Презентация, доклад по обществознанию на тему Потребности (8 класс).

Содержание

«Мир достаточно велик, чтобы удовлетворить нужды любого человека, но слишком мал, чтобы удовлетворить людскую жадность».Махатма Ганди«Употребить нужного нельзя больше известного количества,но для роскоши нет пределов».

Слайд 1ГИА по обществознанию (8 класс)
Тема 1. Человек и общество
Вопросы кодификатора:
- Потребности





«Человеку требуется много, но
он может обойтись малым»
Голландское изречение
ГИА по обществознанию (8 класс)Тема 1. Человек и обществоВопросы кодификатора:- Потребности «Человеку требуется много, но он может

Слайд 2«Мир достаточно велик, чтобы
удовлетворить нужды любого
человека, но слишком мал,

чтобы
удовлетворить людскую жадность».
Махатма Ганди






«Употребить нужного нельзя
больше известного количества,
но для роскоши нет пределов».
Лев Толстой

Эпиграф урока

«Мир достаточно велик, чтобы удовлетворить нужды любого человека, но слишком мал, чтобы удовлетворить людскую жадность».Махатма Ганди«Употребить нужного

Слайд 3Цель ученика: сформировать своё представление о потребностях человека и о роли

ценностных ориентиров в жизни человека.

Ученик должен знать:

Нужда человека в чём-либо это есть потребность.
Потребности человека зависят от условий, в которых живут люди, и от уровня развития хозяйства.
Потребности лежат в основе направленности личности и побуждения её поступков, стимулирует поведение.
Американский психолог А.Маслоу разработал иерархическую теорию потребностей.


Ученик должен понимать что такое:

Потребности
Иерархическая теория потребностей
Классификация потребностей
Ненасыщаемые потребности
Биологические потребности
Культурные потребности
Социальные потребности
Духовные потребности
Психогенные потребности

Цель ученика: сформировать своё представление о потребностях человека и о роли ценностных ориентиров в жизни человека.Ученик должен

Слайд 4ПЛАН РАБОТЫ:
Определение потребностей.
Функции потребностей.
Классификация потребностей.
Иерархическая теория потребностей А.Маслоу.
Виды потребностей.
Размышляем.
Закрепляем.


ПЛАН РАБОТЫ:Определение потребностей.Функции потребностей.Классификация потребностей.Иерархическая теория потребностей А.Маслоу.Виды потребностей.Размышляем.Закрепляем.

Слайд 5ПОТРЕБНОСТИ
Проблема человеческих потребностей рассматривается по многих общественных науках: истории, социологии, экономике

и др.
В психологии проблема потребностей стала изучаться в первой четверти ХХ века. Л.Бретано рассматривает потребность как любое негативное чувство, которое человек стремится устранить. Многие учёные пытались объяснить природу потребностей:
Потребность как нужда (Д.Н.Узнадзе)
Потребность как предмет удовлетворения нужды (В.Г.Лежнев)
Потребность как необходимость (Б.Ф.Ломов, Д.А.Леонтьев)
Потребность как состояние напряжения (И.А.Джидарьян, П.А.Рудик)
Потребность как системная реакция (Й.Шванцер)
- Потребность как исходное противоречие
между реальным и необходимым,
должным и сущным (Б.Ф.Поршнев)
ПОТРЕБНОСТИПроблема человеческих потребностей рассматривается по многих общественных науках: истории, социологии, экономике и др. В психологии проблема потребностей

Слайд 7

«Что человеку ни дай – ему всё мало. Но что у него ни отними – он проживёт и без этого». К.Мелихан (писатель-сатирик) Потребности вызывают у человека стремление действовать, предпринимать меры по устранению негативных состояний дискомфорта. Удовлетворение потребностей ведёт к снятию напряжения, равновесию и самозащите. Но существуют и ненасыщаемые потребности. К таким потребностям Л.И.Божович относит игру, а А.Маслоу – потребность в развитии, совершенствовании. ФУНКЦИИ ПОТРЕБНОСТЕЙ физиологическая и психологическая. Физиологическое и психологическое развитие человека, совершенствование его как личности определяет развитие, видоизменение и его потребностей.

