Слайд 2Цели: в ходе обсуждения потребностей человека выявить знания учащихся по теме,
раскрыть сущность, виды потребностей, их влияние на жизнедеятельность человека; воспитывать уважение к чужому мнению.
Задачи урока: в результате совместной деятельности и самостоятельной работы учащихся выявить мнение старшеклассников, организовать работу в коллективе, учить совместной работе в группах, учить умению выбирать решение и высказывать свои мысли на заданную тему.
Тип урока: изучение нового материала.
Форма урока: практикум.
Слайд 3Сегодня на уроке мы с вами будем говорить о потребностях человека,
что человеку нужно, чего он хочет, мы выясним различные виды потребностей.
Потребность - это нужда, необходимость чего-либо для жизнедеятельности человека.
Потребность - состояние живого существа, выражающее его зависимость от того, что составляет условия его существования.
Состояние нужды в чем-то вызывает дискомфорт, психологическое ощущение неудовлетворенности. Это напряжение заставляет человека проявлять активность, что-то предпринимать, чтобы снять напряжение.
Побудительной силой обладают только неудовлетворенные потребности.
Удовлетворение потребностей - процесс возвращения организма в состояние равновесия.
Слайд 4Можно выделить 3 вида потребностей:
А) естественные, или физиологические, или органические потребности,
которые отражают нужды нашего организма;
Б) материальные, или предметно-вещные;
В) духовные - порожденные жизнью в обществе, связанные с развитием личности, со стремлением выразить через творческую активность все, на что способен человек.
Слайд 5Первым, кто разработал и разобрался в структуре потребностей, выявил их роль
и значение, был американский психолог Абрахам Маслоу. Его учение называется «Иерархическая теория потребностей».
А. Маслоу расположил потребности в восходящем порядке, от низших - биологических, до высших - духовных:
1. Физиологические потребности - в употреблении пищи, дыхании и т. д.
2. Потребности в безопасности - стремление сохранить и защитить свою жизнь.
3. Социальные потребности - свидетельствуют о том, что человек - живое, социальное, коллективное существо и вне группы жить не может.
4. Престижные потребности - стремление выделиться, желание получить карьеру, более высокий статус, престиж, признание и оценку.
5. Духовные потребности - стремление выразить через творческую активность все, на что способен человек, то есть самореализоваться.
Слайд 6Практическая работа.
Задание 1.
1. Из предложенного ниже списка выберите то, что
необходимо человеку для его жизнедеятельности, и запишите в колонки соответственно трем видам потребностей: пища, общение с другими людьми, сон, жилье, температурный комфорт, познание, курение, кислород, труд, посуда, признание со стороны других людей, одежда.
Слайд 72. Отличаются ли естественные потребности человека от естественных потребностей животных? В
чем проявляется «очеловечивание» этих потребностей?
Слайд 8Задание 2.
1. Чтобы выяснить, от чего зависят потребности человека, предлагаются письменные
задания.
Ученики первого ряда – «люди первобытного общества»;
второго ряда - «люди средневековой Европы»;
третьего ряда - «современные люди».
Надо составить список того, что вы хотели бы иметь в жизни, в чем испытываете нужду (от имени представителей данных эпох).
Слайд 92. Каждый отвечает от своего имени. Предположим, что вы выиграли 1000000
рублей, как израсходуете эти деньги? Заслушав все ответы, сделайте вывод о том, от чего зависят потребности человека.
Осознанные потребности - это желания, их человек может сформулировать как свою цель. Для осуществления цели необходима активная деятельность самого человека.
Слайд 10Задание 3.
1. Расположите в логически правильной последовательности понятия, желания, потребности, деятельность,
цель (поясните их значение).
Слайд 11.
2. Из приведенных ниже утверждений выберите те, которые правильно характеризуют роль
потребностей в жизнедеятельности человека:
• потребности - это причина, которая заставляет человека действовать;
• потребности помогают человеку ответить на вопрос: «Что я могу?»;
• потребности - это умение преодолевать препятствия;
• потребности - это главный источник, движущая сила активности человека.
Слайд 12Задание 4.
1. Какое отношение к проблеме потребности человека имеет «Сказка о
золотой рыбке»
А. С. Пушкина? Какую проблему поднимает эта сказка?
Слайд 132. Прокомментируйте следующие пословицы:
«Не хлебом единым жив человек»,
«Голодной курице
все просо снится»,
«Охота хуже неволи»,
«Своя воля страшнее неволи»,
«Лучше синица в руках, чем журавль в небе».
Слайд 14Домашнее задание: ответить письменно на вопрос:
«Что такое человеческие потребности?»;
составить
список своих потребностей,
включая в него все желания, которые
появились, скажем, в течение последней
недели; проанализировать их, используя
материал, изложенный в параграфе.