Слайд 1ГЛАВА 5 СОЦИАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ
Разработала Камнева АС
Слайд 3Рассмотрение общества по вертикали – в виде иерархии социальных слоев, представители
которых различаются между собой неравным объемом власти и материального богатства , прав и обязанностей, привилегий и престижа
Слайд 4Совокупность связей между различными социальными группами, выполняющие определенные социальные функции в
соответствии со сложившимися в данном обществе нормами и ценностями
Социальная структура
Слайд 5Социальная дифференциация-
это разделение общества на группы
Неравенство
(неодинаковый доступ к благам)
1
Неравномерное
распределение
богатств
ведет
к социальным
конфликтам
2
Неравенство
стимулирует
конкуренцию,
заставляет
продвигаться
Шкала неравенства
страта
страта
страта
Совокупность
расположенных
в вертикальном
порядке
социальных слоев –
это
социальная
стратификация
блага
страта
страта
Слайд 6Социальная стратификация
экономическая
политическая
профессиональная
Различие доходов,
Уровня жизни
Род деятельности,
занятий
Разный доступ
к власти
Богатые, средние, бедные слои
населения
Управляющие и управляемые, политические лидеры и масса
Престижные и не престижные профессии
Слайд 7Социальная стратификация по Марксу
КЛАСС
Экономический критерий
Главный признак –
отношения
собственности
на средства
производства
Имеют- не имеют
Эксплуататоры - эксплуатируемые
Рабовладельцы
Рабы
Крестьяне
Феодалы
Пролетариат
Буржуазия
Классовое сознание, НО его нужно формировать
Слайд 8Социальная стратификация по Веберу
Класс
Статусные
группы
Политические
группы
Критерий –
собственность
Критерий –
престиж
Критерий –
власть
Жизненные
шансы
Стиль
жизни
Влияние
Касты, сословия, бюрократия
Буржуазия, пролетариат
Политический класс, элита, политическая партия
Слайд 9Страты современного общества
Высший
класс
Средний
класс
Низший
класс
Показатели стратификации:
Престиж
Профессия
Власть
Имущество
Образование
Бытовые условия
Качество жизни
Слайд 10Социальная мобильность – это переход людей из одних
общественных групп в
другие
Переход
человека в группу,
расположенную
на том же уровне
Перемещение
с одной
ступени на другую
Горизонтальная Вертикальная
Соц. подъем
(карьера)
Соц. спуск
Смена семьи, работы, гражданства, места жительства
Слайд 11Традиционное общество
Индустриальное общество
низкая мобильность
высокая мобильность
Факторы, способствующие
увеличению мобильности:
Войны
Революции
Завоевания
Слайд 12Социальные лифты – социальные институты,
способствующие мобильности
Социолог Сорокин:
Армия
Церковь
Школа
Слайд 13Люмпены
Маргиналы
Это группы населения, которые
выпадают из устойчивой социальной
структуры
Люди, опустившиеся на
дно
социальной жизни:
бродяги,
нищие,
бомжи
Группы, занимающие
промежуточное положение
между устойчивыми общностями
(мигранты из деревни в город)
База для экстремистов
База для 1) антидемократического
режима; 2) для всего передового
Слайд 14Социальные группы и
социальные общности
Слайд 15Социальная группа - совокупность индивидов, определенным образом взаимодействующих друг с другом,
осознающих свою принадлежность к данной группе и признающихся членами этой группы с точки зрения других
(Р. Мертон)
Слайд 16
1) устойчивым взаимодействием, которое способствует прочности и стабильности их существования в
пространстве и во времени;
2) относительно высокой степенью сплоченности;
3) отчетливо выраженной однородность состава, т.е. наличием признаков, присущих всем индивидам, входящим в группу;
4) вхождением в более широкие общности в качестве структурных образований.
Социальные группы характеризуются:
Слайд 17
совокупности людей, существующие в масштабе всего общества в целом: это социальные
слои, профессиональные группы, этнические сообщества (нации, народности), возрастные группы (молодежь, пенсионеры) и т. д.
Большие группы
Слайд 18
производственные объединения работников предприятий, территориальные общности (жители одной деревни, города, района
Слайд 19такие группы, как семья, дружеские компании, соседские общности. Их отличает наличие
межличностных отношений и личных контактов друг с другом
Малые группы
Слайд 20Социальные группы
Формальные
Со строго определенной структурой, правилами и регламентацией
действий членов этой группы в том случае, если эта деятельность связана с официальным статусом члена группы
Неформальные
не имеющие структуры и всего перечисленного в характеристике формальных групп. Взаимодействие между членами группы строится на основе межличностных отношений по инициативе самих индивидов, общности их интересов и т.п.
Слайд 21совокупность индивидов, объединенных одинаковыми условиями жизнедеятельности, ценностями, интересами, нормами, социальной связью
и осознанием социальной идентичности, выступающая в качестве субъекта социальной жизни
Социальная общность
Слайд 22этнические общности (расы, нации, народности, племена);
социально-территориальные общности — это совокупности людей,
постоянно проживающие на определенной территории, формирующиеся на основе социально-территориальных различий, обладающих сходным образом жизни,
социальные классы и социальные слои (это совокупности людей, имеющих общие социальные признаки и выполняющие сходные функции в системе общественного разделения труда)
Массовые социальные общности:
Слайд 23устойчивые формы организации и регулирования общественной жизни. Их можно определить как
совокупность ролей и статусов, предназначенных для удовлетворения определенных социальных потребностей
Социальные институты
Слайд 24 экономические (собственность, зарплата, разделение труда), которые служат производству и
распределению ценностей и услуг;
политические (парламент, армия, полиция, партия) регулируют использование этих ценностей и услуг и связаны с властью;
институты родства (брак и семья) связаны с регулированием деторождения, отношений между супругами и детьми, социализацией молодежи;
институты культуры (музеи, клубы) связаны с религией, наукой, образованием и др;
институты стратификации (касты, сословия, классы), которые детерминируют распределение ресурсов и позиций
Классификация социальных институтов:
Слайд 255.2 Социальное поведение
Социализация человека – это процесс обучения культурным нормам и
освоение социальных ролей.
Если контроль осуществляется отдельным человеком, то он называется групповой контроль (давление), а если целым коллективом (семьей, группой друзей, учреждением или институтом), то называется социальным контролем.
Слайд 26Социальные нормы
Социальное поведение включает два главных элемента – нормы и санкции
предписания,
требования, пожелания и ожидания соответствующего (общественно одобряемого) поведения
Слайд 27Типы санкций
формальные позитивные санкции — публичное одобрение со стороны официальных организаций
(правительства, учреждения, творческого союза) правительственные награды, государственные премии и стипендии
Слайд 28Типы санкций
неформальные позитивные санкции — публичное одобрение, не исходящее от официальных
организаций: дружеская похвала, комплименты, молчаливое признание, доброжелательное расположение, аплодисменты, слава, почет, лестные отзывы, признание лидерских или экспертных качеств, улыбка
Слайд 29Типы санкций
формальные негативные санкции — наказания, предусмотренные юридическими законами, правительственными указами,
административными инструкциями, предписаниями, распоряжениями лишение гражданских прав, тюремное заключение, арест, увольнение, штраф, конфискация имущества, понижение в должности, разжалование, низложение с престола, смертная казнь, отлучение от церкви
Слайд 30Типы санкций
неформальные негативные санкции — наказания, не предусмотренные официальными инстанциями порицание,
замечание, насмешка, издевка, злая шутка, нелестная кличка, пренебрежение, отказ подать руку или поддерживать отношения, распускание слуха, клевета, недоброжелательный отзыв, жалоба, сочинение памфлета или фельетона, компромат
Слайд 32Отклоняющееся поведение
Поведение, которое не согласуется с нормами, не соответствует тому, чего
ждет от человека общество Отклоняющееся поведение называют девиантным
Нарушение формальных норм называется делинквентным (преступным) поведением, а нарушение неформальных норм — девиантным (отклоняющимся) поведением
Слайд 33Процесс взаимодействия индивидуумов с окружающей средой, проявляющийся в их внешней (двигательной)
и внутренней (психической) активности
Поведение
Слайд 35Большое количество людей, которых нельзя объединить по какому-либо общему признаку
Масса
Слайд 36Внешне не организованная общность людей, которые находятся в непосредственном контакте друг
с другом, связаны общим эмоциональным состоянием и объектом внимания
Толпа
Слайд 38Большая группа людей, складывающаяся на основе общих интересов, без какой-либо организации,
но обязательно при наличии ситуации, которая затрагивает эти интересы
Публика
Слайд 39Массовые действия представителей какой-либо социальной группы, направленное на обеспечение групповых или
общественных интересов, способствующие или препятствующие социальным переменам
Социальные движения
Слайд 43Процесс развития и разрешения противоречий между людьми и социальными группами
Социальный конфликт
Слайд 44Соглашение – приемлемые для обеих сторон условия
Компромисс – взаимные уступки
Посредничество –
участие в разрешении конфликта третьей, незаинтересованной стороны
Применение силы – принуждение более слабой стороны к признанию своей правоты
Способы разрешения конфликта
Слайд 49Первичная ячейка общества, без которой невозможно его существование
5.4 Семья
Социальная
Группа людей связанная
отношениями брака и родства, обеспечивает воспитание детей и удовлетворяет общественно значимые потребности
Юридическая
круг лиц, связанных взаимными правами и обязанностями, вытекающими из брака, родства, принятие детей в семью на воспитание
Слайд 50Этапы становления брачно-семейных отношений (по Л. Моргану):
Первобытное состояние (неупорядоченные половые связи);
Кровно
- родственная семья (супружеские отношения исключались лишь между предками и потомками, родителями и детьми);
Парная (моногамная) семья (устанавливается единобрачие)
парная демократическая \ патриархальная традиционная
Слайд 52Расширенная
(многопоколенная семья)
Слайд 54Типы семейных структур:
а) моногамная и полигамная
Моногамное супружество представляет собой брак одного
мужчины с одной женщиной
Слайд 55Типы семейных структур:
а) моногамная и полигамная
Полигамия — брак одного супруга с
несколькими женщинами. Полигамия бывает двух видов: полигиния — брак одного мужчины с несколькими женщинами и полиандрия — брак одной женщины с несколькими мужчинами;
Слайд 56Б) Патрилинеальные и матрилинеальные семьи
В патрилинеальных семьях наследование фамилии,
имущества и социального положения ведется по отцу
В матрилинеальных — по матери
Слайд 57В) Патриархальные и матриархальные семьи
В патриархальных семьях главой является отец
в матриархальных
— наивысшим авторитетом и влиянием пользуется мать
Слайд 58Г) Гомогенные и гетерогенные семьи
В гомогенных семьях супруги являются выходцами из
одной социальной страты,
в гетерогенных они происходят из разных социальных групп, каст, классов;
Слайд 59Д) по количеству детей:
Малодетные (1—2 ребенка),
среднедетные (3—4 ребенка)
многодетные семьи (5 и более детей)
Слайд 60Е) Полные и неполные семьи
Ученые выделяют семьи полные (двое родителей) и
неполные (где по каким-либо причинам отсутствует один из родителей или родительское поколение, а дети живут с бабушками-дедушками).
Слайд 61Традиционная или патриархальная семья
Предполагает главенство мужчины
Такая семья объединяет под одной крышей
представителей, как минимум, трех поколений.
Женщина экономически зависит от супруга, семейные роли четко регламентированы: муж (отец) — добытчик и кормилец, жена (мать) — домохозяйка и воспитатель детей
Слайд 62Сферы семейной деятельности:
1. репродуктивная
2. хозяйственно- бытовая
3. экономическая
4. воспитательная
5. досуговая
6.
эмоциональная
7. духовное общение
8. социально- статусная
9. первичный социальный контроль
Слайд 63Функции семьи
1. Репродуктивная
2. Социально-статусная
3. Экономическая и хозяйственно-бытовая
4.Эмоциональная
5. Регулирование
Слайд 64Семейные ценности
Верность
Постоянство
Любовь
Уважение
Толерантность
Взаимный интерес
понимание
Слайд 65Брак- добровольный союз мужчины и женщины
Слайд 66Условия вступления в брак
Достижение 18 лет
Присутствие обоих лиц: жениха и невесты
Добровольное
согласие вступающих в брак
Слайд 67Регистрируемый в ЗАГСе на законных основаниях – гражданский брак
Слайд 68Церковный брак -венчание мужчины и женщины в церкви без регистрации на
законных основаниях
Слайд 69Фактический брак - длительное проживание мужчины и женщины без оформления своих
отношений в ЗАГСе
Слайд 70Гражданский брак:
Одним из проявлений кризиса существующих семейных отношений многие считают возросшее
число гражданских браков, то есть таких, которые не признаны ни государством, ни церковью. В таких семьях мужа и жену связывают только взаимные чувства и устный договор.
Обсуждение проблемы по вопросам:
Кто и почему вступает в гражданский брак?
Когда такой брак уместен?
Каковы издержки такой формы брачного союза?
Слайд 71Гражданский брак:
за или против?
Положительные стороны гражданского брака (по мнению его
сторонников)
Это репетиция семейных отношений, позволяющая обрести опыт совместной жизни.
Гражданский брак может стать временной формой личной жизни.
Такие отношения выгоднее ранних браков, которые в большинстве случаев через 5-7 лет распадаются.
Отрицательные стороны гражданского брака
Люди, состоящие в гражданском браке, не ощущают прочности своего положения, серьезности отношений.
Они лишены определенного социального статуса.
Общественное мнение настроено против таких неофициальных союзов.
Болезненно реагируют на зыбкий статус родителей дети.
В гражданском браке не защищены имущественные и прочие права супругов и детей
Слайд 73Обстоятельства, препятствующие заключению брака
Браки между родственниками: родными братьями и сестрами, матерью
и сыном, отцом и дочерью, между усыновленными и усыновителями
Если одно лицо уже состоит в браке (многоженство запрещено законом)
Если одно из лиц признано недееспособным, в следствии психического расстройства
Слайд 74Проблемы современной семьи
Задание группе:
Современные ученые говорят о кризисе семейных
отношений
Как вы думаете в чем причины и каковы последствия кризиса семейных отношений?
Слайд 75Кризис семьи проявляется
в росте числа разводов;
в увеличении количества добрачных и внебрачных
детей;
во взаимном отчуждении членов семьи;
в ослаблении воспитательного воздействия родителей на детей;
в увеличении числа неполных семей
Слайд 76Права супругов
Право на выбор рода занятий и профессии, места пребывания и
местожительства.
Право на выбор фамилии
Равные права родителей в воспитании детей.
Супруги имеют равные права на общую, совместную собственность, т. е. имущество
Слайд 77Права детей
Право ребенка на имя, отчество и фамилию
Право ребенка жить в
семье
Право на общение со своими родителями и родственниками
Право на защиту своих прав
С 10 лет ребенок имеет право выражать свое мнение при решении вопросов, затрагивающих его интересы
С 14 лет – право на изменение имени и фамилии
Слайд 78Расторжение брака
Закон запрещает мужу без согласия супруги возбуждать дело о расторжении
брака во время беременности жены и в течение года после рождения ребенка
Взаимное согласие супругов
Слайд 79При разводе страдают в первую очередь дети
Слайд 80Гендерное поведение
Понятие «гендер» (от англ. gender, от лат. gens -
род):
во-первых, подразумевает любые психологические и поведенческие свойства, отличающие мужчин от женщин (то, что раньше называли половыми свойствами или различиями)
во-вторых, употребляется в более узком смысле для обозначения социального пола, имея в виду роли и сферы деятельности мужчин и женщин, зависящие не от биологических половых различий, а от социальной организации общества
Слайд 81Изречения мудрых
Без равенства нет брака в самом деле, Жена, исключённая из
всех интересов, занимающих её мужа, чуждая им, не делящая их, - наложница, экономка, нянька, но не жена в полном, благородном значении слова. (А.И. Герцен)
Вступающие в брак должны глядеть во все глаза до брака и держать их полузакрытыми- после.
(М. Cкюдери )
Слайд 82Выводы
Закон стоит на защите прав и интересов ребенка.
Необходимо ответственно выполнять свои
обязанности, заботиться о своих родных и близких
Многообразие правовых отношений рождает только официально оформленный, зарегистрированный брак
Слайд 83Анкетирование
В каком возрасте вы бы хотели вступить в брак?
А) в
18- 20
Б) 20- 25
В) 25-30
Сколько вы планируете иметь детей?
А) 1
Б) 2
В) более 2
Во главе семьи должен быть
А) мужчина
Б) женщина
В) должно быть равноправие
Нужно ли составлять брачный договор?
А)да
Б) нет
В) не знаю, по обстоятельствам
Хотите ли вы, чтобы ваши родители жили с вами
А) да
Б) нет
В) по обстоятельствам
Слайд 84Молодежь как социальная группа
Разработала Камнева АС
Слайд 85Понятие «молодежь»
социально-демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального
положения и обусловленных тем и другим социально-психологических свойств, которые определяются общественным строем, культурой, закономерностями социализации, воспитания данного общества; современные возрастные границы от 14-16 до 25-30 лет.
Слайд 86Периодизация
Младшая группа: подростки до 18 лет (учащиеся) — находятся на
иждивении родителей, продолжают или завершают получение общего или специального образования и не имеют полноценных гражданских прав (избирательных, вступления в брак).
Средняя группа: молодежь 18—24 лет (студенты, молодые рабочие). Часть из них уже отделилась от родительских семей и живет на собственные доходы. В этом возрасте идет активное вступление в брак, формирование молодых семей, рождение первых детей.
Старшая группа: молодые взрослые 25—30 лет — это люди, как правило, уже сделавшие профессиональный выбор, имеющие определенную квалификацию, некоторый жизненный и профессиональный опыт, но характерна высокая конфликтность молодых семей, распад браков.
Слайд 87Особенности социального положения молодежи
Переходность положения
— Высокий уровень мобильности.
—
Освоение новых социальных ролей (работник, студент, гражданин, семьянин), связанных с изменением статуса.
— Активный поиск своего места в жизни.
— Благоприятные перспективы в профессиональном и карьерном плане
Слайд 88Социальные и психологические критерии молодежи
1) особая эмоциональная восприимчивость;
2)
стремление идти на риск;
3) высокая степень мобильности;
4) высокая степень адаптации к изменяющимся условиям;
5) стремление к максимальному проявлению своих сил и возможностей;
6) определённое критическое отношение к старшему поколению;
7) определённый нигилизм по отношению к окружающей действительности;
8) ощущение зависимости от третьих лиц;
9) стремление к свободе (с одной стороны) и объединению со сверстниками;
10) стремление к идеалу
Слайд 89Трудности социализации. Легко ли быть молодым?
1) несовпадением высокого уровня притязаний (стремление
стать героем, прославиться) и низкого социального статуса тинейджеров, который задан их возрастом;
2) несовпадением старого стиля родительства, ориентированного на то, что для матери сын или дочь всегда остаётся ребёнком, и новых потенциальных возможностей тинейджеров, связанных с психофизиологическим повзрослением;
3) противоречием между усилившейся ориентацией на самостоятельность и усилившейся зависимостью от мнения и поведения сверстников.
Инфантилизм (от лат. infantilis – детский) – сохранение у взрослых физических и психических черт, свойственных детскому возрасту.
Инфантилизм психический – особенность психического склада личности, обнаруживающей черты, свойственные более раннему возрасту: эмоциональная неустойчивость, незрелость суждений, капризность и подчиняемость
Слайд 90Социальные проблемы российской молодёжи
Слайд 92К числу особо тревожных тенденций в молодежной среде относятся
1. отставание
уровня образования от уровня, достигнутого наиболее развитыми странами;
2. ускорение падения престижа общего и профессионально-технического образования;
3. увеличение числа молодежи, начинающей трудовую деятельность с низким уровнем образования и не имеющей желания продолжать обучение;
4. ориентация многих звеньев образования на «поточное» воспроизводство рабочих, служащих и специалистов без учета требований потребителей;
5. неподготовленность кадров высшей, профессиональной и средней школы к работе в новых условиях;
6. усиливающееся отставание материально-технической базы всех уровней от нормативных требований;
7. снижение интеллектуального уровня аспирантского корпуса - будущего российской науки, отток одаренных юношей и девушек из многих вузов и из страны.
Слайд 93Государственная молодежная политика России
стратегическую преемственность поколений, сохранение и развитие национальной культуры,
воспитание у молодежи бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России;
становление патриотов России, граждан правового, демократического государства, способных к социализации в условиях гражданского общества, уважающих права и свободы личности, использующих возможности правовой системы, обладающих высокой государственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость, уважительное отношение к языкам, традициям и культуре других народов, толерантность к духовному мнению, умение искать и находить содержательные компромиссы;
формирование культуры мира и межличностных отношений, неприятия силовых методов разрешения политических конфликтов внутри страны, готовности защищать ее от агрессии;
разностороннее и своевременное развитие молодых людей, их творческих способностей, навыков самоорганизации, самореализации личности, умение отстаивать свои права, участвовать в деятельности общественных объединений;
формирование у них целостного миропонимания и современного научного мировоззрения, развитие культуры межэтнических отношений;
становление у молодых граждан положительной трудовой мотивации, высокой деловой активности, успешного владения основными принципами профессионализации, навыков эффективного поведения на рынке труда;
освоение молодыми людьми разнообразных социальных навыков и ролей, ответственности за собственное благосостояние и состояние общества, развитие культуры их социального поведения с учетом открытости общества, его информатизации, роста динамичности изменений.
Слайд 94Социальные роли в юношеском возрасте:
сын/дочь
брат/сестра
внук/внучка
ученик/ученица
участник спортивной секции
работник
семьянин