Слайд 83. Классификация потребностей (по У.Мак-Дауголлу)
У. Мак-Дауголл – потребности как инстинкты:
пищедобывание; поиск

и накопление пищи;
отвращение; неприятие и избегание вредных веществ;
сексуальность; ухаживание и брачные отношения;
страх; бегство и затаивание в ответ на травмирующие, причиняющие боль и страдание или угрожающие этим воздействия;
любознательность; исследование незнакомых мест и предметов;
покровительство и родительская опека; кормление, защита и укрытие младших;
общение; пребывание в обществе себе равных, а в одиночестве — поиск такого общества;
самоутверждение; доминирование, лидерство, утверждение или демонстрация себя перед окружающими; подчинение; уступка, послушание, примерность, подчиненность тем, кто демонстрирует превосходящую силу;
гнев; негодование и насильственное устранение всякой помехи или препятствия, мешающих свободному осуществлению любой другой тенденции;


3. Классификация потребностей (по У.Мак-Дауголлу)У. Мак-Дауголл – потребности как инстинкты:пищедобывание; поиск и накопление пищи;отвращение; неприятие и избегание

Слайд 93. Классификация потребностей (по У.Мак-Дауголлу)
призыв о помощи; активное обращение за помощью,

когда собственные усилия заканчиваются полной неудачей;
создание; создание укрытий и орудий труда;
приобретательство; приобретение, обладание и защита всего, что кажется полезным или привлекательным;
смех; высмеивание недостатков и неудач
окружающих людей; комфорт; устранение
или избегание того, что вызывает дискомфорт
(смена позы, местонахождения);
• отдых и сон; склонность к неподвижности,
отдыху и сну в состоянии усталости;
• бродяжничество; передвижение в поисках
новых впечатлений;
• группа примитивных склонностей,
обслуживающих телесные нужды (кашель,
чихание, дыхание, уринация, дефекация
и пр.).
3. Классификация потребностей (по У.Мак-Дауголлу)призыв о помощи; активное обращение за помощью, когда собственные усилия заканчиваются полной неудачей;создание;

Слайд 103. Классификация потребностей (по Г.Мюррею)
Г. Мюррей считал, что потребности можно классифицировать

по различным основаниям.
- Во-первых, можно выделить первичные потребности в воде, пище, сексуальной разрядке, уринации, избегании холода и многие другие) и вторичные (психогенные) потребности. Первичные потребности в отличие от вторичных базируются на органических процессах и возникают или циклично (еда), или в связи с необходимостью регуляции (избегание холода).
- Во-вторых, потребности можно подразделить на позитивные (поиск) и негативные (избегание), на явные и латентные. Явные потребности свободно и объективированно выражаются во внешнем поведении, латентные проявляются или в игровых действиях , или в фантазии. В определенных ситуациях отдельные потребности могут объединяться в мотивации поведения, или конфликтовать друг с другом, или подчиняться одна другой и т. д.
- Психогенные потребности: агрессии, доминирования, достижения, защиты, игры, избегания вреда, неудач и обвинений; независимости, неприятия, осмысления, познания, помощи, покровительства, понимания, порядка, привлечения внимания к себе, признания, приобретения, противодействия, обучения, секса, созидания, сохранения, уважения, унижения.
3. Классификация потребностей (по Г.Мюррею)Г. Мюррей считал, что потребности можно классифицировать по различным основаниям. - Во-первых, можно

Слайд 114. Иерархическая теория потребностей А.Маслоу.
«Я совершенно убежден, что человек живет хлебом

единым только в условиях, когда хлеба нет. Но что случается с человеческими стремлениями, когда хлеба вдоволь и желудок всегда полон? Появляются более высокие потребности, и именно они, а не физиологический голод, управляют нашим организмом. По мере удовлетворения одних потребностей возникают другие, все более и более высокие. Так постепенно, шаг за шагом человек приходит к потребности в саморазвитии — наивысшей из них».
4. Иерархическая теория потребностей А.Маслоу.«Я совершенно убежден, что человек живет хлебом единым только в условиях, когда хлеба

Слайд 12 4. Иерархическая теория потребностей А.Маслоу. Абрахам Маслоу признавал, что люди имеют множество

различных потребностей, но также полагал, что эти потребности можно разделить на пять основных категорий: 1. Физиологические: голод, жажда, половое влечение и т. д. 2. Потребности в безопасности: комфорт, постоянство условий жизни. 3. Социальные: социальные связи, общение, привязанность, забота о другом и внимание к себе, совместная деятельность. 4. Престижные: самоуважение, уважение со стороны других, признание, достижение успеха и высокой оценки, служебный рост. 5. Духовные: познание, самоактуализация, самовыражение, самоидентификация.
4. Иерархическая теория потребностей А.Маслоу.  Абрахам Маслоу признавал, что люди имеют множество различных потребностей,

Слайд 134. Иерархическая теория потребностей А.Маслоу.

4. Иерархическая теория потребностей А.Маслоу.

Слайд 14 Существует также более подробная классификация. В системе выделяется семь основных уровней

(приоритетов): 1. (низший) Физиологические потребности — (Physiological need) - основная и наиболее сильная группа из всех потребностей человека, включает в себя потребность в воде, пище, кислороде, сне и т. д … 2. После удовлетворения физиологических потребностей, на первый план выходит потребность в безопасности. Если рассматривать ее более подробно, то можно сказать, что это потребность в защите, стабильности, уверенности в будущем,потребность сохранения здоровья и др. 3. Потребности принадлежности и любви – связаны со стремлением человека избежать одиночества, быть принятым в сообщество людей. Мотивы этого рода становятся доминирующими, когда удовлетворены потребности предыдущих двух уровней. 4. Потребность в уважении и самоуважении - еще одна базовая потребность человека. Человек нуждается в том. чтобы его ценили, - например, за мастерство, компетентность, ответственность и т. п., чтобы признавали его заслуги, его единственность и незаменимость. Но признания со стороны других недостаточно. Важно уважать самого себя, обладать чувством собственного достоинства, верить в свое предназначение, в то, что занят нужным и полезным делом, занимаешь достойное место в жизни. 
Существует также более подробная классификация. В системе выделяется семь основных уровней (приоритетов): 1. (низший)

Слайд 15


5. Познавательная потребность (потребность во внешних впечатлениях) — потребность в приобретении

новых знаний — складывается в ситуациях, способствующих осознанию необходимости этих знаний для жизни и деятельности. Развитие потребности связано с общим развитием личности, её умением и навыками находить в содержании изучаемых наук и во внешней действительности ответы на жизненно важные вопросы.
Уровни:
1) начальный уровень - это потребность во впечатлениях (индивид реагирует первым делом на новизну стимула).
2) потребность в знаниях (любознательность) - интерес к предмету, склонность к его изучению, любовь к чтению книг и т. д. Носит стихийно-эмоциональный характер и чаще всего не имеет социально значимого продукта деятельности.
3) высший уровень - целенаправленная деятельность, которая приводит к общественно значимым результатам.
Формы:
1) Усвоение готовых знаний (интеграция, систематизация и накопление).
2) Исследование действительности (получение нового знания, анализ впечатлений, интерес к проблемам и целенаправленная творческая деятельность.

5. Познавательная потребность (потребность во внешних впечатлениях) — потребность в приобретении новых знаний — складывается в ситуациях,

Слайд 166. Эстетические потребности - потребность человека как биосоциального существа в оптимальной

и гармонической деятельности всех его уровней и систем, реализуемая в различных формах эстетической деятельности, в том числе в искусстве. Эстетическая потребность, как и формы ее удовлетворения, исторически обусловлена развитием общественного производства, культуры, особенностями географической среды. 7. (высший уровень) Потребность в самоактуализации (от лат. actualis — действительный, настоящий) — стремление человека к возможно более полному выявлению и развитию своих личностных возможностей. Человек, достигший этого высшего уровня, добивается полного использования своих талантов, способностей и потенциала личности. «Музыканты должны играть музыку, художники должны рисовать, поэты должны сочинять стихи, если они, в конце концов, хотят быть в мире с самими собой. Люди должны быть тем, кем они могут быть. Они должны быть верны своей природе».
По мере удовлетворения низлежащих потребностей, актуальными становятся потребности более высокого уровня, но это не означает, что место предыдущей потребности занимает новая, только когда прежняя удовлетворена полностью. Потребности не находятся в неразрывной последовательности и не имеют фиксированных положений. Такая закономерность имеет место как наиболее устойчивая, но у разных людей взаимное расположение потребностей может варьироваться.
6. Эстетические потребности - потребность человека как биосоциального существа в оптимальной и гармонической деятельности всех его уровней

Слайд 175. Виды потребностей.
Потенциальные (которые собираются удовлетворить) и актуализированные.
Социально полезные и социально

вредные.
Доминантные и недоминантные.
Теоретические и практические.
В сочувствии и одобрении.
Общественные и личные.
Профессиональные.
Нравственные.
Политические.
Правовые.
Эстетические.
Экологические и др.
5. Виды потребностей.Потенциальные (которые собираются удовлетворить) и актуализированные.Социально полезные и социально вредные.Доминантные и недоминантные.Теоретические и практические.В сочувствии

Слайд 186. РАЗМЫШЛЯЕМ

6. РАЗМЫШЛЯЕМ

Слайд 19Сравни определения потребностей, данные различными науками. Выяви общие признаки потребностей в

этих определениях. В чём отличия этих определений?

ПСИХОЛОГИЯ

Потребность – это состояние индивида, создаваемое испытываемой им нуждой в объектах, необходимых для его существования и развития, и выступающее источником его активности.

СОЦИОЛОГИЯ

Потребность – нужда в чём-либо необходимом для поддержания жизнедеятельности организма, человеческой личности, социальной группы, общества в целом; внутренний победитель активности.

ФИЛОСОФИЯ

Потребность – состояние, обусловленное неудовлетворённостью требований организма, необходимых для его нормальной жизнедеятельности, и направленное на устранение этой неудовлетворённости. Потребность предполагает нужду в предмете потребности.

Сравни определения потребностей, данные различными науками. Выяви общие признаки потребностей в этих определениях. В чём отличия этих

Слайд 207. Закрепляем
В чём выражается зависимость возникновения потребностей, их содержания от уровня

развития общества, от его состояния на данном этапе?
Какую роль в формировании потребностей человека играет его воспитание?
В чём проявляется динамический характер потребностей?
Как связаны между собой появление новых предметов потребностей и характер потребностей?
Какова связь между удовлетворением потребностей и возникновением новых потребностей?
7. ЗакрепляемВ чём выражается зависимость возникновения потребностей, их содержания от уровня развития общества, от его состояния на

Слайд 21Ответьте «ДА» или «НЕТ»:
Потребности человека остаются неизменными во все времена.
Потребности зависят

от условий, в которых живут люди.
Человеком движет в достижении цели только материальная потребность.
Разумные потребности связаны с пониманием того, что возможности удовлетворения всех человеческих потребностей ограничены.
Ценностные ориентиры являются регулятором поведения человека.
Ответьте «ДА» или «НЕТ»:Потребности человека остаются неизменными во все времена.Потребности зависят от условий, в которых живут люди.Человеком

Слайд 22Источники
Боголюбов Л.Н., Городецкий Н.И. Обществознание. 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений.

М.: Просвещение;
Демонстрационные варианты ГИА. ФИПИ;
Зарубин В.Г. и др. Обществознание. Справочник для подготовки к ГИА-9 и ЕГЭ. Ростов н/Д: Легион;
Котова О.А. Обществознание: тематические тренировочные задания: 9 класс. М.: Эксмо;
Краюшкина С.В. Обществознание. Ответы на экзаменационные билеты, 9 класс. М.: Экзамен;
Маркин С.А. ГИА. Обществознание: комплексная подготовка. М.: Айрис-пресс.

Интернет ресурсы

http://danur-w.narod.ru/ - Материалы с персонального сайта учителя высшей категории по обществознанию Данилова Валерия Павловича;
http://humanitar.ru/page/ekzamenatsionnie_bileti_po_obshchestvoznaniyu - Единый портал Обществознание. Экзаменационные билеты по обществознанию для 9-х классов 2010.

ИсточникиБоголюбов Л.Н., Городецкий Н.И. Обществознание. 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение;Демонстрационные варианты ГИА. ФИПИ;Зарубин В.Г.

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть