Презентация, доклад по обществознанию на тему Процесс познания (10 - 11 класс)

Содержание

ИСТИНА

Слайд 1Цель познания - истина
Истина - это верное, правильное отражение действительности в

сознании человека, в наших понятиях, суждениях, умозаключениях и теориях.

Цель познания - истинаИстина - это верное, правильное отражение действительности в сознании человека, в наших понятиях, суждениях,

Слайд 2ИСТИНА

ИСТИНА

Слайд 3Абсолютная и относительная истина
Относительная
истина
изменчивое знание
по мере развития познания
вращение Земли

происходит с ……скоростью

Земля вертится

Абсолютная
истина

полное,
исчерпывающее знание

текущий уровень знания о
природе явлений

зависит от методов и точности измерения этой скорости.

Абсолютная и относительная истинаОтносительная истинаизменчивое знание по мере развития познаниявращение Земли происходит с ……скоростьюЗемля вертитсяАбсолютная истина полное,

Слайд 4Заблуждение и относительная истина
Относительная
истина
изменчивое знание
по мере развития
познания
Земля стоит

на слонах, слоны на черепахе

Скоро конец света

Земля плоская

Заблуждение

Непреднамеренное
искажение
действительности

Заблуждение и относительная истинаОтносительная истинаизменчивое знание по мере развития познанияЗемля стоит на слонах, слоны на черепахе Скоро

Слайд 5

Уровни познания

восприятие

представление

ощущение

Чувственное познание

отражение отдельных свойств предмета

целостный образ предмета

чувственный образ предмета,
сохраняемый в памяти

Формы:

Уровни познаниявосприятие представление ощущение Чувственное

Слайд 6

Уровни познания

умозаключение

понятие

суждение

Рациональное познание

мысль, отражающая предметы
в их общих и существенных
признаках

форма мысли, в которой через связь
понятий утверждается или отрицается
что-либо

форма мысли в виде рассуждения,
в ходе которой из одного или
нескольких суждений выводится новое

Формы:

Уровни познанияумозаключение понятие суждение

Слайд 7Задание 26.
Назовите три формы рационального познания и
проиллюстрируйте каждую из них

примером

Ответ:
Понятие (металл)
Суждение (все металлы проводят электричество)
Умозаключение (а) все металлы проводят электричество; (б) медь – металл; (в)следовательно, медь проводит электричество.

Задание  26.Назовите три формы рационального познания и проиллюстрируйте каждую из них примеромОтвет:Понятие (металл)Суждение (все металлы проводят

Слайд 8Уровни познания
восприятие
умозаключение
представление
ощущение
понятие
суждение

Рациональное познание
Чувственное познание


ПРАКТИКА – цель, основа, источник, движущая сила, критерий истины

Уровни познаниявосприятие умозаключение представление ощущение понятие суждение Рациональное познание Чувственное познание ПРАКТИКА – цель, основа, источник, движущая

Слайд 9ПРАКТИКА. Функции.
ЦЕЛЬ ПОЗНАНИЯ
ОСНОВА ПОЗНАНИЯ
КРИТЕРИЙ ИСТИНЫ

ПРАКТИКА. Функции. ЦЕЛЬ ПОЗНАНИЯ ОСНОВА ПОЗНАНИЯ КРИТЕРИЙ ИСТИНЫ

Слайд 10Задание 26.
Раскройте на трех примерах роль практики в процессе

познания.

Ответ:
Функции практики:
Практика как исходный пункт, основа познания (потребность земледелия и мореплавания стимулировала развитие геометрии и астрономии, производство создает необходимую аппаратуру для научных исследований, существенно раздвигающих границы наших знаний);
Практика, как цель познания (ученые – физики настойчиво изучают синтез ядер тяжелого водорода (дейтерия)в ядро атома гелия, чтобы можно было использовать термоядерную энергию в экономике);
Практика, как критерий истины (пока какое-то положение, высказанное в виде теории, концепции, простого умозаключения, не будет проверено на опыте, не претворится в практике, оно остается всего лишь предположением (гипотезой) (открытие закона Архимеда с успехом было подтверждено практикой кораблестроения)
 

Задание   26. Раскройте на трех примерах роль практики в процессе познания.Ответ:Функции практики:Практика как исходный пункт,

Слайд 11Научное познание Уровни
Эмпирический
Теоретический
Гипотеза
Проблема
Теория
Научный


ФАКТ

Эмпирический
ЗАКОН

Ф
О
Р
М
А

Научное познание УровниЭмпирический         ТеоретическийГипотезаПроблемаТеорияНаучный ФАКТЭмпирический ЗАКОНФОРМА

Слайд 12 Научное познание


описание

сравнение

МЕТОДЫ

ГРУППЫ МЕТОДОВ

измерение

эксперимент

наблюдение

единство исторического и
логического

Восхождение от конкретного
к абстрактному

формализация

математизация

ЭМПИРИЧЕСКИЕ

УНИВЕРСАЛЬНЫЕ

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ

АНАЛИЗ

СИНТЕЗ

ДЕДУКЦИЯ

ИНДУКЦИЯ

АНАЛОГИЯ

МОДЕЛИРОВАНИЕ

АБСТРАГИРОВАНИЕ

ИДЕАЛИЗАЦИЯ


классификация

систематизация

Научное познание        описание

Слайд 13Задание
27
Немецкий химик Ф. А. Кекуле вспоминал: «Я увидел клетку с

обезьянами, которые ловили друг друга, то схватываясь между собой, то опять расцепляясь, и один раз схватились таким образом, что составили кольцо... Таким образом, пять обезьян, схватившись, образовали круг, и у меня сразу же блеснула в голове мысль: вот изображение бензола».
На основании какого метода научного познания Ф. А. Кекуле сделал открытие? Охарактеризуйте данный метод, К какой группе методов научного познания он относится?
Задание 27Немецкий химик Ф. А. Кекуле вспоминал: «Я увидел клетку с обезьянами, которые ловили друг друга, то

Слайд 14Немецкий химик Ф. А. Кекуле вспоминал: «Я увидел клетку с обезьянами,

которые ловили друг друга, то схватываясь между собой, то опять расцепляясь, и один раз схватились таким образом, что составили кольцо... Таким образом, пять обезьян, схватившись, образовали круг, и у меня сразу же блеснула в голове мысль: вот изображение бензола».
На основании какого метода научного познания Ф. А. Кекуле сделал открытие? Охарактеризуйте данный метод, К какой группе методов научного познания он относится?

ОТВЕТ:
Метод: аналогия
Характеристика метода: Аналогия – сходство нетождественных объектов в некоторых сторонах, качествах, отношениях.
Группа методов: универсальная
Немецкий химик Ф. А. Кекуле вспоминал: «Я увидел клетку с обезьянами, которые ловили друг друга, то схватываясь

Слайд 15 Задание
27
В начале XIX в. В

Англии готовился к спуску на воду мощный военный корабль «Каптен». Инженер Рид сделал уменьшенную копию этого судна и провел испытания на плавучесть. Результаты этих опытов привели его к выводу, что строящееся судно будет плохо держаться на волне и может затонуть во время даже несильного шторма. Однако адмиралы ему не поверили. Вскоре после спуска на воду «Каптен» затонул, погибли 533 моряка. В Лондоне установлена мемориальная доска с «вечным порицанием невежественному упрямству лордов Адмиралтейства».
Какой метод научного познания использовался в приведенном случае?
При каких условиях его целесообразно применять?
Задание 27   В начале XIX в. В Англии готовился к спуску на воду

Слайд 16 Задание
27
В начале XIX в. В

Англии готовился к спуску на воду мощный военный корабль «Каптен». Инженер Рид сделал уменьшенную копию этого судна и провел испытания на плавучесть. Результаты этих опытов привели его к выводу, что строящееся судно будет плохо держаться на волне и может затонуть во время даже несильного шторма. Однако адмиралы ему не поверили. Вскоре после спуска на воду «Каптен» затонул, погибли 533 моряка. В Лондоне установлена мемориальная доска с «вечным порицанием невежественному упрямству лордов Адмиралтейства».
Какой метод научного познания использовался в приведенном случае?
При каких условиях его целесообразно применять?

ОТВЕТ:
Метод: моделирование
Целесообразно применять метод моделирования, когда объект недоступен исследованию, является слишком большим, дорогостоящим, слишком сложным.

Задание27   В начале XIX в. В Англии готовился к спуску на воду

Слайд 17Задание
27
В 1667 году, анализируя материалы астрономических наблюдений, Ньютон применил сформулированные

им законы динамики к движению Луны. Ему было известно, что Луна обращается вокруг Земли почти по круговой орбите. Но движение по круговой орбите возможно только тогда, когда на тело действует какая-то сила, сообщающая ему центростремительное ускорение. Ньютон высказал предположение, что этой силой является сила взаимного притяжения Луны и Земли. Произведя необходимые расчеты, он пришел к выводу, что силу взаимного притяжения Луны и Земли можно вычислить по формуле. Ньютон не остановился на этом, а предположил, что по полученной им формуле можно рассчитать силу притяжения любых тел, если их размеры малы по сравнению с расстоянием между ними. Поэтому открытый им закон получил название закона всемирного тяготения.
Назовите методы научного исследования, о которых идет речь в этом фрагменте, и охарактеризуйте каждый из них. Какой уровень (уровни) научного познания представлен(ы) в нем? Свой ответ аргументируйте.

Задание 27В 1667 году, анализируя материалы астрономических наблюдений, Ньютон применил сформулированные им законы динамики к движению Луны.

Слайд 18Задание
27
В 1667 году, анализируя материалы астрономических

наблюдений, Ньютон применил сформулированные им законы динамики к движению Луны. Ему было известно, что Луна обращается вокруг Земли почти по круговой орбите. Но движение по круговой орбите возможно только тогда, когда на тело действует какая-то сила, сообщающая ему центростремительное ускорение. Ньютон высказал предположение, что этой силой является сила взаимного притяжения Луны и Земли. Произведя необходимые расчеты, он пришел к выводу, что силу взаимного притяжения Луны и Земли можно вычислить по формуле. Ньютон не остановился на этом, а предположил, что по полученной им формуле можно рассчитать силу притяжения любых тел, если их размеры малы по сравнению с расстоянием между ними. Поэтому открытый им закон получил название закона всемирного тяготения.
Назовите методы научного исследования, о которых идет речь в этом фрагменте, и охарактеризуйте каждый из них. Какой уровень (уровни) научного познания представлен(ы) в нем? Свой ответ аргументируйте.

ОТВЕТ:
Методы: наблюдение (ученый делает выводы на основе астрономических наблюдений, систематизирует эти данные);
выдвижение гипотезы (ученый выдвинул гипотезу, которая стала законом).
В первом случае речь идет об эмпирическом уровне научного познания, так как ученый получает научные факты на основе произведенных наблюдений.
Во втором речь идет о теоретическом уровне научного познания, так как он выдвигает научную гипотезу, используя данные об объектах.

Задание 27    В 1667 году, анализируя материалы астрономических наблюдений, Ньютон применил сформулированные им законы

Слайд 19Задание
27
Известный конструктор железнодорожных мостов Брандт долго искал решение задачи —

перебросить мост через достаточно широкую и чрезвычайно глубокую пропасть. О возведении опор на дне пропасти или по её краям не могло быть и речи. Измученный тщетными поисками решения, он вышел во двор подышать свежим воздухом. Была осень, и в воздухе носились тонкие осенние паутинки. Одна из них прилипла на лицо изобретателя. Не переставая думать о своей задаче, он машинально стал снимать прочно зацепившуюся и прилипшую к щеке паутинку. И тут внезапно мелькнула мысль: если паук способен перекинуть паутинку-мост через глубокую и широкую для него пропасть, то посредством подобных же тонких нитей, неизмеримо более прочных (стальных), человек мог бы перебросить мост через пропасть?
О каком уровне научного познания идёт речь в данном отрывке? Какие формы научного познания описаны в тексте? Перечислите два метода научного познания, используемые Брандтом.

Задание 27Известный конструктор железнодорожных мостов Брандт долго искал решение задачи — перебросить мост через достаточно широкую и

Слайд 20Задание
27
Известный конструктор железнодорожных мостов Брандт долго искал решение задачи — перебросить

мост через достаточно широкую и чрезвычайно глубокую пропасть. О возведении опор на дне пропасти или по её краям не могло быть и речи. Измученный тщетными поисками решения, он вышел во двор подышать свежим воздухом. Была осень, и в воздухе носились тонкие осенние паутинки. Одна из них прилипла на лицо изобретателя. Не переставая думать о своей задаче, он машинально стал снимать прочно зацепившуюся и прилипшую к щеке паутинку. И тут внезапно мелькнула мысль: если паук способен перекинуть паутинку-мост через глубокую и широкую для него пропасть, то посредством подобных же тонких нитей, неизмеримо более прочных (стальных), человек мог бы перебросить мост через пропасть?
О каком уровне научного познания идёт речь в данном отрывке? Какие формы научного познания описаны в тексте? Перечислите два метода научного познания, используемые Брандтом.

ОТВЕТ:
1. уровень научного познания — теоретический;
2. формы научного познания — постановка проблемы и выдвижение гипотезы;
3. методы научного познания, используемые Брандтом:
– аналогия;
– моделирование.

Задание27Известный конструктор железнодорожных мостов Брандт долго искал решение задачи — перебросить мост через достаточно широкую и чрезвычайно

Слайд 21 Задание 27
Основоположник современной аэродинамики Н.Е.Жуковский, как и его предшественники, начал наблюдать

за полетами птиц, источником подъемной силы их полетов. На основе этих наблюдений и специально поставленных опытов он создал математическую теорию крыла, научно обосновал наиболее целесообразные профили крыльев для летательных аппаратов. Расчеты и рекомендации Н.Е.Жуковского полностью оправдались на практике: крылья и воздушные винты современных самолетов рассчитываются по формуле и конструируются на основе оптимальных профилей, предложенных ученым.

Сущность какого процесса иллюстрирует приведенный пример? Укажите три признака, по которым вы это определили.

Задание  27 Основоположник современной аэродинамики Н.Е.Жуковский, как и его предшественники, начал наблюдать за полетами

Слайд 2227. Ответ.
Приведенный пример иллюстрирует сущность процесса познания (научного познания) и неразрывную

связь двух уровней (ступеней) познания и практики.
Признаки: практика является источником познания (потребность в прекращении аварий самолетов обусловили необходимость изучения их строения);
Присутствует эмпирическое познание (используется метод НАБЛЮДЕНИЯ за полетами птиц);
Имеет место теоретическое познание (создание математической ТЕОРИЯ крыла, научное обоснование наиболее целесообразных профилей крыльев для летательных аппаратов);
Возврат к практике (расчеты и рекомендации полностью оправдались на практике)

27. Ответ.Приведенный пример иллюстрирует сущность процесса познания (научного познания) и неразрывную связь двух уровней (ступеней) познания и

Слайд 23Источники
1. Баранов, П.А. Обществознание: Экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ: «Познание» /

П.А. Баранов, А.В. Воронцов. – М.: АСТ: Астрель, 2009. – 128, (Единый государственный экзамен).
3. Введение в обществознание: Учеб. Пособие для 8-9 кл. общеобразоват. Учреждений / Л.Н.Боголюбов, Л.Ф. Иванова, А.И.Матвеев и др.; Под ред. Л.Н.Боголюбова. – 7-е изд. – М.: Просвещение, 2002. – 207 с.
4. Клименко, А. В. Обществознание: учеб, пособие для школьников ст. кл. и поступающих в вузы / А. В. Клименко, В. В. Румынина. - 5-е изд., дораб. - М.: Дрофа, 2005. – 507 с.
5. Котова О.А., Лискова Т.Е. Государственная итоговая аттестация выпускников 9 классов в новой форме. Обществознание 2012. Учебное пособие / О.А.Котова, Т.Е. Лискова. – Москва, 2012. – 240 с.
6. Махоткин А.В. Обществознание в схемах и таблицах / А.В.Махоткин, Н.В.Махоткина, - М.: Эксмо, 2012. – 368 с.
7. Никитин А.Ф. право и политика: Учебное пособие для 9 кл. общеобразоват. Учреждений / А.Ф.Никитин. – 9-е изд., исправ. – М.: Просвещение, 2004. – 191 с.

Источники1. Баранов, П.А. Обществознание: Экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ: «Познание» / П.А. Баранов, А.В. Воронцов. – М.:

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть