Слайд 1Монетарная политика против фискальной
Урок экономики в 11 классе
Слайд 2Цели урока: обобщить изученный материал, остановиться на целях, задачах, инструментах монетарной
и фискальной политики и механизмах их воздействия на экономику страны;
развивать навыки самостоятельной деятльности, направленной на получение новой информации;
усовершенствовать навыки публичного выступления, групповой работы;
воспитывать культуру конструктивного мышления, развивать основы экономической грамотности;
формировать научное мировоззрение, способность применять полученные знания на практике.
Слайд 3Задачи урока: повторение ранее изученных понятий « монетарная политика» и «
фискальная политика» в широком и узком смысле; расширение ранее полученных знаний о роли государства в экономике, формирование коммуникативных умений при работе в группах.
Слайд 4
“С начала времён человечество
сделало три великих открытия: огонь, колесо и центральная банковская система”.
Уилл Роджерс (1879-1935 гг.)
Слайд 5Работа с понятиями.
Учетная ставка процента— норма процента, под который центральный банк
дает кредиты коммерческим банкам.
Норма обязательных резервов – часть средств коммерческих банков, которые они должны держать в виде резервов в центральном банке, чтобы осуществлять выплаты клиентам, желающим получить деньги со своих счетов.
Слайд 6Задание:
Составьте логические цепочки:
1.Что происходит, если Центральный банк повысит Учетную ставку процента?
Слайд 7повышение учетной ставки процента = кредит дорогой = сокращение числа заемщиков
= уменьшение количества денег в обращении.
Последствия:
«+» - снижение инфляции
«-» - спад производства
Слайд 82. Что происходит, если Центральный банк понизит учетную ставку процента?
Слайд 9понижение учетной ставки процента = кредит дешевый = увеличение числа заемщиков
= увеличение количества денег в обращении
Последствия:
«+» - подъем производства
«-» - усиление инфляции
Слайд 103. Что происходит, если Центральный банк повысит норму обязательных резервов?
Слайд 11увеличение нормы обязательных резервов = уменьшение количества денег у банков =
кредит дорогой = сокращение числа заемщиков = уменьшение количества денег в обращении.
Последствия:
«+» - снижение инфляции
«-» - спад производства
Слайд 124. Что происходит, если Центральный банк понизит норму обязательных резервов?
Слайд 13уменьшение нормы обязательных резервов = увеличение денег у банков = кредит
дешевый = увеличение числа заемщиков = увеличение количества денег в обращении
Последствия:
«+» - подъем производства
«-» - усиление инфляции
Слайд 14Фискальная (бюджетно - налоговая) политика государства- это комплекс мер, направленных на
регулирование делового цикла с помощью изменения расходов и доходов государственного бюджета.
Фискальную политику проводит правительство. Её инструменты оказывают влияние как на совокупный спрос (величину совокупных расходов в экономике), так и на совокупное предложение (деловую активность и величину издержек фирм). К инструментам фискальной политики относят налоги, систему государственных закупок, государственные трансферты.
Слайд 15Упражнение 1. Сгруппируйте перечисленные слова по признаку их связи с понятиями
«фискальная политика» и «монетарная политика».
Банковский резерв, социальный налог, государственные расходы, инфляция, государственный долг, денежная масса, кредит, коммерческий банк, бюджет
Слайд 16 Ответ: 1) монетарная политика — банковский резерв, инфляция, денежная масса,
коммерческий банк, кредит; 2) фискальная политика — социальный налог, государственный долг, бюджет, государственные расходы.
Слайд 17
Упражнение 2. Познакомьтесь с понятиями, найдите главный
смысловой ряд. Определите выпадающее понятие, относящееся к другому смысловому ряду.
Финансы, кредит, облигация, предложение, банковский процент, дефицит бюджета, налог на прибыль, инфляция.
Слайд 18
Упражнеие 3.Ниже приведен перечень терминов. Все они за исключением
одного, связаны с понятием «бюджетно- финансовая политика».
Косвенные налоги, бюджет, бюджетный дефицит, валютная интервенция, субсидии
Слайд 19 Практические задания на усвоение знаний учащимися.
Задание
1. Государство Алазония переживает период экономического спада. Правительству необходимо принять меры по выходу из кризиса. Представьте себя руководителем Центрального банка страны. Какие инструменты денежно-кредитной политики и как вы использовали бы для улучшения экономической ситуации? У вас есть варианты, попробуйте выбрать правильный.
Слайд 20
Вариант 1. Повысить учётную ставку процента за банковский кредит, сделав его
дорогим.
Вариант 2. Понизить учётную ставку процента за кредит, сделав его дешёвым.
Слайд 21
Вариант 1. Уменьшить норму резервирования.
Вариант 2. Увеличить норму обязательного резерва.
Слайд 22
Задание 2. Экономика страны находится в состоянии спада. Проводится фискальная политика.
Государство решило сократить налоги на производимую продукцию. Ответить на вопросы: а) У вашей компании остаётся больше или меньше денег на расходы? б) На что в дальнейшем ваша компания будет тратить деньги? в) Это снизит или увеличит ВВП страны?
Слайд 23 Подведение итогов урока.
Домашнее задание.
Подготовиться к самостоятельной работе по темам:
« Монетарная политика государства», «Фискальная политика государства».