Презентация, доклад по обществознанию на тему Культура и духовная жизнь общества

Содержание

Духовная жизньСфера деятельности человека и общества, которая включает как усвоение накопленных духовных ценностей, так и творческое созидание новых.Духовная жизнь обществаДуховная жизнь личности

Слайд 1«КУЛЬТУРА И ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ ОБЩЕСТВА»
ГБПОУ Колледж традиционных искусств народов Забайкалья

«КУЛЬТУРА И ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ ОБЩЕСТВА»ГБПОУ Колледж традиционных искусств народов Забайкалья

Слайд 2Духовная жизнь
Сфера деятельности человека и общества, которая включает как усвоение накопленных

духовных ценностей, так и творческое созидание новых.

Духовная жизнь общества

Духовная жизнь личности

Духовная жизньСфера деятельности человека и общества, которая включает как усвоение накопленных духовных ценностей, так и творческое созидание

Слайд 3
ОДНИМ ИЗ ГЛАВНЫХ УСЛОВИЙ ЛИЧНОСТИ-
ОСВОЕНИЕ КУЛЬТУРЫ

ОДНИМ ИЗ ГЛАВНЫХ УСЛОВИЙ ЛИЧНОСТИ- ОСВОЕНИЕ КУЛЬТУРЫ

Слайд 5ГДЕ НАЧИНАЕТСЯ КУЛЬТУРА?
Культура - «Вторая природа», сотворенная человеком

ГДЕ НАЧИНАЕТСЯ КУЛЬТУРА?Культура - «Вторая природа», сотворенная человеком

Слайд 6Культура


От лат.Culture - «Возделывание, обработка почвы»

Все виды преобразовательной деятельности человека и

общества, а также ее результаты.

Совокупность всех видов преобразовательной деятельности человека, а также результат этой деятельности, включая преобразование самого себя.

КультураОт лат.Culture - «Возделывание, обработка почвы»Все виды преобразовательной деятельности человека и общества, а также ее результаты.Совокупность всех

Слайд 7КУЛЬТУРА
В широком смысле –
Это преобразовательная, творческая деятельность человека
В узком смысле
Культура

употребляется для характеристики материального и духовного развития определенных исторических эпох, конкретных обществ, народностей
КУЛЬТУРАВ широком смысле – Это преобразовательная, творческая деятельность человекаВ узком смыслеКультура употребляется для характеристики материального и духовного

Слайд 11Деятельность
Специфический вид активности человека, направленный на совершенствование окружающего мира и самого

себя

Практическая
Духовная
ДеятельностьСпецифический вид активности человека, направленный на совершенствование окружающего мира и самого себяПрактическая Духовная

Слайд 12.
КУЛЬТУРА
МАТЕРИАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА -
объекты, имеющие вещественное, осязаемое выражение, созданное и

используемое человеком (дома, дороги, техника, мебель)

ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА СВЯЗЫВАЕТСЯ С РЕЗУЛЬТАТАМИ ДУХОВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ПРЯМАЯ СВЯЗЬ МЕЖДУ УРОВНЕМ РАЗВИТИЯ МАТЕРИАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ И ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ ОТСУТСТВУЕТ

МАТЕРИАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА ОБЫЧНО СВЯЗЫВАЕТСЯ С ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ОБЩЕСТВА И ЧЕЛОВЕКА

ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА –
сотворенное разумом и чувствами людей (идеи, мысли, вера, чувства, язык, правила, ценности..)

.КУЛЬТУРА МАТЕРИАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА - объекты, имеющие вещественное, осязаемое выражение, созданное и используемое человеком (дома, дороги, техника, мебель)ДУХОВНАЯ

Слайд 13ДУХОВНОЕ РАЗВИТИЕ ОБЩЕСТВА.
Пути
приращения духовного
богатства

Путь преемственности (традиции) связан с сохранением и передачей

ценностей от одного поколения к другому.
Традиции – стабильный элемент культуры, они накапливают и сохраняют созданные человечеством культурные ценности.

Путь новаторства -культура развивается за счет пополнения новыми ценностями, которые не всегда оцениваются современниками по достоинству.
Новаторство сообщает динамику и толкает к развитию культурные процессы.

ДУХОВНОЕ РАЗВИТИЕ ОБЩЕСТВА.Путиприращения духовногобогатстваПуть преемственности (традиции) связан с сохранением и передачей ценностей от одного поколения к другому.Традиции

Слайд 14Функции культуры
Приспособление к окружающей среде
Накопление, хранение и передача культурных ценностей
Целеполагание и

регулирования жизни общества и деятельности человека
Социализация
Коммуникативная
Функции культурыПриспособление к окружающей средеНакопление, хранение и передача культурных ценностейЦелеполагание и регулирования жизни общества и деятельности человекаСоциализация

Слайд 15. ПРОБЛЕМА МНОГООБРАЗИЯ КУЛЬТУР Культура - как социокультурная историческая общность людей.

1.

ТОЧКА ЗРЕНИЯ:
Локальные культуры развиваются по своим законам, поэтому говорить о планетарном единстве человечества нельзя.

2.ТОЧКА ЗРЕНИЯ:
Уникальность культур не исключает их взаимодействия.

ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ КУЛЬТУР

. ПРОБЛЕМА МНОГООБРАЗИЯ КУЛЬТУР  Культура - как социокультурная историческая общность людей. 1. ТОЧКА ЗРЕНИЯ: Локальные культуры

Слайд 16ДИАЛОГ КУЛЬТУР
КРИЗИС КУЛЬТУРЫ В ХХ ВЕКЕ И ПУТИ ВЫХОДА.

Д.С.ЛИХАЧЕВ писал: «Настоящие

ценности культуры развиваются только в соприкосновении с другими культурами, вырастают на богатой культурной почве и учитывают опыт соседей».
В.С. БИБЛЕР- ЧРЕЗВЫЧАЙНО ВАЖНО, ЧТОБЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ КУЛЬТУР ПРЕВРАТИЛОСЬ В ДИАЛОГ.
БАХТИН- СЧИТАЛ , ЧТО КУЛЬТУРА МОЖЕТ СУЩЕСТВОВАТЬ ТОЛЬКО НА ГРАНИЦАХ: НА ГРАНИ ПРОШЛОГО И НАСТОЯЩЕГО, В СТОЛКНОВЕНИИ РАЗЛИЧНЫХ КУЛЬТУР.
ПОЭТОМУ НЕОБХОДИМ ДИАЛОГ

ИССЛЕДОВАТЕЛИ РАССМАТРИВАЮТ КУЛЬТУРУ КАК ОГРОМНОЕ ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ ПРОСТРАНСТВО.

ДИАЛОГ КУЛЬТУРКРИЗИС КУЛЬТУРЫ В ХХ ВЕКЕ И ПУТИ ВЫХОДА.Д.С.ЛИХАЧЕВ писал: «Настоящие ценности культуры развиваются только в соприкосновении

Слайд 17Диалог культур – это взаимодействие двух и более культур разных народов,

обществ

1. Диалог культур ведется с целью обмена разного рода информацией.
2. Диалог культур позволяет народам лучше узнать друг друга, понять, перейти на более совершенный уровень общения.
3. Диалог культур – новая форма социальной организации, характерная для постиндустриального общества, для процесса глобализации.
4. Диалог культур взаимно обогащает результатами интеллектуального и материального творчества.

Диалог культур – это взаимодействие двух и более культур разных народов, обществ1. Диалог культур ведется с целью

Слайд 18НАРОДНАЯ КУЛЬТУРА
Создается анонимными творцами,
не имеющими профессиональной подготовки (мифы, легенды эпосы,

сказки, песни, танцы, карнавалы)
НАРОДНАЯ КУЛЬТУРАСоздается анонимными творцами, не имеющими профессиональной подготовки (мифы, легенды эпосы, сказки, песни, танцы, карнавалы)

Слайд 20Массовая культура

Массовая культура

Слайд 21Массовая культура
Появилась в ХХ в.
Коммерческая направленность
Ориентация на вкусы и запросы массового

потребителя
Проста, доступна, развлекательна и стандартизирована
Использует понятные всем темы и образы
Неотделима от СМИ
Массовая культураПоявилась в ХХ в.Коммерческая направленностьОриентация на вкусы и запросы массового потребителяПроста, доступна, развлекательна и стандартизированаИспользует понятные

Слайд 22Массовая культура
Средняя языковая норма, прагматика.
Основные символы:
Кинематограф, телевидение, реклама, телефон.
Китч –

от нем Kitsch -1)халтура, безвкусица; 2) произведение массовой культуры, внешне похожее на дорогие вещи, лишенное творческого начала.
Массовая культура	Средняя языковая норма, прагматика.	Основные символы: 	Кинематограф, телевидение, реклама, телефон.	Китч – от нем Kitsch -1)халтура, безвкусица; 2)

Слайд 23Элитарная культура
«Искусство для искусства».
Творится профессионалами для профессионалов. Круг потребителей –

высокообразованная часть общества.
Элитарная культура	«Искусство для искусства». Творится профессионалами для профессионалов. Круг потребителей – высокообразованная часть общества.

Слайд 24Элитарная культура

В современной культуре к элитарной относят фильмы Феллини, Тарковского, книги

Кафки, Белля, картины Пикассо, музыку Дюваля, Шнитке. Однако иногда элитарные произведения становятся популярными (например, фильмы Копполо и Бертолуччи, произведения Сальвадора Дали и Шемякина).

Кандинский

«Апофеоз абстракции»

Элитарная культура		В современной культуре к элитарной относят фильмы Феллини, Тарковского, книги Кафки, Белля, картины Пикассо, музыку Дюваля,

Слайд 25Элитарная культура
Рассчитана на узкий круг потребителей (культурную элиту - интеллигенцию)
Сложные по

форме и содержанию произведения
Не направлена на получение прибыли
Главная цель – стремление к самовыражению

Марк Шагал. Над городом.

Пабло Пикассо

Элитарная культураРассчитана на узкий круг потребителей (культурную элиту - интеллигенцию)Сложные по форме и содержанию произведенияНе направлена на

Слайд 27Разновидности культуры

Разновидности культуры

Слайд 28Доминирующая культура
Совокупность норм, которыми руководствуется большинство членов общества.

Доминирующая культура  Совокупность норм, которыми руководствуется большинство членов общества.

Слайд 29Субкультура
Включает в себя групповые нормы, которые не формализованы, опираются на неписанные

кодексы поведения, но не противоречат доминирующей культуре.
Субкультура	Включает в себя групповые нормы, которые не формализованы, опираются на неписанные кодексы поведения, но не противоречат доминирующей

Слайд 31Контркультура
Ее нормы противостоят доминирующей, общепринятой культуре отрицают принятые большинством нормы, традиции,

ценности
Андерграунд, «пришельцы», «гремящая пустота», «дорога в никуда» и т.п.
Контркультура	Ее нормы противостоят доминирующей, общепринятой культуре отрицают принятые большинством нормы, традиции, ценности	Андерграунд, «пришельцы», «гремящая пустота», «дорога в

Слайд 32Молодежная субкультура

Часто рассматривается как девиантная (отклоняющаяся), выражающая некую степень оппозиции господствующей

культуре.
Развивается чаще всего на основе своеобразных стилей в одежде и музыке и связана с развитием общества потребления, создающего все новые и новые рынки продукции, нацеленные прежде всего на молодежь.
Это культура демонстративного потребления. Ее возникновение связано также с повышением роли и значения свободного времени, досуга, вокруг которого и формируются все отношения.
Сосредоточивается также в большей степени на дружбе в группе сверстников, а не на семье. Кроме того, рост жизненного уровня позволяет осуществлять масштабные эксперименты с образом жизни, поиск иных, отличных от культуры взрослых, культурных оснований своего существования.
Молодежная субкультураЧасто рассматривается как девиантная (отклоняющаяся), выражающая некую степень оппозиции господствующей культуре. Развивается чаще всего на основе

Слайд 36Типология культур

Типология культур

Слайд 37
. Закрепление пройденной темы  «Культура и духовная жизнь»
Часть А
А1. Под словом

«культура» изначально подразумевалось(лись)
правила поведения в обществе 2) создание искусственной природы 3) способы обработки земли 4) способы производства новых знаний

А2.Определение: «Результат деятельности человека и общества, совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человеком» относится к понятию
1) искусство 2) творчество 3) наука 4) культура

. Закрепление пройденной темы  «Культура и духовная жизнь»Часть АА1. Под словом «культура» изначально подразумевалось(лись)правила поведения в обществе

Слайд 38 А3. Верны ли следующие суждения о культуре? А. Культура –совокупность ценностей, общий

уровень  интеллектуального, нравственного, эстетического развития людей. Б. Культура – совокупность исторически сложившихся форм совместной деятельности. 1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны А4. К духовной культуре относится 1) оборудование 2) искусство 3) здание 4) компьютере
А3. Верны ли следующие суждения о культуре? А. Культура –совокупность ценностей, общий уровень  интеллектуального, нравственного,

Слайд 39А5. Верны ли следующие суждения о субкультуре? А. Субкультура – совокупность норм

и ценностей культуры преступного слоя общества. Б. Субкультура – это автономное целостное образование внутри господствующей культуры, определяющее стиль жизни и мышление ее носителей. 1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны  А6. Определение культура: «Культура, создаваемая привилегированной частью общества, либо по ее заказу, профессиональными творцами» относится к понятию: 1) народная культура 2) массовая культура 3) элитарная культура 4) национальная культура
А5. Верны ли следующие суждения о субкультуре? А. Субкультура – совокупность норм и ценностей культуры преступного слоя

Слайд 40Часть В В1. Установите соответствие между видами культуры и их объектами:  к

каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца Объекты культуры                                                  Виды культуры А) пластмасса                                                          1) материальная культура Б) музыкальный образ                                            2) духовная культура В) научные труды Г) живопись Д) рубило первобытного человека
Часть В В1. Установите соответствие между видами культуры и их объектами:  к каждой позиции, данной в первом

Слайд 41В2. Найдите в приведенном ниже списке понятия, относящиеся к материальной культуре и

запишите в порядке возрастания 1) религиозное учение 2) телевизор 3) музыка 4) оборудование 5) научное открытие 6) станок Станок- Оборудование - Телевизор
В2. Найдите в приведенном ниже списке понятия, относящиеся к материальной культуре и запишите в порядке возрастания  1)

Слайд 42Критерии оценки: 8 верных ответов – «5» 6-7 верных ответов – «4» 5 верных

ответов – «3»
Критерии оценки:  8 верных ответов – «5» 6-7 верных ответов – «4» 5 верных ответов –

Что такое shareslide.ru?

Это сайт презентаций, где можно хранить и обмениваться своими презентациями, докладами, проектами, шаблонами в формате PowerPoint с другими пользователями. Мы помогаем школьникам, студентам, учителям, преподавателям хранить и обмениваться учебными материалами.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть