Слайд 1
Исторический процесс
Богат был халиф, но не радовали его ни бесчисленные
сокровища, ни власть. Томительно тянулись однообразные, бесцельные дни. Советники пытались развлечь его рассказами о чудесах, таинственных событиях и невероятных приключениях, но взор халифа оставался рассеянным и холодным. Казалось, сама жизнь наскучила ему, и он не видел в ней никакого смысла.
Однажды из рассказа заезжего путешественника халиф узнал об одном пустыннике, которому было открыто сокровенное И загорелось сердце владыки желанием: увидеть мудрейшего из мудрых и узнать, наконец, для чего человеку дана жизнь.
Предупредив приближенных о том, что ему на некоторое время нужно покинуть страну, халиф отправился в путь. Взял он с собой только старого слугу, воспитавшего и вырастившего его. Ночью караван тайно покинул Багдад.
Слайд 2
Исторический процесс
Но Аравийская пустыня шутить не любит. Без проводника путники
заблудились, а во время песчаной бури потеряли и караван, и поклажу. Когда они отыскали дорогу, у них остался всего один верблюд и немного воды в кожаном мешке.
Невыносимая жара и жажда свалили с ног старого слугу, и он потерял сознание. Страдал от зноя и халиф. Капля воды казалась ему дороже всех сокровищ! Халиф посмотрел на мешок. Там еще есть несколько глотков драгоценной влаги. Сейчас он освежит свои запекшиеся губы, увлажнит гортань, а потом упадет в беспамятстве, как этот старик, который вот-вот перестанет дышать. Но внезапная мысль остановила его.
Халиф подумал о слуге, о жизни, которую тот целиком отдал ему. Этот несчастный, изнемогающий от жажды человек умирает в пустыне, выполняя волю своего господина. Халифу стало жаль беднягу и стыдно за то, что в течение долгих лет он не нашел для старика ни доброго слова, ни улыбки. Теперь они оба умирают, и смерть уравняет их. Так неужели за всю свою многолетнюю службу старик не заслужил никакой благодарность? И чем можно отблагодарить того, кто уже ничего не сознает?
Слайд 3
Исторический процесс
Халиф взял мешок и влил остатки целительной влаги в
раскрытые губы умирающего. Вскоре старик перестал метаться и забылся спокойным сном.
Глядя на умиротворенное лицо старика, халиф испытал несказанную радость. Это были мгновения счастья, дар неба, ради которого и стоило жить.
И тут - о, бесконечная милость Провидения - полились потоки дождя. Слуга очнулся, и путники наполнили свои сосуды.
Придя в себя, старик сказал:
- Господин, мы сегодня можем продолжить путь. Но халиф покачал головой:
- Нет. Мне уже не нужна встреча с мудрецом. Всевышний открыл мне смысл бытия.
Слайд 4Направленность личности
Уроки 76-78
Слайд 5??
1. Социальное поведение.
2. Структура направленности личности.
3. Жизненные цели.
4. Социальные
установки.
В 1970-е гг. замечательный бард Юрий Визбор исполнял песню, где были следующие слова: «Дороги трудны, но трудно без дорог».
Попытаемся найти ту самую дорогу, по которой должна идти личность.
Слайд 6Задание 1:
На доске написаны два термина: «социальное действие», «социальное
поведение». Работая с учебником на с. 311, найдите определения данных понятий, запишите и проанализируйте их.
Слайд 7Действие - осмысленное человеческое поведение.
Социальное действие - это такое действие
человека или социальной системы, объектом которого являются другие социальные субъекты.
Слайд 8Действие - осмысленное человеческое поведение.
Социальное действие - это такое действие
человека или социальной системы, объектом которого являются другие социальные субъекты.
Слайд 9Действие - осмысленное человеческое поведение.
Социальное действие - это такое действие
человека или социальной системы, объектом которого являются другие социальные субъекты.
Структура направленности личности
Слайд 102. Структура направленности личности
Задание 2:
Работа с терминами – найдите в тексте,
выпишите, прокомментируйте (с. 313-316)
Слайд 11
Два типа направленности личности
Слайд 13Социальная установка - предопределенная и обусловленная прошлым опытом психологическая готовность личности
вести себя определенным образом в отношении объекта.
Ученые выделяют в структуре социальной установки три взаимосвязанных компонента:
• когнитивный (познавательный) - обнаруживается в виде мнений и утверждений относительно объекта;
• эмоциональный (аффективный) - проявляется через отношение к объекту, выраженное на языке чувств и переживаний;
• поведенческий - готовность индивида к осуществлению конкретной деятельности (поведению) с объектом.
Слайд 14ФУНКЦИИ УСТАНОВОК
Что вы понимаете под стереотипными установками.
Приведите примеры стереотипов. Как вы
к ним относитесь?
- Станислав Ежи Лец сказал: «Если не можешь изменить ситуацию - измени свое отношение к ней». Согласны ли вы с ним? Почему?
Слайд 15III. Итог урока
- Что такое «социальное поведение»?
-
Какие мотивы составляют направленность личности?
В чем состоит особенность жизненных целей человека?
Какую роль в развитии личности играет социальная установка?
Прокомментируйте притчу. Какое отношение она имеет к нашему уроку?
Слайд 16Великий японский военачальник однажды решил атаковать врага, который превосходил его десятикратно.
Он знал, что победит, но солдаты чувствовали неуверенность. В дороге он остановился у храма и сказал: «Когда я выйду, брошу монету. Выпадет орел - мы победим, выпадет решка - проиграем». Военачальник вошел в храм и стал безмолвно молиться. Затем, выйдя из храма, бросил монету. Выпал герб. Солдаты так неистово ринулись в бой, что легко одолели врага. «Ничего не изменить, когда действует рука судьбы», - сказан ему адъютант после сражения. «Верно, не изменить», - подтвердил военачальник, показывая ему монету с гербами на обеих сторонах.
Слайд 17Домашнее задание:
§ 30, ?? и задания – устно.
Слайд 18Информационные ресурсы
Е. Н. СОРОКИНА, ПОУРОЧНЫЕ РАЗРАБОТКИ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ,
ПРОФИЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ, 10 класс, МОСКВА • «ВАКО» • 2009
Иванчук Елена Николаевна, Учитель БОУ г. Омска «СОШ № 134»