Слайд 1Презентация по обществознанию
по теме:
«Святыни России»
Выполнила:
уч-ся 17 группы
Нестерова Олеся
Слайд 2Две Софии
Огромный храм Святой Софии построен в центре Киева
сыном князя Владимира Ярославом (заложен в 1037 г.). Храм поразил всех величественной красотой и великолепием внутреннего убранства. Строили его греческие мастера. Прекрасные мозаичные картины с фигурами на золотом фоне покрывали стены. Они рассказывали о жизни Христа, его апостолов, библейских пророков и святых.. Киевская София имеет тринадцать глав. Они спускаются от самой большой к самым маленьким, отчего храм похож на живописный шатер. Главы стоят на «шеях» - барабанах с окнами, освещающими пространство внутри храма. Православная церковь считает, что центральная глава символизирует самого Господа, а остальные – его небесное воинство. Софийский собор стал символом Новгорода: «Где Святая София – тут и Новгород !» - гордились жители своим собором.
Слайд 3Псков-дом Святой Троицы
Псков – западная крепость России. Он старше Москвы,
ему более 1100 лет. Город – воин, он много раз отражал врагов Руси.
Троицкий собор – самый большой храм Пскова, его белые стены с куполами возвышаются над Кремлем. Правда, сейчас мы видим уже четвертый храм, построенный на этом месте, он сооружен в XVII. В храме заседал государственный совет, хранились важнейшие документы. Со ступеней храма князь Довмонт призывал псковскую рать на войну с немецкими рыцарями: «Братья мужи-псковичи! Не посрамим отцов и дедов наших … Постоим же за Святую Троицу – за свое Отечество!» Троица считалась покровительницей города, Псков даже называли «Домом Святой Троицы». Храброго князя Довмонта псковичи очень любили и готовы были идти за ним и в огонь и в воду. Он 33 года служил Пскову и похоронен в Троицком соборе.
Слайд 4Новое великое княжество
Успенский собор
Успенский собор построен в 1158-1160, перестроен в
1185-1189 г. Князь Андрей, сын Юрия Долгорукого приказал сделать его выше Софии Киевской. Собор поставили на самом краю обрыва, над рекой Клязьмой. Он вмещал 2000 человек. Внутри собор поражал роскошью и всевозможным «узорочьем», как пишет летопись. Горели свечи, отражаясь в золотых и серебряных люстрах – паникадилах, под ногами блестели медные плиты пола, двери были «писаны золотом» - украшены узорами из золотой проволоки. А еще красочные фрески на стенах, богатая церковная утварь, блестящая одежда священников и прекрасное пение.
В этом соборе и нашла, наконец, приют чудотворная икон. С тех пор ее называют иконой Владимирской Божией Матери.
Слайд 5Дмитриевский собор
Князь Андрей застраивал и укреплял свой город, который быстро
рос. Его дело продолжил брат, Всеволод Большое Гнездо (его прозвали так, потому что у него было 12 детей). В 1194-1197 возле княжеского дворца во Владимире вырос Дмитриевский собор.
Две трети стен украшает прекрасная белокаменная резьба! Тут и орнаменты, и львы с «расцветшими хвостами», и портреты князя с сыновьями, и целая галерея святых и воинов. Казалось здесь собрались все герои былин и русских сказок. Даже крест у собора был ажурный – из прорезной золоченой меди. Для строительства этого собора уже не звали мастеров со стороны, выросли свои строители, а резчики были как местные, так и из Сербии и Болгарии.
Слайд 6Георгиевский собор
В 1230-1234 г. В Юрьево -Польском построили еще один
храм, снизу доверху покрытый резьбой – Георгиевский собор, в 1471 году он был обновлен В.Д. Ермолиным. Больше в русской архитектуре таких примеров не было.
На стенах Георгиевского собора все изображения – звери, птицы, рыбы, люди – были связаны единым замыслом. К сожалению, в 1460 году собор обрушился. Его восстановили, но часть блоков разбилась, все перепуталось и рассказ оборвался. Теперь он низкий, тяжелый и не похож на стройные владимирские храмы.
Слайд 7Церковь Покрова на Нерли
Вершиной творчества владимирских мастеров считается небольшой
храм близ села Боголюбово – церковь Покрова на реке Нерль (1166 г.). Стоит она посредине большой зеленой поймы реки Клязьмы, там, там где в нее впадает небольшая речка Нерль. Князь Андрей сам выбрал это просторное, красивое место для церкви в память о любимом сыне, убитом на войне с волжскими булгарами. Для постройки церкви был сделан пьедестал из тесаного камня, высотой 3,7 метров. Он был обсыпан землей и образовал холм, облицованный каменными плитами. Но весной вода все равно подступает к самым ступеням. Тогда прекрасная церковь сливается со своим отражением в воде, и видно сразу два белых холма.
