Презентация, доклад по обществознанию на тему Народные промыслы России 5 класс

Содержание

Русские народные промыслы — форма народного творчества, в которой отчетливо прослеживаются русские традиции, зародившиеся много веков назад. Изделия русских промыслов сочетают в себе неповторимость русской традиционной культуры.незапамятных времен в жизни русского народа важное место занимала особая форма творчества — «промысел» или «промыслы».

Слайд 1Выполнил: Светлов Илья 5 «А» класс
СООБЩЕНИЕ

Выполнил:  Светлов Илья  5 «А» классСООБЩЕНИЕ

Слайд 2Русские народные промыслы
 — форма народного творчества, в которой отчетливо прослеживаются русские традиции, зародившиеся много

веков назад. Изделия русских промыслов сочетают в себе неповторимость русской традиционной культуры.

незапамятных времен в жизни русского народа важное место занимала особая форма творчества — «промысел» или «промыслы». Она сочетала производство повседневных предметов быта с высокохудожественными способами их изготовления и украшения. В русских промыслах отображается все многообразие исторических, духовных и культурных традиций нашего народа, некоторые из которых зародились столетия назад. Изделия русских промыслов выражают отличительные черты и неповторимость русской традиционной культуры. Исследователи относят к русским народным промыслам росписи посуды и других предметов быта, глиняную и деревянную игрушку, кружевоплетение, гончарное, кузнечное дело и другое.

Русские народные промыслы — форма народного творчества, в которой отчетливо прослеживаются русские традиции, зародившиеся много веков назад. Изделия русских промыслов сочетают в себе

Слайд 4Городецкая роспись
Городецкая роспись зародилась в Поволжье, в деревнях Нижегородской губернии. Они

были расположены неподалёку от крупного села под названием Городец. Там проходили ярмарки, на которых торговали изделиями мастеров. Отсюда и появилось название – Городецкая роспись. Городецкая роспись — русский народный художественный промысел. Существует с середины XIX века в районе города Городца. Городецкая роспись является яркой и лаконичной. Основными темами росписи являются сцены из сказок, фигурки коней, птиц, цветы, крестьянский и купеческий быт. Роспись выполняется свободным мазком с белой и черной
графической обводкой. Городецкой росписью
украшали прялки, мебель, ставни, двери, сундуки,
дуги, сани, детские игрушки. В 1936 основана
артель (с 1960 фабрика«Городецкая роспись»),
изготовляющая сувениры; мастера —
Д. И. Крюков, А. Е. Коновалов,
Городецкая росписьГородецкая роспись зародилась в Поволжье, в деревнях Нижегородской губернии. Они были расположены неподалёку от крупного села

Слайд 5Полховско-Майданская роспись
Место рождения Полховско-Майданской росписи – юг Нижегородской области. Там, в

селе Полховский Майдан, посёлке Вознесенское и деревне Крутец находится центр этой росписи. Возникла она всего сто лет назад на базе развитого в тех местах токарного промысла. Мастера расписывали матрёшек, детские игрушки, грибы, пасхальные яйца, при этом использовали только четыре цвета – зелёный, синий, жёлтый и красный.
Полховско-Майданская росписьМесто рождения Полховско-Майданской росписи – юг Нижегородской области. Там, в селе Полховский Майдан, посёлке Вознесенское и

Слайд 6Мезенская роспись
Мезенская роспись по дереву (палащельская роспись) — это особый вид

росписи домашней утвари, в частности прялок, ковшей, коробов, братин, который сложился к концу XIX века в низовьях реки Мезень. Издревле эти места, как и все поморье, было заселено староверами. А с декабря 1664 г. по февраль 1666 г. в самой Мезени находился в ссылке протопоп Аввакум. Самая старая сохранившаяся прялка с мезенской росписью датируется 1815 годом. Художественные мотивы мезенской росписи можно встретить в рукописных книгах XVIII века, которые были изготовлены в поморье.
Основные цвета мезенской росписи — черный
и красный. Основные мотивы геометрического
орнамента — диски, ромбы, кресты.
Расписанный предмет покрывали олифой,
что предохраняло краску от стирания и
придавало изделию золотистый цвет.
Мезенская роспись Мезенская роспись по дереву (палащельская роспись) — это особый вид росписи домашней утвари, в частности

Слайд 7Палехская роспись
Палехская роспись В нашей стране и далеко за рубежом широко

известна палехская миниатюра. Это тот редкий случай, когда народный промысел сформировался не в старину, а уже в советское время, вскоре после революции. Это необычное ремесло стало известно благодаря мастерам поселка Палех Ивановской области. В прошлом это село находилось на территории Вязниковского уезда Владимирской губернии, известного иконописными мастерскими и старообрядческими скитами. (Примечательно, что в этих
краях проживал известный старообрядческий
отшельник Вавила. Родом из Франции, он пришел
на владимирскую землю, чтобы принять Старую
Веру и вести уединенный образ жизни). Известно о
палехской росписи, палехской миниатюре, палехской
иконописи. Особенность росписи в том, что художники
создают не просто орнаменты, а вырисовывают
целые сюжеты, композиции с мельчайшими деталями.
Палехская росписьПалехская роспись В нашей стране и далеко за рубежом широко известна палехская миниатюра. Это тот редкий

Слайд 8гжельская роспись
С давних времен на Руси была широко известна посуда

и иные предметы быта, изготовленные из керамики. Одним из самых известных населенных пунктов Руси, жители которого занимались изготовлением керамической фарфоровой посуды, является Гжель (ныне город находится на территории Раменского района Московской области). Уже с XVII века, а то и ранее Гжель является известнейшим центром изготовления фарфора и керамики. Продукция местных мастеров расходится по всей России. Надо отметить, что в старину этот город был одним из центров старообрядцев-поповцев. Расцвет Гжели пришелся на время деятельности «Товарищества производства фарфорово-фаянсовых изделий М.С. Кузнецова» в конце XIX — начале XX века. Формирование привычной нам палитры цветов Гжели приходится на начало XIX века. Исследователи указывают, что с 1820-х годов все большее число гжельских изделий окрашивали в белый цвет и расписывали исключительно синей краской. В наши дни роспись, сделанная синим цветом, является характерным признаком изделий Гжели. Популярность подобной посуды оказалась столь велика, что подобные изделия стали создаваться и в других местностях, но имели схожий сине-белый орнамент. Появилось и много подделок.
гжельская роспись С давних времен на Руси была широко известна посуда и иные предметы быта, изготовленные из

Слайд 9-это лаковая роспись на подносах, которая появилась в тысяча восемьсот двадцать

пятом году. Основными мотивами росписи являются: цветочные букеты, как пышные садовые, так и мелкие полевые цветы; уральские пейзажи или старинные города. На некоторых старинных подносах можно увидеть людей, сказочных птиц. Расписные подносы используются либо по назначению (под самовар, для сервировки обеда), либо для украшения. По форме подносы делятся на круглые, восьмиугольные, прямоугольные, овальные. Такие подносы делают на фабрике в селе Жостово и в городе Нижний Тагил. Главное отличие этого промысла – обилие красок, несравнимые ни с чем тона, реалистичность всех элементов. В середине XVIII века на Урале, где находились металлургические заводы Демидовых, зародился новый вид промысла. Местные мастера стали расписывать металлические подносы. Интересно, что такие мастерские появились в городах, где немалую часть населения составляли старообрядцы, которые до сей поры имеют там моленные и храмы. Это Нижнй Тагил, Невьянск и Выйск, основанные в 1722 году. Самой удачной такой попыткой стала организация производства расписных подносов в деревне Жостово Московской губернии. Подносы, изготавливаемые там,
получили известность в первой половине
XIX века. С тех пор этот вид промысла получил
наименование «жостовская роспись». До наших
дней промысел росписи подноса сохранился
только в Нижнем Тагиле и Жостово. Роспись
делается главным образом по черному фону
(изредка по красному, синему, зеленому).

Жостовская роспись

-это лаковая роспись на подносах, которая появилась в тысяча восемьсот двадцать пятом году. Основными мотивами росписи являются:

Слайд 10хохломская роспись
На всю Россию известна нижегородская декоративная хохломская роспись. Промысел зародился

в XVII веке в селе Хохлома. Оно расположено на территории бывшего Семеновского уезда Нижегородской губернии, известного в старину крупными старообрядческими монастырями, такими как Шарпанский и Оленевский скиты. Не случайно в знаменитом романе Андрея Мельникова (Печерского) старообрядцы Семеновского уезда занимаются изготовлением деревянной посуды. Занимались этим и в Хохломе. Хохломские мастера тем не менее стали известны на всю Россию необычными яркими росписями. Расписывали они деревянную посуду и мебель. В основном использовались черный, красный, золотистый, иногда зеленый цвета.  Чтобы добиться характерного именно для хохломы золотистого цвета, местные мастера при выполнении росписи наносят на поверхность изделия  серебряный оловянный порошок. После этого покрывают лаком и три-четыре раза обрабатывают в печи, чем достигается уникальный медово-золотой цвет, который придает легкой деревянной посуде эффект массивности.
Благодаря этой создающей необычный цвет технологии хохлома стала популярна во всем мире. Тарелки и ложки, сделанные в этом стиле, стали восприниматься в XX веке как символ русской национальной посуды.
хохломская росписьНа всю Россию известна нижегородская декоративная хохломская роспись. Промысел зародился в XVII веке в селе Хохлома.

Слайд 11Дымковская Филимоновская игрушка
Производство филимоновских игрушек возникло на базе производства посуды из

глины, залегающей вблизи села Филимоново. Эти игрушки – разнообразные свистульки. Отличительная особенность – удлинённая форма изделий, что связано с особенностями местной глины. Роспись свистулек по сей день ведут только гусиным пером.

Дымковская игрушка. Рядом с городом Вятка была слобода Дымково, сейчас - это один из районов города. В слободе Дымково в девятнадцатом веке появились расписанные керамические игрушки для детей. Залежи глины и песка в тех местах стали причиной изготовления мастерами глиняных кувшинов и крынок. На потеху детям изготавливали яркие весёлые игрушки. Лепкой и росписью игрушек занимались исключительно женщины либо дети. Узор на дымковской игрушке всегда геометрический, состоящий из кругов, полос, клеток. Кроме своеобразной росписи игрушка выделяется тем, что её отделывают золотом.

Дымковская Филимоновская игрушкаПроизводство филимоновских игрушек возникло на базе производства посуды из глины, залегающей вблизи села Филимоново. Эти

Слайд 12Вологодское, Елецкое кружево
Вологодское кружево — русский промысел, зародившийся в Вологодской области

в XVI веке. Кружево плетут на коклюшках (деревянных палочках). Как отдельное ремесло со  своими характерными чертами вологодское кружево было известно уже в XVII-XVIII веках. Однако до XIX века кружевоплетение было домашним ремеслом, им занимались, прежде всего, частные мастерицы. С увеличением популярности вологодского кружева производство изделий поставили на поток. В XIX веке в окрестностях Вологды появились кружевные фабрики. Все основные изображения в сцепном вологодском кружеве выполняются плотной, непрерывной, одинаковой по ширине тесьмой. Для изготовления вологодского кружева используются подушка-валик, можжевеловые или березовые коклюшки, булавки, сколок. Типичный материал для вологодских кружев — лен. Сюжеты вологодского кружева самые разные — от растительных орнаментов до фигурных композиций. В вологодском кружеве можно встретить христианскую и древнюю народную символику.

Елецкое кружево - Не менее известно елецкое кружево. Его плетут на коклюшках. Этот вид кружева возник в начале XIX века в городе Елец. Кружево отличается мягким контрастом мелкого узора (растительного и геометрического) и тонкого ажурного фона.

Считается, что елецкие кружева более легкие и изящные, нежели вологодские.

Вологодское, Елецкое кружево Вологодское кружево — русский промысел, зародившийся в Вологодской области в XVI веке. Кружево плетут

Слайд 13Павловопосадские платки
В середине XIX века в городе Павловский Посад стали производить

шерстяные платки с так называемым набивным рисунком, который наносился на ткань при помощи форм с рельефным узором. Павлопосадские платки — это изделия традиционно черного или красного цвета с объемным цветочным узором. В 70-х гг. XIX века формируется привычная нам палитра платков, расширяется ассортимент платков с натуралистическими цветочными мотивами. Мастерицы отдают предпочтение изображениям садовых цветов, прежде всего розам и георгинам.
До 1970-х годов рисунок наносили на ткань деревянными резными формами: контур рисунка — досками-«манерами», сам рисунок — «цветами». Создание платка требовало до 400 наложений. С 1970-х годов краску наносят на ткань с помощью шелковых и капроновых сетчатых шаблонов. Это позволяет увеличить количество цветов, изящность рисунка и повышает качество производства.


Павловопосадские платки В середине XIX века в городе Павловский Посад стали производить шерстяные платки с так называемым

Слайд 14Каслинское литье
Каслинское литье — художественные изделия (скульптура, решетки, архитектурные элементы и

т. д.) из чугуна и бронзы, производящиеся на чугунолитейном заводе в городе Касли. Этот завод основал в 1749 году купец-старообрядец Яков Коробков, прибывший сюда c семьей из Тулы. Он руководствовался указом Петра I, гласившим: «Соизволяется всем и каждому, дается воля, какого бы чина и достоинства не был, во всех местах, как на собственных, так и на чужих землях искать, плавить, варить, чистить всякие металлы и минералы». Большую часть работников завода также составили старообрядцы, прибывшие из разных мест на Уральскую землю, где были не так ощутимы гонения на старую веру. Традиции Каслинского литья — графическая четкость силуэта, сочетание тщательно отделанных деталей и обобщённых плоскостей с энергичной игрой бликов — сложились в XIX веке. В этот период владельцы завода привлекли к работе новых талантливых скульпторов, художников, чеканщиков и формовщиков. Изделия каслинского литья получили награду «Гран при» на престижной
Парижской всемирной выставке
прикладного искусства в 1900 году.

Каслинское литье Каслинское литье — художественные изделия (скульптура, решетки, архитектурные элементы и т. д.) из чугуна и

Слайд 15Малахитовые изделия
Малахит — зеленый минерал с богатыми оттенками, хорошо поддающийся обработке.

Камень может быть от светло-зеленого до черно-зеленого цветов, а первая поделка насчитывает более 10 тысяч лет. Плотные разновидности малахита хорошего цвета и с красивым рисунком высоко ценятся, их с конца XVIII века употребляли для облицовки плоских поверхностей.  С начала XIX века малахит используется для создания объемных произведений — ваз, чаш, посуды.
Широкую известность за пределами России малахит получил благодаря заказам Всемирной выставки в Лондоне в 1851 году, подготовленной А.Н. Демидовым. Благодаря Демидовым с 1830-х годов малахит начинают использовать как материал для архитектурной отделки: первый малахитовый зал был создан по заказу П.Н. Демидова архитектором О. Монферраном в особняке в Санкт-Петербурге на ул. Б. Морская, 43. Роскошные интерьерные работы с малахитом были выполнены в Исаакиевском соборе. Также малахит используют для изготовления ювелирных украшений. Техника облицовки малахитом называется «русская мозаика». В ее основе лежит принцип, который использовался европейскими мастерами для снижения стоимости изделий из лазурита еще в XVII веке: тонко напиленными пластинками камня покрывают поверхность предмета из металла или дешевого камня. Так создается иллюзия резьбы из
монолита. Малахитовому промыслу посвящены сказки русского писателя
Павла Петровича Бажова, который начинал свою карьеру учителем в школе 
глухой уральской деревни Шайдуриха, заселенной старообрядцами. От них
писатель перенял немало интересных историй и легенд, связанных с жизнью
на Урале и фольклорными
обычаями местного населения.

Малахитовые изделия Малахит — зеленый минерал с богатыми оттенками, хорошо поддающийся обработке. Камень может быть от светло-зеленого

Слайд 16 В ходе своей работы я узнал много интересного о народных промыслах.

Причиной их появления стало отсутствие денег, не хватка сырья. Так же людям было необходимо себя занять в зимний период времени и они начинали из подручным материалов, таких как: глина, лес, фарфор и т.д. изготавливать предметы быта, для украшения домов, для продажи. Народные промыслы начали появляться уже давно. В Росси их существует не мало, но все же самое большое количество производится в Центральной России. Некоторые из них утратили свое значение, но все же большинство сохранились до сих пор. Так же такие промыслы как знаменитая русская матрешка, тульский самовар, являются визитной карточкой, нашей странны. Изучать народные промыслы, мне было очень интересно. В ходе своей работы я узнал много нового для себя. Мне захотелось научиться хохломской росписи и многими другими народными промыслами. Я думаю, что после проведенной мною работы, я стану более близок к творчеству, особенно к древнему.  
В ходе своей работы я узнал много интересного о народных промыслах. Причиной их появления стало отсутствие

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть