Слайд 1Мораль
и
нравственность
«Я не знаю, что такое добро. То, что люди
ценят во мне, и есть мои достоинства. Я не знаю, что такое зло. То, что люди не любят во мне,- вот это и есть мои пороки». Древнекитайское изречение.
Слайд 2Домашнее задание:
Эссе:
«Нравственность не упала. Нравственность изменила позицию»
(К. Сломиньский)
2. «Поведение - это зеркало, в котором каждый показывает свой лик»
( И. Гете)
3. «Нравственное уродство — равнодушие к плохим поступкам и словам»
(Теофраст)
Слайд 3План:
Мораль в жизни людей.
Мир моральных категорий.
Нравственная культура.
Слайд 4Два мира есть у человека -
Один, который нас творил.
Другой, который мы
от века
Творим по мере наших сил.
Н.Заболоцкий.
Слайд 5«Лишь две вещи на свете
способны тревожить
наше воображение:
звездное небо
над нами и нравственный закон внутри нас»
И. Кант
Прав ли философ?
Слайд 6Притча:
Создавая род человеческий, боги позаботились о нем с щедростью поистине божественной:
дали разум, речь, огонь, способности к мастерству и искусству. Каждый был наделен каким-либо талантом. Появились строители, кузнецы, лекари и т. д. Человек стал добывать пищу, делать красивые вещи, строить жилища. Но научить людей жить в обществе боги не сумели. И когда люди собирались вместе для какого-нибудь большого дела - строить дорогу, канал, между ними вспыхивали ожесточенные споры, а нередко дело кончалось всеобщим развалом. Слишком эгоистичны, слишком нетерпимы и жестоки были люди, все решали только грубой силой... И над родом человеческим нависла угроза самоистребления.
Тогда отец богов Зевс, чувствуя свою особую ответственность, повелел ввести в жизнь людей стыд и правду.
Восхищены были боги мудростью отца. Только один вопрос они задали ему: как распределить стыд и правду среди людей? Ведь таланты боги даруют избирательно: одному пошлют способности строителя, другому – музыканта, третьему – лекаря и т. д.
А как поступить со стыдом и правдой?
Зевс ответил, что стыд и правду должны иметь все люди. Иначе не будет на Земле ни городов, ни государств, ни самих людей . . .
Слайд 7Когда-то давно старый индеец открыл своему внуку жизненную истину:"В каждом человеке
идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло - зависть, ревность, эгоизм, амбиции, ложь ...Другой волк представляет добро - мир, любовь, надежду, истину, доброту, верность ...»
Маленький индеец, тронутый до глубины души словами деда, на несколько мгновений задумался, а потом спросил:
А какой волк в конце побеждает?
Старый индеец едва заметно улыбнулся и ответил:
- Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.
Слайд 8Назовите
вечные универсальные ценности
Слайд 9Предмет изучения этики
Связана со всеми сферами общественной жизни
Форма общественного сознания
Явление культурно-историческое,
классовое
Сформировалась вместе с возникновением человеческого общества
МОРАЛЬ
Слайд 10РОЛЬ МОРАЛИ
Регулирует поведение человека во всех сферах общественной жизни
Является жизненным ориентиром
для человека, стремящегося к самосовершенствованию
Формирует нравственный облик личности
Обеспечивает единство и согласованность взаимодействия людей при различных обстоятельствах
Слайд 11Мораль -
совокупность одобренных общественным мнением норм, определяющих отношения людей в социуме,
их обязанности друг перед другом и перед обществом
Слайд 12
Рим
нэп
Гедонизм -
этическое учение, в котором все моральные определения выводятся
из удовольствия и страдания, разновидность мировоззрения, отстаивающего приоритет потребностей индивида перед социальными установлениями как условностями, ограничивающими его свободу, подавляющими его самобытность.
христиане
Советская молодежь
АСКЕТИЗМ
(от греческого asketes - упражняющийся в чем-либо), ограничение или подавление чувственных желаний, добровольное перенесение физической боли, одиночества и т.п.
Слайд 13Современный человек вовлечен во множество контактов.
Что помогает избрать правильную модель поведения?
Слайд 15Не лги
Не укради
Не убий
…
Доброжелательность
Справедливость
Мудрость
…
Коллективизм / индивидуализм
Эгоизм / альтруизм
…
Долг
Совесть
Смысл жизни
Свобода
Счастье
…
Слайд 16Моральные нормы и требования стимулируют развитие
моральных взглядов, убеждений, чувств, которые в
совокупности образуют нравственное сознание.
Человек свободен в моральной деятельности — он волен выбрать или не выбрать путь следования требованиям долга.
Эта свобода человека, его способность выбирать между добром и злом называется моральным выбором.
Слайд 17Утверждение человеческого в человеке
Формирование нравственного облика личности
Безнравственность недопустима
Единство и согласованность действий
людей
Слайд 18 Различия и в уровнях одобрения
моральных норм.
на уровне
микроколлектива (малой группы,
узкого круга друзей),
другие имеют более широкие источники поддержки: кланово-
этнические, национальные, классовые и общесоциумные.
Приведите примеры.
Слайд 19ВЫСШИЕ ЦЕННОСТИ И ИДЕАЛЫ.
evg3097@mail.ru
ВОПРОСЫ МОРАЛИ-
ВЕЧНЫЕ ВОПРОСЫ.
ЧЕЛОВЕК, ВЫБИРАЯ, ОПИРАЕТСЯ НА
ВЫСШИЕ
ЦЕННОСТИ И ИДЕАЛЫ
ЦЕННОСТИ- ЭТО НЕЧТО ВАЖНОЕ ДЛЯ ЖИЗНИ.
МОРАЛЬНЫЙ ИДЕАЛ- ЭТО ВСЕ ЛУЧШЕЕ, ЧТО ВЫРАБОТАЛА МОРАЛЬ - ВСЕОБЩЕЕ ДУХОВНОЕ ЕДИНЕНИЕ ЛЮДЕЙ, КОТОРОЕ ДОСТИГАЕТСЯ ЧЕРЕЗ СОБЛЮДЕНИЕ НОРМ И ПРИНЦИПОВ МОРАЛИ.
ЗА ДОЛГУЮ ИСТОРИЮ ЧЕЛОВЕЧЕСТВО ВЫРАБОТАЛО ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ НОРМЫ И ЦЕННОСТИ- В РЕЛИГИИ, В ФИЛОСОФИИ- ПРАВДА И СТЫД, ТЕРПИМОСТЬ, СОСТРАДАНИЕ.
Слайд 20Чем отличается
нравственность
от морали?
Слайд 21Мир сущего
Мир должного
принципы реального практического поведения людей
степень усвоения личностью моральных ценностей
общества и практическое следование им в повседневной жизни
специфическая сфера культуры, в которой концентрируются и обобщаются высокие идеалы и строгие нормы поведения, регулирующие поведение и сознание человека в различных областях общественной жизни
Нравственность
Мораль
Слайд 22ОСНОВНЫЕ ВЫВОДЫ.
НРАВСТВЕННОСТЬ – ЭТО САМА ЖИЗНЬ. ИЗ НРАВСТВЕННОСТИ ПОСТЕПЕННО ВЫРАСТАЕТ МОРАЛЬ,
СУЩЕСТВУЮТ САМЫЕ РАЗЛИЧНЫЕ ВЗГЛЯДЫ НА НРАВСТВЕННОСТЬ
МОРАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ - ЭТО СПОСОБНОСТЬ ПРЕДВИДЕТЬ ПОСЛЕДСТВИЯ ПОСТУПКОВ
В ПРОЦЕССЕ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСТВО ВЫРАБОТАЛО ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ И ИДЕАЛЫ. КАЖДЫЙ ЧЕЛОВЕК ДОЛЖЕН ПОСТУПАТЬ ТАК,ЧТОБЫ ТВОИ ДЕЙСТВИЯ МОГЛИ СТАТЬ ОБРАЗЦЕМ ДЛЯ ВСЕХ
Слайд 23
Другим видом поведения личности является разрешение
моральных ситуаций, требующих активного привлечения
моральных представлений
и этических категорий.
Этические категории — это фундаментальные понятия
морали, отражающие события жизни с точки зрения самых
общих моральных оценок.
Слайд 24ЧТО ТАКОЕ ДОБРО.
ДОБРО
ПОНЯТИЕ ДОБРА- ФИЛОСОФЫ ОПРЕДЕЛЯЮТ КАК СТРЕМЛЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА К ЧЕЛОВЕЧНОСТИ,
К ГУМАНИЗМУ.
ДОБРО- ЭТО СПРАВЕДЛИВОСТЬ,
МИЛОСЕРДИЕ, ЛЮБОВЬ К БЛИЖНЕМУ.
НО, ЧТО ОПРЕДЕЛЯЕТ ЧЕЛОВЕКА КАК
ДОБРОГО?
ВАШИ ПРИМЕРЫ.
Слайд 25ЗЛО
ЗЛО
ВСЕ, ЧТО ПРОТИВОПОЛОЖНО ДОБРУ -
ЕСТЬ ЗЛО. ПОНЯТИЕ ЗЛА ОБЪЕДИНЯЕТ В
СЕБЕ ВСЕ ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ ЯВЛЕНИЯ.
ЗЛО- ЭТО ВСЕ ТО, ЧТО ГУБИТ ДУШУ ЧЕЛОВЕКА
Слайд 26КРИТЕРИЙ МОРАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ
КАК ЖЕ РАЗЛИЧИТЬ ДОБРО И ЗЛО
НАЛИЧИЕ УВАЖЕНИЯ К ЧЕЛОВЕЧЕСКОМУ
ДОСТОИНСТВУ В РЕАЛЬНЫХ ДЕЛАХ И ПОСТУПКАХ – ОСНОВНОЙ КРИТЕРИЙ МОРАЛИ, ПО КОТОРОМУ МОЖНО РАЗЛИЧАТЬ ДОБРО И ЗЛО.
ЭТО ГЛАВНЫЙ ПРИНЦИП МОРАЛИ : ГУМАНИЗМ.
Слайд 27Долг
совокупность обязанностей человека перед обществом на уровне общественного мнения (сознания) ,
на
уровне индивидуального сознания — понимание личностью этих обязанностей и принятие их ею.
Требование долга является моральной основой социальной дисциплины.
Слайд 28Совесть
способность личности к эмоциональной оценке совершенных и совершаемых ею поступков, соотносимых
с идеей должного. Совесть — это «сторожевой пункт» общества в индивидуальном сознании.
манипуляция личностью возможна лишь при условии отключения совести.
Слайд 29Честь и достоинство
Категории чести и достоинства личности отражают признание ценности личности
на основе наличия у нее некоторых обязательных черт: благородства, готовности к самоотверженности, определенной сдержанности и соблюдения в отношениях с другими людьми правил, принятых той или иной референтной группой.
Слайд 30Счастье
Категория счастья фиксирует переживания человека, удовлетворенного своей деятельностью, своим положением и
открывающимися перспективами.
Слайд 31Нравственная культура личности -
степень восприятия индивидом нравственного сознания и культуры общества
Слайд 32Факторы, определяющие уровень нравственной культуры:
Общая культура
Социальные интересы
Цели жизни и деятельности
Степень нравственных
переживаний, сопереживания
Богатство и разнообразие жизненных связей и интересов личности
…
Слайд 33Этапы формирования
нравственной культуры личности
Совесть
«Что я сам о себе подумаю?»
Саморегуляция
автономная
Взрослые
люди
Стыд, честь
«Что обо мне подумают?»
Общественное мнение
конвенциональ-ная
Дети
Инфантильные взрослые
Страх, боязнь наказания
«Что со мной сделают?»
Послушание и подражание
элементарная
Для кого характерна
Главный мотив нравственного поведения
На чем основана
Формируемая нравственность
Слайд 34НРАВСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА – это реализация человеком в своем поведении нравственных принципов
(ценностей и норм).
Слайд 35моральный идеал — это представление о совершенной системе моральных норм, воплощаемых
в деятельности и поведении личности.
Слайд 36Человек – подобие Бога, имеет высшую сакральную ценность.
Духовный (нравственно-универсальный)
Каждый человек обладает
равными правами и свободами, обязанностями. Реализация «Золотого правила нравственности».
Гуманистический (просоциальный)
Равнодушие к тем, кто не принадлежит к группе
Группоцентризм
Стремление к собственному удобству, выгоде, престижу. Потребительское отношение к окружающим
Эгоцентрический
Черты поведения
Уровень нравственности
Слайд 37Различать
добро и зло, применять нравственные нормы
в сложившейся ситуации
Эмоциональная одухотворенность
Формы,
манеры поведения в обществе
Слайд 38Самостоятельный моральный выбор
и ответственность
за него перед обществом
и самим
собой
Слайд 39Трудности в осуществлении нравственного идеала (причины):
Низкая общая культура людей;
Различные социальные группы,
имеют неодинаковые фундаментальные интересы и цели своей жизни и поведения;
Эгоистические групповые и индивидуалистические идеалы и цели заставляют отступить на задний план или вообще исчезнуть общесоциумные задачи и интересы;
Паралич эмпатии;
Социальная мимикрия.
Слайд 40Согласны ли вы с высказыванием:
«Иногда случается, что некто является хорошим гражданином,
не имея вместе с тем качеств, по которым можно было бы признать его хорошим человеком: отсюда следует, что качества хорошего человека и хорошего гражданина не одни и те же».
К.Тосси
Какие качества для вас имеют большую ценность, качества гражданина или качества человека?
Слайд 41
Духовно-нравственные заповеди
академика Дмитрия Сергеевича Лихачёва:
Люби людей – и ближних, и дальних.
Твори
добро, не видя в том заслуги.
Люби мир в себе, а не себя в мире.
Будь искренним: вводя в заблуждение других, обманываешься сам.
Учись читать с интересом, с удовольствием и не торопясь; чтение – путь к житейской мудрости, не гнушайся им!
Будь верующим – вера обогащает душу и укрепляет дух.
Будь совестлив: вся мораль в совести.
Чти прошлое, твори настоящее, верь в будущее.
Слайд 42Время эти понятия не стёрло.
Нужно только поднять верхний пласт.
И дымящейся кровью
у горла
Чувства вечные хлынут из нас.
Ныне присно, во веки веков, старина,
И цена есть цена, и вина есть вина,
И всегда хорошо, если честь спасена,
Если духом надёжно прикрыта спина.
Чистоту, простоту мы у древних берём,
Саги, сказки из прошлого тащим
Потому, что добро остаётся добром
В прошлом, будущем и настоящем.
В. Высоцкий.
«Баллада о времени»