны ли следующие суждения о социальных нормах?
А. К социальным нормам
относятся лишь те предписания, которые закреплены в законах.
Б. Поведение, не соответствующее принятым в обществе нормам, называется конформизмом.
верно только А
верно только Б
верно и А, и Б
оба утверждения неверны
Слайд 94Виды социального взаимодействия
Сотрудничество:
Наличие совместной цели сторон
Обоюдная заинтересованность во взаимодействии
Уважение, поддержка, признательность
друг к другу
Соперничество:
Отсутствие общей цели
Конкурентная борьба относительно неделимого объекта
Зависть, неприязнь, озлобление
Конфликт:
Открытое столкновение и борьба
Несовместимые взгляды, позиции, интересы
Слайд 95Конфликт
Г. Спенсер (1820-1903): конфликт – проявление процесса естественного отбора и борьбы
за выживание; общество должно развиваться эволюционно.
К. Маркс (1818-1883): конфликт носит временный характер, его может разрешить социальная революция
Г. Зиммель (1858-1918): конфликты неизбежны и даже полезны (помогают людям четче осознавать свои интересы, способствуют внутригрупповому сплочению и т.д.)
форма взаимодействия, в основе которой лежит столкновение интересов и потребностей отдельных людей и социальных групп
Конфликтология:
конфликт – не аномалия, а норма отношения
между людьми, один из способов их взаимодействия
(наряду с соревнованием, кооперацией, приспособлением и т.д.)
Слайд 96Причины социальных конфликтов
Социальная неоднородность общества, наличие противоположных ориентаций
Различия в уровне
доходов, власти, культуры, социальном престиже, доступе к образованию, информации
Религиозные различия
Поведение человека, его социально-психологические черты (темперамент, интеллект, общая культура и пр.)
Слайд 97Субъекты конфликта
Свидетели – те, кто наблюдает за конфликтом со стороны.
Подстрекатели –
те, кто подталкивает других участников к конфликту.
Пособники – люди, содействующие развитию конфликта, оказывающие конфликтующим сторонам помощь.
Посредники – те, кто своими действиями пытается предотвратить, остановить или разрешить конфликт.
УЧАСТНИКИ
Слайд 98Динамика конфликта
Латентный (скрытый) период
Наличие конфликтной ситуации, осознание ее сторонами,
стремление преодолеть
эмоциональное напряжение, выбор
способа воздействия на противника
Открытый период
Инцидент – первое столкновение сторон
Эскалация – обострение конфликта, социальные действия направ-
лены на подавление противника, открытые и скрытые действия
Разрешение конфликта
Компромисс
Урегулирование с участием третьей стороны
Затухание
Устранение
Перерастание в другой конфликт
Слайд 99инцидент (повод)
эскалация конфликта консенсус
событие или обстоятельство, в результате которого противоречия переходят
в стадию открытого противостояния
разрастание конфликта, увеличение количества участвующих в конфликте
соглашение большинства
Слайд 100Виды конфликтов
в зависимости от конфликтующих сторон (внутриличностные, межличностные, межгрупповые…)
по длительности и
характеру протекания (долговременные, кратковременные, разовые, затяжные…)
по форме (внутренние, внешние)
по масштабу распространения (локальные, региональные, глобальные)
по используемым средствам (ненасильственные, насильственные)
по сферам, в которых они происходят ↓
Слайд 101Политический конфликт
Национально-этнический конфликт
Социально-экономический конфликт
Культурный конфликт
по поводу распределения власти, доминирования, влияния, авторитета
на
основе борьбы за права и интересы этнических и национальных групп
по поводу средств жизнеобеспечения, уровня зарплаты, уровня цен на различные блага, доступа к этим благам
связаны с религиозными, языковыми и другими противоречиями в духовной сфере
Формы социальных конфликтов:
дискуссии, запросы, принятие деклараций…
митинги, демонстрации, пикеты, забастовки…
война – крайняя форма
Слайд 102Функции конфликтов
Позитивные:
Выявление интересов людей
Стимулирование социальных перемен
Появление новых общественных
порядков, норм, ценностей
Снятие социальной напряженности
Негативные:
Создание стрессовых ситуаций
Эскалация психического и физического насилия
Дезорганизация социальной жизни
Разрушение социальной системы
Слайд 103Условия и способы разрешения конфликта
Условия:
выявление существующих противоречий, интересов, целей
обоюдная заинтересованность в
преодолении противоречий
совместный поиск путей преодоления конфликта
Способы:
прямой диалог сторон, переговоры
развитие и совершенствование социальной сферы жизни общества (расширение системы образования, здравоохранения, социального обеспечения, жилищного строительства, т.е. создание развитой социальной инфраструктуры)
Слайд 104Социальное государство
Основные черты социального государства:
развитые рыночные отношения, многообразие форм собственности, свобода
предпринимательства
механизм цен и конкуренция без вмешательства государства
свобода выбора для наемных работников
разумное соотношение между рыночными принципами и перераспределением благ через государственную систему социальной помощи
высокий жизненный уровень населения
развитое социальное законодательство
эффективная политика по обеспечению социальных, экономических, культурных прав человека
государство, которое главной целью свой деятельности провозглашает человека, его достойное существование
Главная задача – совершенствовать отношения между
предпринимателями и потребителями в целых эффективного
функционирования экономики без нарушения равновесия между
частным сектором и государством
Слайд 105?
Верны ли следующие суждения о социальных конфликтах?
А. Конфликтное взаимодействие существует
в любом типе общества.
Б. Социальные конфликты всегда ведут к негативным последствиям.
верно только А
верно только Б
верно и А, и Б
оба утверждения неверны
Слайд 106Итоговое повторение по теме
«Социальная сфера»
Слайд 107?
С помощью такого критерия, как развитие науки и техники, можно показать
прогрессивный характер
Отказа от смертной казни за совершенные наказания
Успехов в освоении космического пространства
Сглаживания социального неравенства в обществе
Формирования гражданского общества
Слайд 108?
Верны ли следующие суждения о путях и формах общественного развития?
А. Ценности
личной свободы, индивидуальной ответственности, инициативы являются характерной чертой духовной жизни традиционного общества
Б. В индустриальной обществе коллективистские ценности безусловно преобладают над ценностями свободы личности
1) верно только А 3) верно и А, и Б
2) верно только Б 4) оба суждения неверны
Слайд 109?
Ученые на протяжении нескольких лет исследовали группу учащихся. В 5 и
10 классе им задавали вопрос: «Какова цель вашей учебной деятельности».
1) Мало кто из пятиклассников, по сравнению с учениками 10 класса,
рассматривает образование как способ познания мира
2) В 5 классе большая , чем в 10 классе, доля учащихся стремится
учиться, чтобы общаться с окружающими
3) Процент учащихся, стремящихся радовать родителей своими
учебными достижениями, увеличивается в 10 классе в сравнении
с 5 классом
4) Для большинства опрошенных в 5 и 10 классах целью учебы
является продолжение образования
Слайд 110?
Отказ подать руку или поддерживать дружеские отношения – это пример применения
санкций
Неформальных позитивных
Формальный позитивных
Неформальных негативных
Формальных негативных
Слайд 111?
С7
Социологи страны Z изучали тенденции развития института брака. Были получены
следующие статистические данные о количестве разводов на каждую 1000 зарегистрированных браков:
Сделайте вывод о тенденциях развития института брака и выскажите три предположения о причинах подобной тенденции.
30
65
92
127
Слайд 112?
В обществознании под социальной стратификацией понимают
Наличие в обществе различных сфер
Разделение общества
на общности и группы
Социальную поддержку малообеспеченных групп населения
Повышение социального статуса
Слайд 113?
В стране Z крестьяне и городская беднота ограничены в доступе к
качественному образованию и здравоохранению. В данном факте отражается
Социальная мобильность
Социальное неравенство
Социальная структура
Социальный контроль
Слайд 114?
Верны ли следующие суждения об этнической общности (этносе)?
А. Естественная предпосылка
формирования того или иного этноса – общность территории
Б. Отдельные части сформировавшегося этноса могут сохранить этическую идентичность в случае разделения политико-государственными границами
верно только А
верно только Б
верно и А, и Б
оба утверждения неверны
Слайд 115?
Верны ли следующие суждения о социальных конфликтах?
А. Конфликтное взаимодействие существует
в любом типе общества.
Б. Социальные конфликты всегда ведут к негативным последствиям.
верно только А
верно только Б
верно и А, и Б
оба утверждения неверны
Слайд 116?
К числу неформальных санкций относится
Вручение грамоты
Лестный отзыв товарища
Премирование
Вручение памятного подарка
Слайд 117Т. и В. проживают вместе, имеют общего ребенка. Какая дополнительная информация
позволит сделать вывод о том, что этот союз с юридической точки зрения является семьей?
Отношения Т.и В. зарегистрированы в органах ЗАГС
Т. И В. стали жить вместе после достижения возраста 18 лет
У них общий туристический бизнес
Они совместно владеют квартирой
Слайд 118?
Верны ли следующие суждения о социальной группе?
А. Социальная группа – это
объединение людей, имеющих общие социально значимые признаки
Б. Отношения в любой социальной группе обязательно регулируются официальными документами
1) верно только А 3) верно и А, и Б
2) верно только Б 4) оба суждения неверны
Слайд 120Социологи выделяют несколько факторов социальной мобильности.
(2) Часть из них являются
объективными – государственный режим, социально- экономическая и политическая ситуация в обществе, процессы модернизации.
(3) Некоторые факторы связаны с активностью самой личности – уровень образования, карьера и др.
(4) Но как бы ни складывались внешние обстоятельства, индивидуальная мобильность, очевидно, определяется уровнем притязаний и активностью деятельности человека.
А) фактический характер
Б) характер оценочных суждений
Слайд 122По какому признаку выделены такие социальный общности, как католики, православные, протестанты?
Территориальному
Этническому
Социально-классовому
Конфессиональному
Слайд 123Семья, в отличие от других малых социальных групп, характеризуется
Реальными контактами между
членами
Родственными отношениями
Устойчивыми связями
Общими традициями
Слайд 124Светлана уехала из одного города в другой. Какая доп. информация позволит
сделать вывод о том, что перемещение Светланы является миграцией?
Она уехала в командировку
Она поменяла место жительства
Города находятся далеко друг от друга
Города расположены в разных странах
Слайд 125Найдите примеры формальных позитивных санкций
К. присвоили звание «Заслуженный учитель РФ»
Коллеги похвалили
С. за хорошо выполненный доклад
В. получил на заводе премию за свое изобретение
Л. присвоена степень доктора физико-математических наук
Выступление учеников 10 класса на празднике «Последнего звонка» вызвало аплодисменты
Офицеру-подводнику присвоили очередное воинское звание
Слайд 126С 6
Смоделируйте конкретную ситуацию, иллюстрирующую позитивное отклоняющееся поведение. Приведите три примера
формальных позитивных санкций, возможных в этом случае.
Слайд 127?
Верны ли следующие суждения о социальных ролях человека?
А. Социальные роли человека
определяются его социальным статусом
Б. Между понятиями «социальная роль» и «социальный статус» различия отсутствуют
1) верно только А 3) верно и А, и Б
2) верно только Б 4) оба суждения неверны
Слайд 128В органы ЗАГС пришли совершеннолетние Иван и Наталья, чтобы подать заявление
о государственной регистрации.
(2) Сотрудник ЗАГС отказался принять это заявление, потому что Иван признан судом недееспособным.
(3) Наталья, знавшая об этом и руководствовавшаяся желанием зарегистрироваться в квартире Ивана, поступила безнравственно.
(4) Опекунам Ивана следует лучше следить за ним.
А) фактический характер
Б) характер оценочных суждений
Слайд 130Молодежь как социальную группу отличает (-ют)
Общность быта
Единство политических взглядов
Однородность, отсутствие дифференциации
Сходные
черты сознания и поведения
Слайд 131В каком возрасте начинается старость»?
Четвертая часть опрошенных женщин считает, что старость
наступает в возрасте от 65-90 лет
Средние оценки возраста наступления старости у мужчин и женщин существенно расходятся
Менее трети опрошенных мужчин считают, что старость наступает в диапазоне 40-59 лет
Большинство опрошенных оценивают наступление старости в диапазоне 65-90 лет
Слайд 133?
Верны ли следующие суждения о тенденциях развития современной семьи?
А. В последние
годы наметилось сокращение числа семей партнерского типа
Б. Ряд проблем современной семьи обусловлен тем, что женщины заинтересованы в своей карьере
1) верно только А 3) верно и А, и Б
2) верно только Б 4) оба суждения неверны
Слайд 135В8
Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных.
Наблюдение
Эксперимент
Метод
Анкетирование
Интервьюирование
Слайд 136В8
Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных.
Юридическое лицо
Производственный кооператив
Унитарное
предприятие
Полное товарищество
Общество с ограниченной ответственностью
Слайд 137В8
Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных.
Ощущение
Представление
Суждение
Восприятие
Форма познания
Слайд 138В8
Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных.
Поощрение
Санкция
Наказание
Премирование
Увольнение
Слайд 139В8
Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных.
Форма государства
Республика
Монархи
Федерация
Форма правления
Слайд 140В8
Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных.
Земля
Трудовые ресурсы
Фактор производства
Капитал
Информация
Слайд 141В8
Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных.
Публичное право
Финансовое право
Административное
право
Уголовное право
Конституционное право
Слайд 142В8
Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных.
Демократия
Тоталитарное общество
Политический режим
Авторитарное
государство
Диктатура
Слайд 143В8
Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных.
Парламент
Правительство
Суд общей юрисдикции
Орган
власти
Арбитражный суд
Слайд 144В8
Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных.
Труд
Игра
Учение
Вид деятельности
Познание