Каменной резьбы на церкви мало. На боковых закомарах одинокие фигурки сказочных грифонов. На центральной – библейский царь Давид играет на каком-то музыкальном инструменте, а львы и орлы его слушают. Колонки декоративного пояса опираются на изящные женские головки.
Слайд 8Антониев и Юрьев монастыри в Новгороде
Древний Новгород «сторожили» 2 монастыря:
с севера – Антониев, а с юга – Юрьев.
Рождественский собор Антониева монастыря выстроен в строгом стиле новгородской архитектуры. У него три главы, одна из – над лестничной башней. Когда в XV веке Новгород стал подчиняться Москве, они были заменены куполами, похожими на громадные луковицы. «Луковицы» - московское изобретение, из-за них собор Антониева монастыря кажется ниже.
Зато Юрьев монастырь, стерегущий город с юга, знаменит еще и тем, что высота его Георгиевского собора уступает только Софии Новгородской. Собор заложил князь Всеволод в 1199 году.
Верующие приносили сюда свои дары. В XIX веке графиня Орлова, например, подарила монастырю образ Знамения Божьей Матери, целиком вырезанный из огромного изумруда и усыпанный бриллиантами. Икона высокого пятиярусного иконостаса собора были украшены жемчугом и драгоценными камнями, царские врата в нем выкованы из чистого серебра.
Слайд 9Псково-Печерский монастырь
На самой западной границе России, в семидесяти километрах от
Пскова, находится Псково – Печерский монастырь.
Когда выходишь на небольшую площадь, от красоты открывающегося вида захватывает дух. Белое, красное, синь, золото! «Пещерная» Успенская церковь снаружи – это лишь один фасад, белая стена, пристроенная к зеленому склону и украшенная росписями (все внутренние помещения вырыты в склоне). Внутри пространство церкви состоит из узких проходов, оставленных столбами камня – песчаника. Там очень тесно и местами потолок такой низкий, что певчие у алтаря почти касаются его головами. Поэтому в торжественных случаях службу проводят перед собором, во дворце монастыря. Наверху, вдоль фасада, выстроились в ряд цветные фигурные купола. Рядом с церковью к откосу прислонилась большая белая звонница с главкой и башенкой с часами. Веревки от ее колоколов тянутся на 2 этаж крыльца Благовещенской церкви, что стоит напротив. С этого крыльца звонарь, как фокусник, перебирая веревки, управляет хором колоколов.
Дверь возле звонницы ведет в подземелье, в семь длинных двухсотметровых пещер, где хоронят монахов. А на зеленых склонах оврага, говорят, еще живы шестисотлетние дубы, которые помнят первых отшельников.
Слайд 10Кирилло-Белозерский монастырь
Монастырь прославился по всей стране огромной библиотекой. Он поддерживал
объединение Руси вокруг Москвы, а московские князья всячески одаривали его. На эти средства в монастыре построили каменный Успенский собор, потом (в разное время) трапезную, больничные палаты, каменные кельи и другие церкви.
Однажды князь Василий III попросил монахов монастыря помолиться, чтобы у него родился наследник. И сын, будущий царь Иван Грозный, вскоре родился. За это Василий потом пожертвовал монастырю огромную по тем временам сумму – 28000 тыс. рублей.
Уже в XVI веке монастырь был крепостью, окруженной каменными стенами. Попытки поляков, а потом и разбойников захватить обитель закончились неудачей. Но в XVII веке, с 1653 по 1682 год, возвели новые стены длиной в полтора километра, высотой 10 метров, а толщиной 7; башни – с восьмиэтажный дом. Монастырь служил местом заточения лиц, принадлежащих к светской и церковной знати: здесь были заточены Патриарх Никон, князь Симеон Бекбулатович, князь Иван Шуйский. Недаром потом говорили, что на Руси есть три «великие царские крепости»: Троице-Сергиев, Соловецкий и Кирилло-Белозерский монастыри, но последний «больше и крепче Троицкого».
В тихую погоду в глади озера отражаются мощные башни монастыря, а на крышах, куполах и крестах ве5село играют солнечные блики.
Слайд 11Ферапонтов монастырь
Монастырь Преподобного Ферапонта (основан в 1398 году в 20 км
от Кирилло-Белозерского монастыря) со временем тоже стал крепким и богатым. Его покровитель, князь Андрей Можайский, пожертвовал обители земли с деревнями и крестьянами, которые приносили доход монастырю.
Первую деревянную церковь Рождества Богородицы в 1490 году, при преемнике Ферапонта, заменили каменной. Это довольно простой одноглавый храм. Но на все века его прославили фрескивеликого Дионисия и его сыновей, Владимира и Феодосия.
Эпоха Дионисия сменила эпоху другого гениального художника начала XVI века – Андрея Рублева. Как и Рублев, Дионисий много работал в Москве, писал фрески и иконы в Кремле и подмосковных монастырях. Но фрески Ферапонтова монастыря лучше сохранились, и здесь можно видеть цельную композицию.
Почти все фрески – ликующий гимн во славу Пресвятой Девы Марии. На них высокие, стройные фигуры, их движения плавны, никаких резких поворотов и жестов, всем правят грация и гармония. Фигуры едва касаются земли, будто парят в воздухе, вызывая ощущение легкости и одухотворенности. Гармония линий подчеркивается гармонией цвета. На фресках нежные краски розоватых, зеленых и серебристых оттенков сочетаются с яркими пятнами голубого – «голубца», как его тогда его называли, - в небесах и нарядных одеждах. По сравнению со светлыми красками Дионисия фрески XIV века кажутся мрачными и темными.
Слайд 12Соловецкий монастырь
Этот монастырь сыграл очень большую роль в русской истории.
Он помог освоить огромный северный край, принес поморским язычникам христианство, культуру, опыт хозяйствования. Защищал Русь с севера от иноземцев. Русский Север навсегда соединился с Москвой.
Настоящего расцвета монастырь достиг при игумене Филиппе в середине XVI века. Умный, энергичный, одаренный он развернул такое строительство, какого не знали ранее.
Деревянные постройки заменили каменными (прежде монастырь два раза сгорал дотла). Выстроили на острове свой кирпичный завод, а за известью плавали на материк на пятнадцати ладьях.
Сначала мастера из Новгорода, Салка и Столыпа возвели трапезную и при ней церковь и келарню (келарь – это завхоз монастыря). Трапезная получилась великолепная, площадью почти 500 кв. м и высотой до 7 м – самая большая в то время. Своды, которые ее перекрывали, опирались на один центральный круглый столб и расходились от него арками, подобно раскрытому цветку. Над трапезной возвышалась звонница.
Слайд 13Спасо - Преображенский собор
Он был создан в 1556-1564 годах теми же
мастерами, что и Соловецкий монастырь. Он выше Успенского собора в Москве. Огромной глыбой вырастает он в центре обители, его стены слегка наклонены внутрь, как у всех построек монастыря, отчего они кажутся прочно стоящими на земле. Четыре угла собора выступают башнями, как в средневековом замке; на них барабаны с куполами.
Раньше купола и кровля собора были деревянными. И весь ансамбль монастыря отличался живописным сочетанием суровых стен из кирпича и камня с причудливыми кровлями из дерева на крыльцах, наружных лестницах и переходах.
Позже все деревянные кровли заменили железными. А к концу XX века собор и вовсе оказался без куполов, барабанов и крестов. Это советская власть, борясь с религией, превратила его в … тюрьму.
Но остались неизменными крепостные стены и башни монастыря. Они сложены из огромных валунов (некоторые камни волокли 200-300 человек). Башни расширяются книзу и стоят так прочно и красиво, что еще многие поколения будут любоваться этим чудом северной земли.
Слайд 14Серебро Севера
Успенская церковь в Кондопоге
Церковь в Кондопоге стоит на берегу озера,
на узком мысу. Она стройная, изящная и удивительно гармоничная. Высокий квадратный сруб наверху немного расширяется, на нем поставлен восьмигранник, потом шатер и главка. С востока пристроен квадратный алтарь, крытый «бочкой», с запада – трапезная, она же зал собраний для прихожан: церковь обслуживала большую округу. В трапезную с двух сторон ведут крытые лестницы. На крыше трапезной и алтаря – малюсенькие главки. Вот и все. Но тому, кто хочет испытать радость и волнение от встречи с совершенным творением человеческих рук, нужно увидеть Успенскую церковь в Кондопоге.
Слайд 15Церковь Спаса-Преображения в Кижах
Ансамбль в Кижах состоит из трех зданий:
Преображенской церкви (1714), Покровской церкви (1764), колокольни (1874) – и ограды, окаймляющей сооружения изломанным островерхним поясом.
Представьте себе: вода, облака, плоские зеленые острова – и вдруг среди полного безмолвия перед вами открывается серебристая пирамида волшебного храма. Рядом – стройная колокольня и еще одна церковь короной куполов наверху.
«Пирамида» - это церковь Преображения Господня. Главы, главы, главы… Кажется, они рвутся вверх, к большой центральной главе, как души верующих к Богу. Наверное, это чувство и хотел выразить легендарный мастер Нестор, когда срубил такую церковь о 22 главах в 1714 году. Недаром, как рассказывают, он выбросил свой топор в озеро со
словами : «Нет и не будет такой!». Русские плотники создали здесь настоящую поэму в дереве.
Слайд 16Церкви Углича и Ярославля
Успенская («Дивная») церковь в Угличе
В древнем волжском
городе Угличе появилась Успенская («Дивная») церковь Алексеевского монастыря (1628 г.). «Дивной» ее прозвали за три высоких шатра, изящные силуэты которых тянутся к небу, вызывая восторг всех, кто видел храм. Церковь по велению настоятеля построили в память о защитниках монастыря. В 1609 году монахи и пятьсот жителей Углича и окрестных деревень бились здесь с поляками и все до одного погибли. Последние из них, укрывшиеся в подвале, были заживо засыпаны землей… Три шатра «Дивной» церкви как три свечи над братской могилой павших героев.
Слайд 17Церковь Ильи Пророка
Жемчужина ярославского зодчества – церковь Ильи Пророка (1647-1650
г.).
Раньше она стояла в центре обширной усадьбы скупщиков пушнины Скрипиных, потом, по новой планировке, оказалась на главной площади Ярославля, но не потерялась, а очень украсила ее.
С правой и левой сторон пятиглавого храма, как стражи, вытянулись два высоких шатра. Один шатер – восьмигранная колокольня, другой – придел Ризположения.
Основной храм – простой и строгий, но двухэтажная галерея, ее крыльца и ограда церкви богато украшены квадратными нишами с белокаменными резкими вставками в середине. На вставках – изображения фантастических зверей и цветов. Раньше стена вокруг была еще расписана и цветными узорами. У крыльца – двойная арочка с висячей «гирькой», этот прием стал любимым в те времена. По стенам галереи идет великолепный пояс из изразцов, а на куполах блестит зеленая черепица.
Слайд 18Церковь Иоанна Златоуста в Коровницкой слободе
Самая замечательная из церковь с
двумя шатрами – церковь Иоанна Златоуста в Коровницкой слободе (1649-1654 г.). В украшении церкви много выдумки: тут и пояса из кокошников на шатрах, и фигурные столбы на галерее, и арочки с гирьками на островерхних крыльцах. И наконец, на апсиде – большое окно в фигурной раме из цветных израсцов. Общий размер этой «картины» - восемь метров на пять! Это великолепное окно – единственное во всей русской архитектуре.
Слайд 19Церковь Иоанна Предтечи
Первенство в Ярославле принадлежит Толчковской слободе, где жили кочевники.
Здесь так искусно и богато обработаны стены и крыльца храма Иоанна Предтечи, что это невозможно описать, это надо увидеть. И сама церковь в Толчкове совершенно необычна: два ее квадратных придела подняты до общей высоты храма и увенчаны группами по пять куполов. У церкви 15 куполов!
Слайд 20Успенский собор в Ростове
В центре Ростова, на вечевой площади, издавна стоял
Успенский собор. Каменным он был уже с XIII века, но в 1408 году горел так, что его свинцовая кровля расплавилась, а своды упали внутрь. Собор восстановили в 1589 году, теперь у него пять больших глав и высокие стены, простые и строгие.
Слайд 21Суздаль
Спасо-Ефимиевский монастырь
На крутом берегу маленькой речушки Каменки высятся крепкие стены
и башни мужского Спасо - Евфимиевского монастыря. Возле него когда-то войска князя Василия Темного бились с татарами. Многие годы в монастыре хранилось старинное оружие и пушки XVI века.
Слайд 22Покровский монастырь
На другом берегу Каменки, в низине, белеют стены храмов
женского Покровского монастыря.
История многих русских монастырей порой тесно связана с трагедией человеческих судеб: в них часто томились ссыльные.
В Покровский монастырь князья и бояре ссылали жен, от которых хотели избавиться.
Слайд 23«Русское Барокко»
Введенский собор в Сольвычегодске
В стиле «нарышкинского барокко» купцы Строгановы,
разбогатевшие на солеварении, построили в «столице» своего промысла, Сольвычегодске, на реке Вычегде, притоке Северной Двины, великолепный Введенский собор (1689-1693 г.). Высокий пятиглавый храм с двухэтажной галереей очень красив. На красной кирпичной стене ярко светятся белокаменные резные детали. Тут и калонки, и карнизы, и богатые наличники больших окон, и «петушиные гребешки». Все выполнено мастерски. Введенский собор – сокровище архитектуры Севера.
Слайд 24Рождественская церковь
в Нижнем Новгороде
Еще богаче декоративное убранство Рождественской церкви в
Нижнем Новгороде, тоже построенной Строгановыми. Пышная белокаменная резьба: виноградные лозы, цветы, яблоки, груши, гранаты, раковины и завитки – покрывает стены церкви почти сплошным ковром.
Слайд 25Покровская церковь в Красноярске
Сибирь стала заселяться русскими людьми. Постепенно вдоль
сибирских рек появились городки, церкви, пашни. Когда первые деревянные храмы сгорели, стали строить каменные.
К этому времени Россия объединилась с Украиной, и украинская архитектура повлияла на русскую. Появились храмы из трех частей – церкви, трапезной и колокольни. Кровли стали фигурными, барабаны куполов высокими, в несколько ярусов, а купола, наоборот, маленькими. Так построен один из самых красивых сибирских храмов – Покровская церковь в Красноярске (1795 г.). Ее сравнивают со сказочной лестницей в небо и называют «маленьким сибирским чудом».
Слайд 26Слово о Москве
Самые главные соборы Москвы окружают сейчас своими золотыми куполами
центр Кремля – Соборную площадь. Это Успенский собор (1475-1479 г.), где проходили самые важные государственные церемонии: венчали на царство русских царей, избирали глав русской церкви, хоронили московских митрополитов и патриархов.
Благовещенский собор – домовая церковь русских царей и великих князей (1484-1489 г.).
Архангельский собор (1505-1508 г.) – место погребения, усыпальница московских царей и великих князей.
Эти соборы мы, к счастью, можем видеть до сих пор. Так же, как колокольню Ивана Великого.
Слайд 27Храм Василия Блаженного
Стоит на Красной площади у стен Кремля и
великолепный Покровский собор, или, как его чаще называют, храм Василия Блаженного (1555-1561 г.). На иностранных туристов храм производит большое впечатление. Он стал символом России.
В нескольких километрах от Кремля царит над округой стоящая на обрыве Москвы – реки церковь Вознесения в Коломенском (1532 г.). Прекрасный памятник мастерству и высокой духовности русских людей, не превзойденный за много веков.
Раскинулись по Москве ансамбли крупных монастырей, когда-то защищавшие подступы к городу: Новодевичьего, Симонова, Новоспасского, Донского.
Неотделимы от Москвы и Троице - Сергиева Лавра, и Новый Иерусалим, и церковь в Уборах.
Слайд 28Новая столица
Смольный монастырь
В Смольном монастыре широкий двор, окруженный сплошной трехэтажной
полосой жилых корпусов, на углах которых выстроены четыре небольшие церкви с золотыми куполами. В центре двора – огромный, устремленный в небо собор. У него пять глав на высоких двухъярусных барабанах. Первое впечатление от него – будто к небу рвется костер голубого пламени. Стены собора и корпусов выкрашены в голубой цвет, а многочисленные колонны и детали фасада – в белый. Вместе с золотом куполов и крестов создается впечатление торжественного праздника во славу Иисуса Христа.
К сожалению, не построена высокая 140-метровая колокольня, запроектированная Растрелли, ее можно видеть только на макете ансамбля.
Слайд 29Казанский собор
Торжественный, даже строгий, Казанский собор построен в честь чудотворной
иконы Казанской Божьей Матери архитектором Андреем Никифоровичем Воронихиным, бывшим крепостным графа Строганова. В 1800 году он выиграл конкурс, в котором участвовали именитые архитекторы, и получил право строить собор.
В центре – портик из шести колонн, с треугольным фонтаном. Создается полное впечатление главного входа. Фасад получился внушительным и красивым.
Казанский собор построен в стиле классицизма.
Слайд 30Исаакиевский собор
В торжественном классическом стиле построен и самый главный собор
Петербурга – Исаакиевский. Он увенчан позолоченным куполом – таким высоким, что виден почти со всех концов города. На день святого Исаакия приходится день рождения Петра I, так что Исаакиевский собор вполне можно назвать памятником самому Петру I.