Слайд 1Тема:
Культура. Этика. Биоэтика.
«Наука без совести
опустошает душу».
Франсуа Рабле.
Автор - Макеева
Д.В.
Слайд 2Цель занятия:
Повторить ранее изученные понятия;
познакомиться с понятиями «этика», «биоэтика» и
т.д.;
дать представление о культурных процессах, идущих в современном обществе;
сформировать мнение об этике и биоэтике;
продолжить формирование целостной картины восприятия мира;
развитие мышления, памяти, внимания, устной и письменной речи;
воспитание культуры общения.
Слайд 3Актуальность темы:
Общество быстро меняется.
Процессы глобализации уже, вероятно, не
остановить.
В таких условиях появляются новые моральные вопросы, вызывающие неоднозначную реакцию общества.
Слайд 4План занятия:
Повторение изученной темы;
Изучение новой темы;
Закрепление изученного;
Подведение итогов.
Слайд 5 Тема занятия связана с историей, социологией, политологией, философией, генетикой…
Но почему же мы изучаем её на обществознании?
Слайд 8Задание – выбрать верный(е) вариант(ы) ответа.
Да или нет
Слайд 9Культура - это…
А) система правовых отношений в обществе;
Б) созданный человеком материальный
и духовный мир;
В) созданный природой материальный мир.
Слайд 10Культура - это…
А)созданный человеком материальный и духовный мир;
Б)цивилизация;
В)уровень развития какого- либо
общества.
Слайд 11Почему были сделаны такие выводы?
Однозначное ли слово «культура»?
Слайд 12
*** Запишите в рабочую тетрадь слова, которые ассоциируются
у Вас с
понятием «культура».
Слайд 13Культура
Запишите слова, которые ассоциируются
у Вас с понятием «культура».
Слайд 14Можем ли мы заменить слово «культура» словом «цивилизация»?
Что такое цивилизация?
Слайд 16 Определите и отметьте в рабочей тетради, в какой строке говорится
о культуре как о цивилизации:
А) «В наше время лидерам по выращиванию злаковых культур являются Россия, Польша, Украина и Белорусь».
Б) «О судьбе российской культуры споры идут очень давно...»
В) «Телеканал «Культура» планирует несколько поменять программу передач на выходные…»
Слайд 17 Культурные ценности:
- материальные;
- духовные.
Слайд 18
Охарактеризуйте каждый из типов ценностей.
Слайд 28 Прочтите текст в рабочей тетради и запишите номера тех предложений,
под которыми записаны функции культуры.
Слайд 29РФ – многонациональное государство.
Что на это указывает?
Что такое национальная культура?
Слайд 32 Одно из направлений современной этической мысли – биоэтика.
Слайд 33 БИОЭТИКА –
это направление, рассматривающее проблемы в новейших областях
медицины.
Слайд 34 Медицинская этика как составляющая медицины существует и развивается не одно
тысячелетие.
До настоящего времени сохранили свою значимость многие нормы и требования, которые предъявлялись к врачам эпоху Гиппократа и в эпоху Возрождения.
Слайд 35 Революция в биологии и медицине повлекла за собой проблемы, ранее
не знакомые обществу.
Слайд 38Первый этап (Античность).
Сократ
(469- 399 гг. до н.э.).
Аристотель
(384 – 322 гг. до н. э.)
Гиппократ Косский
(460г. –377 гг. до н.э.)
Слайд 39Что такое «Клятва Гиппократа»?
Что Вам известно о медицине в Древнем Риме
и Греции?
Слайд 40Второй этап (Средневековье).
Буддизм, христианство, ислам.
Приблизительно схожие идеи – не вредить, творить
добро.
Слайд 41Третий этап (Новое время, Европа)
Первый в России Московский университет был открыт
в 1755г.
Медицинский факультет начал работу 1758г.
Большую роль в развитии медицинской этики в России сыграли труды декана медицинского факультета Московского университета М.Я. Мудрова.
Слайд 42
Четвертый этап (Этика, биоэтика)
Принципы биоэтики –
соблюдение автономии индивида,
свободы воли и
выбора,
информированного согласия.
Слайд 44Изменение поведения с помощью «шоковой терапии»,
Генная инженерия,
Суррогатное материнство,
Этика аборта,
Клонирование,
Трансплантация органов,
Продажа детей,
Изменение
пола,
Искусственное продление жизни,
Эвтаназия и т.д.
Слайд 57 Каково будущее биоэтики? Пока что мы можем только размышлять и
строить логические выводы.
Будущее науки в руках высокообразованных специалистов…
Слайд 62 Всё живое
на Земле подвержено старению и смерти…
Слайд 65 Естественно, человек задумывается о своём будущем и желает сохранить жизнь…
Так, например,Tom Hussey создал ряд фотографий на эту тему под названием «Зеркало помнит» (2014).
Слайд 72
Современная наука позволяет сохранить молодость тела на срок более
долгий, чем тот, который даёт природа.
Наука также позволяет спасти жизнь смертельно больного…
Возникает вопрос –
имеем ли мы право
менять ход жизни?
Слайд 74 Слова из Клятвы Гиппократа:
"Я не дам никому просимого у
меня смертельного средства и не покажу пути для подобного замысла".
Слайд 75 Врач не имеет права вредить пациенту.
Но бывают случаи, когда
появляется вопрос –
сохранить ли жизнь страдающего тяжело больного или прервать её и страдания?!
Слайд 76
Подлежащая обсуждению дилемма состоит в следующем: предоставить
ли больного технике и природе, обрекая его на тяжелую, долгую и болезненную смерть, или путем совершения или несовершения каких-то действий, помочь ему умереть.
Слайд 77Пример из жизни:
Доктор Краай, уже пожилой человек, был обвинен
в 1965 г. в умышленном убийстве своего пациента и друга Фредерика Вагнера 81 года.
К тому времени тот уже пять лет страдал болезнью Альцгеймера - распад высших корковых функций, никого уже не узнавал, не помнил себя и ничего не сознавал, мучился тяжелыми болями.
Чтобы прекратить страдания друга, доктор Краай тайно, никого не уведомив, ввел тому тройную дозу инсулина.
Вызванный ночью к больному, он зафиксировал его смерть. Когда истина вскрылась, доктора арестовали. Отпущенный под залог, он через две недели сделал инъекцию себе и ушел из жизни.
Слайд 78Пример из жизни:
11 апреля 1989 г. суд города Олбани
(США, штат Нью-Йорк) отменил собственное, принятое ранее решение прекратить искусственное питание Керри Куиз - 86-летней женщины, которая уже пять месяцев находилась в состоянии, квалифицированном врачами как необратимая кома.
Первоначальное решение (о прекращении искусственного питания) было принято но настоянию родственников, которые аргументировали свое решение тем, что таково было желание самой Керри Кунз.
Но 9 апреля, за два дня до решения суда, пациентка неожиданно для всех пришла в себя, начала говорить и понемногу кушать.
Слайд 79Если при первоначальном вынесении вердикта суда учитывалось желание женщины быть отключенной
от аппарата иск.питания, можно ли считать, что если бы она не пришла в себя и умерла, это было бы убийством?
Можно ли было бы в этом случае кого-то привлечь к юридической ответственности?
Слайд 81 Технология суррогатного материнства запрещена в некоторых странах (Германия), но
разрешена в России и на Украине.
В каждой стране имеются особенности законодательства, по-разному нормирующие эту практику.
Слайд 83 Вопрос о возможности проведения медицинского аборта, о допустимости, решается
законодательно, в разных странах
по-разному, в зависимости от светского или религиозного характера государства.
Слайд 84 Православие, католицизм, буддизм, индуизм и ислам отрицают возможность аборта, даже
по медицинским показаниям.
Слайд 85 В большинстве светских государств считается, что телесная автономия женщины дает
ей право распоряжаться своим организмом, а появление новой личности, обладающей правами, происходит в момент появления на свет.
Поэтому во всех этих странах аборт разрешён.
Слайд 86Видео
«Я – колючий узелок в душе врача…»
Слайд 88 В 1987 году в СССР в лаборатории Л. М. Чайлахяна впервые из клетки эмбриона
была клонирована мышь.
Слайд 89 Овечка Долли- официально первое клонированное животное (1997)
Слайд 92 В 2014 году создана искусственная матка, а которой был выращен
ягнёнок.
Это очередной вопрос, которого касается общественная мораль…
Слайд 94 Трансплантация органов может спасти чью-то жизнь…
Слайд 97 В России прижизненное изъятие органов (в основном почки) допускается
только от ближайших родственников, с обоюдного согласия участников.
Слайд 98 Пересадка органов от животных может подвергаться негативной оценке со
стороны отдельных религиозных конфессий или их представителей.
В частности, по тем или иным соображениям, для мусульман или иудеев неприемлемыми могут быть ткани и органы свиньи, а для индуистов — коровы.
Слайд 100 * Фото из музеев тела человека в Москве и г.Губен
(Германия).
Слайд 123 Среди учащихся 1 курса колледжа (февраль 2014г.) был проведен соц.опрос
, темой которого стали вопросы биоэтики…
Слайд 126Соц.опрос.
Отметьте в таблице то, с чем Вы согласны.
Слайд 127 Итак, в биоэтике возникает противоречие между классическими принципами медицины и
современными принципами самостоятельности личности.
Слайд 128 Врач не в состоянии нести всю полноту ответственности за принятие
жизненно важных для пациента решений.
Слайд 129 В 2001 году МЗ РФ была принята Программа по биоэтике.
Слайд 130 Биоэтика является системным ответом на так называемые «проблемные ситуации»
этико-правового характера, объективно возникающие под влиянием научно-технического прогресса в экологии, биологии и медицине, в частности — в современной клинической практике.
Слайд 131Объясните фразу:
«Наука без совести
опустошает душу»,- Франсуа Рабле.
Слайд 132Синквейн на тему «Биоэтика».
1. Слово – биоэтика.
2. Подобрать 2 прилагательных, которые
его характеризуют (отвечают на вопрос – какая?)
3. Подобрать 3 глагола, которые характеризуют понятие «биоэтика» (что делать?)
4. Подобрать пословицу, поговорку или цитату, которая отражала бы смысл и характер данного слова (можно заменить определением понятия)
5. Подобрать одно-два слова (не более) на основе своего мнения ( т.е. синонимы к термину «биоэтика»).
Слайд 134 Учащиеся делятся на 4 группы.
За каждый этап каждая группа
получает определенное условленное количество баллов.
***Победившая группа получает «5» за работу на занятии.
Слайд 136 1. Назовите животных, которые являются обычно подопытными для экспериментов.
***1
балл
Слайд 1372. Назовите фамилию ученого – генетика, который был осуждён в 1930-е
годы в СССР за свою деятельность.
***2 балла
Слайд 139 Могут ли от брака голубоглазой женщины (рецессивный признак)
с первой
группой крови и кареглазого мужчины с четвертой группой крови, мать которого имела голубые глаза, родиться ребенок с голубыми глазами с первой группой крови?
Ответ поясните.
***3 балла
Слайд 141 Создайте и представьте плакат на тему
«Вопросы биоэтики».
Стиль любой.
Время –
15-20 минут.
***5 баллов максимально.
Слайд 143 Оглашение результатов опроса в группе.
Слайд 144***Как Вы считаете,
есть ли будущее у биоэтики?
***Есть ли в ней
смысл?
Слайд 145Сегодня я узнал…
Я понял…
Было непонятно…
Я знал раньше…
Мне понравилось…
Меня смутило…
Слайд 147Понравилось ли Вам
сегодняшнее занятие?
Да, я узнал много
интересного.
Настроение приподнятое
Да, но я уже всё знал раньше
Занятие не вызвало
положительных эмоций.
Нет, мне не понравилось
Слайд 149Литература
Белкина Г.Л., Корсаков С. Н. И.Т.Фролов и становление отечественной биоэтики //
Биоэтика и гуманитарная экспертиза: Комплексное изучение человека и виртуалистика. Вып. 3.
Биоэтика в высшей школе, Т. Н. Павлова, 1998
Биоэтика в школе, Биоэтика в школе, ч.2, 1996
Биоэтика на рубеже тысячелетий. Обзор материалов V Всемирного конгресса по биоэтике— «Медицинское право и этика», № 2, 2001. — с. 12—22.
Биоэтика: Проблемы и перспективы. // Вопросы философии, № 3, 1994
Биоэтика и гуманитарная экспертиза. Вып. 2 / Отв. ред. Ф.Г.Майленова. — М
Сгречча Элио. Биоэтика (учебник). — Изд. ББИ, 2001.
Фукуяма Фрэнсис. Наше постчеловеческое будущее.
Этика/ под ред. Гусейнова А.А., Дубко Е.А., М: Гардарики, 2000;
Кропоткин Т.А., Этика, М: Издательство гуманитарной литературы, 2005;
Этическая мысль// Научно-публицистические чтения, М: Гардарики, 2004;
Словарь по этике/Под ред. Привалова С.А., К: Град, 2003.
О различных проблемах биоэтики. Биомедицинская этика / Под ред. В.И. Покровского. //«Вопросы философии» (1994. № 3. С, 49-105).