Слайд 1Презентация на тему
«Сфера духовной культуры. Сфера духовной жизни»
Ступакова Нина Ивановна, учитель истории и обществознания
МАОУ ШИЛИ, г. Калининград
Слайд 2Если культуры нет у людей в сердцах, то нигде больше её
быть не может» (Ж. Дюамель)
Французский писатель
Французский прозаик и поэт, драматург, литературный критик. Лауреат Гонкуровской премии, член Французской академии.
30 июня 1884 г. - 13 апреля 1966 г.
Слайд 3Культу́ра (от лат. cultura — возделывание, позднее — воспитание, образование, развитие, почитание) — понятие, имеющее огромное количество значений в различных областях
человеческой жизнедеятельности.
Культура является предметом изучения философии, культурологии, истории, искусствознания, лингвистики (этнолингвистики), политологии, этнологии, психологии, экономики, педагогики и др.
Слайд 5Культура понимается как…
«Культура есть практическая реализация общечеловеческих и духовных ценностей»[2]
«Исторически определённый уровень
развития общества и человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях» (БСЭ);
«Совокупность генетически ненаследуемой информации в области поведения человека» (Ю. М. Лотман);
«Вся совокупность небиологических проявлений человека»[3];
«Культуру, в том числе наиболее блистательные и впечатляющие её проявления в виде ритуальных и религиозных служб, можно интерпретировать как иерархическую систему приспособлений и устройств для отслеживания параметров среды» (Э. О. Уилсон);
Слайд 7Игра «Цепочка высказываний»
Каждый должен назвать два – три слова, по его
мнению, наиболее полно характеризующих слово «культура».
(В ходе выполнения задания составляется перечень).
Запись в тетради:
Культура – это…
Слайд 10Цицерон
Древнеримский политик
Древнеримский политический деятель, оратор и
философ.
Будучи выходцем из незнатной
семьи,
сделал благодаря своему ораторскому таланту
блестящую карьеру:
вошёл в сенат не позже 73 года до н. э. и стал
консулом в 63 году до н. э.
Сыграл ключевую роль в раскрытии и разгроме
заговора Катилины. В дальнейшем, в условиях
гражданских войн,
оставался одним из самых выдающихся и
самых последовательных сторонников
сохранения республиканского строя.
Был казнён членами второго триумвирата,
стремившимися к неограниченной власти.
Слайд 111. Духовная сфера жизни общества
«Возделывание души — это и есть культура: она выпалывает в душе пороки,
приготовляет души к принятию посева и вверяет ей — сеет, так сказать. Только те семена, которые, вызревают, приносят обильный урожай» (Цицерон М.Т. Избранные сочинения. — М., 1975, с. 252.)"
Слайд 13Рабочий материал
Отрывок из рассказа Р. Шекли «Абсолютное оружие»
Они вошли в огромную
комнату, где грудами лежало сверкающее легендарное марсианское оружие, остатки марсианской цивилизации.
Люди стояли и молча смотрели по сторонам. Перед ними лежало сокровище, от поисков которого все уже давно отказались. С того времени, когда человек высадился на Марсе, развалины великих городов были тщательно изучены. По всей равнине лежали сломанные машины, боевые колесницы, инструменты, приборы — все говорило о цивилизации, на тысячи лет опередившей земную. Кропотливо расшифрованные письмена рассказали о жестоких войнах, бушевавших на этой планете. Однако в них не говорилось, что произошло с марсианами. Уже несколько тысячелетий на Марсе не было ни одного разумного существа, не осталось даже животных.
Духовная
культура
Материальная
культура
Слайд 18Отличительные особенности духовной культуры от других сфер
П.1, параграф 6.
Результаты работы представьте
наглядно.
Схема
Духовная жизнь общества
Слайд 202. Культура личности и общества
Может ли культура развиваться отдельно от общества?
Исследуйте
и охарактеризуйте пути приобщения человека к культуре.
Вывод.
Слайд 21Что представляет собой культурный человек?
Представьте графически портрет культурного человека (схема).
Слайд 233. Развитие культуры в современной России
П.3, параграф 6.
2 группы уч
– ся: 1) – положительные черты развития культуры в современной России;
2) – негативные черты развития культуры в современной России.
Дискуссия.
Слайд 24Подведение итогов
Рефлексия.
Домашнее задание: Параграф 6,
Задания 3 или 5, эссе.