Слайд 3В процессе удовлетворения духовных потребностей, т. е. в процессе познания (приобретения
знаний), формируется
духовный мир человека.
Слайд 4Духовный мир- это внутренний мир человека, мир его мыслей и чувств.
Слайд 6Посидите спокойно и прислушайтесь к себе.
Какие мысли у вас появились за
это время?
Слайд 8Мысль – это результат мышления.
Слайд 9Мышление — это способ отражения действительности.
Мышление связано с функционированием мозга.
Способность мыслить –
это отличительная черта человека.
Слайд 10Содержание человеческого мышления составляют понятия, суждения, умозаключения.
С. 36
Слайд 11
Суждение 1.
Зубы млекопитающих имеют корни.
В этом суждении связаны несколько понятий:
зубные корни, зубы, млекопитающие.
Суждение 2.
Собака – млекопитающее.
Умозаключение (логический вывод, связавший два суждения).
Зубы собаки имеют корни.
Слайд 12Суждение 1.
Все живые организмы питаются влагой.
Суждение 2.
Все растения –
это живые организмы.
Умозаключение.
Все растения питаются влагой.
Слайд 13Понятно, что суждения должны быть истинными. Если хотя бы одно из
суждений ложно, то и умозаключение неверно:
Слайд 14Суждение 1.
Все птицы – это млекопитающие животные.
Суждение 2.
Все воробьи
– это птицы.
Умозаключение.
Все воробьи – это млекопитающие
животные.
Слайд 15Если суждения между собой не связаны, то умозаключения из них сделать
невозможно. Например:
Слайд 16Суждение 1.
Все планеты – это небесные тела.
Суждение 2.
Все сосны являются деревьями.
Умозаключение.
Слайд 17Гадкое мороженое
Прочитайте рассказ и ответьте на вопросы.
Слайд 18Зайдя в магазин за хлебом, Юля увидела свое любимое клубничное мороженое
и сразу же решила его купить. Она совсем не подумала, что скоро ей обедать и она может сладким перебить себе аппетит. Забыла, что еще позавчера болела. Не посчитала, останутся ли у нее деньги на хлеб. В общем, при виде мороженого она забыла обо всем на свете и, не раздумывая, заплатила деньги. Оказалось, что хлеб уже покупать не на что, и она отправилась обратно домой.
В обед после сладкого мороженого все казалось каким-то особенно невкусным. Вдобавок остававшийся старый хлеб быстро кончился, а без него еда стало еще противнее. Целый час Юля сидела перед тарелкой с супом. Морщась, она заставляла себя есть каждую ложку, но под конец не вытерпела. Она раскапризничалась и ни в какую не хотела его доедать. Настроение было прескверное.
Слайд 19– Ну, надо же, – думала Юля, – из-за пяти минут
клубничного удовольствия целый час мучений и отвратительного настроения, это уж слишком много.
Но это было еще не все. К вечеру у нее голос стал хриплым и поднялась температура. Отец пришел с работы с двумя билетами в цирк, но их пришлось возвратить в кассу.
Следующий день был не лучше. Юля лежала с компрессом на горле, с градусником под рукой, с лекарством во рту и жаловалась своей кукле-подружке:
– Какое же все-таки это вчерашнее мороженое гадкое и нехорошее, настоящий предатель. Сначала сладенькое, вкусное, так и просится «оближи меня». А потом вон сколько из-за него неприятностей.
Тут бабушка случайно услышала это разговор и говорит:
– Это не мороженое предатель, а твоя голова, внученька. Потому что она в нужную минуту перестает думать и даёт полную свободу рукам и ногам.
Слайд 20– Почему Юля приняла неправильное решение?
– Для принятия правильного решения
нужна всего одна мысль или нужно собрать много мыслей и по очереди их продумать?
– Кто правильно решит задачу: кто побыстрее захочет ответить или кто сначала как следует подумает?
– Как вы понимаете слова «за каждое удовольствие нужно платить»?
Слайд 21 Чем больше мыслей в голове (на заданную тему), тем обдуманнее
будет решение и действие.
Чем больше в голове мыслей перед каждым действием, тем меньше ошибок вы будете совершать.
Слайд 23Чувство —
эмоциональный процесс человека, отражающий личное оценочное отношение к реальным или
абстрактным объектам.
Слайд 25С. 37
Почему одно и то же событие может вызывать у разных
людей различные чувства?
Слайд 26Среди чувств выделяют группу высших чувств.
Слайд 27От чувств отличают эмоции.
Эмоции – это оценочная реакция человека на определённые
(возможные или существующие) ситуации.
Слайд 29Эмоции выражаются очень просто. Их отражение мы находим в мимике людей,
жестах, манере разговаривать.
Чувства мы чаще выражаем словами: «я тебя люблю», «я ненавижу лук» и т.п.
Некоторые чувства мы скрываем, но они всё равно могут проявиться через определённые эмоции. Незаметно для нас, но вполне явно для окружающих.
А всё дело в том, что человеческий опыт обобщил определённые мимические проявления, сделав их устойчивыми для выражения чувств.
Например, когда мы удивляемся, мы приподнимаем брови, или есть такое устойчивое выражение «открыть рот от удивления».
Слайд 30Легче всего отследить проявление эмоций у детей. Они ещё не научились
скрывать свои чувства, отчего любое их проявление читается на лице.
Слайд 31Со взрослыми всё несколько сложнее, умение скрывать свои чувства привело к
тому, что появилось целое направление по изучению жестов, лиц, мимики. Это направление получило название физиогномика.
Слайд 33Отличия чувств от эмоций
Эмоции ситуативны, чувства привязаны к определённому человеку
или предмету.
Эмоции кратковременны, чувства длятся на протяжении неопределённого отрезка времени.
Чувства выражаются через эмоции.
Чувства мы вполне осознаём, а эмоции часто нет.
Чувства не меняются в зависимости от ситуации, а эмоции всегда привязаны к ситуации.
Слайд 34Внимательно рассмотрите репродукцию картины Ф. П. Решетникова «Опять двойка!» на с.
38 и ответьте на вопросы, представленные в этой рубрике.
Слайд 36Ученые, анализируя мыслительную деятельность человека, пришли к выводам, которые отражены на
следующей схеме. Прокомментируйте эту схему.
Чувства порождают мысль
Мысль будит чувства
Чувства оказывают влияние на поступки человека
Слайд 37Изучите материал рубрики на с. 39, ответьте на вопросы.
Слайд 39Какие чувства и эмоции вызвал у вас урок?
Слайд 40П. 4 с. 36-39, составить три синквейна: мысль, чувства, эмоции.