Презентация, доклад по обществознанию на тему Познавательная деятельность человека. Понятие истины, её критерии (10 класс)

Содержание

Эпиграф урока:О, сколько нам открытий чудных готовит просвещенья ум! ?

Слайд 1


Познавательная деятельность человека. Понятие истины, её критерии

Познавательная деятельность человека. Понятие истины, её критерии

Слайд 2

Эпиграф урока:
О, сколько нам открытий чудных готовит просвещенья ум!


?
Эпиграф урока:О, сколько нам открытий чудных готовит просвещенья ум!

Слайд 3«Знание-сила» (Ф.Бэкон)



Деятельность человека основана на использовании знаний, накопленных человечеством
Знания человечества
Деятельность

«Знание-сила» (Ф.Бэкон)Деятельность человека основана на использовании знаний, накопленных человечествомЗнания человечестваДеятельность

Слайд 4

Что такое познание?

?

Что такое познание? ?

Слайд 5

Познание

Получение знаний

ПознаниеПолучение знаний

Слайд 6


Цель познания
Получить новое знание о мире или постижение истины



Мотив познания Познать

окружающий мир, чтобы в нём ориентироваться


Результат познания


?

Объект

Субъект


СТОРОНЫ ПРОЦЕССА ПОЗНАНИЯ

Цель познанияПолучить новое знание о мире или постижение истиныМотив познания Познать окружающий мир, чтобы в нём ориентироватьсяРезультат

Слайд 7

Гносеология – наука, занимающаяся проблемами познания

Гносеология – наука, занимающаяся проблемами познания

Слайд 8

Формы познания
Чувственное
(познание при помощи органов чувств)
Рациональное
(получение знания при помощи разума)


- Ощущение
- Восприятие
- Представление

- Понятие
- Суждение
- Умозаключение

Высшая форма познания

?

Формы познанияЧувственное (познание при помощи органов чувств)Рациональное(получение знания при помощи разума) - Ощущение- Восприятие- Представление- Понятие- Суждение-

Слайд 9

ЧУВСТВЕННОЕ ПОЗНАНИЕ

ОЩУЩЕНИЕ
Качества предмета при воздействии на один из органов чувств

ВОСПРИЯТИЕ
Целостный образ

при воздействии на органы чувств


ПРЕДСТАВЛЕНИЕ
Образ предмета сохраняемый в памяти





Цвет +

Вкус

Запах

+




Лимон ?
- жёлтый,
- ароматный,
кислый,
овальный





жёлтый

ЧУВСТВЕННОЕ ПОЗНАНИЕОЩУЩЕНИЕКачества предмета при воздействии на один из органов чувствВОСПРИЯТИЕЦелостный образ при воздействии на органы чувствПРЕДСТАВЛЕНИЕОбраз предмета

Слайд 10

Задание: Представьте образ ёлки и опишите её.

Задание: Представьте образ ёлки и опишите её.

Слайд 11

Зелёная
Колючая
Пахнет смолой

ЁЛКА

Зелёная Колючая Пахнет смолойЁЛКА

Слайд 12

РАЦИОНАЛЬНОЕ
ПОЗНАНИЕ
Информация


Мышление


Мысль об

отдельных свойствах предмета или связи между предметами




Этот кот откормленный

Дерево

РАЦИОНАЛЬНОЕ    ПОЗНАНИЕИнформацияМышлениеМысль об отдельных свойствах предмета или связи между предметамиЭтот

Слайд 13

1. Дерево возле дома
3. Кузнечик зелёный
2. Бабочки
4. Пошёл дождь

и земля промокла

5. Все млекопитающие – животные.
Все кошки – млекопитающие.
Кошки – животные.

Определите уровни рационального познания

1. Дерево возле дома 3. Кузнечик зелёный 2. Бабочки4. Пошёл дождь и земля промокла5. Все млекопитающие –

Слайд 14
Кража - уголовное преступление.
Грабеж - уголовное преступление.
Разбой — уголовное преступление.
Кража, грабеж,

разбой - преступления против собственности.

Следовательно, все преступления против собственности – уголовные преступления.

Верное умозаключение?

?


Кража - уголовное преступление.Грабеж - уголовное преступление.Разбой — уголовное преступление.Кража, грабеж, разбой - преступления против собственности.

Слайд 15
Буратино, вот у тебя 3 яблока. Одно яблоко ты отдал Пьеро

- сколько у тебя осталось яблок? - Три! Потому что Пьеро яблоко я не дам.

Верное умозаключение?

?

Буратино, вот у тебя 3 яблока. Одно яблоко ты отдал Пьеро - сколько у тебя осталось яблок?

Слайд 16
Ребенка перевели в другую школу, его успеваемость повысилась - следовательно, новая

школа лучше действительно лучше старой. Верное умозаключение?

Верное умозаключение?

?

Ребенка перевели в другую школу, его успеваемость повысилась - следовательно, новая школа лучше действительно лучше старой. Верное

Слайд 17

Задание: На основе приведённых фактов определите факторы, которые, кроме свойств самого

предмета, влияют на создание его чувственного образа.

Пчёлы не воспринимают красного цвета, но воспринимают ультрафиолетовое излучение. У гремучих змей есть особое «тепловое зрение», с помощью которого они воспринимают инфракрасные лучи. Собаки видят окружающий мир в черно-белом цвете.
Дети и взрослые по-разному воспринимают размеры предметов, расстояние между ними и т. п.



Задание: На основе приведённых фактов определите факторы, которые, кроме свойств самого предмета, влияют на создание его чувственного

Слайд 18

Ответ:
Особенности наших органов чувств,
Индивидуальный опыт,
3. Культурно-исторический опыт.


Ответ: Особенности наших органов чувств, Индивидуальный опыт, 3. Культурно-исторический опыт.

Слайд 19

Сенсуализм – Основной способ познания – чувственное восприятие
Рационализм – Источником знаний

является разум, чувства не всегда дают верную информацию о предмете или лишь поверхностную
Сенсуализм – Основной способ познания – чувственное восприятиеРационализм – Источником знаний является разум, чувства не всегда дают

Слайд 20 Задание: Определите, к какому направлению – рационализму или сенсуализму – принадлежат

авторы следующих высказываний. Свой выбор обоснуйте.


Сенека: Высшее благо заключено в разуме, а не в чувствах. Что в человеке самое лучшее? Разум. Силой разума он превосходит животных и идёт вровень с богами. Итак, разум в его совершенстве есть благо, присущее человеку, тогда как все остальные чувства – общие с животными и растениями».

Н. Рерих: «Истина не познаётся расчётами. Лишь язык сердца знает, где живет великая Правда, которая, не смотря ни на что, ведёт человечество к восхождению»

Задание: Определите, к какому направлению – рационализму или сенсуализму – принадлежат авторы следующих высказываний. Свой выбор

Слайд 21Задание: Прочитайте нижеприведённые определения истины. Какое из них вам представляется наиболее

точным? Свой выбор аргументируйте.


Истина – это то, во что человек верит.
Истина – это верное, правильное отражение действительности в мыслях.
Истина – это незыблемые, не меняющиеся со временем утверждения.
Истина – это те выводы, с которыми согласны все.
Истина – это соответствие наших знаний о предмете самому предмету





Задание: Прочитайте нижеприведённые определения истины. Какое из них вам представляется наиболее точным? Свой выбор аргументируйте. Истина –

Слайд 22

Истина – соответствие полученных знаний действительности

Истина – соответствие полученных знаний действительности

Слайд 23

Истина
Объективная
не зависит от человека, существует в объективной реальности

Субъективная
устанавливается конкретным субъектом познания

(человеком, группой, обществом)





Это люди

Она красивая

ИстинаОбъективнаяне зависит от человека, существует в объективной реальностиСубъективнаяустанавливается конкретным субъектом познания (человеком, группой, обществом)Это людиОна красивая

Слайд 24

Истина
АБСОЛЮТНАЯ
Полное, исчерпывающее, достоверное знание; не может быть опровергнуто в будущем

ОТНОСИТЕЛЬНАЯ
Неполное, ограниченное

знание

Практически невозможно

Человек смертен

ИстинаАБСОЛЮТНАЯПолное, исчерпывающее, достоверное знание; не может быть опровергнуто в будущемОТНОСИТЕЛЬНАЯНеполное, ограниченное знаниеПрактически невозможноЧеловек смертен

Слайд 25




Задание:

Изучив материал учебника
(стр. 63-64), запишите в тетрадь
особенности научного познания
Задание: Изучив материал учебника

Слайд 26Особенности научного познания
Объективность получаемого знания;
Рационалистическая обоснованность;
Системность знания;
Использование специальных методов познавательной деятельности

(научное наблюдение, практика, логические рассуждения);
Проверяемость достоверности знаний.

Особенности научного познанияОбъективность получаемого знания;Рационалистическая обоснованность;Системность знания;Использование специальных методов познавательной деятельности (научное наблюдение, практика, логические рассуждения);Проверяемость достоверности

Слайд 27




Домашнее задание
1. Прочитать § 6, выучить конспект

Домашнее задание1. Прочитать § 6, выучить конспект

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть