Презентация, доклад по обществознанию на тему Мораль и нравственность (11 класс)

Содержание

Домашнее задание:Эссе:«Нравственность не упала. Нравственность изменила позицию» (К. Сломиньский)2. «Поведение - это зеркало,

Слайд 1Мораль и нравственность
«Я не знаю, что такое добро. То, что люди

ценят во мне, и есть мои достоинства. Я не знаю, что такое зло. То, что люди не любят во мне,- вот это и есть мои пороки». Древнекитайское изречение.
Мораль  и  нравственность«Я не знаю, что такое добро. То, что люди ценят во мне, и

Слайд 2Домашнее задание:
Эссе:
«Нравственность не упала. Нравственность изменила позицию»

(К. Сломиньский)
2. «Поведение - это зеркало, в котором каждый показывает свой лик»
( И. Гете)
3. «Нравственное уродство — равнодушие к плохим поступкам и словам»
(Теофраст)
Домашнее задание:Эссе:«Нравственность не упала. Нравственность изменила позицию»

Слайд 3План:
Мораль в жизни людей.
Мир моральных категорий.
Нравственная культура.

План:Мораль в жизни людей. Мир моральных категорий. Нравственная культура.

Слайд 4Два мира есть у человека -
Один, который нас творил.
Другой, который мы

от века
Творим по мере наших сил.
Н.Заболоцкий.
Два мира есть у человека -Один, который нас творил.Другой, который мы от векаТворим по мере наших сил.

Слайд 5«Лишь две вещи на свете способны тревожить наше воображение: звездное небо

над нами и нравственный закон внутри нас»

И. Кант

Прав ли философ?

«Лишь две вещи на свете  способны тревожить  наше воображение:  звездное небо над нами и

Слайд 6Притча:
Создавая род человеческий, боги позаботились о нем с щедростью поистине божественной:

дали разум, речь, огонь, способности к мастерству и искусству. Каждый был наделен каким-либо талантом. Появились строители, кузнецы, лекари и т. д. Человек стал добывать пищу, делать красивые вещи, строить жилища. Но научить людей жить в обществе боги не сумели. И когда люди собирались вместе для какого-нибудь большого дела - строить дорогу, канал, между ними вспыхивали ожесточенные споры, а нередко дело кончалось всеобщим развалом. Слишком эгоистичны, слишком нетерпимы и жестоки были люди, все решали только грубой силой... И над родом человеческим нависла угроза самоистребления.
Тогда отец богов Зевс, чувствуя свою особую ответственность, повелел ввести в жизнь людей стыд и правду.
Восхищены были боги мудростью отца. Только один вопрос они задали ему: как распределить стыд и правду среди людей? Ведь таланты боги даруют избирательно: одному пошлют способности строителя, другому – музыканта, третьему – лекаря и т. д.
А как поступить со стыдом и правдой?
Зевс ответил, что стыд и правду должны иметь все люди. Иначе не будет на Земле ни городов, ни государств, ни самих людей . . .

Притча:Создавая род человеческий, боги позаботились о нем с щедростью поистине божественной: дали разум, речь, огонь, способности к

Слайд 7Когда-то давно старый индеец открыл своему внуку жизненную истину:"В каждом человеке

идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло - зависть, ревность, эгоизм, амбиции, ложь ...Другой волк представляет добро - мир, любовь, надежду, истину, доброту, верность ...»
Маленький индеец, тронутый до глубины души словами деда, на несколько мгновений задумался, а потом спросил:
А какой волк в конце побеждает?
Старый индеец едва заметно улыбнулся и ответил:
- Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.
Когда-то давно старый индеец открыл своему внуку жизненную истину:

Слайд 8Назовите
вечные универсальные ценности

Назовите вечные универсальные ценности

Слайд 9Предмет изучения этики
Связана со всеми сферами общественной жизни
Форма общественного сознания
Явление культурно-историческое,

классовое

Сформировалась вместе с возникновением человеческого общества

МОРАЛЬ

Предмет изучения этикиСвязана со всеми сферами общественной жизниФорма общественного сознанияЯвление культурно-историческое, классовоеСформировалась вместе с возникновением человеческого обществаМОРАЛЬ

Слайд 10РОЛЬ МОРАЛИ
Регулирует поведение человека во всех сферах общественной жизни
Является жизненным ориентиром

для человека, стремящегося к самосовершенствованию

Формирует нравственный облик личности

Обеспечивает единство и согласованность взаимодействия людей при различных обстоятельствах

РОЛЬ МОРАЛИРегулирует поведение человека во всех сферах общественной жизниЯвляется жизненным ориентиром для человека, стремящегося к самосовершенствованиюФормирует нравственный

Слайд 11Мораль -
совокупность одобренных общественным мнением норм, определяющих отношения людей в социуме,


их обязанности друг перед другом и перед обществом
Мораль -совокупность одобренных общественным мнением норм, определяющих отношения людей в социуме, их обязанности друг перед другом и

Слайд 12
Рим
нэп
Гедонизм -
этическое учение, в котором все моральные определения выводятся

из удовольствия и страдания, разновидность мировоззрения, отстаивающего приоритет потребностей индивида перед социальными установлениями как условностями, ограничивающими его свободу, подавляющими его самобытность.

христиане

Советская молодежь

АСКЕТИЗМ
(от греческого asketes - упражняющийся в чем-либо), ограничение или подавление чувственных желаний, добровольное перенесение физической боли, одиночества и т.п.

РимнэпГедонизм - этическое учение, в котором все моральные определения выводятся из удовольствия и страдания, разновидность мировоззрения,

Слайд 13Современный человек вовлечен во множество контактов.
Что помогает избрать правильную модель поведения?

Современный человек вовлечен во множество контактов.Что помогает избрать правильную модель поведения?

Слайд 14Приведите примеры

Приведите примеры

Слайд 15Не лги
Не укради
Не убий

Доброжелательность
Справедливость
Мудрость

Коллективизм / индивидуализм
Эгоизм / альтруизм

Долг
Совесть
Смысл жизни
Свобода
Счастье



Не лгиНе украдиНе убий…ДоброжелательностьСправедливостьМудрость…Коллективизм / индивидуализмЭгоизм / альтруизм…ДолгСовесть Смысл жизниСвободаСчастье …

Слайд 16Моральные нормы и требования стимулируют развитие моральных взглядов, убеждений, чувств, которые в

совокупности образуют нравственное сознание.

Человек свободен в моральной деятельности — он волен выбрать или не выбрать путь следования требованиям долга.
Эта свобода человека, его способность выбирать между добром и злом называется моральным выбором.

Моральные нормы и требования стимулируют развитие моральных взглядов, убеждений, чувств, которые в совокупности образуют нравственное сознание.Человек свободен

Слайд 17Утверждение человеческого в человеке
Формирование нравственного облика личности
Безнравственность недопустима
Единство и согласованность действий

людей
Утверждение человеческого в человекеФормирование нравственного облика личностиБезнравственность недопустимаЕдинство и согласованность действий людей

Слайд 18 Различия и в уровнях одобрения моральных норм.
на уровне
микроколлектива (малой группы,

узкого круга друзей),
другие имеют более широкие источники поддержки: кланово-
этнические, национальные, классовые и общесоциумные.

Приведите примеры.

Различия и в уровнях одобрения  моральных норм.на уровнемикроколлектива (малой группы, узкого круга друзей), другие имеют

Слайд 19ВЫСШИЕ ЦЕННОСТИ И ИДЕАЛЫ.
evg3097@mail.ru
ВОПРОСЫ МОРАЛИ-
ВЕЧНЫЕ ВОПРОСЫ.

ЧЕЛОВЕК, ВЫБИРАЯ, ОПИРАЕТСЯ НА
ВЫСШИЕ

ЦЕННОСТИ И ИДЕАЛЫ
ЦЕННОСТИ- ЭТО НЕЧТО ВАЖНОЕ ДЛЯ ЖИЗНИ.
МОРАЛЬНЫЙ ИДЕАЛ- ЭТО ВСЕ ЛУЧШЕЕ, ЧТО ВЫРАБОТАЛА МОРАЛЬ - ВСЕОБЩЕЕ ДУХОВНОЕ ЕДИНЕНИЕ ЛЮДЕЙ, КОТОРОЕ ДОСТИГАЕТСЯ ЧЕРЕЗ СОБЛЮДЕНИЕ НОРМ И ПРИНЦИПОВ МОРАЛИ.


ЗА ДОЛГУЮ ИСТОРИЮ ЧЕЛОВЕЧЕСТВО ВЫРАБОТАЛО ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ НОРМЫ И ЦЕННОСТИ- В РЕЛИГИИ, В ФИЛОСОФИИ- ПРАВДА И СТЫД, ТЕРПИМОСТЬ, СОСТРАДАНИЕ.

ВЫСШИЕ ЦЕННОСТИ И ИДЕАЛЫ.evg3097@mail.ruВОПРОСЫ МОРАЛИ- ВЕЧНЫЕ ВОПРОСЫ.ЧЕЛОВЕК,  ВЫБИРАЯ, ОПИРАЕТСЯ НАВЫСШИЕ ЦЕННОСТИ И ИДЕАЛЫ ЦЕННОСТИ- ЭТО НЕЧТО

Слайд 20Чем отличается нравственность от морали?

Чем отличается  нравственность  от морали?

Слайд 21Мир сущего
Мир должного
принципы реального практического поведения людей

степень усвоения личностью моральных ценностей

общества и практическое следование им в повседневной жизни

специфическая сфера культуры, в которой концентрируются и обобщаются высокие идеалы и строгие нормы поведения, регулирующие поведение и сознание человека в различных областях общественной жизни

Нравственность

Мораль

Мир сущегоМир должногопринципы реального практического поведения людейстепень усвоения личностью моральных ценностей общества и практическое следование им в

Слайд 22ОСНОВНЫЕ ВЫВОДЫ.
НРАВСТВЕННОСТЬ – ЭТО САМА ЖИЗНЬ. ИЗ НРАВСТВЕННОСТИ ПОСТЕПЕННО ВЫРАСТАЕТ МОРАЛЬ,

СУЩЕСТВУЮТ САМЫЕ РАЗЛИЧНЫЕ ВЗГЛЯДЫ НА НРАВСТВЕННОСТЬ

МОРАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ - ЭТО СПОСОБНОСТЬ ПРЕДВИДЕТЬ ПОСЛЕДСТВИЯ ПОСТУПКОВ

В ПРОЦЕССЕ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСТВО ВЫРАБОТАЛО ОБЩЕЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ И ИДЕАЛЫ. КАЖДЫЙ ЧЕЛОВЕК ДОЛЖЕН ПОСТУПАТЬ ТАК,ЧТОБЫ ТВОИ ДЕЙСТВИЯ МОГЛИ СТАТЬ ОБРАЗЦЕМ ДЛЯ ВСЕХ

ОСНОВНЫЕ ВЫВОДЫ.НРАВСТВЕННОСТЬ – ЭТО САМА ЖИЗНЬ. ИЗ НРАВСТВЕННОСТИ ПОСТЕПЕННО ВЫРАСТАЕТ МОРАЛЬ, СУЩЕСТВУЮТ САМЫЕ РАЗЛИЧНЫЕ ВЗГЛЯДЫ НА НРАВСТВЕННОСТЬМОРАЛЬНАЯ

Слайд 23 Другим видом поведения личности является разрешение моральных ситуаций, требующих активного привлечения моральных представлений

и этических категорий. Этические категории — это фундаментальные понятия морали, отражающие события жизни с точки зрения самых общих моральных оценок.


Другим видом поведения личности является разрешение моральных ситуаций, требующих активного привлечения моральных представлений и этических категорий.

Слайд 24ЧТО ТАКОЕ ДОБРО.
ДОБРО

ПОНЯТИЕ ДОБРА- ФИЛОСОФЫ ОПРЕДЕЛЯЮТ КАК СТРЕМЛЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА К ЧЕЛОВЕЧНОСТИ,

К ГУМАНИЗМУ.
ДОБРО- ЭТО СПРАВЕДЛИВОСТЬ,
МИЛОСЕРДИЕ, ЛЮБОВЬ К БЛИЖНЕМУ.
НО, ЧТО ОПРЕДЕЛЯЕТ ЧЕЛОВЕКА КАК
ДОБРОГО?
ВАШИ ПРИМЕРЫ.
ЧТО ТАКОЕ ДОБРО.ДОБРОПОНЯТИЕ ДОБРА- ФИЛОСОФЫ ОПРЕДЕЛЯЮТ КАК СТРЕМЛЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА К ЧЕЛОВЕЧНОСТИ, К ГУМАНИЗМУ.ДОБРО- ЭТО СПРАВЕДЛИВОСТЬ,МИЛОСЕРДИЕ, ЛЮБОВЬ К

Слайд 25ЗЛО
ЗЛО

ВСЕ, ЧТО ПРОТИВОПОЛОЖНО ДОБРУ -
ЕСТЬ ЗЛО. ПОНЯТИЕ ЗЛА ОБЪЕДИНЯЕТ В

СЕБЕ ВСЕ ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ ЯВЛЕНИЯ.

