Слайд 1Рыночные отношения
в экономике
Выполнил:
учитель истории и обществознания
МКОУ «Быковская СОШ»
Ерофеева Т.И.
Слайд 2ОГЛАВЛЕНИЕ
Цели урока
Экономические системы
Рынок. Закон спроса и предложения
Рыночная структура
Функции рынка
Черты рынка
Условия, необходимые
для развития рыночного хозяйства
Слайд 3Цели урока
Раскрыть основные черты рыночной экономики;
Углубить знания учащихся о законе спроса и предложения в
рыночной экономике;
Сформировать представления у обучаемых о структуре (видах)
рынков;
Сформировать и конкретизировать знания учащихся о равно-весной цене и равновесном рынке;
Вычленить функции рынка;
Рассмотреть виды рынков.
Слайд 4Экономические системы
Экономические системы – это совокупность взаимосвязанных экономических элементов, образующих определенную целостность, экономическую структуру общества;
единство отношений, складывающихся по поводу производства, распределения, обмена и потребления экономических благ.
Типы экономических систем:
традиционная экономика, в которой все определяется обычаями;
командная экономика, в которой экономические решения принимаются государственными органами;
рыночная экономика, в которой производители и потребители действуют самостоятельно;
смешанная экономика, объединяющую самостоятельность покупателей и продавцов с регулирующим воздействием государства.
Слайд 5Типы экономических систем
ТРАДИЦИОННАЯ
КОМАНДНАЯ
РЫНОЧНАЯ
СМЕШАННАЯ
Слайд 6Рынок
Рынок – совокупность всех отношений, а также форм и
организаций сотрудничества людей друг с другом, касающихся купли-продажи товаров и услуг.
Условия возникновения рынка:
Общественное разделение труда
Экономическая обособленность производителей
Самостоятельность производителя
Признаки рынка
Нерегулируемое предложение
Нерегулируемый спрос
Нерегулируемая цена
Слайд 7Главный закон рынка – закон спроса и предложения
Спрос — это зависимость между
ценой и количеством товара, который покупатели могут и желают купить по строго определённой цене, в определённый промежуток времени.
Р – цена
Q - спрос
Слайд 8Закон спроса
Закон спроса: повышение цен обычно ведёт к снижению величины
спроса, а снижение цен — к её увеличению.
Основные неценовые факторы спроса:
цены на сопряжённые товары (товары-субституты и комплементы).
Товары-субституты — взаимозаменяемые товары, повышение цены на один из которых ведет к повышению спроса на другой, и наоборот;
цены на комплементарные товары — взаимодополняемые товары, повышение цены на один из которых ведет к уменьшению спроса на другой, и наоборот;
число покупателей;
ожидания изменения цены;
потребительские предпочтения;
мода;
доход потребителя и др.
Слайд 9Главный закон рынка – закон спроса и предложения
Предложение – это экономическая категория,
отражающая, какое количество товаров и услуг продавцы готовы предложить для реализации на рынке в данное время и по определенной цене.
Слайд 10Закон предложения
Закон предложения: повышение цен обычно ведёт к росту величины
предложения, а снижение цен — к её уменьшению.
Основные неценовые факторы предложения:
цены на ресурсы;
технология производства;
число продавцов на рынке;
ожидания изменения цен;
цены на другие товары;
мода;
налоги и дотации и др.
Слайд 11Закон Маршала
Равновесный рынок – это рынок, на котором установилась равновесная цена,
т. е. предложение соответствует спросу.
Слайд 12Рыночная структура
Структура рынка — основные характерные черты рынка, в
число которых входят:
количество и размеры представленных на рынке субъектов
степень, в которой товары разных субъектов схожи между собой
легкость входа и выхода с конкретного рынка
доступность рыночной информации
Слайд 14Рыночная структура
В рыночной структуре особо выделяют следующие виды
рынков:
Рынки товаров и услуг, куда включают рынки потребительского назначения, услуг, жилья и зданий непроизводственного назначения.
Рынки факторов производства, в состав которых входят рынки недвижимости, орудий труда, сырья и материалов, энергетических ресурсов, полезных ископаемых.
Финансовые рынки, т.е. рынки капиталов (инвестиционные рынки), кредитные, ценных бумаг, валютно-денежные рынки.
Рынки интеллектуального продукта, где в качестве объектов купли-продажи выступают инновации, изобретения, информационные услуги, произведения литературы и искусства.
Рынки рабочей силы, представляющие собой экономическая форма движения (миграции) трудовых ресурсов (рабочей силы)
Слайд 15Функции рынка
информационная — рынок дает его участникам информацию о необходимом количестве
товаров и услуг, их ассортименте и качестве;
посредническая — рынок выступает посредником между производителем и потребителем;
ценообразующая — цена складывается на рынке на основе взаимодействия спроса и предложения, с учетом конкуренции;
регулирующая — рынок приводит в равновесие спрос и предложение;
координирующая — рынок побуждает производителей создавать нужные обществу экономические блага с наименьшими затратами и получать достаточную прибыль;
санирующая (оздоровительная) – предотвращение неэффективной хозяйственной деятельности путем банкротств нерентабельных предприятий и
процветания эффективных производств;
стимулирующая — рынок побуждает производителей создавать нужные обществу экономические блага с наименьшими затратами и получать достаточную прибыль.
Слайд 16Положительные черты рынка
Способствует эффективному распределению ресурсов, формируя таким образом структуру производства
Стимулирует
научно-технический прогресс
Способствует ресурсосбережению в обществе
Создает материальную заинтересованность производить то, в чем есть потребность
Стихийно координирует действия людей в процессе экономической деятельности, опираясь на принципы саморегуляции и сопоставляя экономические интересы
Слайд 17Отрицательные черты рынка
Не гарантирует решение социально-экономических проблем (безработица, инфляция, защита окружающей
среды, обеспечение экономической безопасности, развитие фундаментальной науки)
Распределяет продукты по результатам конкуренции, что приводит к социальному неравенству
Порождает тенденцию к монополизации производства
Не может решить все проблемы связанные с неравномерностью распределения природных, инвестиционных и человеческих ресурсов
Способствует циклическому развитию с периодическими спадами и кризисами
Слайд 18Условия, необходимые для развития рыночного хозяйства
1) конкурентная среда (условия для создания соперничества за
наиболее выгодные условия на рынке);
2) свободное (от принуждения извне) ценообразование;
3) многообразие форм собственности (частная, коллективная, государственная и пр.);
4) отсутствие монополизации (появления единственного поставщика товаров/услуг на рынке) рынка;
5) действие законов, охраняющих права собственников;
6) наличие резервов роста экономики (финансовый и физический капиталы, природные ресурсы);
7) обеспечение подвижности ресурсов (отсутствие внутренних таможенных границ и запретов, свободные торговые зоны и т. п.);
8) наличие рыночной инфраструктуры (совокупность рыночных институтов, обслуживающих рыночное хозяйство, например, фондовые биржи, страховые компании и пр.).