Слайд 1ПОЗНАНИЕ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА
“Знания – сила”
Фрэнсис Бэкон (английский философ
Слайд 2Знания, их роль в жизни общества и человека.
Задания:
вспомните виды
человеческой деятельности?
подумайте, для чего нужны знания?
– В высказывании английского философа Фрэнсиса Бэкона выражена мысль об огромной роли знаний в жизни отдельного человека и человечества. Знания об окружающем мире и самом себе нужны человеку во всех видах деятельности – материальной и духовной.
Задумывались ли вы о том, что знания разнообразны? Приведите примеры разнообразия знаний?
Слайд 4
Знания не возникают сами по себе. Они результат особого процесса –
познавательной деятельности людей. Приведите примеры из жизни, каким образом могут возникать знания?
Слайд 6
А теперь приведите примеры произвольного и специального познания мира.
Процесс познания, как
бы он ни проходил, всегда предполагает наличие двух сторон: познающего человека (субъект познания) и познаваемого предмета (объект познания). Как же они соотносятся друг с другом?
Дать представление о процессе познания через формулы, в которых:
П – познание,
С – субъект познания,
О – объект познания.
Слайд 7Задания:
составьте формулы познания мира, используя условные обозначения, когда субъект познает
окружающий мир “со стороны” и когда он не отделен от предметного мира;
приведите конкретные примеры для одной и второй формул.
Слайд 8(познающий субъект не отделен от предметного мира, а находится внутри него).
(познающий субъект не отделен от предметного мира, а находится внутри него).
Слайд 9
– Первый путь – путь познания через опыт, через чувства (эмпирический).
Задание:
вспомните материал уроков биологии. Благодаря каким чувствам идет познание мира? Сколько основных чувств у человека?
Слайд 11
Для эмпирического пути познания мира необходима нормальная работа органов чувств, благодаря
которым человек получает необходимую информацию о внешнем мире, а так же о состоянии собственного организма.
Слайд 12“Формы чувственного познания мира”
Слайд 13Задания:
Приведите примеры познания мира через ощущение, восприятие, представление.
Сделайте вывод,
ЧТО влияет на характер и содержание чувственного образа познаваемого предмета?
Слайд 14
(Предполагаемый ответ: на характер и содержание чувственного образа познаваемого предмета влияют:
–
особенности “воспринимающих устройств”, т.е. наших органов чувств;
– индивидуальный опыт;
– культурно-исторический опыт.
Таким образом, с полным основанием можно утверждать, что результатом чувственного познания является СУБЪЕКТИВНЫЙ образ объективного мира).
Слайд 15Второй путь познания мира – рациональный.
Задание: попробуйте устно составить логическую
цепь, как протекает процесс мышления.
Слайд 17Имея дело в практической жизни с отдельными конкретными предметами, человек по
определенным признакам соотносит их, сравнивает между собой. При этом выделяет их общие, существенные черты, отбрасывает те, которые в данном случае являются второстепенными. Результат такого процесса – понятия.
По определенным правилам мы строим особые словесные комбинации – предложения. За грамматической формой стоит мыслительный процесс. Через связь понятий появляются суждения.
Логически связывая суждения, мы приходим к выводам, или умозаключениям.
Слайд 18“Сущность спора эмпириков и рационалистов”.
Эмпирики Признают решающую роль чувственного опыта.
Считают, что рациональное мышление – комбинации того, что дается в опыте; оно ничего не прибавляет к знаниям
Рационалисты Отдают предпочтение разуму. Считают, что существуют некие врожденные идеи, задатки мышления, независимые от чувственного познания.
Слайд 19Истоки конфликтов мжду родителями и детьми”.
Слайд 20
Родители, люди зрелого возраста, уже прошли познание мира опытным путем и
большая часть родителей уже относится к рационалистам. Родители-рационалисты пытаются уберечь детей-эмпириков от “набивания шишек” и предлагают детям не идти опытным путем, а руководствоваться в жизни опытом родителей и жить “умом родителей”. По сути, конфликт между родителями и детьми – это спор эмпириков и рационалистов (которые забывают, что когда-то сами были эмпириками).