Слайд 1Цель урока: определение роли моральных норм в жизни как решающих регуляторов общественной
жизни.
Выполнил:
Страшко Геннадий Сергеевич
Слайд 2Задачи:
образовательные: объяснить понятия «мораль», «добро», «зло», «золотое правило нравственности»; выяснить сходство и
различие морали и права. воспитательные: выявлять причины и последствия совершения аморальных поступков;
определять и объяснять свое отношение к поступкам людей; задуматься над своими нравственными ценностями.
развивающие: анализировать, сравнивать, участвовать в эвристической беседе, дискуссии;
работать с текстом; выделять главное, актуализировать ранее изученное; составлять таблицы.
Слайд 3Когда-то давно старик открыл своему внуку одну жизненную истину:
— В каждом
человеке идёт борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло: зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь. Другой волк представляет добро: мир, любовь, надежду, истину, доброту и верность.
Внук, тронутый до глубины души словами деда, задумался, а потом спросил:
— А какой волк в конце побеждает?
Старик улыбнулся и ответил:
— Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.
Как вы понимаете смысл этой притчи?
Согласны ли вы с главной идеей притчи?
Приведите пример из жизни, иллюстрирующий главную мысль притчи.
Слайд 4Мы живем в обществе, в котором существуют определенные ценности. Практически ежедневно
мы стоим перед выбором - протянуть руку помощи своему другу или сделать вид, что это тебя не касается, пройти мимо бездомной собаки или накормить ее, угостить товарища своим завтраком или съесть его самому, навредить человеку, или простить его.
Слайд 5Что регулирует поведение людей в обществе?
План нашего урока.
1. Что такое
мораль?
2. Признаки морали.
3. Нравственные (моральные) ценности.
4. Моральный выбор – это ответственность.
5. Типичные задания ОГЭ.
Слайд 6Давайте исходя из плана сформулируем цель нашего урока?
Узнаем что такое мораль,
для чего она существует, каковы ее признаки, что представляет собой нравственный человек
Слайд 7Прочитайте текст и составьте представление о морали.
В латинском языке слово «мораль»
означает «обычай», «нрав», «характер», «порядок».
Мораль зародилась в глубокой древности, на заре возникновения человечества. Внимательно наблюдая жизнь, деятельность, поступки, нравы, люди тщательно их обдумывали и, наконец, сформулировали четко определенное правило поведения. Это и есть мораль – результат, продукт размышления о жизни, делах, поступках людей. К морали относятся определенные принципы, идеалы, мудрые правила, которые регулируют, строго направляют поведение людей. К ним относятся принципы любви к человеку, милосердия или такие нормы, как «не убий», «не воруй», «не лги», «почитай старших» и т.д. Эти правила нашли отражение во всех религиях мира – у христиан в священной книге Библии, у мусульман в священной книге Коране, у иудеев в священной книге Торе, в древних буддийских, индийских и китайских верованиях.
Слайд 8Каково происхождение слова «мораль»?
Как и когда оно зародилось?
Что такое мораль?
Мораль -
нравственные правила поведения, основанные на представлениях людей о хорошем и плохом, о добре и зле, о справедливости, долге, чести и совести и др.
Право тоже контролирует поведение человека.
- Что такое право?
Слайд 9Право - система общеобязательные правил поведения, установленных государством.
Что объединяет эти понятия, а
что отличает? Давайте сравним этих два регулятора жизни- право и мораль и заполним результат в таблице.
Слайд 11- А каковы черты морального человека?
Милосердие, совестливый, добрый, честный, справедливый,
благородный, порядочный, бескорыстный, честность, воспитанность, ответственность, доброжелательность, почтительность, законопослушание, гражданственность, патриотизм
Слайд 12Прочитайте рассказ и ответьте на вопрос о чем идет речь? Что
такое моральная ответственность?
Есть такая философская притча о дровосеке. Он честно собирал хворост в лесу. Его считали человеком старательным, хорошо платили и хвалили за трудолюбие. Только одно от него скрывали: хворост шел на костры инквизиции. А сам он никогда не интересовался…
Слайд 13Прочитайте текст и ответьте на вопрос: в чем опасность безответственного поведения?
Случай под Рязанью. Осенью 2006 г. легковой автомобиль врезался в пешую колонну курсантов Воздушно-десантного училища несмотря на предупреждение дежурных с флажками. Убито 6 курсантов, двадцать ранено. Водитель был пьян.
В апреле 1986 года на чернобыльской АЭС произошла страшная катастрофа многих трагических последствий можно было бы избежать если бы власти вовремя
проинформировали население и произвели его эвакуацию. Вместо этого люди подвергались дополнительной опасности, принимая в условиях повышенного радиационного фона участие в торжественных первомайских демонстрациях.
Прокомментируй этот факт, используя понятия "ДОЛГ", "СОВЕСТЬ", "ОТВЕТСТВЕННОСТЬ"
Слайд 14Подведение итогов.
Тест.
Выражение «Спешите делать добро» относится к области
1) морали
2) искусства
3)
науки
4) образования
Какое из приведенных понятий не относится к категориям морали?
долг
совесть
честь
сознание
Верны ли следующие суждения о морали?
А. Нормы морали опираются на представления людей о добре и зле.
Б. Выполнение норм морали контролируются государством.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
Верны ли следующие суждения о морали?
А. Мораль характеризует человека с точки зрения способности строить гармоничные отношения с другими людьми.
Б. Мораль опирается на совесть человека и общественное мнение.
1) верно только А
2) верно только Б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
Слайд 15Наш урок подходит к концу.
-Вы сегодня работали очень хорошо, аргументировано
отвечали на поставленные вопросы и заслуживаете оценки «отлично». Но помните, что окончательную оценку вам поставит сама жизнь. Старайтесь всегда в любой ситуации руководствоваться «золотым правилом», которое гласит: Не делай другому того, чего себе не желаешь!
Только сам человек решает, как поступить в той или иной ситуации, какую дорогу ему выбрать.
Слайд 17Домашнее задание. П. 5
Творческое задание: народная мысль гласит: «Мораль начинается там,
где один человек позаботиться о другом». Как вы понимаете это утверждение? Раскройте его смысл.