ЗЛО- ЭТО ВСЕ ТО, ЧТО ГУБИТ ДУШУ ЧЕЛОВЕКА
ЗЛОЗЛОВСЕ, ЧТО ПРОТИВОПОЛОЖНО ДОБРУ - ЕСТЬ ЗЛО. ПОНЯТИЕ ЗЛА ОБЪЕДИНЯЕТ В СЕБЕ ВСЕ ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ ЯВЛЕНИЯ.ЗЛО- ЭТО ВСЕ

Слайд 26КРИТЕРИЙ МОРАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ
КАК ЖЕ РАЗЛИЧИТЬ ДОБРО И ЗЛО
НАЛИЧИЕ УВАЖЕНИЯ К ЧЕЛОВЕЧЕСКОМУ

ДОСТОИНСТВУ В РЕАЛЬНЫХ ДЕЛАХ И ПОСТУПКАХ – ОСНОВНОЙ КРИТЕРИЙ МОРАЛИ, ПО КОТОРОМУ МОЖНО РАЗЛИЧАТЬ ДОБРО И ЗЛО.

ЭТО ГЛАВНЫЙ ПРИНЦИП МОРАЛИ : ГУМАНИЗМ.
КРИТЕРИЙ МОРАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯКАК ЖЕ РАЗЛИЧИТЬ ДОБРО И ЗЛОНАЛИЧИЕ УВАЖЕНИЯ К ЧЕЛОВЕЧЕСКОМУ ДОСТОИНСТВУ В РЕАЛЬНЫХ ДЕЛАХ И ПОСТУПКАХ

Слайд 27Долг
совокупность обязанностей человека перед обществом на уровне общественного мнения (сознания) ,
на

уровне индивидуального сознания — понимание личностью этих обязанностей и принятие их ею.
Требование долга является моральной основой социальной дисциплины.

Долгсовокупность обязанностей человека перед обществом на уровне общественного мнения (сознания) ,на уровне индивидуального сознания — понимание личностью

Слайд 28Совесть
способность личности к эмоциональной оценке совершенных и совершаемых ею поступков, соотносимых

с идеей должного. Совесть — это «сторожевой пункт» общества в индивидуальном сознании.
манипуляция личностью возможна лишь при условии отключения совести.
Совестьспособность личности к эмоциональной оценке совершенных и совершаемых ею поступков, соотносимых с идеей должного. Совесть — это

Слайд 29Честь и достоинство
Категории чести и достоинства личности отражают признание ценности личности

на основе наличия у нее некоторых обязательных черт: благородства, готовности к самоотверженности, определенной сдержанности и соблюдения в отношениях с другими людьми правил, принятых той или иной референтной группой.
Честь и достоинствоКатегории чести и достоинства личности отражают признание ценности личности на основе наличия у нее некоторых

Слайд 30Счастье
Категория счастья фиксирует переживания человека, удовлетворенного своей деятельностью, своим положением и

открывающимися перспективами.
СчастьеКатегория счастья фиксирует переживания человека, удовлетворенного своей деятельностью, своим положением и открывающимися перспективами.

Слайд 31Нравственная культура личности -
степень восприятия индивидом нравственного сознания и культуры общества

Нравственная культура личности -степень восприятия индивидом нравственного сознания и культуры общества

Слайд 32Факторы, определяющие уровень нравственной культуры:
Общая культура
Социальные интересы
Цели жизни и деятельности
Степень нравственных

переживаний, сопереживания
Богатство и разнообразие жизненных связей и интересов личности

Факторы, определяющие уровень нравственной культуры:Общая культураСоциальные интересыЦели жизни и деятельностиСтепень нравственных переживаний, сопереживанияБогатство и разнообразие жизненных связей

Слайд 33Этапы формирования нравственной культуры личности
Совесть
«Что я сам о себе подумаю?»
Саморегуляция


автономная



Взрослые
люди

Стыд, честь
«Что обо мне подумают?»

Общественное мнение

конвенциональ-ная

Дети
Инфантильные взрослые

Страх, боязнь наказания
«Что со мной сделают?»

Послушание и подражание

элементарная

Для кого характерна

Главный мотив нравственного поведения

На чем основана

Формируемая нравственность

Этапы формирования  нравственной культуры личностиСовесть «Что я сам о себе подумаю?»Саморегуляция автономная Взрослые людиСтыд, честь«Что обо

Слайд 34НРАВСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА – это реализация человеком в своем поведении нравственных принципов

(ценностей и норм).
НРАВСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА – это реализация человеком в своем поведении нравственных принципов (ценностей и норм).

Слайд 35моральный идеал — это представление о совершенной системе моральных норм, воплощаемых

в деятельности и поведении личности.
моральный идеал — это представление о совершенной системе моральных норм, воплощаемых в деятельности и поведении личности.

Слайд 36Человек – подобие Бога, имеет высшую сакральную ценность.
Духовный (нравственно-универсальный)
Каждый человек обладает

равными правами и свободами, обязанностями. Реализация «Золотого правила нравственности».

Гуманистический (просоциальный)

Равнодушие к тем, кто не принадлежит к группе

Группоцентризм

Стремление к собственному удобству, выгоде, престижу. Потребительское отношение к окружающим

Эгоцентрический

Черты поведения

Уровень нравственности

Человек – подобие Бога, имеет высшую сакральную ценность.Духовный (нравственно-универсальный)Каждый человек обладает равными правами и свободами, обязанностями. Реализация

Слайд 37Различать
добро и зло, применять нравственные нормы
в сложившейся ситуации
Эмоциональная одухотворенность
Формы,

манеры поведения в обществе
Различать добро и зло, применять нравственные нормы в сложившейся ситуацииЭмоциональная одухотворенностьФормы, манеры поведения в обществе

Слайд 38Самостоятельный моральный выбор
и ответственность
за него перед обществом
и самим

собой
Самостоятельный моральный выбор и ответственность за него перед обществом и самим собой

Слайд 39Трудности в осуществлении нравственного идеала (причины):
Низкая общая культура людей;
Различные социальные группы,

имеют неодинаковые фундаментальные интересы и цели своей жизни и поведения;
Эгоистические групповые и индивидуалистические идеалы и цели заставляют отступить на задний план или вообще исчезнуть общесоциумные задачи и интересы;
Паралич эмпатии;
Социальная мимикрия.
Трудности в осуществлении нравственного идеала (причины):Низкая общая культура людей;Различные социальные группы, имеют неодинаковые фундаментальные интересы и цели

Слайд 40Согласны ли вы с высказыванием:
«Иногда случается, что некто является хорошим гражданином,

не имея вместе с тем качеств, по которым можно было бы признать его хорошим человеком: отсюда следует, что качества хорошего человека и хорошего гражданина не одни и те же».
К.Тосси

Какие качества для вас имеют большую ценность, качества гражданина или качества человека?

Согласны ли вы с высказыванием:«Иногда случается, что некто является хорошим гражданином, не имея вместе с тем качеств,

Слайд 41
Духовно-нравственные заповеди академика Дмитрия Сергеевича Лихачёва:
Люби людей – и ближних, и дальних.
Твори

добро, не видя в том заслуги.
Люби мир в себе, а не себя в мире.
Будь искренним: вводя в заблуждение других, обманываешься сам.

Учись читать с интересом, с удовольствием и не торопясь; чтение – путь к житейской мудрости, не гнушайся им!
Будь верующим – вера обогащает душу и укрепляет дух.
Будь совестлив: вся мораль в совести.
Чти прошлое, твори настоящее, верь в будущее.

Духовно-нравственные заповеди академика Дмитрия Сергеевича Лихачёва:Люби людей – и ближних, и дальних.Твори добро, не видя в том

Слайд 42Время эти понятия не стёрло.
Нужно только поднять верхний пласт.
И дымящейся кровью

у горла
Чувства вечные хлынут из нас.
Ныне присно, во веки веков, старина,
И цена есть цена, и вина есть вина,
И всегда хорошо, если честь спасена,
Если духом надёжно прикрыта спина.
Чистоту, простоту мы у древних берём,
Саги, сказки из прошлого тащим
Потому, что добро остаётся добром
В прошлом, будущем и настоящем.
В. Высоцкий.
«Баллада о времени»
Время эти понятия не стёрло.Нужно только поднять верхний пласт.И дымящейся кровью у горлаЧувства вечные хлынут из нас.Ныне

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть